АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510

ATOMIC ICEBREAKER «LEADER» OF THE PROJECT 10510


АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510

Атомный ледокол лидер проекта 10510 предназначен для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 000 т и шириной более 50 м на всем протяжении Северного морского пути, с экономически эффективной скоростью ок. 15 узлов во льдах толщиной.
Эскизным проектированием судна занимались ЦКБ «Айсберг» и «Крыловский государственный научный центр.
Первоначально велась разработка проекта атомного ледокола типа ЛК-110Я. Его главной задачей станет обеспечение круглогодичной навигации Северного морского пути и проведение экспедиций в Арктику. Это должен был быть огромный корабль длиной свыше 200 м и шириной около 40 метров. Мощность на валах, как следует из названия проекта, должна составить около 110 МВт.
Ледоколы типа ЛК-110Я — новый тип российских атомных ледоколов. Название расшифровывается как «ледокол, мощностью 110 МВт, с ядерной силовой установкой».
Для работы на всем протяжении Северного морского пути нужны ледоколы с ледопроходимостью до 3,5 м. Их мощность должна составлять 110 МВт. В западном районе Арктики надежную круглогодичную навигацию можно обеспечить с ледопроходимостью ледокола в 2,8-2,9 м, следовательно, мощность может быть уменьшена до 60 МВт.
Для поддержки навигации Северного морского пути и его развития запланировано следующее: продление срока эксплуатации существующих атомоходов со 100 до 150 тысяч часов, ввод в строй таких ледоколов планировался в 2008 году после модернизации атомохода «Сибирь» на замену выработавшей свой ресурс легендарной «Арктике», а затем – строительства универсальных атомных двухосадочных ледоколов нового поколения типа ЛК-60Я. Плюс один атомоход-лидер проекта ЛК-110Я. Плюс линейные дизельные ледоколы проекта ЛК-25. Плюс ЛК-18 (цифра в названии проектов обозначают планируемую мощность в МВт).

Одной из особенностей ледоколов этого типа должно стать увеличение ледопроходимости до 3,5 м. Разработкой занимаются ОКБМ им. И. И. Африкантова и ЦКБ «Айсберг».
С помощью ледокола-лидера типа ЛК-110Я будет обеспечено за счет повышения зимних скоростей проводок судов выравнивание сроков доставки грузов независимо от времени года, что особенно важно при контейнерных перевозках, осуществляемых по графику.
Проект крупнейшего российского ледокола «Лидер» будет создан в ближайшие два года. Разработкой морского судна поручено заниматься Центральному научно-исследовательскому институту имени академика А.Н.Крылова в Петербурге, об этом в марте 2014 года сообщил первый заместитель главы предприятия «Росатомфлот» Мустафа Кашка. «Проектирование ледокола «Лидер» будет выполнено ЦНИИ им. Крылова в рамках государственного заказа в 2014-2016 годах. Ориентировочно его мощность составит 110 мВт, – сказал Кашка. – Главная цель будущего судна – осуществление круглогодичной навигации на Северном морском пути».
Для перспективного ледокола с увеличенной ледопроходимостью до 3,5 метров филиал «ЦНИИ СЭТ» проработал гребную электрическую установку.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕДОКОЛА – ЛИДЕРА ТИПА ЛК-110Я

Водоизмещение по КВЛ, т 55600
Длина, м
• наибольшая 206,0
• по КВЛ 193,6
Ширина, м
• наибольшая 40,0
• по КВЛ 38,0
Высота борта, м 20,3
Осадка, м
• по КВЛ 13,0
• минимальная рабочая 11,0
Тип энергетической установки ЯЭУ
Мощность на валах, МВт 110
Число гребных винтов 3
Скорость на чистой воде, уз 24,0
Ледопроходимость, м 3,5
Автономность по запасам топлива, сут. Неограниченная
Экипаж, чел. 127

Правительство России приняло решение до 27 мая 2015 года рассмотреть вопрос о финансировании разработки нового атомного ледокола в РФ к 2020 году, в нем говорится: «Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минтрансу России (М.Ю.Соколову), Минфину России (А.Г.Силуанову) совместно с госкорпорацией «Росатом» рассмотреть вопрос финансирования разработки проекта атомного ледокола мощностью 110 МВт для его строительства после 2020 года и принять необходимые согласованные решения», – говорится в перечне решений.

