ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОАППАРАТУРЫ (ОАО «ВНИИРА»)
ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTE OF RADIO EQUIPMENT (JSC «VNIIRA)

08.04.2014

ОАО «Концерн ПВО «Алмаз – Антей» успешно завершил в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург) все государственные испытания широкозонной многопозиционной системы наблюдения (МПСН) «Мера», которая была развернута в 2012 году для организации наблюдения за воздушным пространством в районе Санкт-Петербурга.
МПСН «Мера», разработанная специалистами входящего в Концерн ОАО «ВНИИРА», полностью подтвердила соответствие всем современным требованиям, предъявляемым к системам наблюдения за воздушным пространством.

МНОГОПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ МПСН «МЕРА»


ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОАППАРАТУРЫ (ОАО «ВНИИРА»)

Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ОАО «ВНИИРА») специализируется на разработке, производстве, вводе в эксплуатацию и обслуживании:
автоматизированных систем и средств ОВД для различных зон управления, а также для больших регионов и отдельных стран;
тренажерных комплексов для диспетчеров УВД;
обзорных, посадочных, вторичных и метеорологических радиолокаторов;
наземного и бортового оборудования радиотехнических систем ближней навигации и систем инструментальной посадки;
бортового дальномерного оборудования, радиолокационных ответчиков и систем предупреждения столкновений летательных аппаратов (ЛА), систем предупреждения о близости земли;
бортовых интегрированных комплексов навигации и посадки;
наземных и бортовых средств систем автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В).
С 1999 г. имеет статус Федерального научно-производственного центра.
С 2004 г. входит в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
Работая над задачей, специалисты ОАО «ВНИИРА» снова и снова доказывают, что способны на большее, – каждая последующая разработка превосходит предыдущую. Это подтверждают годы работы и признательность наших заказчиков.

ПРОДУКЦИЯ
• Средства наблюдения
• Комплексные средства автоматизации управления воздушным движением
• Тренажерные системы УВД
• Автоматизированные системы летного контроля
• Бортовое оборудование
• Средства навигации и посадки
• Аппаратура передачи данных

