АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510. НОВОСТИ 2014 – 2016

ATOMIC ICEBREAKER «LEADER» OF THE PROJECT 10510. NEWS 2014 – 2016

10.02.2014
В корпоративном журнале ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (номер 3 за 2013 год), опубликовано интервью с генеральным директором ФГУП «Атомфлот» Вячеславом Рукшей. В нем, в частности, приводятся некоторые интересные подробности, связанные с эксплуатацией атомных ледоколов и строительством кораблей нового поколения.
В частности, говоря об универсальных атомных ледоколах нового поколения проекта 22220 (ЛК-60Я), В. Рукша сообщил, что стоимость первого серийного корабля составит 42,2 млрд руб. (постройка в 2014-2019 годах), второго 44,1 млрд руб. (будет строиться в 2015-2020 годах). Разница в цене обусловлена инфляцией. Для сравнения – стоимость головного корабля составляет 36,96 млрд руб.
По словам В. Рукши, для работы на всем протяжении Северного морского пути нужны ледоколы с ледопроходимостью до 3,5 м. Их мощность должна составлять 110 МВт. В западном районе Арктики надежную круглогодичную навигацию можно обеспечить с ледопроходимостью ледокола в 2,8-2,9 м, следовательно, мощность может быть уменьшена до 60 МВт.
Говоря об атомной энергетической установке для перспективных кораблей, В. Рукша сообщил, что для первых трех ледоколов проекта 22220 будет использоваться установка РИТМ-200. Для ледоколов следующего поколения (тема «Лидер») допускаются другие варианты. bmpd.livejournal.com

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220

13.03.2014
Проект крупнейшего российского ледокола «Лидер» будет создан в ближайшие два года. Разработкой морского судна поручено заниматься Центральному научно-исследовательскому институту имени академика А.Н.Крылова в Петербурге. Об этом корр.ИТАР-ТАСС в среду сообщил первый заместитель главы предприятия «Росатомфлот» Мустафа Кашка.
«Проектирование ледокола «Лидер» будет выполнено ЦНИИ им. Крылова в рамках государственного заказа в 2014-2016 годах. Ориентировочно его мощность составит 110 мВт, – сказал Кашка. – Главная цель будущего судна – осуществление круглогодичной навигации на Северном морском пути».
Преимущества будущего ледокола
По словам Кашки, ничего подобного в российском флоте раньше не было. «Сейчас мы ограничены сроком 5-6 месяцев. Это связано и с работой самих ледоколов, и с теми судами, прохождение которых они обеспечивают. Мы делаем большой шаг вперед», – считает замгендиректора.
Мощность «Лидера» беспрецедентна, отметил Кашка. «Военные и пассажирские корабли с такой мощностью сегодня существуют, однако ледоколы – нет. В настоящий момент самая большая мощность российского ледокола составляет 54,2 мВт, а у этого судна будет 110, то есть в два раза больше», – подчеркнул он.
Еще одно преимущество будущего корабля – его ширина, подчеркнул первый заместитель главы «Росатомфлота». «Ширина наших современных ледоколов – 30 метров, с учетом подлома льда они делают каналы 33-34 метра. А ширина многих судов сегодня, у которых обоснованы большие грузовые партии, – 45-50 метров. Поэтому и нам, в свою очередь, нужно строить уже более крупные корабли», – сказал Кашка.
«ЦНИИ им. Крылова будет разрабатывать проект в связке с Центральным конструкторским бюро «Айсберг», которое скоро войдет в его состав. Это предприятие традиционно занимается проектной организацией ледоколов в РФ», – уточнил замгендиректора.

26.01.2015

Крыловский центр принял участие в проработке концептуально нового проекта будущего «Ледокол Лидер» мощностью 110 МВт, который должен будет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Этому перспективному ледоколу с увеличенной ледопроходимостью до 3,5 метров также понадобится гребная электрическая установка, проработки по которой уже ведет филиал «ЦНИИ СЭТ».

