НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЗВЕЗДА»
SCIENTIFIC-PRODUCTION ENTERPRISE «ZVEZDA»


09.04.2014

В 14.00 8 апреля 2014 года впервые в истории подразделение Воздушно-десантных войск (ВДВ) в рамках проведения опытной эвакуационно-спасательнй операции успешно десантировалось парашютным способом на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана, в непосредственной близости от Северного полюса.
Десантирование свыше 50 человек личного состава из самолета военно-транспортной авиации Ил-76 проходило недалеко от дрейфующей российской полярной станции «Барнео» (в районе 89 градусов северной широты) с использованием парашютной системы специального назначения «Арбалет-2».
На ледовую площадку из самолета Ил-76 беспарашютным способом на грузовых платформах также были сброшены необходимые для проведения операции материальные средства и грузы.

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА (ВДВ)
РОССИЯ И АРКТИКА
ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «АРБАЛЕТ-2″

25.04.2014

Разработку нового шлема для летчиков перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), также известного как истребитель 5-го поколения, осуществляет томилинское Научно-производственное предприятие (НПП) «Звезда» – традиционный российский разработчик защитного снаряжения летчиков военной авиации. Об этом АРМС-ТАСС сообщил главный конструктор истребителя Су-35 Игорь Демин.
Он отметил важность интеграции всех работ в направлении создания нового шлема. «Нельзя разделять разработку различных систем, включая систему отображения информации, и работы по созданию непосредственно шлема», – считает Демин. По мнению Демина, НПП «Звезда» должно интегрировать все наработки по «встраиваемым технологиям», полученные на протяжении 15 лет советскими и российскими фирмами.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50

15.05.2014
Реактивный ранец, который поможет космонавтам свободно перемещаться и работать в открытом космосе, а в случае опасности вернуть их на борт космического корабля или станции, разрабатывается российскими инженерами.
На знаменитом Научно-производственном предприятии «Звезда», где вот уже много лет делаются не только космические скафандры, но и уникальные средства спасения для летчиков и космонавтов, ведутся опытно-конструкторские работы по тематике отечественного сейфера. То есть устройства, которое вернет космонавта на космический корабль или станцию, если вдруг тот при выходе в открытый космос отдалился на опасное расстояние. По словам специалистов, уже к концу года возможности прототипа реактивного ранца будут продемонстрированы на наземном стенде НПП «Звезда». Российская газета

КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ

05.03.2015

НПП «Звезда» в марте изготовит демонстрационный образец «реактивного ранца» для космонавтов, сообщил ТАСС гендиректор предприятия Сергей Поздняков.
«В настоящее время мы завершаем работу по изготовлению демонстратора и планируем, что в марте он будет готов, что позволит провести его испытания на специальном стенде», – сказал Поздняков.
Он пояснил, что после испытания демонстратора планируется презентовать его представителям Роскосмоса, Центра подготовки космонавтов, РКК «Энергия» и других заинтересованных организаций. «Дальнейший шаг – изготовление опытных образцов», – уточнил собеседник агентства. По его словам, для этого потребуется уже другой уровень финансирования.
Инициативные опытно-конструкторские работы над «ранцем» стартовали в прошлом году. Устройство создается по аналогии с американской системой SAFER (Simplified Aid for EVA Rescue) и предназначается для автоматического возвращения космонавта, который удалился на опасное расстояние от космической станции. В американской системе используется ручное управление.
Сейчас безопасное передвижение космонавтов по внешней поверхности МКС обеспечивают два страховочных фала с карабинами и специальные поручни. AEX.ru

КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ

03.06.2015

Научно-производственное предприятие «Звезда» закончило серию заводских испытаний снаряжения и госиспытаний средств спасения летчиков самолета пятого поколения Т-50. Об этом сообщили 2 июня ТАСС в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации.
«Теперь уже не только сам самолет, его приборы и системы вооружения, но и новые кресло пилота, шлем и противоперегрузочный костюм позволяют достичь одних из лучших показателей по удобству и безопасности в мире», – отметили в корпорации.
«Некоторые образцы снаряжения летчика Т-50 уже испытываются в полете. Причем по ряду разработок наши изделия превосходят международные требования», – сказал генеральный директор-главный конструктор предприятия Сергей Поздняков.
Специалисты НПП «Звезда» закончили испытания унифицированного защитного шлема ЗШ-10 нового поколения, кислородной маски КМ-36М, противоперегрузочного костюма ППК-7, высотно-компенсирующего костюма ВКК-17, кислородной системы КС-50. В прошлом году были завершены государственные испытания катапультного кресла К-36Д-5.
В перспективном самолете Т-50 кресла могут регулироваться для того, чтобы лучше подходить для пилотов разной комплекции, по сравнению со старыми образцами система регулировки заметно расширилась. Кроме того, для «разгрузки» позвоночника во время полета изменен угол наклона установки кресла в кабине. Само кресло благодаря использованию современных материалов стало на 20% легче прежних образцов, состоящих в настоящее время на вооружении, что позволяет увеличить полезную нагрузку боевого самолета. Срок службы современного кресла – до 30 лет.
ТАСС

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50


НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЗВЕЗДА»

Научно-производственное предприятие «Звезда», основанное в 1952 году и преобразованное в 1994 году в акционерное общество, – головное предприятие в России в области создания и производства индивидуальных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, систем дозаправки самолетов топливом в полете.
Созданные «Звездой» системы успешно эксплуатируются на тысячах военных и гражданских самолетов и вертолетов в России и за рубежом, на всех российских пилотируемых космических кораблях и орбитальных станциях, а также на международной космической станции.
Главными задачами коллектива «Звезды» являются:
обеспечение высокой работоспособности летчиков и космонавтов при выполнении ими своей профессиональной деятельности (в том числе – в экстремальных условиях полета);
повышение эффективности применения летательных аппаратов за счет сокращения ограничений, накладываемых «человеческим фактором»;
спасение пилотов в аварийных ситуациях и возвращение их к своей профессиональной деятельности.
В результате глубоких научных исследований и поиска новых, подчас нетрадиционных решений «Звездой» разработан ряд высокоэффективных интегрированных систем для всех типов современных и перспективных летательных аппаратов.
«Звезда» работает в тесном контакте с ведущими научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и серийными предприятиями России, активно участвует в международных программах.

ПРОДУКЦИЯ
1.Космонавтика
1.1. Скафандры для выхода в открытый космос: Орлан-М, Орлан-МК
1.2. Аварийно-спасательные скафандры: Сокол-КВ-2
1.3. Амортизационные кресла «Казбек-У»
1.4. Средства профилактики невесомости Чибис
1.5. Нагрузочный костюм «Пингвин»
1.6. Снаряжение космонавтов:
одежда, спальные принадлежности
Гидрокостюм «Форель»
Система водоснабжения «Колос-5Д»
«Нева-КВ»
1.7. Ассенизационная установка АСУ-8А
2.Авиация
2.1.Средства аварийного покидания
2.1.1. Катапультные системы
К-36Д-3,5
Катапультное кресло К-93
К-36Л-3,5Я
2.1.2. Катапультные системы СКС-94 для легкомоторных самолетов
2.1.3. Катапультные системы для вертолетов К-37
2.1.4. Катапультные системы КС-2010 и КС-2012 для спасения пилотов и пассажиров гражданских малоскоростных одно- и двухместных самолётов в аварийной ситуации.
2.2. Амортизационные кресла:
АК-2000
Памир-М
2.3. Безбаллонная кислородная система КС-129
2.4. Защитное снаряжение, комплекты кислородного оборудования ККО-15, ККО-ВК
2.5. Системы дозаправки топливом в полете: УПАЗ, ПАЗ-МК
2.6. Системы сигнализации о пожаре и пожаротушения
2.7. Средства спасения для пассажиров гражданской авиации:
2.7.1. Надувные трапы, плоты.
2.7.2.Аварийные кислородные блоки.
3.Продукция гражданского назначения
3.1.Медицинское оборудование
3.1.1. Противошоковый костюм Каштан
3.2. Системы пожаротушения тонкораспыленным водным раствором
3.3. Парашютные системы
3.3.1.»Арбалет-1″,
3.3.2.»Арбалет-2″,
3.3.3.»Лесник-3″
3.4. Костюм пожарного парашютиста