К концу 2015 года в России должен быть подготовлен проект атомного ледокола-лидера, который будет в два раза мощнее всех ныне строящихся, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин в мае 2015 года.»Крыловский государственный научный центр должен до конца этого года закончить проект по созданию ледокола-лидера, который будет в два разамощнее. Он сможет проводить караваны судов дедвейтом порядка 200 тыс. тонн»,- сказал Д.Рогозин на совещании президента с членами правительства. По словам вице-премьера, этот ледокол сможет проходить лед толщиной более 4 метров.
Крыловский государственный научный центр завершил разработку эскизного проекта ледокола-лидера мощность 120 МВт, который сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах Арктики. «Эскизный проект этого ледокола выполнен. Сейчас рассматривается вопрос разработки техпроекта», – сообщил начальник сектора проектирования судов рыбопромыслового, транспортного и исследовательского флота Крыловского центра Владимир Шлячков в сентябре 2015 года. Заявление было сделано на круглом столе в рамках конференции по энергетике RAO/CIS Offshore-2015.
Длина нового ледокола будет превышать 200 метров, а ширина составит порядка 50 метров. Осадка судна – 13 метров. Лидер сможет двигаться через 4-метровые льды и вести за собой со скоростью 10 узлов суда дедвейтом около 100 тысяч тонн с шириной корпуса 44-50 метров.
АО «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород) в ближайшее время планирует начать разработку технического проекта ядерной энергетической установки (ЯЭУ) РИТМ-400 для ледоколов нового проекта «Лидер», сообщил начальник отдела разработки судовых ЯЭУ «ОКБМ Африкантов» Алексей Пахомов в ноябре 2015 года. Он пояснил, что обычно стадии разработки – это техпредложение, эскизный проект, технический проект и рабочий проект. К настоящему времени завершена разработка эскизного проекта. «Мы ожидаем разработку технического проекта. Сроки начала этой работы пока сложно сказать, но (она начнется ) в ближайшее время», – сказал он.
Тепловая мощность разрабатываемой установки составляет 315 МВт, что в 1,8 раза больше, чем мощность ее предшественника – РИТМ-200 (175 МВт).
В ноябре 2015 года ФГУП «Атомфлот» подтвердил свою заинтересованность в скорейшей реализации проекта строительства атомного ледокола-лидера нового поколения мощностью 120 МВт, разработанного Крыловским центром совместно с ЦКБ «Айсберг».

Уже на V Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в декабре 2015 года на стенде Крыловского научного центра был показан макет перспективного атомного ледокола «Лидер» проекта 10510 мощностью 120 МВт.
Ледокол «Лидер» на 130 МВт может быть построен через 8-9 лет, сообщил генеральный директор ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков во время визита в Мурманск в декабре 2015 года. По его словам, в 2015 году совместно с Крыловским государственным научным центром была завершена разработка эскизного проекта ледокола «Лидер». В 2016 году в ЦКБ планируют приступить к разработке технического проекта. «Технический проект продлится где-то около двух лет, после этого можно приступать к выпуску разработки рабочей конструкторской документации (…) Лет через восемь или девять можно ожидать ледокол этого типа», – рассказал А.Рыжков. Он подчеркнул, что проект «Лидер» позволит строить ледоколы в различных комплектациях. Ранее сообщалось, что АО «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород) в ближайшее время планирует начать разработку технического проекта ядерной энергетической установки (ЯЭУ) РИТМ-400 для ледоколов проекта «Лидер».

