САМОЛЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТУ-154М ЛК-1 СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ «ОТКРЫТОЕ НЕБО»
A SPECIAL PURPOSE AIRCRAFT TU-154M LK-1 SURVEILLANCE SYSTEM «OPEN SKIES»

19.06.2016
Как сообщил начальник национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков, в рамках реализации Договора по открытому небу в период с 19 по 28 июня 2016 г. Российская Федерация проведет мероприятия по международному освидетельствованию (сертификации) цифровой аппаратуры наблюдения, установленной на самолетах Ту-154М Лк-1 и Ан-30Б.
Российскими производителями создан универсальный комплекс на базе оптико-электронной системы наблюдения OSDCAM4060, составные части которого могут использоваться как на самолетах наблюдения Ан-30Б, так и на самолете Ту-154М Лк-1.
В рамках подготовки к сертификации проделан большой объем работы в ходе, которой российские специалисты в точном соответствии с положениями Договора учли опыт предыдущих освидетельствований, замечания и предложения представителей государств – участников. Мы надеемся, что в иностранные инспекторы будут настроены на объективную работу без всякой политизации, которая позволит успешно провести это мероприятие.
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

В ПЕРИОД С 19 ПО 28 ИЮНЯ 2016 Г. РОССИЯ ПРОВЕДЕТ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ (СЕРТИФИКАЦИИ) ЦИФРОВОЙ АППАРАТУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННОЙ НА САМОЛЕТАХ ТУ-154М ЛК-1 И АН-30Б
САМОЛЕТ ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И АЭРОФОТОСЪЕМКИ АН-30Б


САМОЛЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТУ-154М ЛК-1 СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ «ОТКРЫТОЕ НЕБО»

После распада СССР один из Ту-154М унаследовали от ГДР люфтваффе объединенной Германии, и с мая 1995 г., после оснащения его тремя оптическими фото- камерами VOS GO (одна вертикальная и две боковых), тремя видеокамерами LMK 2015, инфракрасной аппаратурой и РЛС с синтезированной апертурой использовали по договору «Открытое небо». Но просуществовал он недолго, потерпев катастрофу в мае 1997-го по невыясненным до сих пор причинам.
Основная задача договора «Открытое небо» – обеспечить стране, его подписавшей, беспрепятственные полёты над территориями всех государств-участников (к 2010 году – 34 страны). Страны-участницы договора имеют право создавать и использовать специально оборудованный невооружённый самолёт с размещённой на борту аппаратурой наблюдения с ограниченной разрешающей способностью.
Договор является бессрочным и обеспечивает открытость национальных территорий для пролёта самолётов «Открытого неба» в целях воздушного наблюдения и контроля за передвижением и дислокацией вооруженных сил.
Вторую похожую машину Ту-154М ЛК-1 (RA–85655) оснастили аппаратурой для зондирования Земли, в том числе анализатором изображения MСK-4, ТЭА-10, аэрофотоаппаратом АФА-42/20, видеокомплексом, ультрафиолетовой камерой «Фиалка». До этого самолет с февраля 1988 г. эксплуатировался в смешанной эскадрилье 70-го отдельного испытательного тренировочного авиационного полка особого назначения имени В.С. Серегина на аэродроме в подмосковном Чкаловском.

В 1999 г. на Ту-154М ЛК-1 совместно с германскими специалистами по программе «Открытое небо» проведены испытательные полеты по вводу в строй РЛС бокового обзора «Ронсар», созданной в НИИ «Кулон».
Радиолокатор бокового обзора «Ронсар» с синтезированной апертурой антенны применяется для наблюдения на любых высотах полета, в том числе в условиях плохой метеовидимости. В рамках международного договора «Открытое небо» НИИ «Кулон» в конце 1990-х годов создал РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой «РОНСАР» третьего поколения, разработанная по контракту с фирмой (Германия) на основе аналогичной отечественной РЛС. «Ронсар» позволяет получать РЛ-изображение местности в реальном масштабе времени на борту самолета и на наземном пункте приема и обработки информации.

В 2000 году в рамках межгосударственного сотрудничества по реализации договора «Открытое небо» экипажами полковников В.А. Платонова, Е.Н. Коновалова и А.Н. Глебова на Ту-154М ЛК–1 выполнили девять полетов. Затем последовали миссии в разные страны.
Так, во время миссии в США с 14 по 17 ноября 2006 г. была проведена фото- и радио- локационная съемка военных объектов, включая базы ПВО, военные аэродромы и испытательные полигоны, на маршруте общей протяженностью 5000 км. В ходе инспекции российский разведчик пользовался услугами четырех аэродромов на территории США.
На борту Ту-154М, помимо 30 человек экипажа самолета и операторов разведывательной аппаратуры, находились и представители США, наблюдавшие за деятельностью российских разведчиков. В следующим году на Ту-154М ЛК-1 выполнено 44 полета, заключительный из которых состоялся в декабре в Италии по согласованному маршруту на дальность до 2080 км. В свою очередь, российские структуры обеспечили со- провождение и контроль 35 наблюдательных полетов экипажей других стран над территорией России. В 2009-м Ту-154М ЛК-1 передали в 8 адон, и в том же году с 18 октября по 11 ноября на нем выполнили четыре миссии в США и Канаде, налетав 85 ч.
Договор был подписан в Хельсинки 24 марта 1994 года и в настоящее время является наиболее успешным и эффективным инструментом, обеспечивающим транспарентность военной деятельности 34 государств-участников. В последние годы Договор значительно эволюционировал.
Сейчас проходит этап совершенствования его материально-технической базы — переход к цифровым технологиям. Российская Федерация стала пионером в этом деле, создав не только собственную цифровую камеру, но и проведя в сентябре 2013 года успешное международное освидетельствование российского самолета Ан-30Б, который с 2014 года выполняет полеты с цифровой аппаратурой.
Отечественными производителями создан универсальный комплекс, составные части которого могут использоваться как на самолетах наблюдения Ан-30Б, так и на самолете Ту-154М Лк-1. Аналогичный подход использован и при создании универсального наземного комплекса обработки данных, полученных с цифровой аппаратуры наблюдения.

В рамках реализации Международного договора по открытому небу в период с 27 марта по 4 апреля 2016 года Российская Федерация проведет мероприятия по предварительному освидетельствованию цифровой аппаратуры наблюдения, установленной на самолете Ту-154М Лк-1. Для участия в предварительном освидетельствовании в Россию прибывают 50 экспертов из 18 государств- участников Договора. Предварительное освидетельствование пройдет на подмосковном аэродроме Кубинка, где будут организованы встречи с разработчиками аппаратуры, в ходе которых иностранные специалисты получат подробные ответы на интересующие вопросы.
Проведение этих мероприятий предусмотрено Договором, и по своей сути является первым этапом подготовки к освидетельствованию цифровой аппаратуры наблюдения на самолете Ту-154М Лк-1, которое планируется провести в июне 2016 года. Это позволит западным партнерам убедиться в том, что российская цифровая аппаратура наблюдения полностью соответствует требованиям Договора.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вес взлетный макс., т 104
Вес горючего, т 39,75
Вес пустого, т
Размах крыла, м 37,55
Площадь крыла, м2 202
Длина самолета, м 47,9
Вес коммерческой нагрузки, т 54 18
Двигатели Д-30КУ-154
Взлетная тяга, кгс 3×10 500
Скорость, км/ч
- максимальная 935
- крейсерская 830 – 850
Практический потолок, м 12 100
Крейсерская высота полета, м 10 900–11 100
Дальность макс., км 6500 П
Потребная длина ВПП, м 2500

Источники: «Авиа панорама» №3 2012, www.vega.su, www.niikulon.ru и др.

ЭКСПЕРТЫ ИЗ 18 СТРАН ПРОВЕДУТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ АППАРАТУРЫ НА РОССИЙСКОМ САМОЛЕТЕ НАБЛЮДЕНИЯ ТУ-154М ЛК-1
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛОН
КОНЦЕРН РАДИОСТРОЕНИЯ «ВЕГА»
ОАО «ТУПОЛЕВ»