КРЕЙСЕР 1-ГО РАНГА «ВАРЯГ». ФОТОГРАФИИ
THE CRUISER OF 1-ST RANK «VARYAG». PICTURES

КРЕЙСЕР 1-ГО РАНГА «ВАРЯГ». ФОТОГРАФИИ

«Варяг» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901—1904 годах. Прославился на весь мир решением принять неравный бой при Чемульпо против превосходящих сил Императорского флота Японии.
Бронепалубные крейсера 1 ранга программы «для нужд Дальнего Востока», головным из которых и стал «Варяг», задумывались как «дальние разведчики при эскадре». Согласно разработанной МТК «программе для проектирования крейсера» (выражаясь современным языком – техзаданию), они должны были иметь водоизмещение 6000 т, скорость хода 23 узла, вооружение из 12 152-мм и 12 75-мм орудий, а также 6 торпедных аппаратов. Заказы на три крейсера этого типа (будущие «Варяг», «Аскольд» и «Богатырь») разместили на разных частных фирмах в США и Германии; позже еще один корабль (»Витязь») заложили по немецкому проекту в Санкт-Петербурге.
Главным подрядчиком в строительстве японского флота была Великобритания – в то время признанный лидер в области военного кораблестроения. В результате Страна восходящего солнца в основном выполнила свою судостроительную программу уже в 1903 году на два года раньше намеченного срока. Российская же программа «для нужд Дальнего Востока», наоборот, шла с отставанием. В результате Япония смогла начать войну в тот момент, когда соотношение сил на море было явно в ее пользу.
Заказ на два корабля судостроительной программы «для нужд Дальнего Востока» – эскадренный броненосец и бронепалубный крейсер (будущие «Ретвизан» и «Варяг») – был размешен в США на заводе фирмы «The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company». Этой фирме удалось обойти своих конкурентов и, избежав участия в объявленном Морским техническим комитетом международном конкурсе, подписать контракт 11 апреля 1898 года, который был «высочайше» утвержден уже 20 апреля. По его условиям, крейсер водоизмещением 6000 т (заказ №301) должен был быть готов через 20 месяцев после прибытия на завод наблюдающей комиссии из России. Стоимость корабля без вооружения оценивалась в 2 138 000 долларов США (4 233 240 руб.). Из-за отсутствия на момент заключения контракта подробного проекта специально оговаривалось, что окончательно спецификация крейсера уточняется в процессе строительства при взаимном согласовании возникающих вопросов.
11 января 1899 года волею императора и приказом по Морскому ведомству строящемуся крейсеру было присвоено название «Варяг» – в честь одноименного парусно-винтового корвета, участника «американской экспедиции» 1863 года. Командиром нового крейсера был назначен капитан 1 ранга В.И. Бэр.

КРЕЙСЕР 1-ГО РАНГА «ВАРЯГ»
КРЕЙСЕРА (ФОТОГРАФИИ)
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ (ФОТОГРАФИИ)
КОРАБЛИ И ВОЕННО-МОРСКАЯ ТЕХНИКА (ФОТОГРАФИИ)