На Международном форуме «Армия-2016″ в Кубинке Крыловский государственный научный центр представил модель перспективного атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт, проектируемого ЦКБ «Айсберг». Представленный облик ледокола значительно отличается от ранее опубликованного дизайн-проекта экстерьера атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-110Я, шифр «Лидер»), который разрабатывался во взаимодействии с ЦКБ «Айсберг».
Крыловский государственный научный центр в конце 2016 года согласовал концептуальный проект атомохода «Лидер» с Центральным конструкторским бюро «Айсберг» (головной разработчик «Лидера»). В следующем году «Айсберг» приступит к практической реализации проекта. Уникальная конструкция новейшего российского атомохода обеспечит проводку по Северному морскому пути даже крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, которые сейчас не могут использовать этот маршрут.
Впервые в истории судостроения в корпусе судна не будет ни одного одинакового шпангоута (это поперечное ребро конструкции остова, по которому формируются обводы корпуса корабля). Это обеспечит ледоколу небывалую для его одноклассников проходимость во льдах. По расчетам конструкторов, благодаря новым техническим решениям «Лидер» сможет с легкостью преодолевать арктический лед толщиной более 4 м и прокладывать судоходный канал для проводки судов шириной 50 м. «Лидер» сможет пройти через двухметровый лед со скоростью 14 узлов. Обычные ледоколы серии ЛК-60 при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить «колею» не шире 36 м.
Как отмечается, проектирование атомного ледокола-лидера займет порядка 3 лет.
Министерство промышленности и торговли РФ в середине сентября 2016 года объявило открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ по разработке технического проекта атомного ледокола-лидера мощностью на винтах 120 МВт для круглогодичной работы на трассе Северного морского пути с начальной (максимальной) ценой контракта 749 млн 985 тыс. руб. Об этом говорится в материалах официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок. Открытый конкурс на право заключения госконтрактов на выполнение опытно-конструкторских работ, реализуемых в рамках подпрограммы «Развитие судостроительной науки» государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» объявлен в трех лотах.
Начальная (максимальная) цена контракта по лоту ОКР «Разработка автоматизированной системы управления подводной добычей с помощью береговой станции на основе параметрической модели подводного добычного комплекса, разработка проекта подводного добычного комплекса и виртуального макета его системы управления» – 237 млн 300 тыс. руб., по лоту ОКР «Разработка технического проекта судна обеспечения аварийно-спасательных работ – транспортировщика малых плавсредств» – 100 млн руб. Срок подачи заявок был обозначен как 4 октября 2016 года.Заявлена дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 6 октября 2016 года.
Перспективные российские атомные ледоколы «Лидер» будут оснащены не имеющими аналогов в мире гребными винтами из графенового материала. Уникальные изделия, разработку которых ведет Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), будут неуязвимы для льда и смогут в зависимости от скорости ледокола принимать оптимальную форму. Благодаря этому увеличится не только скорость «Лидера», но и вырастут маневренность и мощность ледокола.
Комплексные, экспериментальные и численные исследования графеновых винтов должны быть завершены осенью 2017 года.
Потенциальный проектировщик ледокола «Лидер» должен завершить разработку техпроекта в ноябре 2017 года, причем до этого времени модель судна пройдет испытания в опытовых бассейнах. Согласно требованиям Минпромторга, предельная толщина льда, преодолеваемого универсальным атомным ледоколом непрерывным ходом с минимально-устойчивой скоростью 1,5-2 узла должна составлять не менее 4 метров. Автономность судна по запасам провизии составит 8 месяцев, срок эксплуатации будет рассчитан на 40 лет, а численность экипажа составит 60-70 человек.
Предполагается, что головной ледокол «Лидер» проекта 10510 будет сдан в эксплуатацию в 2024 году.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕДОКОЛА ПРОЕКТА 10510

Водоизмещение ок. 71380 т
Главные размерения:
- длина ок. 209,0 м
- ширина ок. 47,7 м
- осадка 13,0 м
Реакторная установка: Реакторная установка в составе двух реакторов РИТМ-400 по 350 МВт тепловой мощности каждый.
Мощность -120 МВт
Дальность плавания – неограниченная
Автономность по запасам провизии – 8 Месяцев
Ледопроходимость:
. – 4,3 м при скорости 2 узла
. – 2,0 м при скорости 15 узлов
Ширина прокладываемого канала – ок. 50-51 м

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 16.12.2016

Источники: ЦКБ «Айсберг», portnews.ru, www.expertnw.ru, ru.wikipedia.org, Атомная стратегия XXI (http://www.proatom.ru/files/as47.pdf), www.polarpost.ru, ИТАР-ТАСС, Интерфакс, flotprom.ru и др.

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510. НОВОСТИ
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510. НОВОСТИ 2014 – 2016

МОДЕЛЬ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2016
ЦКБ «АЙСБЕРГ» ПРЕДСТАВИЛО АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛИДЕР ПРОЕКТА 10510
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЙСБЕРГ»