О НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ КОСМИЧЕСКОЙ ЭПОПЕЕ ПО ПИЛОТИРУЕМОМУ ОБЛЁТУ ЛУНЫ
ABOUT THE FAILED SPACE EPIC FOR MANNED FLIGHT AROUND THE MOON

О НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ КОСМИЧЕСКОЙ ЭПОПЕЕ ПО ПИЛОТИРУЕМОМУ ОБЛЁТУ ЛУНЫ

Моё знакомство в реальности с ракетно-космическим комплексом 8К82К-Л1 началось зимой, в свирепый мороз и пронизывающий тебя на сквозь ветер, в казахстанских степях на космодроме «Тюра-Там» (будущий «Байконур»), когда мы поздно ночью прогуливались с моим непосредственным руководителем генералом А.Г.Мрыкиным по брустверу огромного котлована, внутри которого в лучах прожекторов кипела работа строителей неимоверного по масштабам и сложности стартового сооружения. Тогда я спросил Александра Григорьевича: «Почему Вы постоянно находитесь здесь и часами ходите на таком ветру и в мороз?» «Потому, что наши солдаты, работая в невероятно тяжёлых условиях, видят генерала рядом с ними и это придаёт им силу и уверенность в исполняемом ими воинском долге». Я верил его словам и не сомневался в том, что сказанное правда, которая отражается в его поступках.
Несколько позже, в Москве, после торжественного вечера по случаю юбилея КБ ОМ, совпавшего с избранием начальника и главного конструктора В.П. Бармина академиком АН СССР, в машине, Александр Григорьевич поделился своим прошлым: «Летом 1938 г. на артиллерийском полигоне под Красноармейском проходил показ высшему командованию Красной Армии новых образцов артиллерии. Мы, офицеры ГАУ, с трудом уговорили руководство полигона, хотя бы факультативно, в конце стрельб продемонстрировать новое реактивное оружие. Обычно, все участники показа находятся на специально отведённой площадке под навесом, откуда они в бинокли смотрят за результатами стрельб. Когда же дело дошло до реактивного оружия, то мы настойчиво попросили маршала Кулика Г.И. и сопровождавших его генералов и офицеров спуститься в блиндаж, укрытие из которого можно смотреть в оптические приборы.
С большим трудом это удалось сделать.
Капитан ГАУ А.Г. Мрыкин (чуть старше 30 лет) произвёл наводку установки, на рельсах которой находились реактивные снаряды, по вертикали и азимуту и произвёл залп. Послышался ревущий звук улетевших реактивных снарядов и мощные взрывы у цели.
Результат был ошеломляющей -всё горело. Первые слова, моментально выскочивших из укрытия, генералов: «Что это было?».
Так из экспериментальной пусковой установки родилась будущая легендарная «Катюша» (БМ-8 и БМ-13), первым наводчиком которой был А.Г. Мрыкин.

Второе моё посещение космодрома, в начале марта 1967 г., было связано с предстоящим первым запуском ракеты УР-500К с космическим кораблём Л1, за несколько дней до этого события. Мы, Александр Григорьевич, секретарь госкомиссии Алавердов В.В. и я, приехали в столовую пообедать, где-то около 19.00. Сели за стол, было чуть позже, когда раздался звонок по телефону. Алавердов взял трубку и по его лицу стало ясно, что что-то случилось на страте. Мрыкин немедленно забрал трубку, выслушал донесение и мы быстро выехали на стартовую площадку. Произошло ЧП (чрезвычайное происшествие): при подъёме стрелы установщика, на которой была закреплена ракета -носитель УР-500К, послышался треск внутри ракеты. Начальник стартовой команды остановил подъём до приезда заместителя председателя Госкомиссии генерала Мрыкина.
Нужно отдать должное мужеству и решительности Александра Григорьевича, принявшего решение продолжать подъём ракеты-носителя. В случае взрыва ракеты и потери старта-головы не сносить. Была поставлена цель – осуществить запуск по пилотируемому облёту Луны к 50-тию Советской власти -7 ноября 1967 г.
По мере увеличения угла подъёма ракеты-носителя для её установки на стартовый стол треск постепенно уменьшался и при 75-90 градусах прекратился совсем.
Первый запуск ракеты-носителя УР-500К с космическим кораблём Л1 состоялся 10 марта 1967 г. в присутствии всей Государственной комиссии и технического руководства КБ ОМ, ЦКБ ЭМ и ЦКБМ.
Была низкая облачность, снег и не по-весеннему холодно. Все участники столь важно события стояли на специальной площадке под навесом и перед каждым стоял специальный противогаз на случай непредвиденных обстоятельств.
У многих присутствующих ещё были живы в памяти трагичные события 24 октября 1960 г. с многочисленными человеческими жертвами на космодроме, когда погиб и Главный маршал артиллерии М. И. Неделин при подготовке к первому пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.Накануне этого важного события, связанного с началом Лётно-конструкторский испытаний по программе пилотируемого облёта Луны, прилетел председатель госкомиссии Тюлин Г.А.

