СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕНИЕМ «ЗАСЛОН» ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-31

THE WEAPON CONTROL SYSTEM «ZASLON» OF THE MIG-31

РЛС «Заслон» первая в мире авиационная РЛС с ФАР, в радаре были использованы самые перспективные технические решения по всем устройствам.
Работам по РЛС «Заслон» предшествовали исследования группы инженеров под руководством профессора Б.И.Сапсовича по построению ФАР для авиационных систем вооружения. Была проведена НИИР научно-исследовательская работа «Гроза», которая не дала никаких практических рекомендаций и не послужила основанием для продолжения работ. В результате разработка многоканальной РЛС с ФАР была поручена НИИП.
Система управления вооружением СУВ РП-31 Н007 «Заслон» разработана в НИИ Приборостроения (Главные конструкторы Ю.Н.Фигуровский, В.К.Гришин, Ю.Гуськов, А.Федотченко).
СУВ предназначена для поиска, обнаружения, опознавания и сопровождения воздушных целей, летящих в передней и задней полусферах, на фоне свободного пространства и фоне земной и водной поверхности, при организованном помеховом противодействии.
Разработка РЛС «Заслон» четвертого поколения была начата НИИП в 1968 году для истребителя-перехватчика Е-155МП на базе МиГ-25. Создание авиационного комплекса перехвата нового поколения, получившего обозначение С-155 «Заслон», началось в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 397-152 от 24 мая 1968 г. Он предназначался, прежде всего, для противодействия потенциальной угрозе, исходившей от новых и перспективных американских бомбардировщиков FB-111 и AMSA (В-1), тактических ударных самолетов и крылатых ракет, способных выполнять скоростной полет с огибанием рельефа местности, а также от высотного «трехмахового» разведчика SR-71.
Перехватчик предполагалось оснастить тремя-четырьмя ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности. Первоначально РЛС под обозначением «Смерч-100″ создавалась для одного из вариантов самолета Ту-148 с ракетами Р-100 или К-33. На базе наработок по РЛС «Смерч-100″ для самолета МиГ-25ПА в последствии была создана РЛС «Заслон» для истребителя-пепрехватчика МиГ-31.
Работы по РЛС для МиГ-31 начались в НИИ радиостроения в 1969 году, из-за большого объема работ в дальнейшем к работам было привлечено КБ радиостроения в Жуковском. В дальнейшем эти два коллектива были объединены в НПО «Фазатрон». Самолет МиГ-31 спроектировали вокруг мощной РЛС «Заслон» с фазированной антенной решеткой, где сканирование луча осуществлялось электронно, что позволило многократно увеличить скорость сканирование, скорость переброски луча, углы обзора и точность определения координат.
Электронное управление лучом явилось чрезвычайно действенным средством решения про­блемы одновременного слеже­ния за несколькими целями и обзора пространства в широком секторе углов.
СУВ «Заслон», включавшая бортовой локатор РП-31 и ряд других подсистем, должна была обнаруживать воздушную цель с эффективной поверхностью рассеивания отраженных радиолучей (ЭПР) 16м² на дальности до 200км. Максимальная дальность сопровождения цели типа «бомбардировщик Ту-16» должна была составлять 120 км. а цели типа «легкий истребитель» – 90 км в передней и 70 км в задней полусферах. С помощью «Заслона» предстояло реализовывать принцип групповых действий при наличии прерывистой или разовой информации о цели, что позволяло перехватчикам успешно работать в районах, где отсутствовало сплошное радиолокационное поле.
Важной составляющей СУВ «Заслон» стал бортовой вычислитель, созданный на базе ЦВМ А-15 («Аргон-15»).
Система управления вооружением устанавливается на самолетах МиГ – 31 и его модернизациях, предназначенных для перехвата воздушных целей на большом расстоянии, ведения автономных и групповых действий, взаимодействия с системами НАСУ и АСУ.
Аппаратура СУВ «Заслон» позволяет использовать МиГ 31 для решения задач перехвата воздушных целей любых типов во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов диапазоне высот и скоростей полета (в том числе и крылатых ракет, совершающих маловысотный полет в режиме огибания рельефа местности), причем на автоматическое сопровождение одновременно принимается до 10 целей, 4 из которых могут одновременно обстреливаться управляемыми ракетами большой дальности. Кроме того, благодаря многоканальности радиолокационного комплекса с ФАР и большой дальности обнаружения МиГ 31 может применяться в качестве воздушного командного пункта своего рода “мини АВАКСа” в составе группы самолетов перехватчиков.
Перехват и уничтожение воздушных целей, летящих на высотах 50 -28000 метров в передней и задней полусферах, в томчисле на фоне земли, в сложных метеоусловиях, при маневрировании и использовании и использовании противником средств активного и пассивного противодействия.