ИСТОРИЯ
Интенсивное развитие авиации в послевоенные годы вызвало необходимость разработки современных радиотехнических средств навигации, посадки самолётов и управления воздушным движением, что потребовало создания специальной научно-исследовательской базы.
Для решения этих задач Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1529-678 от 10 июля 1946 г. в Ленинграде организуется Научно-исследовательский институт по радионавигационной технике (НИИ-33), впоследствии ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры» (ОАО «ВНИИРА»).
К началу 1960-х гг. специалистами ВНИИРА впервые в стране и в мире были разработаны радиолокационные комплексы управления полётами и посадкой самолетов (Глобус-1, Глобус-2), системы ближней навигации (РСБН) в составе наземной и бортовой аппаратуры, которые в кратчайшие сроки внедрялись в производство; системы инструментальной посадки (СП-50), обеспечивающие посадку самолётов всех ведомств, метеорологические радиолокаторы (МРЛ-1).
В 1960 г. Постановлением Правительства была подтверждена головная роль ВНИИРА по разработке направлений техники, которые были закреплены за ВНИИРА ранее, и определены новые направления. Этим постановлением институт был назначен головным предприятием по разработке Единой Государственной системы управления воздушным движением, навигации и посадки военной и гражданской авиации.
В то же время была разработана первая отечественная система адресного радиовизирования и передачи команд для наведения истребителей войск ПВО. В период создания этой системы был разработан ряд новых технологий, которые отрабатывались на опытных образцах и затем передавались вместе с конструкторской документацией на серийные заводы.
В 1967 году Ленинградскому научно-исследовательскому институту авиационного оборудования присвоено наименование Всесоюзного научно-исследовательского института радиоаппаратуры.
К началу 1970-х гг. ВНИИРА осуществил переход от разработки отдельных систем и устройств к созданию комплексных систем управления воздушным движением, навигации и посадки, обеспечивающих высокую надежность и повышенный уровень автоматизации управления полетами.
В 1971 г. ВНИИРА определён головным предпри¬ятием по созданию и внедрению автоматизированной радиотехнической системы ближней навигации, посадки и управления для самолётов корабельного базирования на тяжёлых авианесущих кораблях ВМФ. Комплекс средств бортового и наземного оборудования был создан, испытан, и в 1976 г. им был оснащён первый тяжёлый авианесущий корабль «Киев», а затем и последующие корабли этого проекта.
В середине 1970-х гг. ВНИИРА разработал новое поколение посадочных радиомаяков метрового диапазона длин волн СП-70, а затем СП-75, удовлетворяющих требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO).
В этот же период ВНИИРА создал бортовую аппаратуру инструментальной системы посадки, удовлетворяющую международным стандартам и рекомендациям. Было разработано и внедрено наземное оборудование системы управления приводом и посадкой беспилотных самолётов-разведчиков, включая бортовое оборудование, которое обеспечило навигацию беспилотных летательных аппаратов в радиусе действия радиомаяков системы ближней навигации, выполнение полёта по заданному маршруту и возврат в заданную точку посадки.
На основе научно-технического задела, приобретённого за годы создания средств, систем и комплексов для военной авиации, ВНИИРА была разработана и установлена в 1976 году в аэропорту гражданской авиации «Пулково» Ленинграда первая отечественная автоматизированная система управления воздушным движением (шифр «СТАРТ»). Позднее комплекты АС УВД «СТАРТ» были установлены и введены в эксплуатацию в 14 аэропортах с интенсивным воздушным движением. В том же году ВНИИРА разработал и первый тренажер для практической подготовки диспетчерского состава гражданской авиации. Тренажерами «Тренер» были оборудованы все учебные центры СССР, где тогда готовили диспетчеров.
В 1977 году за большие заслуги в создании и производстве новой специальной техники Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1978 г. в соответствии с Постановлением Правительства институт был определён головным предприятием по созданию радиотехнического комплекса (шифр «Вымпел») навигации, посадки, контроля траектории движения и обеспечения безопасности полёта на атмосферном участке движения орбитального корабля «Буран» многоразовой космической системы «Энергия-Буран». 15 ноября 1988 года средствами комплекса «Вымпел» было успешно выполнено обеспечение первого полета и посадки орбитального корабля «Буран».
В 1980-е годы проводилось дальнейшее совершенствование средств, систем и комплексов управления воздушным движением, навигации и посадки летательных аппаратов, метеорадиолокационного обеспечения, адресного радиовизирования на основе широкого внедрения новейшей элементной базы, перспективного программного обеспечения.
Тогда же ВНИИРА начал интенсивное освоение методов микроминиатюризации аппаратуры на основе тонко- и толстоплёночной технологии, бескорпусной элементной базы, в первую очередь для бортовой аппаратуры, а также для наземных радиолокаторов военного и гражданского назначения. На этой основе в 1982 г. осуществлён переход к использованию арсенид-галлиевой технологии для разработки и изготовления высокочастотных узлов бортовой и наземной радиоаппаратуры.
В 1986 г. во ВНИИРА была разработана АС УВД второго поколения «СПЕКТР», в которой автоматизирована обработка не только радиолокационной информации, но и плановой информации в полном объеме, а также расчет пространственно-временных (4D) траекторий и анализ воздушной обстановки на бесконфликтность.
В 90-х и начале 2000-х гг. создан унифицированный ряд АС УВД «СИНТЕЗ», реализующий наивысший уровень автоматизации, удовлетворяющий рекомендациям EUROCONTROL и обеспечивающий бесстриповую технологию УВД. На сегодняшний день более 40 Центров УВД оснащены средствами УР АС УВД «СИНТЕЗ» в России и за рубежом. 15 апреля 1996 года Постановлением правительства РФ № 453 НИИ радиоаппаратуры присвоено наименование Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры («ВНИИРА»).
09 апреля 1999 года ВНИИРА присвоен статус Федерального научно-производственного центра.
С 2003 года ВНИИРА успешно занимается проблемой внедрения АЗН-В 1090 ES – технологии, которая существенно повышает безопасность полетов и в разы сокращает затраты на управление воздушным движением. С 2004 года ВНИИРА входит в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
С 2009 года ВНИИРА выступает в качестве крупнейшего системного интегратора проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, поставщика оборудования собственной разработки для модернизации более 20 аэродромно-районных и аэроузловых центров УВД в России в городах Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Сочи, Владивосток и других. Данные работы проводятся в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 – 2015 годы)».

199106, Санкт-Петербург, Шкиперский проток, д. 19, тел.: (812) 356-06-11; info@vniira.ru

Источники: www.vniira.ru

МНОГОПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ МПСН «МЕРА»
ОАО «КОНЦЕРН ПВО «АЛМАЗ-АНТЕЙ»