КРЕЙСЕР 1-ГО РАНГА «ВАРЯГ»
THE CRUISER OF 1-ST RANK «VARYAG»

Крейсер I ранга "ВАРЯГ" стал первым в серии русских бронепалубных крейсеров, строившихся в конце XIX – начале ХХ вв. по программе "для нужд Дальнего Востока". «ВАРЯГ» по праву считался одним из самых красивых кораблей русского флота. Отличался довольно высоким расположением артиллерии на верхней палубе, умеренным (для своего времени) таранным форштевнем, четырьмя компактно установленными широкими трубами. Являлся самым скоростным крейсером своего времени.
Бронепалубный крейсер «Варяг» был заложен в 1898 году на верфях одного из крупнейших судостроительных предприятий США — завода William Cramp & Sons (Филадельфия) по заказу Адмиралтейства Российского Императорского флота. Проект был разработан специалистами американской фирмы "Крамп" на основе тактико-технического задания Морского технического комитета.
19 октября 1899 года после освещения и молебна крейсер был торжественно спущен на воду. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг» была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг» стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.
Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «Nickolas» они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг» был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга» руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан» для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле.
Первоначально, в соответствии с «программой проектирования для крейсера», предполагалось установить на корабле два 203-мм, десять 152-мм, двенадцать 75-мм, шесть 47-мм орудий и 6 торпедных аппаратов, причем два из последних – подводные. В сумме на артиллерийское вооружение отводилось 440,5 т; реально оно было почти на 30 т тяжелее. Из этой массы 150,4 т отводилось на 152-мм орудия, 134 т на торпедно-минное вооружение, из них 26 т – на подводные ТА.
В окончательном варианте проекта «шеститысячники» (»Варяг», «Аскольд» и «Богатырь») имели 12 152/45-мм, 12 75/50-мм, 8 47/43-мм (два из них со съемными станками), 2 37/23-мм; 2 63,5/19-мм орудия Барановского; 6 381-мм ТА и 2 7,62-мм пулемета. Кроме этого, предполагалось установить съемные ТА для катеров, а также мины заграждения, выставляемые со специальных плотиков.
«Варяг» был укомплектован всем этим многочисленным вооружением. В отличие от других крейсеров, на нем все ТА размещались над водой. Несмотря на то, что во всей справочной и специальной литературе говорится о 381-мм торпедных аппаратах, есть основание полагать, что фактически на «Варяге» они имели калибр 450 мм. Это предположение базируется на замерах габаритов ТА и торпед, приведенных в подлинных чертежах завода Крампа, и косвенно подтверждается фотографиями имевшихся на крейсере торпед.
Крупная артиллерия крейсера (152-мм и 75-мм орудия) объединялась в три батареи. В первую входило 6 152-мм орудий, расположенных в носовой части, во вторую – 6 кормовых 152-мм орудий; в третью – 12 75-мм пушек.
В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи. Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг» 2 января 1901 года. В марте 1901 же года корабль на всегда покинул Филадельфию. На борту крейсера находилось 565 человек. Из ни 11 флотских офицеров, приравненные к офицерским званиям гражданские чины (два врача, три содержателя, три инженера-механика, священник), а также пять кондукторов, 55 унтер-офицеров, 482 матроса и три пассажира.
Утром 3 мая 1901 года «Варяг» отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II.
После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг» отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. Первого марта 1903 г. В.И.Бэр передал командование крейсером капитану 1-го ранга В.Ф.Рудневу.

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг» Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг» бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась канонерская лодка «Кореец». Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama».
В ночь на 27 января 1904 года японская эскадра адмирала Того внезапно атаковала русскую эскадру в Порт-Артуре, утром другая эскадра, контр-адмирала Уриу, у корейского порта Чемульпо атаковала крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец».
В историю русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера "Варяг" и его командира В.Ф. Руднева. Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг всегда предполагает свободный выбор между жизнью и смертью. Между позором и честью. Геройская гибель «Варяга» тому подтверждение. Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу.

27 января (9 февраля) 1904 года «Варяга» и «Кореец» после ультиматума от противника вышли из порта Чемульпо и принял бой с японской эскадрой. Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира, огнём «Варяга» был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными; официальные японские источники утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.
«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6″ орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было.