Группа из четырех самолетов МИГ-31 способна обмениваться в автоматическом режиме информацией о целях, находящихся на сопровождении в полосе шириной 800 км, находясь на удалении до 2000 км от наземного командного пункта, с передачей информации о целях на наземный или воздушный командный пункт.
Самолет МИГ-31 способен наводить на цели до трех самолетов Миг-23,Миг-29,Су-27 без включения радиолокаторов этих самолетов.
Система управления вооружением в составе самолета МИГ-31 обеспечивает применение вооружения: Р33Э, РВВ-АЕ, Р-73Э.
Для испытаний аппаратуры СУВ «Заслон» использовали две ЛЛ на базе Ту-104, разработанные НПО «Взлет». На первой из них летные испытания начались весной 1973 г. и решались чисто радиотехнические задачи: отработка управления ФАР, процессов поиска и обнаружения целей. Вторая ЛЛ начала полеты осенью 1975 г. Она предназначалась для испытаний СУВ в целом, хотя на первых порах использовалась тоже по радиотехнической тематике, в частности, для отработки захвата цели и ее дискретного сопровождения. На последующих этапах проводилась отработка сопряжения нового радара с подвешиваемыми под крылом самолета ракетами, включая их пуски.
Первые полеты опытных самолетов с ФАР проводились с 1976 года, 15 февраля 1978 года был выполнен полет самолета который впервые обнаружил и сопровождал 10 целей.
Государственные испытания самолета МиГ-31, РЛС «Заслон» и другого вооружения проводились в ГНИКИ ВВС под Владимировкой. Первый самолет МиГ-31 (тип 01) постройки Горьковского авиационного завода поступил на испытания в 1977 г. и уже тогда отличался целым рядом конструктивных доработок. Серийное же производство МиГ-31 было развернуто в 1979 г.
Перехватчики МиГ-31 начали поступать в части только в конце 1980-х годов. Серийное производство СУВ «Заслон» и ФАР Б1.01М для истребителя МиГ-31 было развернуто на заводах НПО «Ленинец».
Из-за утечки информации по самолету МиГ-31 и его вооружению в результате шпионской деятельности А.Толкачева в 1985 году, началась модернизация системы вооружения самолета. Самолет получил обозначение – МиГ31Б.
На сегодняшний день Нижегородский авиазавод “Сокол” выпустил более 450 перехватчиков МиГ 31 и МиГ 31Б, из которых около 350 в настоящее время состоит на вооружении ВВС России.
Модернизация
- увеличение дальности обнаружения;
- применение новых типов ракет;
- внедрение цифрового приемника;
- модернизация БРЭО.
С 2007 года капремонт и модернизацию этих уникальных самолетов до модификации МиГ-31БМ выполняет НАЗ «Сокол», как единственный производитель этих самолетов.
На территории РФ имеются сервисные центры и предприятия производящие регламентные и ремонтные работы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Самолет-носитель МиГ-31, МиГ-31Б (РЛС «Заслон-А»), Ту-148 (проект), Е-155МП (МиГ-25МП)
Система управления вооружением, в том числе: СУВ «Заслон»
Тип РЛС импульсно-доплеровская с квазинепрерывным излучением
Фазированная антенная решетка с электронным управлением лучом Б1.01 (Б1М – для РЛС «Заслон-А»)
Бортовая цифровая вычислительная машина «Аргон-15″ (»Аргон-К»), Багет 55.06.08
Трехканальный аналоговый приемник Б3
Передающее устройство Б2
Система сопряжения с бортовой аппаратурой
Система объективного контроля
Тип радиолокатора Импульсно – доплеровская РЛС
Частота повторения импульсов высокая
РЛС в режиме «Воздух-воздух» обеспечивает:
Одновременное сопровождение
Подсвет воздушных целей и передача команд радиокоррекции для управления ракетами с полуактивным ГСН
Определение государственной принадлежности
Работа в условиях радиоэлектронного противодействия
Определение координат и атака постановщика помех
Система индикации на лобовом стекле ППИ-70В
Запросчик аппаратуры системы госопознавания
Телекодовая система обмена данными АПД-518
Дальность обнаружения, км:
- Дальность обнаружения воздушной цели типа бомбардировщик (ЭПР=19м², с вероятностью 0,5) в переднюю полусферу 200
- Дальность обнаружения воздушной цели типа истребитель (ЭПР=3м², с вероятностью 0,5) в заднюю полусферу 35
- нормальная (ЭПР=5м2) 180
- цели типа с МиГ-21 (ЭПР=2м2) в ППС 70-90
- цели типа с МиГ-21 (ЭПР=2м2) в ЗПС 70
- Обнаружение целей по тепловому излучению 56
Дальность сопровождения цели, км:
- в ЗПС (автоматического) 120
- В ППС 200
Дальность стрельбы ППС/ЗПС, км 2,5-120 (110)
Высота, м:
- применения 50-28000 (50-30000)
Зона обзора, град.:
- в горизонтальной плоскости ±35
- в вертикальной плоскости ±60 (от -60 до +70)
Количество сопровождаемых целей 10 (24)
Количество обстреливаемых целей 4 (8)
Диаметр антенны, м 1,1
Вес РЛС, кг 1000
Тип применяемых ракет Р-33 (изд. 410)