Первый запуск мощной ракеты-носителя 8К82 с космическим кораблём Л1 был успешный, хотя полностью программа полёта выполнена не была. Мне десятки лет пришлось слышать залпы крупнокалиберных артиллерийских орудий, хлёсткие выстрелы, бившие по ушам, танковых и противотанковых пушек, огонь полевой и корабельной артиллерии- всех типов славных представителей артиллерии- Бога войны. Однако ничто не может сравниться с мощнейшим рёвом ракетных двигателей ракеты-носителя 8К82, известной по прессе как ракета-носитель «Протон». Впечатление такое, как – будто бы раскаты грома слились в один сплошной могучий ревущий поток, который постепенно уменьшался и исчезал в высоте, по мере удаления ракеты от старта. Ощущение такое, как – будто бы тебя кто-то прижимает и вдавливает в землю.
После запуска, при общем ликовании, когда под крики «ура!», разносившиеся по наблюдательному пункту, подбрасывали вверх и нечаянно уронили в снег главного «виновника» торжества Корнеева Н.М., заместителя Бармина В.П., технического руководителя построенного стартового комплекса.
Заместитель министра Тюлин Ю.А., который прибыл к «шапочному разбору», хотел показать, что он здесь главный, в не в меру засуетился. Стал громко и не к месту давать какие-то распоряжения тем, кто в сложнейших зимних условиях самоотверженно выполнил свой долг, несколько минут назад, увенчавшийся успехом. Мрыкин прекрасно понял бестактность сложившейся ситуации. Чтобы устранить создавшуюся у всех присутствующих неловкость, обратился к Тюлину: «Георгий Александрович, давайте помолчим, оценим происшедшее».
Казалось, дальше всё пойдет по запланированным срокам, но по тем или иным техническим причинам стали преследовать неудачи (отказ в системе управления, отказ одного из шести первой ступени, не набор тяги одним из четырёх двигателей второй ступени и другое).

21.07.1968 г. случилось непредвиденное- при подготовке к пуску взорвался и разрушился бак окислителя блока «Д» и частично головной обтекатель. Погиб капитан и двое солдат. Космической корабль Л1просел и накренился. Спасло чудо – его удержали створки фермы обслуживания. При Госкомиссии образовалась группа специалистов, которая стала искать технические решения, позволяющие найти выход из создавшегося положения. Варианты предлагались и обсуждались, но брать на себя ответственность никто из Госкомиссии не решался. Дождались прилёта технического руководителя Мишина В.П. и только после этого было принят план, что делать.
Были вызваны испытатели из Спецмонтажстроя. Один из них, напоминавший мне казака Григория Мелехова из «Тихого Дона», как мне сказали, был муж дублёра В.В.Терешковой – Пономарёвой В.Л.Первое, что предстояло им сделать -это подняться по ферме на площадку, где завис корабль Л1 и осмотреть. Испытатели понимали грозившую им смертельную опасность. Сначала двое поднялись на площадку, осмотрели и сфотографировали место, где и что удерживало корабль от падения. Затем другие закрепили более надёжно. Через день прилетел вертолёт Ми-10 («летающий кран), с помощью которого демонтировали и сняли повреждённый блок «Д» и космический корабль.



Общий вид фермы обслуживания с комплексом УР-500 -Л1 на стартовой площадке

1. опорный конус, сбрасываемый перед стартом к Луне;
2. кресла космонавтов с ложементами;
3. переходной отсек;
4. приборный отсек;
5. агрегатный отсек с корректирующей двигательной установкой;
6. переходная ферма;
7. сферический бак с окислителем;
8. торовый бак с горючим; 9. двигательная установка разгонного блока;
10. блок обеспечения запуска;
11. переходная межбаковая ферма;
12. хвостовая юбка корабля;
13. приборно-агрегатный отсек корабля;
14. панель солнечных батарей (сложена);
15. спускаемый аппарат