27.02.2015
Российские атомные ледоколы смогут преодолевать четырехметровые льды. Об этом заявил заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский на II Арктическом инвестиционном саммите в Москве. Мощность ледокола «Лидер» будет 110 МВт, он сможет преодолевать льды толщиной 4,5 метра и будет использоваться для проводки больших танкеров, поскольку ширина его корпуса составит около 50 метров. Таким образом, «Лидер» по своим характеристикам превзойдет строящийся сейчас на Балтийском заводе универсальный ледокол последнего поколения ЛК-60. Напомним, ледоколы серии ЛК-60 будут иметь мощность 60 МВт и смогут преодолевать сплошные льды толщиной 3 метра. Всего запланировано строительство трех таких ледоколов, первый из которых будет сдан в эксплуатацию до конца 2017 года.
Также в России разрабатывается многофункциональный мелкосидящий атомный ледокол. Он будет использоваться как ледокол-снабженец, ледокол-спасатель. В частности, такие ледоколы могут применяться для работы на
шельфе. Как сообщил Станислав Головинский, эскизный проект нового ледокола будет готов к 2016 году. Строительство многофункциональных ледоколов может начаться сразу после того, как будут сданы в эксплуатацию ледоколы типа ЛК-60.Разработка проектов ледоколов ведется в рамках программы «Развитие гражданской морской техники».
Арктика-Инфо

22.04.2015
Правительство России приняло решение до 27 мая рассмотреть вопрос о финансировании разработки нового атомного ледокола в РФ к 2020 году, сообщает пресс-служба кабмина во вторник.
«Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минтрансу России (М.Ю.Соколову), Минфину России (А.Г.Силуанову) совместно с госкорпорацией «Росатом» рассмотреть вопрос финансирования разработки проекта атомного ледокола мощностью 110 МВт для его строительства после 2020 года и принять необходимые согласованные решения», – говорится в перечне решений.

27.05.2015
ЦНИИ СЭТ выиграл тендент на поставку гребной электрической установки для нового ледокола, строящегося на «Адмиралтейских верфях» в Санкт- Петербурге. Данный ледокол планируется остнастить гребной электрической установкой мощностью 7 МВт. Также ФГУП «КГНЦ» приняло участие в проработке концептуального проекта будущего «Ледокола-Лидера» мощностью 110 МВт, который должен будет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Этому перспективному ледоколу с увеличенной ледопроходимостью до 3,5 м также понадобится гребная электрическая установка, проработки по которой уже ведёт филиал «ЦНИИ СЭТ».

27.05.2015

Закладную доску нового российского атомного ледокола «Сибирь» проекта 22220 закрепили заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, губернатор Мурманской области Марина Ковтун и генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко.
«В Арктику надо входить не с пустыми руками – начал свое выступление перед присутствующими Рогозин, – В день рождения «Балтийского завода» мы закладываем первый серийный ледокол! Будет и второй, а может быть и третий и четвертый». «Принципиально запустить строительство всех трех законтрактованных ледоколов, – продолжил Кириенко, несмотря на все ограничения,
сокращения, секвестры деньги выделены полностью на всю серию атомных ледоколов», – сказал глава «Росатома». добавив, что Минпромторг открыл финансирование на ледокол-лидер, который сможет беспрепятственно перемещаться по всей Арктике ,преодолевая любые существующие льды (толщиной до 4,5 м).. Мощность такого ледокола будет достигать 110МВт, в то время как мощность ныне заложенного судна всего 60МВт.

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛК-60 ПРОЕКТА 22220

29.05.2015

К концу 2015 года в России должен быть подготовлен проект атомного ледокола-лидера, который будет в два раза мощнее всех ныне строящихся, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.»Крыловский государственный научный центр должен до конца этого года закончить проект по созданию ледокола-лидера, который будет в два разамощнее. Он сможет проводить караваны судов дедвейтом порядка 200 тыс. тонн»,- сказал Д.Рогозин на совещании президента с членами правительства. По словам вице-премьера, этот ледокол сможет проходить лед толщиной более 4 метров.
Интерфакс

19.09.2015

Крыловский государственный научный центр завершил разработку эскизного проекта ледокола-лидера мощность 120 МВт, который сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах Арктики.
«Эскизный проект этого ледокола выполнен. Сейчас рассматривается вопрос разработки техпроекта», – сообщил начальник сектора проектирования судов рыбопромыслового, транспортного и исследовательского флота Крыловского центра Владимир Шлячков. Заявление было сделано на круглом столе в рамках конференции по энергетике RAO/CIS Offshore-2015, сообщает РИА Новости.
Специалист уточнил, что новый ледокол, в два раза раза превышающий по мощности строящиеся на Балтийском заводе ледоколы ЛК-60, сможет круглогодично и при любых погодных условиях работать в Арктике. Судну будет доступен не только Северный морской путь, но и более высокоширотные трассы.
Длина нового ледокола будет превышать 200 метров, а ширина составит порядка 50 метров. Осадка судна – 13 метров. Лидер сможет двигаться через 4-метровые льды и вести за собой со скоростью 10 узлов суда дедвейтом около 100 тысяч тонн с шириной корпуса 44-50 метров.

20.11.2015

АО «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород) в ближайшее время планирует начать разработку технического проекта ядерной энергетической установки (ЯЭУ) РИТМ-400 для ледоколов нового проекта «Лидер», сообщил начальник отдела разработки судовых ЯЭУ «ОКБМ Африкантов» Алексей Пахомов на пресс-конференции в четверг. Он пояснил, что обычно стадии разработки – это техпредложение, эскизный проект, технический проект и рабочий проект. К настоящему времени завершена разработка эскизного проекта. «Мы ожидаем разработку технического проекта. Сроки начала этой работы пока сложно сказать, но (она начнется – ИФ) в ближайшее время», – сказал он. На сайте ОКБМ сообщается, что тепловая мощность разрабатываемой установки составляет 315 МВт, что вдвое больше, чем мощность ее предшественника – РИТМ-200 (175 МВт).
Также А.Пахомов сообщил, что «ОКБМ Африкантов» завершил поставки оборудования реакторных установок плавучего энергоблока (составная часть плавучей атомной электростанции, ПАТЭС), строительство которого ведет ООО «Балтийский завод – судостроение». В настоящее время идет монтаж оборудования, ОКБМ оказывает техническое сопровождение. По условиям контракта с «Росэнергоатомом»
завод обязуется сдать энергоблок, готовый к буксировке на место эксплуатации, в сентябре 2016 года.
Интерфакс

27.11.2015

ФГУП «Атомфлот» заинтересовано в скорейшей реализации проекта строительства атомного ледокола-лидера нового поколения мощностью 120 МВт, разработанного Крыловским центром совместно с ЦКБ «Айсберг». Эта информация содержится в материалах заседания рабочей группы «Развитие транспортной системы» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Участники заседания отметили перспективность и актуальность проекта атомного ледокола нового поколения (пр. 10510), а также необходимость продолжения работ по дальнейшей разработке инновационного ледокола. Ледокол спроектирован для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов (дедвейтом более 100 000 тонн и шириной более 50 м) на всем протяжении Северного морского пути В 2015 году будет завершена разработка концептуального проекта. Для сдачи ледокола в эксплуатацию в 2024 году необходимо приступить к разработке технического проекта в 2016 году. Срок разработки технического проекта – 3 года.
PortNews

09.12.2015

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин в день открытия V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» посетил стенд Крыловского научного центра и ознакомился с его экспозицией. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Крыловском ГНЦ, среди представленных на стенде проектов арктических судов различного назначения особый интерес у Дмитрия Рогозина вызвал макет перспективного атомного ледокола «Лидер» проекта 10510 мощностью 120 МВт. Генеральный директор Крыловского научного центра Владимир Никитин подробно проинформировал вице-премьера об особенностях этого проекта. В частности, были показаны различные варианты конструктивного исполнения будущего ледокола и многофункциональный характер его эксплуатации в различных районах Арктической зоны России и, особенно, при развитии Северного морского пути. Со своей стороны, Рогозин отметил актуальность и перспективность проводимых в Крыловском научном центре исследований и разработок по арктической тематике, их особую значимость в реализации планов нашей страны по освоению ее Арктической зоны. Ледокол спроектирован для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов (дедвейтом более 100 000 тонн и шириной более 50 м) на всем протяжении Северного морского пути, с экономически эффективной скоростью (около 10 узлов) во льдах толщиной около 2 м, предлагается проект атомного ледокола лидера. Все материалы и основное оборудование, необходимые для строительства ледокола, могут быть поставлены отечественными предприятиями. В проекте обеспечена унификация основного и вспомогательного оборудования со строящимся универсальным атомным ледоколом «Арктика» пр. 22220.
В 2015 году будет завершена разработка концептуального проекта. Для сдачи ледокола в эксплуатацию в 2024 году необходимо приступить к разработке технического проекта в 2016 году. Срок разработки технического проекта – 3 года.
http://portnews.ru

10.12.2015

Атомный ледокол-лидер способен построить только Балтийский завод (Санкт-Петербург), уверен генеральный директор «Балтийский завод-Судостроение» Алексей Кадилов, сообщает пресс-служба предприятия. По его мнению, только у Балтийского завода имеются необходимые для подобного проекта компетенции по строительству надводных атомных судов и проведения соответствующей их модернизации.

23.12.2015

Ледокол «Лидер» на 130 МВт может быть построен через 8-9 лет, сообщил журналистам генеральный директор ЦКБ «Айсберг» (Петербург) Александр Рыжков во время визита в Мурманск. По его словам, в 2015 году совместно с Крыловским государственным научным центром (Петербург) была завершена разработка эскизного проекта ледокола «Лидер». В 2016 году в ЦКБ планируют приступить к разработке технического проекта. «Технический проект продлится где-то около двух лет, после этого можно приступать к выпуску разработки рабочей конструкторской документации (…) Лет через восемь или девять можно ожидать ледокол этого типа», – рассказал А.Рыжков. Он подчеркнул, что проект «Лидер» позволит строить ледоколы в различных комплектациях. Ранее сообщалось, что АО «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород) в ближайшее время планирует начать разработку технического проекта ядерной энергетической установки (ЯЭУ) РИТМ-400 для ледоколов проекта «Лидер».
Тепловая мощность разрабатываемой установки составляет 315 МВт, что в 1,8 раза больше, чем мощность ее предшественника – РИТМ-200 (175 МВт).
Интерфакс

17.06.2016
ЦКБ «АЙСБЕРГ» ПРЕДСТАВИЛО АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛИДЕР ПРОЕКТА 10510

16 июня 2016 года на Балтийском заводе -Судостроение (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) на мероприятии посвященном спуску на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 была развернута небольшая выставка. На ней был представлен материал по отечественному перспективному атомного ледоколу программы «Лидер».
В материалах ЦКБ «Айсберг», разработчика это проекта, сообщается, что в 2015 году была завершена разработка концептуального проекта атомного ледокола лидера проекта 10510. Ранее проект атомного ледокола имел обозначение ЛК-110Я. Название расшифровывается как «ледокол, мощностью 110 МВт, с ядерной силовой установкой».
По оценкам разработчика, на разработку технического проекта 10510 ледокола потребуется 2 года.
Атомный ледокол лидер проекта 10510 предназначен для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 000 т и шириной более 50 м на всем протяжении Северного морского пути, с экономически эффективной скоростью ок. 15 узлов во льдах толщиной.
Все материалы и основное оборудование, необходимые для строительства ледокола, могут быть обеспечены отечественными предприятиями. В проекте обеспечена унификация основного и вспомогательного оборудования со строящимся универсальным атомным ледоколом «Арктика» пр.22220.
Ранее предполагалось, что головной ледокол будет сдан в эксплуатацию в 2024 году.
А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 17.06.2016

ЦКБ «АЙСБЕРГ» ПРЕДСТАВИЛО АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ ЛИДЕР ПРОЕКТА 10510

26.07.2016

Проектирование ледокола нового поколения «Лидер» планируется начать в этом году, сообщил журналистам глава Росатома Сергей Кириенко.
«В 2016 году должно начаться проектирование ледокола нового поколения «Лидер», — сказал он.
По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, «проектирование судна займет около полутора лет, но а дальше мы будем плавно двигаться к принятию решения о финансировании». «А там будет уже понятно, на каком этапе разработки мы можем закладывать первую секцию и приступать к строительству», — сказал Рахманов, отметив, что судно будет «с более продвинутыми характеристиками».
Как сообщил Кириенко, работа над ледоколом «Лидер» не означает, что должна остановиться серия ледоколов проекта 22220.
«Этих ледоколов (»Лидер») должно быть столько, сколько потребуется. Он не зря называется ледокол «Лидер», он нужен для специальных задач. Если это поколение (проект 22220) работает в трехметровом льду, то «Лидер» должен иметь возможность по четырехметровому льду. Это уникальные характеристики. Большого количества таких ледоколов не требуется. Это уникальные задачи», — добавил Кириенко.
РИА Новости

29.07.2016
В ВМФ России может появиться специальная группировка ледоколов для защиты арктического побережья и островов, пишут «Известия».
Советник генерального директора Крыловского государственного научного центра Валерий Половинкин рассказал изданию, что в России создается флот военных ледоколов и ударных кораблей ледового класса, способных нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение. По его словам, необходимость формирования группировки показали недавние учения по высадке десанта на остров Котельный, когда выяснилось, что обычные боевые корабли не способны действовать в арктических широтах, поскольку толщины их бортов не хватает для защиты от льда.
В Крыловском центре уверены, что отечественный военный ледокол переймет характеристики ледокола ЛК-110Я «Лидер», на нем будут установлены атомные реакторы нового поколения РИТМ-400, выдающие по 60 МВт мощности. Судно сможет пробивать путь во льдах толщиной до двух метров на скорости 14 узлов, а при меньшей скорости корабль сможет преодолевать льды толщиной более 4,5 метра.
РИА Новости

РОССИЯ И АРКТИКА

15.09.2016
Министерство промышленности и торговли РФ объявило открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ по разработке технического проекта атомного ледокола-лидера мощностью на винтах 120 МВт для круглогодичной работы на трассе Северного морского пути с начальной (максимальной) ценой контракта 749 млн 985 тыс. руб. Об этом говорится в материалах официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок. Открытый конкурс на право заключения госконтрактов на выполнение опытно-конструкторских работ, реализуемых в рамках подпрограммы «Развитие судостроительной науки» государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» объявлен в трех лотах.
Начальная (максимальная) цена контракта по лоту ОКР «Разработка автоматизированной системы управления подводной добычей с помощью береговой станции на основе параметрической модели подводного добычного комплекса, разработка проекта подводного добычного комплекса и виртуального макета его системы управления» – 237 млн 300 тыс. руб., по лоту ОКР «Разработка технического проекта судна обеспечения аварийно-спасательных работ – транспортировщика малых плавсредств» – 100 млн руб. Срок подачи заявок истекает 4 октября 2016 года. Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 6 октября 2016 года.

15.10.2016

В течение октября состоится рассмотрение и оценка заявок на техническое проектирование атомного ледокола-лидера проекта 10510. Потенциальный проектировщик завершит разработку в ноябре 2017 года, причем до этого времени модель судна пройдет испытания в опытовых бассейнах.
Согласно требованиям Минпромторга, предельная толщина льда, преодолеваемого универсальным атомным ледоколом непрерывным ходом с минимально-устойчивой скоростью 1,5-2 узла должна составлять не менее 4 метров. Автономность судна по запасам провизии составит 8 месяцев, срок эксплуатации будет рассчитан на 40 лет, а численность экипажа составит 60-70 человек.
Заказчиком проектирования ледокола-лидера выступает Министерство промышленности и торговли РФ. Помимо прочего, в техническое проектирование включен анализ возможностей отечественных судостроительных предприятий для закладки “Лидера”.
Атомный ледокол-лидер – перспективное судно с силовой установкой мощностью 120МВт. Предполагаемая ледопроходимость судна составит 4,3 м., в результате чего оно будет способно обеспечивать навигацию по Северному морскому пути круглый год. Эскизным проектированием судна занимались ЦКБ «Айсберг» и «Крыловский государственный научный центр.
http://flotprom.ru

17.11.2016
Перспективные российские атомные ледоколы «Лидер» будут оснащены не имеющими аналогов в мире гребными винтами из графенового материала. Уникальные изделия, разработку которых ведет Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), будут неуязвимы для льда и смогут в зависимости от скорости ледокола принимать оптимальную форму. Благодаря этому увеличится не только скорость «Лидера», но и вырастут маневренность и мощность ледокола.
Комплексные, экспериментальные и численные исследования графеновых винтов должны быть завершены осенью 2017 года. А уже в 2018 году начнутся натурные испытания уникальных изделий.
Согласно размещенному Минпромторгом на сайте госзакупок контракту №0173100009516000305 опытно-конструкторская работа по созданию «концептуального проекта гребного винта ледокола «Лидер» под шифром «Ледокол-движитель» должна быть завершена до конца ноября следующего года. Согласно опубликованным документам работа обойдется государству в 82 с лишним миллиона рублей.
http://izvestia.ru/

16.12.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: МОДЕЛЬ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2016

На Международном форуме «Армия-2016″ в Кубинке Крыловский государственный научный центр представил модель перспективного атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт, проектируемого ЦКБ «Айсберг». Представленный облик ледокола значительно отличается от ранее опубликованного дизайн-проекта экстерьера атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-110Я, шифр «Лидер»), который разрабатывался во взаимодействии с ЦКБ «Айсберг».
Крыловский государственный научный центр согласовал концептуальный проект атомохода «Лидер» с Центральным конструкторским бюро «Айсберг» (головной разработчик «Лидера»). В следующем году «Айсберг» приступит к практической реализации проекта. Уникальная конструкция новейшего российского атомохода обеспечит проводку по Северному морскому пути даже крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, которые сейчас не могут использовать этот маршрут.
Впервые в истории судостроения в корпусе судна не будет ни одного одинакового шпангоута (это поперечное ребро конструкции остова, по которому формируются обводы корпуса корабля). Это обеспечит ледоколу небывалую для его одноклассников проходимость во льдах. По расчетам конструкторов, благодаря новым техническим решениям «Лидер» сможет с легкостью преодолевать арктический лед толщиной более 4 м и прокладывать судоходный канал для проводки судов шириной 50 м. «Лидер» сможет пройти через двухметровый лед со скоростью 14 узлов. Обычные ледоколы серии ЛК-60 при той же толщине льда двигаются не быстрее двух узлов и способны проломить «колею» не шире 36 м.
Как отмечается, проектирование атомного ледокола-лидера займет порядка 3 лет.
ВТС «БАСТИОН», 16.12.2016

МОДЕЛЬ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510 НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2016
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2016

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ «ЛИДЕР» ПРОЕКТА 10510