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН» 03.09.2016

Источники:
1-материалы выставки посвященной 55-летию Ленинградской апмии ПВО, апрель 1997 года – Пушкин
2 – Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем 1946-1996 г.г. Очерки истории. Под ред. академика РАН Е.А.Федосова. М:1996
3-Е.И.Гордон, В.Г.Ригмант «Скрипач», защищавший небо…» – «Авиация и время» №2-1997
4-Г.Соколов «Российские ракеты «воздух-воздух» – «Военный парад» №1-1996
5-А.Канащенков, А.Растов «Система Тихомирова» – «Труд» от 26 февраля 1997
6-»Авиация ПВО» – «Вестник воздушного флота» №3-1996
7-МНИИ «Агат» (реклама) – «Военный парад» №5-1997
8-А.Канащенко, В.Рогов «Всегда впереди и всегда вперед!»-»Военный парад» №5-1997
9-А.Манушкин «МиГ-31: курс на Париж»- «Красная звезда» №122-123 от 1 июня 1991
10-А.Андрюшков «МиГ-31: истребительдальнего перехвата»-»Красная звезда»
11-рекламный проспект «Mikoyan design bureau MIG-31″
12-В.Ильин «Английская гончая» с красными звездами»-»Крылья родины» №3-1993
13-А.Канащенков, А.Растов «Школа Тихомирова» – Aerospace Journal, March-April -1997
14 – Ю.Белый, А.Синани «Антенные системы и радары с электронным управлением лучом» – «Военный парад» сентябрь-октябрь 1998
15 – Н.С.Строев «Военная авиация» – «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
16 – P.Butowski «Rosjanie w Farnborough» – nTW №11-1998
17 – http://www.niip.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12:-l-r-lr&catid=8:2011-07-06-06-33-26&Itemid=8
18 – Ефим Гордон Заслон на дальних рубежах, Авиация и Время, №3 – 2009, http://www.nnre.ru

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ С АФАР «ЗАСЛОН-АМ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ ИМЕНИ В.В.ТИХОМИРОВА