ГП НПКГ«ЗОРЯ»-«МАШПРОЕКТ» (УКРАИНА)
SE GTR & PC«ZORYA»-«MASHPROEKT» (UKRAINE)

23.03.2014

Украинская оборонная промышленность пока выполняет российские экспортные контракты, связанные с военно-морской техникой, в строгом соответствии с установленным графиком. Об этом корр.ИТАР- ТАСС сообщил вице-президент Объединенный судостроительной корпорации (ОСК) по гособоронзаказу и военно-техническому сотрудничеству Игорь Пономарев. «На данный момент каких-либо срывов сроков поставок со стороны украинских партнеров нет. В частности, мы получили в марте газовые турбины для фрегатов проекта 11356, строящихся на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, от украинского предприятия «Зоря» – «Машпроект».
Современные боевые корабли ВМФ России пока оснащаются украинскими силовыми установками производства государственного предприятия Научно-производственный комплекс газотурбостроения (ГП НПКГ) «Зоря» – «Машпроект», которое находится в Николаеве. Как ранее сообщил корр.АРМС- ТАСС заместитель начальника управления маркетинга «Зоря» – «Машпроект» Анатолий Сташок, предприятие выполняет серию контрактов по поставкам главных энергетических установок (ГЭУ) для новейших российских фрегатов типа «Адмирал Горшков» (проект 22350) и фрегатов типа «Адмирал Григорович» (проект 11356).
Украинское предприятие имеет контракты на изготовление и поставку шести ГЭУ для новейших российских фрегатов, строящихся для Черноморского флота: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».
Ранее в Николаеве были изготовлены и поставлены на судостроительный завод «Северная верфь» через российскую компанию «Турборус» две установки М56 мощностью 60 тысяч л.с. для новых российских фрегатов проекта 22350 «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов». Завершается изготовление установки для третьего фрегата этого проекта «Адмирал Головко».

ФРЕГАТ ПРОЕКТА 11356Р ДЛЯ ВМФ РОССИИ
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350


ГП НПКГ«ЗОРЯ»-«МАШПРОЕКТ»

ГП НПКГ«Зоря»-«Машпроект» один из лидеров мирового газотурбостроения. Мы проектируем и изготавливаем газовые турбины для морских кораблей и судов, для электроэнергетики и газотранспортных магистралей, открывая миру новые возможности.
Наша продукция поставляется в Россию, Белоруссию, Индию, Китай, Вьетнам, Южную Корею и др. страны.
Качество и надежность нашей продукции – это ключ, открывающий дверь в мир успеха и процветания.
Предприятие входит в состав ГК «УкрОборонПром»

ПРОДУКЦИЯ
МОРСКИЕ УСТАНОВКИ
Для водоизмещающих кораблей
Для кораблей на подводных крыльях
Для кораблей на воздушной подушке
ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ КОРАБЛЕЙ
Газотурбинный комплекс «Зоря»-»Машпроект» проектирует, изготавливает и поставляет газотурбинные установки для водоизмещающих кораблей с основными характеристиками, приведенными в таблице.
Водоизмещение корабля, т 450-10400
Мощность установки, л.с. 4000-110000
Удельный вес ГТУ, кг/л.с. 0,82-2,43
Время пуска ГТУ, c 120-180
Время набора мощности от холостого хода до номинальной, с 300
Время сброса мощности от номинальной до холостого хода, c 40-70
Время полного реверса, с 70-120
Ресурс до капитального ремонта, ч:
 двигателей 20000-30000
 редукторов 50000-60000
• УСТАНОВКА М15-А – Ракетный катер «Молния-1» с двумя установками М-15А. Мощность – 30000 л.с. Двигатели: UGT6000 (ДС77) – 2 ед. Дизель – 1 ед.
• УСТАНОВКА М15-B – Ракетный катер «Молния» с установкой М-15В. Мощность – 32000 л.с. Двигатели: UGT3000 (ДС76) – 2 ед. UGT6000 (ДС77) – 2 ед.
• УСТАНОВКА М27 – Сторожевой корабль «Ястреб» с установкой М27. Мощность – 54000 л.с. Двигатели: UGT15000 (Д090) – 2 ед. UGT6000 (ДС71) – 2 ед.
• УСТАНОВКА М7Н1 – Фрегат «Тальвар» с установкой М7Н1. Мощность – 58000 л.с. Двигатели: UGT16000 (ДТ59) – 2 ед. UGT6000 (ДС71) – 2 ед.
• УСТАНОВКА М44 – Корвет «Гепард» с установкой М44. Мощность – 33000 л.с. Двигатели: UGT15000 (Д090) – 2 ед. Дизель – 1 ед.

ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ КОРАБЛЕЙ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ
Созданы и проверены в эксплуатации газотурбинные установки для пяти проектов кораблей и судов на подводных крыльях (КПК) водоизмещением от 100 до 1100 т.
На КПК применены базовые двигатели облегченной конструкции и легкие редукторы по схемам, требуемым для конкретных кораблей.
Новым в газотурбинных установках для КПК является создание угловой редукторной передачи единичной мощностью до 20000 л.с. с погружением нижнего редуктора до 12 м.
Она может применяться в двух вариантах – со стационарным положением нижнего редуктора и с разворотом его на 180 градусов в неработающем состоянии.
 Установки М16 + М10 х 2 – Малый противолодочный корабль проект «СОКОЛ-2″ с установками М16 и М10
 Установка М37 – Пассажирское судно «ЦИКЛОН» с установкой М37
ГАЗОТУРБИННЫЕ УСТАНОВКИ ДЛЯ КОРАБЛЕЙ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
Созданы и проверены в эксплуатации газотурбинные установки для кораблей на воздушной подушке (КВП) грузоподъемностью от 10 до 150 тонн и скоростью до 60 узлов. На кораблях на воздушной подушке применены базовые двигатели облегченной конструкции и легкие редукторы.
Полученный опыт в проектировании и эксплуатации кораблей на воздушной подушке позволяет предложить газотурбинные установки с улучшенными характеристиками, составленными из унифицированных элементов.
Тяговый комплекс – газотурбинный двигатель мощностью до 10000 л.с. и редуктор для работы на воздушный винт (располагаются на одной оси с воздушными винтами). Увеличение единичной мощности тягового комплекса нецелесообразно из-за роста веса и габаритов газотурбинного двигателя и редуктора, располагающегося высоко над палубой.
Нагнетательный комплекс – газотурбинный двигатель и два редуктора для работы на два нагнетателя. Единичная мощность двигателя – любая, исходя из требований корабля.
• Установка М35 – Десантный корабль, пр. «ЗУБР» с установкой М35
• Установка ДТ4 – Корабль на воздушной подушке, пр. «ДЖЕЙРАН» с установкой ДТ4
• Установка МT70 – Корабль на воздушной подушке, пр. «КАЛЬМАР» с установкой МТ70
• Установка M34 – Корабль на воздушной подушке, пр. «ОМАР» с установкой М34
• Установка M10Д – Ракетный корабль скеговый, проект «СИВУЧ» с дизель–газотурбинной установкой М10Д
Двигатели
• UGT 2500
• UGT 3000
• UGT 5000
• UGT 6000
• UGT 6000+
• UGT 8000
• UGT 10000
• UGT 15000
• UGT 15000+
• UGT 16000
• UGT 25000
• UGT 60000 (UGT 45000)
ИСТОРИЯ
7 мая 2009 года исполнилось 55 лет с момента выхода Постановления Совета Министров СССР о создании Южного турбинного завода. Завод специализировали «на производство опытных и серийных газотурбинных установок, в первую очередь для кораблей Военно-Морских Сил». Над созданием новой отрасли трудились лучшие инженерные умы советской науки.
За более чем полвека производственной деятельности комплекс изготовил и проверил успешной эксплуатацией более 30 типов главных и ускорительных корабельных и судовых газотурбинных энергетических установок. Ими оснащено более 29% газотурбинных кораблей мирового флота. Двигатели предприятия составляют 33% суммарной мощности двигателей морских транспортных средств.
2011 год
Собран пилотный двигатель мощностью 45-60 Мвт. Новая разработка предназначена для нужд энергетики. Двигатель установлен на испытательном комплексе ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» в п.Каборга, выполняются опытно-доводочные работы по подтверждению заявленных параметров.
2010 год
ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» завершил проект по созданию и производству промышленного образца энергетической установки мощностью 5МВт. Машина преимущественно предназначена для обеспечения автономного электроснабжения предприятий малого и среднего уровня энергопотребления. Другая ключевая область применения — местности с отсутствием альтернативных источников, в частности эксплуатация 5-мегаваттного газотурбогенератора целесообразна при разработке месторождений.
Предприятие отмечено медалью «Народное признание – за экологически чистое производство» Международного Академического Рейтинга «Золотая Фортуна».
Начинается масштабная программа модернизации и переоснащения производственных мощностей НПК, значительно увеличены объемы приобретения нового оборудования.
Начинается работа по созданию электростанции 16 Мвт блочного исполнения «под ключ».
2009 год
ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» выходит на африканский рынок. Для заказчика из Ганы спроектированы и изготовлены газовые турбины мощностью 25 Мвт, работающие на двух видах топлива (газообразное и жидкое), с обеспечением необходимых экологических характеристик.
Начинается работа по созданию электростанции мощностью 25 Мвт блочного исполнения «под ключ».
2009 год можно считать отправной точкой стремительного экономического роста, с этого года начинается значительное увеличение показателей товарного выпуска и реализации продукции.
2006 год