Программа облета Луны, ставившая цель достижения приоритета СССР в области освоения космоса, осуществлялась под руководством двух талантливых и имеющих исключительный авторитет среди всех без исключения разработчиков ракетно-космической техники Главных конструкторов -С.П.Королева (корабль Л-1) и В.Н.Челомея (ракета -носитель УР-500К).
Программа полета предусматривала следующие этапы.
Космический корабль 7К-Л1 с экипажем из двух космонавтов (командир и исследователь), выводится ракетой -носителем УР-500 К и четвертой ступенью блока «Д» на промежуточную орбиту Земли высотой в апогее ~ 187 км, в перигее ~ 219 км и наклонением 51,5 град. Масса корабля 7К-Л1 с блоком «Д» на орбите ИСЗ достигает 20т. При выведении корабль находится под головным обтекателем, который сбрасывается после прохождения плотных слоев атмосферы. Для спасения космонавтов в случае аварии ракеты-носителя УР-500 К на участке выведения предназначена система аварийного спасения (САС), которая с помощью твердотопливных двигателей уводила спускаемый аппарат (СА) с космонавтами на безопасное расстояние.
Через час полёта после старта сбрасывается опорный конус системы аварийного спасения. Затем второй раз включалась двигательная установка блока «Д» и корабль переводился на траекторию облета Луны.
Блок «Д» отделяется. Масса корабля составляет 5,2-5,3 т. В зависимости от точности выведения на траекторию облета Луны предусматривались коррекции движения корабля. Завершив облет Луны требовалось выполнить еще две коррекции движения для более точного входа в атмосферу Земли. После проведения последней коррекции корабль ориентировался, спускаемый аппарат отделялся от приборно-агрегатного отсека, совершал два погружения в атмосферу, и приземлялся или приводнялся в заданном районе на парашюте с применением двигателей мягкой посадки
Схема полёта комплекса УР-500 с кораблём Л1



1. Участок выведения на орбиту ИСЗ
2. Орбита ИСЗ
3. Старт к Луне
4. I коррекция
5. Полет в районе Луны
6. II коррекция
7. III коррекция
8. Отделение спускаемого аппарата
9. Полет СА в атмосфере и приземление