По мнению капитана «Варяга», судно не имело возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо. После оценки серьёзности повреждений, как утверждает Руднёв, оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, а сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Однако, в 1905 году после подъема судна японцами и корабельные механизмы и большая часть 6″ артиллерии оказалась совершенно годной и корабль своим ходом ушел в Японию. Был затоплен также российский пароход «Сунгари».

Все попытки поднять его в 1904 году закончились не удачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна. В ноябре 1905 года «Варяг» собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг» находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъему и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион иен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya».

После первой мировой войны российское правительство начало переговоры о передачи нескольких кораблей-трофеев. После длительных торгов русское правительство выкупило «Варяг» у японцев. В марте того же года крейсер отправился в Россию. 21 марта 1916 года тысячи жителей Владивостока наблюдали как в бухту Золотой Рог входят три русских корабля под японскими флагами. Это были броненосцы первой тихоокеанской эскадры «Полтава», «Пересвет» и легендарный крейсер «Варяг».
В конце 1916 года крейсер «Варяг» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Вскоре был отправлен на ремонт в Англию. В 1917 году он прибыл в Ливерпуль. Дальнейшая судьба «Варяга» сложилась трагически. После известия об октябрьском перевороте в России британское правительство приказало задержать в своих портах все русские корабли, к этому моменту стоимость ремонта «Варяга» была оценена в 300000 фунтов стерлингов. Когда выяснилось, что большевики не собираются платить по царским долгам, англичане конфисковали «Варяг» и спустя некоторое время продали его одной из немецких фирм на слом. 5 февраля 1920 года два буксира повели его в порт Глазго. Во время буксировки в Ирландском море начался сильный шторм. У берегов Южной Шотландии «Варяг» наскочил на скалы и затонул, правда, опять не глубоко. Во время отливов корпус крейсера выступал из воды почти на 2 метра. Все попытки снять его со скалы не увенчались успехом. Тогда новые хозяева начали разбирать его прямо в море. В 1925 году все работы на месте крушения «Варяга» были закончены. Так завершилась судьба легендарного корабля, но подвиг его экипажа не был предан забвению.

В 1911 г. историческая комиссия по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском генеральном штабе выпустила очередной том документов, где были опубликованы материалы о бое при Чемульпо. До 1922 г. документы хранились с грифом «Не подлежит оглашению». В одном из томов имеются два рапорта В. Ф. Руднева – один наместнику императора на Дальнем Востоке, датированный 6 февралем 1904 г., а другой (более полный) – управляющему Морским министерством, датированный 5 марта 1905 г. В рапортах содержится подробное описание боя при Чемульпо.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
• проектное 6 500 тонн
• фактическое 7 022 тонн
Длина наибольшая 129,56
Длина по грузовой ватерлинии 127,8
Ширина (без обшивки) 15,9
Осадка на миделе 5,94
Осадка носом 5,87
Осадка кормой 6,02
Метацентрическая высота, м:
• при водоизмещении 6400 т 0,68
• при водоизмещении 7100 т 0,61
Запас топлива, т:
• нормальный 720
• полный 1350
Бронирование: ник. сталь, вес брони: 588 тонн (9%)
• рубка 152/32 мм
• подача 38 мм
• палуба 38-76 мм (скосы)
Механизмы: 2 вала ВТР, 30 котлов Никлосса; 20.000 = 23 уз./15.925 = 23,25 уз.
Дальность плавания 10-узловым ходом, миль:
• при полном запасе угля около 6100
• при нормальном запасе угля около 3270
Скорость полного хода, узлов:
• на испытаниях 13.7.1900 24,59
• на 12-часовых испытаниях 21.9.1900 23,2
• после ремонта в Порт-Артуре 16.10.1903 20,5
• после ремонта во Владивостоке 15.5.1916 16
Экипаж: 21 офицер и 559 нижних чинов

ВООРУЖЕНИЕ

152мм/45 орудия 12х1 (боекомплект – 198 снарядов/орудие)
75мм/50 орудий 12х1 (боекомплект – 250 снарядов/орудие)
47мм/43 орудий 8х1
63,5мм/19 (дес.) орудий 2х1
37мм/23 орудий 2х1
Минно-торпедное вооружение: 6х1 381-мм надводных торпедных аппарата, 22 мины заграждения

КРЕЙСЕР 1-ГО РАНГА «ВАРЯГ». ФОТОГРАФИИ
БАРСУКОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
ПОДВИГУ КРЕЙСЕРА "ВАРЯГ" – 100 ЛЕТ