ИСТОРИЯ
2 октября 1952 г. во исполнение Постановления Совета Министров Союза ССР от 27 сентября 1952 г. № 4325-1715 с.с. был подписан приказ Министра Авиационной Промышленности Союза ССР № 1150 «об организации работ по средствам обеспечения безопасности экипажей скоростных и высотных самолетов».
В соответствии с указанным Постановлением на базе основного корпуса производственного предприятия № 1 Центрального склада Министерства, в п. Томилино был организован опытный завод № 918 с опытным конструкторским бюро и научно-исследовательским отделом и определены его первоочередные задачи.
Работающий в то время начальником конструкторско-производственного комплекса Летно-исследовательского института С.М. Алексеев был назначен директором и Главным конструктором вновь созданного завода.
Опытный авиаконструктор, прошедший школу конструкторских бюро А.Н. Туполева и С.А. Лавочкина (в войну он был его заместителем и, в частности, занимался освоением производства самолетов Ла-5 на заводе № 21 в Нижнем Новгороде), Семен Михайлович Алексеев возглавлял завод № 918 немногим более 11 лет. В январе 1964 г., когда Министр авиационной промышленности П.В. Дементьев назначил Главным конструктором и ответственным руководителем завода Гая Ильича Северина,Семен Михайлович Алексеев остался в должности 1-го Заместителя. В первые годы работы Семену Михайловичу Алексееву удалось привлечь на завод ряд высококвалифицированных ученых, конструкторов и производственников.
К ним, прежде всего, следует отнести А.С.Повицкого, В.С.Вахмистрова, А.Г.Тростянского, К.К.Гладышева, А.И.Бойко, Н.Л.Уманского, И.Л.Макарова, С.Ш.Бас-Дубова, В.Г.Гальперина, А.Я.Балкинда, А.М.Бахрамова, А.Л.Зельвинского и ряд других.
Несколько позже коллектив завода пополняется молодыми специалистами из МАИ, МЭИ, МИХМа, МВТУ и других институтов.
Шел процесс становления опытного производства, заводских лабораторий, испытательной станции, служб главного технолога, металлурга, контролера и метролога.
На протяжении всех лет со дня основания завода руководство уделяет большое внимание строительству завода, развитию его инфраструктуры и особенно созданию лабораторно-испытательной базы.
На выделенной заводу № 918 территории в конце 1952 года был лишь один производственный корпус, в котором производилась мебель, лыжи, а также имелось несколько бараков и навесов для просушки древесины. Из-за отсутствия производственных площадей почти все службы, цеха и отделы были размещены в старом корпусе Центральных складов (ЦС), а конструкторы вообще вначале ютились в полуподвальном холодном помещении. Вот на этой базе и предстояло организовать конструкторский, испы-тательный и производственный процессы создания сложнейшей авиационной техники.
Первое крупное расширение производства стало возможным после перевода конструкторских и испытательных отделов в новый лабораторно-конструкторский корпус, введенный в строй в 1962 году. В результате площади цехов основного производства увеличились почти вдвое и заняли весь корпус № 1. Это позволило организовать сварочное и литейное производство, расширить цеха сборки и механообработки, запустить участок изготовления резинотехнических изделий.
В настоящее время сварочное производство оснащено оборудованием, способным выполнять все виды сварки цветных и черных металлов, освоено производство уникальных сварных конструкций, как например, жесткий корпус скафандра, различного вида баллоны и т.д.
Была создана общезаводская лаборатория, укомплектованная испытательным оборудованием для нужд входного контроля металлических и неметаллических материалов, контроля сварки, литья и термообработки.
В 1961г. введен в эксплуатацию отдельно расположенный корпус гальвано-лакокрасочных покрытий. В настоящее время в нем освоены работы по 29 видам покрытий.
В 1969 году был сдан в эксплуатацию новый большой производственный корпус, куда были перебазированы цеха механообработки, сборки, службы управления производством, службы главного контролера.
Расширение производственных площадей в основном закончено в 1970 году после постройки главного конструкторского корпуса.
В 1971г. выдал первую продукцию цех № 14 площадью в 1448 кв.м. Сейчас он способен производить до 500 тысяч в год резиновых и пластмассовых деталей.
В настоящее время цеха основного производства занимают площадь 27000 кв.м., располагают современным оборудованием, на котором работают 560 человек основных производственных рабочих.