Программа летно-конструкторских испытаний корабля 7К-Л1 предусматривала 10 беспилотных запусков, после которых следовал пилотируемый облет Луны, а за ним еще два беспилотных полета и вновь пилотируемым. Позже график летно-конструкторских испытаний неоднократно менялся и последний раз пилотируемый запуск был назначен на 9 декабря 1968г.
10 марта 1967 г. начались Летно-конструкторские испытания корабля Л-1 с разгонным блоком «Д» на ракете-носителе УР-500К , о котором написано выше . Целью запуска упрощенного варианта корабля Л-1 (Космос-146) было испытание блока «Д». Первое включение блока «Д» для довыведения корабля на орбиту Земли прошло успешно, однако из-за неполадок в системе управления блоком второе включение привело к отклонению корабля от расчетной траектории. Апогей был повышен, однако перигей понизился, и корабль на второй день полета затормозился и вошел в атмосферу.
Второй корабль Л-1 (Космос-154) стартовал 8 апреля 1967г, но направить его к Луне не получилось. Из-за отказа в системе управления произошел досрочный сброс блоков малых двигателей, обеспечивающих запуск двигательной установки блока «Д». Объект остался на орбите ИСЗ.
При запуске 28 сентября 1967 г. третьего корабля Л-1 отказал один из шести двигателей первой ступени ракеты-носителя «УР500К» и она была подорвана. Но зато была испытана система аварийного спасения на участке работы 1 ступени при максимальных скоростных напорах.
Попытка запустить четвёртый Л-1 22 ноября 1967 г. тоже оказалась неудачной. Не набрал необходимой тяги один из четырех двигателей второй ступени ракеты-носителя. Успешно Сработала САС, которая вывела спускаемый аппарат, но при спуске на парашюте из-за ложной команды высотомера на большой высоте неожиданно сработали двигатели мягкой посадки.
2 марта 1968г корабль Л1 (Зонд-4) был выведен на орбиту, затем с помощью блока «Д» перешел на эллиптическую орбиту с апогеем около 300 тысяч километров. Однако облет Луны опять не удался, корабль направился не в ту сторону. 9 марта при подлете к Земле из-за сбоев в работе звездного датчика не была выполнена необходимая ориентация для входа в атмосферу. СА совершал баллистический спуск в незапланированный район и по командам с Земли был подорван системой самоликвидации над Гвинейским заливом. Во время этого полета экипаж (Попович и Севастьянов), который готовился выполнить облет Луны на корабле Л-1, находился в Евпатории, откуда осуществлялось управление полетом, в специальном бункере и в течение всего полета вел переговоры с группой управления через Зонд-4, используя его в качестве ретранслятора.
23 апреля 1968 года при запуске шестого корабля Л-1 после сброса головного обтекателя во время работы 2-й ступени РН произошло замыкание в системе управления кораблем, приведшее к вращению по крену. Сработала САС, и полет был прерван.При подготовке к седьмому запуску, намеченному на 21 июля 1968 г., что описано выше, корабль Л-1 был поврежден лопнувшим баком окислителя блока «Д» от избыточного давления наддува бака. Этот корабль так и не получил сертификат годности к полету.
15 сентября 1968г восьмой корабль Л-1 («Зонд-5») был успешно выведен на траекторию полета к Луне, произвел фотографирование ее поверхности. На обратном пути из-за ошибки операторов вышла из строя от нагрева гироплатформа, отказал датчик ориентации по звездам и Солнцу. Коррекция траектории производилась с помощью микродвигателей ориентации и датчика Земли, что позволило СА совершить спуск по баллистической траектории в Индийский океан. На борту находились две черепахи.
Девятый корабль (Зонд-6), запущенный 10 ноября 1968 г., полностью выполнил программу полета, несмотря на разгерметизацию спускаемого аппарата, которая произошла из-за того, что выбранный тип резины для герметизации стыков, при низких температурах изменил свои свойства. При прохождении атмосферы разгерметизировался и парашютный контейнер, а когда парашют на высоте около 7 км все же раскрылся, произошел его преждевременный отстрел. В результате СА разбился о землю, но черепахи, которые совершили полет на борту корабля, перенесли удар и выжили. Из спускаемого аппарата были извлечены фотопленки со снимками Луны и Земли, которые были опубликованы в прессе.21 декабря 1968 г. в США был запущен космический корабль «Аполлон-8» с тремя астронавтами на борту. Они совершили 10 витков вокруг Луны и успешно возвратились на Землю.Продолжение программы пилотируемого облета Луны УР-500К-Л1 потеряло политический смысл, но прекратить летно-конструкторские испытания уже изготовленных и профинансированных кораблей посчитали нецелесообразным.
20 января 1969 г. лётные испытания были аварийными из-за нештатной работы двигателей 2 и 3 ступеней РН УР-500К с беспилотным кораблем Л1, которая была подорвана. Система аварийного спасения успешно возвратила на Землю спускаемый аппарат. Следующий старт 8 августа 1969 г. прошел полностью успешно.
Корабль Л1(Зонд-7) совершил облет Луны, произвел ее фотографирование и 14 августа после управляемого спуска в атмосфере успешно приземлился южнее Кустаная всего в 50 км от расчетной точки.
Последний пуск корабля Л1 состоялся 20 октября 1970 г.( Зонд-8) успешно облетел Луну, но при возвращении на Землю со стороны Северного полюса из-за отказа датчика Солнца совершил снова баллистический спуск в Индийский океан.
Еще два корабля Л1 полностью оборудованных для пилотируемого полета не были использованы, так как программа была закрыта.Много странностей было в отказах, которые преследовали программу пилотируемого облёта Луны. Например, 08.04.1967 г. из-за перепутанных проводов , которые привели к отказу СУ и досрочного сброса малых двигателей, обеспечивающих запуск двигателей блока «Д» или отказ одного из шести двигателей первой ступени УР-500К при пуске 28.09.1967 г. из-за забитой намертво рабочей перчатки между технологической заглушкой на срезе расширяющейся части, которую не смогла выдавить мощная реактивная двигателя.
Общая статистика отказов такова:
• из 100% произведённых пусков в течение 1967-70 г.г.:
• 45% частично и полностью успешных,
• 18,1% -отказы по вине системы управления,
• 36,4%-по вине двигателей.
В истории соревнования пилотируемых программ СССР и США имеются и другие странности. За полтора месяца до старта «Аполлона-8», 7 октября 1968 года первый директор НАСА Д.Уэбб, в течении семи предшествующих лет руководивший этой организацией, уходит в отставку, когда программа «Аполлон» приближалась к своему успешному завершению. Причина не известна, но в наших кругах поговаривали о следующем и этому есть объяснение. Во время полёта к Луне объекта «Зонд-4» испытывалась голосовая система связи «Заря», которую вели космонавты через летящий корабль. Пуск был сделан ночью и поэтому сообщение ТАСС появилось утром. Каково было в НАСА, когда они поняли, что к Луне идёт космический объект и ведутся переговоры с экипажем. Директор НАСА Д. Уэбб не выдержал и вылетел в Вашингтон. Что там было неизвестно. Днем, после опубликования ТАСС, всё стало ясно, но было поздно отыгрывать назад. Из американских источников известно, что Джеймс ЭдвинУэбб «известил Президента Джонсона о своем желании в ближайшее время выйти в отставку» и ушёл, как у нас пишут «по собственному желанию».Как это расценить: победа или поражение, не знаю.
В наших кругах всегда считали, что программу пилотируемого облёта Луны нужно было не закрывать, а продолжать.
Что сделано, то сделано, но в Федеральной космической программе России на 2016-2025 г.г. Луна снова появилась.
В.М. Чебаненко, Профессор, д.т.н.
Москва,21.10.2016 г.
ВТС «БАСТИОН»

ТЯЖЕЛАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ПРОТОН-К»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «УРАЛ» С ТЯЖЕЛОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ РАКЕТОЙ УР-500 (8К82)