ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА С «СРЕДНЯЯ»
THE SUBMARINES OF THE TYPE S «SREDNYAYA»

Подводные лодки типа С должны были строиться тремя сериями (IX-3 субмарины, IXбис – 41 субмарина и XVI), однако самая последняя из них XVI, состоявшая из 21 лодки, – так и осталась неактуальной. К началу войны все они находились на ранних стадиях строительства и ни одна из этих лодок не была достроена.
В строительстве серии IXбис участвовали заводы №189 «Балтийский завод», 194 «им. Марти», №196 «Судомех» (сегодня Адмиралтейские верфи), №112 завод «Красное Сормово», №402 (ПО «Севмаш»), 638 «им. Сталина» (АСПО).
30 участвовавших в Великой Отечественной войне подводных лодок типа С потопили в общей сложности 21 (82 770 брт) торговое и рыболовное судно и 7 боевых кораблей (подлодку, тральщик, две десантных баржи, два охотника и сто¬рожевик). Еще 8 судов (32 809 брт) и один охотник получили повреждения различной тяжести. В масштабе общих достижений советских подводников «эски» претендуют примерно на треть (35% торгового тоннажа, 33% числа потопленных боевых кораблей, 36% поврежденных судов). Не¬сколько меньше численность потопленных торговых судов — всего 20%, но тут «эски» взяли не количеством, а качеством. Наибольших успехов достигли балтийские подлодки: они отправили на дно 12 и повредили 6 торговых судов.

Но и флотилия «Средних» понесла тяжелые потери. По разным причинам погибло и пропало в годы ВОВ 15 лодок этого типа.
Хорошо проявили себя подводники, во¬евавшие на «эсках» Северного флота. В 1943— 1944 годах они в условиях силь¬ного вражеского противодействия унич¬тожили 6 торговых судов и 5 боевых ко¬раблей при минимальных собственных потерях. Этому способствовал заметно выросший уровень подготовки личного состава, а также переход к новым эффек¬тивным методам торпедной стрельбы (четырехторпедным залпом с временным интервалом). Успехи черноморских под¬водников оказались гораздо скромнее — в частности, из-за сравнительно неболь¬шого числа торговых судов у противника, а также значительного процента случаев, когда цели представляли собой плавсред¬ства с малой осадкой.
За боевые заслуги двум подводным лодкам присвоены гвардейские звания и шесть награждены орденом Красного Знамени, в том числе С-56 была удостоена обеих наград.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик проекта СКБ ЦКБС-2
Тип корабля Средняя ДПЛ
Обозначение проекта Серии IX, IX-бис, XVI (IX-бис-2)
Водоизмещение надводное 828,2 – 840 т
Водоизмещение подводное 1068,7 – 1070 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 77,75 м
Ширина корпуса наиб. 6,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4 м
Силовая установка
• Дизель-электрическая:
• Два дизеля 1Д по 2 000 л.с.,
• два электродвигателя по 550 л.с,
• две группы аккумуляторных батарей по 62 элемента
Скорость (надводная) 19,5 узла
Скорость (подводная) 8,8 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 30 суток 8200 миль надводная
139 миль подводная
Экипаж 36-46 человек, в том числе 8 офицеров

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерия
• 1 x 100/51 Б-24ПЛ, 200 снарядов
• 1 x 45/46 полуавтомат 21-К, 500 снарядов
Торпедно- минное вооружение
• 6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед

Источники: корабелыпобеды.рф

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА III СЕРИИ ТИПА «Щ» И ИХ МОДИФИКАЦИИ
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Д-2 «НАРОДОВОЛЕЦ»
ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НЕАТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