Были созданы: термо-барокамерный комплекс, включающий камеры авиационного и космического назначения, центрифугу для технических и физиологических испытаний, пиротехнические стенды и катапульты, ударные стенды и копры для отработки средств приземления, комплекс аэродинамических труб, позволяющих практически в натурных условиях исследовать и испытывать защитное снаряжение пилотов, катапультные кресла, средства пожаротушения, системы дозаправки топливом в полете и ряд других.И сейчас, некоторые из наших экспериментальных установок, построенных многие годы тому назад, не имеют аналогов в мире.
В 1999 году была создана служба качества.
В 1994 году предприятие преобразовано в Открытое Акционерное общество с долей государства в уставном капитале 38%. Шло время, менялось название предприятия: Завод № 918; п/я 1052; п/я А-3927; НПП «Звезда» изменилась форма собственности, уточнялась и расширялась тематическая направленность наших работ, но научно-производственная сущность деятельности была неизменна все прошедшие годы. Сформировавшийся на протяжении многих лет высокопрофессиональный коллектив ученых, конструкторов, производственников, испытателей, созданная уникальная испытательная база и специализированное производство позволили «Звезде» достойно представлять высокое звание головного предприятия в СССР и в России в области создания и производства систем индивидуального жизнеобеспечения летчиков и космонавтов, средств спасение экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, систем дозаправки самолетов топливом в полете, средств защиты летательных аппаратов от пожара и взрыва, средств для внекорабельной деятельности в космосе.
Уместно отметить, что после снятия завесы секретности (в процессе «перестройки») НПП «Звезда» по ряду направлений своей деятельности получило признание в качестве лидера мирового авиакосмического сообщества.
Успехи коллектива предприятия в решении сложных Правительственных заданий и его героический труд отмечены высокими наградами Родины:
-ОАО «НПП Звезда» дважды награждено орденом «Трудового Красного знамени»;
-Присвоены звания
Герой Социалистического труда – Алесксееву С.М. и Северину Г.И.
Герой Советского Союза – Хомутову О.К.
Герой России – Костину В.К., Цветову В.Е., Северину В.Г., Переславцеву С.Б.
-Удостоены почетного звания:
Лауреатов Ленинской премии – Северин Г.И., Сверщек В.И.
Лауреатов Государственной премии – Северин Г.И. (Дважды), Барер А.С., Харченко В.И., Тихомиров Е.П., Смотриков О.И., Соколовский И.А., Тимохин Ф.С., Афанасенко Н.И., Дергунов Н.И., Соболев П.П., Рафеенков В.М., Лившиц А.Н., Молодцов В.М., Конахевич Ю.Г.
Лауреатов Премии Правительства Российской Федерации – Северин Г.И., Абрамов И.П., Ефимов В.П., Михайлов Б.В., Стрельцова В.И., Стоклицкий А.Ю., Глазов Г.М.
Награждены орденами СССР и РФ – более 150 человек.
Сотрудниками «Звезды» защищено диссертаций:
Докторских – 4
Кандидатских – 40
КОСМИЧЕСКИЕ СКАФАНДРЫ И СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
Первыми плодами творчества «Звезды» по обеспечению безопасности будущих космических полетов в части создания средств жизнеобеспечения и спасения пилотов при полетах на больших скоростях и высотах были разработка и изготовление в 1953-54г.г. установок, состоящих из катапультных тележек, снабженных кислородной аппаратурой и скафандрами для животных (собак). Цель этой работы, выполняемой по Постановлению Совета министров СССР от 6.02.53г. и заказу АН СССР и НИИИАМ’а, – определить возможность пребывания живых существ после заброса их с помощью ракет на высотах до 100-110 км с последующим катапультированием и спуском на парашюте.
Затем в 1956-57г.г. в рамках продолжения работ по созданию средств обеспечения жизнедеятельности человека при полетах на больших высотах, по заказу НИИИАМ была разработана ГКЖ – гермокабина животных (собак). Работа завершилась полетом собаки «Лайка» на 2-м ИСЗ 3.11.57г., при котором обследовалось поведение животного как при воздействии вибрации и перегрузок, так и в условиях невесомости. ГКЖ была укомплектована системой регенерации газовой среды и автоматами подачи пищи и воды для животного.
Следующим этапом работ по исследованию жизнедеятельности животных в условиях космического полета было создание в 1960 году кабины, которая использовалась на начальном этапе работ по разработке и оценке катапультного кресла кораблей «Восток».
Эта кабина была рассчитана на 2-х собак и также укомплектована устройствами для питания и удаления отходов. Вентиляция животных осуществлялась воздухом кабины корабля с помощью специальных вентиляторов.
СКАФАНДРЫ И КРЕСЛА ДЛЯ КОСМОНАВТОВ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ «ВОСТОК».

Началом разработки первого космического скафандра следует считать 1959 год, когда вышло Постановление правительства СССР с указанием начать работы по подготовке полета человека на искусственном спутнике Земли. В том же году Решением совещания специальной комиссии при Президенте АН СССР под председательством М.В. Келдыша завод № 918 был определен головной организацией по разработке технических средств обеспечения человеку жизненно-необходимых условий и средств спасения при полете в космическое пространство.
СК-1 был выполнен в виде «мягкого» скафандра с несъемным пространственным шлемом. По схеме работы он являлся скафандром вентиляционного типа с раздельной вентиляцией (шлем отделен от оболочки резиновой шторкой, герметизирующейся по шее космонавта). Для обеспечения подвижности при рабочем избыточном давлении 270 гПа в области подвижных сочлений рук и ног человека на оболочке СК имелись специальные, так называемые «мягкие» шарниры, а в зоне кисти – гермоподшипники. Под оболочку скафандра надевался специальный теплозащитный комбинезон, в который были вмонтированы трубопроводы системы вентиляции, с помощью которой в СК поддерживался тепловой режим, удалялись выделяемые человеком влага и углекислота.
Скафандры СК-1 с автономной СОЖ обеспечивали спасение космонавта при разгерметизации кабины или при отказе бортовой СОЖ в течение 5 часов, а также жизнеобеспечение космонавта при катапультирова-нии и последующем приземлении или приводнении.
Скафандр типа СК-1 успешно эксплуатировался при осуществлении первого в мире полета в космос Ю.А. Гагарина, а также при всех полетах кораблей «Восток». Для первой женщины-космонавта В.В. Терешковой была разработана модификация этого скафандра СК-2.
СКАФАНДР ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ.
Сейчас, когда технология внекорабельной деятельности космонавтов стала совершенно обычной, часто и весьма эффективно используемой рутинной процедурой при строительстве и поддержании в дееспособном состоянии оборудования орбитальных станций, совершенно невозможно представить, что среди выдающихся проектантов и влиятельных руководителей были те, кто ставил под сомнение необходимость иметь скафандр на борту станции. Нужно отдать должное академику РАН Ю.П.Семенову – бессменному руководителю работ в РКК «Энергия» по орбитальным станциям, который активно поддерживал нас и министру С.А.Афанасьеву, который после доклада Г. И. Северина сказал – «Скафандр на орбитальной станции должен быть и будет».
Самое интересное, что скафандр, установленный после этого на станции, потребовался немедленно, когда нужно было срочно осмотреть поверхностность стыковочного узла перед предстоящей стыковкой следующего транспортного корабля. Космонавты Г.Гречко и Ю.Романенко облачились в скафандры и успешно выполнили эту задачу.
Станция Мир просуществовала более 15 лет. Заметим, что для ее поддержания в рабочем состоянии, для проведения различных исследований и ремонта оборудования 46-ю российскими и иностранными космонавтами было осуществлено 78 парных выходов в космос общей продолжительностью свыше 700 чел.часов.

Источники: www.zvezda-npp.ru

ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «АРБАЛЕТ-2″

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT