МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУКСИР ПРОЕКТА 712

SEA RESCUE TUG PROJECT 712

На верфи Уусикаупунки «Раума-Репола» в Финляндии в 1984-1985 гг. построено четыре судна.
Предназначен для выполнения буксировки кораблей, судов и плавучих сооружений; оказания помощи кораблям и судам в тушении пожара и поддержании на плаву; снятия кораблей и судов с мели; выполнения водолазных и подводно-технических работ на глубине до 60 метров.
Спасательный морской буксир «СБ-922» был заложен 31 августа 1984 года, строительный номер 322. Спущен на воду 03 мая 1986 года. Введен в строй 20 декабря 1985 года.
Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 1970 тонн, полное 2980 тонн. Длина 69,2 метра, ширина 15,3 метра, осадка 5,1 метра. Скорость полного хода 16 узлов. Дальность плавания 6120 миль при 15 узлах. Автономность 30 суток. Экипаж 43 человека.
Силовая установка: 2 дизеля по 3900 л.с., 2 вала.
Специально оборудование: малогабаритный телеуправляемый подводный аппарат «Тайгер», водолазное снаряжение (до 60 метром), устройство для подъема людей из воды «Спрут-5», два эвакуационно-спасательных контейнера «ЭСК-1», 8 погружных спасательных электронасосов, 4 лафетных водометных ствола, буксирные битенги, основной буксирный трос диаметром 56 мм длиной 750 метров.

В составе ВМФ России сегодня находится 4 буксира данного проекта:
• СБ «Шахтер» ( он же бывший СБ-922) входит в состав 145-го отряда спасательных судов Черноморского флота, с местом ппд в Севастополе.
• СБ-408 входит в состав 79-го отряда аварийно-спасательных судов Тихоокеанского флота, с местом ппд – Владивосток.
• СБ-406 входит в состав отряда аварийно-спасательных судов Северного флота, с местом ппд – Североморск.
• СБ-921 входит в состав отряда аварийно-спасательных судов Балтийского флота, с местом ппд – Балтийск.
22 августа 2012 года ПЛ ”Алроса” в сопровождении спасательного буксира Балтийского флота ”СБ-921” вышла из Балтийска и взяла курс к родным берегам. 6 сентября «СБ-921″ в испанском порту Сеута передал сопровождение аналогичному буксиру –спасателю Черноморского флота ”Шахтер”. Через 2 недели отряд прибыл в Севастополь.
Спасательный буксир Балтийского флота «СБ-921» вернулся в главную базу БФ город Балтийск после участия в международном учении по поиску и спасению на море «Балтик Сарекс-2012». За время похода судном пройдено более 500 морских миль, сообщила 14 мая 2012 года пресс-служба Западного военного округа.
В ходе учений экипаж буксира БФ совместно с военными моряками иностранных государств отработал задачи по спасению экипажа условно затонувшего корабля, поиску людей с аварийно приводнившегося самолета, поиску и спасению дайверов, унесённых в открытое море, а также тушению пожара и эвакуации экипажа с борта судна, терпящего бедствие.
3 декабря 2014 года в 18.19 в МЧС поступило сообщение о пожаре на судне-буксире СБ-921, ремонтирующемся на судоремонтном заводе «Янтарь» в городе Калининграде. Возгорание произошло в каюте и коридоре буксира. На вызов были направлены 6 единиц техники и 27 человек личного состава. В 20.26 пожар был ликвидирован. Пострадавших нет. По данным пресс-службы МЧС по Калининградской области, в общей сложности горело порядка 50 квадратных метров.
По сообщению от 23 июня 2015 года в составе отряда кораблей Черноморского флота, в который входит гвардейский ракетный крейсер «Москва», сторожевой корабль «Пытливый», спасательный буксир «Шахтер», в точке якорной стоянки в районе испанского порта Сеута пополнял запасы воды и топлива от большого морского танкера «Иван Бубнов», который ранее совершил заход в указанный порт. 21 июля в составе отряда кораблей Военно-Морского Флота России спасательный буксир «Шахтер» зашел в столицу Республики Экваториальная Гвинея порт Малабо. По сообщению от 29 июля завершает выполнение задач в Атлантическом океане. По сообщению от 14 августа в составе постоянного соединения Военно-Морского флота России в Средиземном море провел учение в акватории Средиземного моря. 29 августа спасательный буксир «Шахтер» прошел пролив Босфор и вернулся в акваторию Черного моря. 31 августа вернулся из дальнего похода в Севастополь.

СЕРИЯ

СБ-406 №316 Вступление в строй 20.02.1984
СБ-408 №317 Вступление в строй 5.06.1984
СБ-921 №321 Вступление в строй 5.07.1985
СБ-922 №322 Вступление в строй 20.12.1985, с 1989 – Шахтер

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
• стандартное:1970
• полное:2780 – 2900
Длина,м:69,2
Ширина, м:15,4
Осадка, м:5,1
Скорость полного хода, уз:15 – 16
Дальность плавания:6120 миль – 7000 (15 уз)
Автономность, сут:30
Силовая установка:2х3500 л.с. дизели 6ЧН40/46, 2 ВРШ в насадках, 1 носовое подруливающее устройство, 2 ДГ по 450 кВт, 3 ДГ по 200 кВт
Экипаж, чел:43 – 46

РАДИО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:
• 4 лафетных ствола производительностью общей 1600 куб.метров/час,
• 6 переносных водоотливных насосов производительностью по 100 куб.метров/час,
• 2 спасательных шлюпки вместимостью по 55 человек.
• буксирные битенги, основной буксирный трос диаметром 56 мм длиной 750 м.

Усилия на буксировочных устройствах:
• на двухбарабанной лебедке – до 150 тонн,
• на гаке – до 110 тонн,
• на битенге – до 300 тонн.
Водолазное снаряжение (1 барокамера) до 60 м,
• устройство для подъема людей из воды «Спрут-5″,
• два эвакуационно-спасательных контейнера «ЭСК-1″,
• 8 погружных спасательных электронасосов,

Источники: www.mapkld.ru, www.korabli.eu, russianships.info, forums.airbase.ru, blackseafleet-21.com, flotprom.ru и др.

МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУКСИРСБ-921 ПРОЕКТА 712 В СЕВАСТОПОЛЕ