ГП «Зоря»-«Машпроект» приступило к разработке гидрозагрузочного комплекса в составе гидротормоза «Навигатор-45» и редукторов РС-1 и РС-2 для заказчика из КНР. Гидрозагрузочный комплекс предназначен для испытания и доводки элементов газотурбинного двигателя.
2004 год
Предприятие приступило к разработке газотурбинного двигателя ДТ-70 по заказу “Булгартрансгаз”.
Начинается разработка газотурбинной энергетической установки мощностью 45-60 МВт (поколение 4+). Разработка ведется за счет собственных средств ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект».
2003 год
На компрессорной станции Ставищенская (Киевская область) установлена и запущена первая, не имеющая аналогов в мире, установка «Водолей» мощностью 16 МВт с двигателем UGT 10000 с подачей энергетического пара в проточную часть двигателя. Все оборудование прошло пусконаладочные испытания в I-III кв. 2003 г. и в октябре 2003 года включено в опытно-промышленную эксплуатацию на магистральном газопроводе.
В республике Беларусь введены в эксплуатацию две когенерационные установки ГТЭ-25 (с двигателем UGT 25000) на Березовской ГРЭС и ГТЭ-15Ц (с двигателем UGT 15000) на цементном заводе в г. Костюковичи.
На электростанцию в г.Салехард отправлен двигатель UGT 16000 для второго пускового комплекса ГТЭС-3. Это первый в СНГ двухтопливный двигатель, обеспечивающий работу на жидком и газообразном топливе и переход с одного вида топлива на другой без изменения режима работы двигателя.
На Ивановской ГРЭС (Россия) принят в опытно-промышленную эксплуатацию двигатель UGT 110000.
На базе двигателя UGT 15000 создан новый морской дизель-газотурбинный агрегат мощностью 27500 л.с.
Изготовлена и поставлена иностранному заказчику установка М73 для коммерческого судна на воздушной подушке на базе двух UGT 6000, газотурбинных двигателей уникальной конструкции с двумя фланцами отбора мощности – со стороны компрессора низкого давления и со стороны силовой турбины.
Поставлен на испытания агрегат М79 мощностью 10000 л.с. для корабля на воздушной подушке.
Изготовлен и поставлен на Новгородскую ТЭЦ (Россия) турбодетандер мощностью 3,0 МВт.
2001 год
Министерство промышленной политики Украины, с целью консолидации усилий предприятий по разработке и производству газотурбинных двигателей и установок, объединило НПП «Машпроект» и ПО «Зоря» в единый научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект».
Главная задача объединенного предприятия – продолжение совершенствования двигателей третьего и четверного поколения и создание двигателей пятого поколения, способных обеспечить ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект» высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке газотурбинных двигателей.
1990 – 2000 гг.
Внедрены судовые конвертированные и специально разработанные двигатели мощностью 3, 6, 10, 16, 25 МВт с КПД 30-36 % для строительства и модернизации компрессорных станций.
Разработка блочно-модульных когенерационных электростанций для совместной выработки электрической и тепловой энергии с тепловым КПД 75-85%.
Созданы газопаровые установки мощностью 16, 25, 35 МВт с энергетическим впрыском пара для повышения мощности и снижения вредных эмиссий с электрическим КПД 42-45%.
Разработана уникальная установка «Водолей» мощностью 4,2-40 МВт с электрическим КПД 35-42% с утилизацией тепла и впрыском пара в проточную часть двигателя, конденсацией водяного пара в контактном конденсаторе и возвратом котловой воды в цикл.
Для привода электрогенераторов созданы одновальные двигатели:
UGT 2500 мощностью 2,85 МВт и КПД 28,5% (1993 г.)
UGT 110000 мощностью 110 МВт и КПД 36% (1997 г.).
1995 – 1998 гг.
Начато производство двигателей 4-го поколения М80, ДН-70 с КПД 36-37%. Создание однокаскадных двигателей для привода генераторов блокированной схемы ГТД2500, ГТД110.
1985 – 1991 гг.
Создан газотурбинный двигатель четвертого поколения М80 (UGT 25000) мощностью 27500 кВт и КПД 36%.
1971 – 1985 гг.
Разработка и серийное производство двигателей 3-го поколения М70, М75, М90 с КПД 30-35% для использования в газотурбинных установках кораблей любого класса и для применения в промышленности. Выпуск установок М15, М16, М21, М35.
1979 год
На быстроходном контейнеровозе проекта «Атлантика» установлены агрегаты М25 типа COGAS, конкурирующие с дизельными установками. За счет паротурбинного контура удельный расход топлива снижен на 25%.
1978 год
Разработка двигателя ДР-59 для привода нагнетателя газоперекачивающих агрегатов ГПА-10.
1976 год
Разработаны газоперекачивающие агрегаты ГПА-10 мощностью 10000 л.с.
1975 год
Создание первой в мире газотурбинной установки с главным газотурбинным агрегатом с утилизацией тепла – М25.
1970-е г.
Внедрение ГТД в народное хозяйство:
• когенерационные плавэлектростанции «Северное сияние» с газотурбогенераторами ГТГ-1 (10 МВт) и ГТГ-12 (12 МВт), работающие на дизельном топливе и природном газе;
• газотурбинные энергопоезда «Маяк» с ГТГ4000 (4 МВт) и «Факел» с ГТГ-12 (12 МВт);
• стационарные электростанции с ГТГ20 (18 МВт) и ГТГ22 (18,5 МВт).

1969 – 1976 гг.
Применение первых конвертируемых газотурбинных двигателей для оснащения плавучих электростанций «Северное сияние» и энергопоездов типа «Маяк». Создание первой стационарной электростанции с двигателями КР-12.
1965 – 1969 гг.
Созданы двигатели второго поколения М60, М62, М8К, М8Е с повышенной экономичностью, с улучшенными акустическими характеристиками и ресурсом не менее 10000 ч.
На их базе разработаны и переданы в серию высокоэкономичные установки М5, М7, М9, М12, М21 для водоизмещающих противолодочных, десантных, сторожевых кораблей.
Технические данные двигателей позволили повысить дальность плавания. Для кораблей на воздушной подушке и на подводных крыльях созданы установки ДТ4 и М10.
1955 – 1964 гг.
Разработаны и изготовлены двигатели первого поколения – М2, Д2, Д3, М8 для противолодочных и сторожевых кораблей.
Создан первый в мире главный газотурбинный агрегат МЗ с реверсивным редуктором (2×36000 л.с.) для больших противолодочных кораблей.
1955 год
Изготовлен первый серийный двигатель М1 для торпедного катера. Он был создан на основе разработанного конструкторским бюро С. Д. Колосова самолетного турбовинтового двигателя.
Май 1954 г.
Южный турбинный завод «Зоря» введен в эксплуатацию. Предприятие перепрофилировано на производство газотурбинной техники. Создано конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей и установок.
1949 год
Согласно приказу министра тяжелого машиностроения в Николаеве началось строительство завода по производству паровых турбин для Военно-Морского флота СССР.

Источники: www.zmturbines.com