ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ TF-X (ТУРЦИЯ)

FIFTH-GENERATION FIGHTER TF-X (TURKEY)

07.12.2015
Компания ВАЕ выбрана Турцией в качестве партнера в программе разработки национального истребителя TFХ, сообщает flightglobal.com 3 декабря.
Выбор сделан Подсекретариатом оборонной промышленности Турции, компания будет помогать в конструированию перспективного боевого самолета. Ожидается, что в течение нескольких недель Анкара выберет одну из нескольких концепций в качестве основной (имеются проекты одно- и двухдвигательного вариантов). Также ведутся переговоры с компанией Airbus Defence & Space (по данным en.wikipedia.org, бортовую РЛС с активной ФАР будет разрабатывать турецкая компания Aelsan – прим. Военный Паритет).
Первый прототип будет выпущен в 2023 году, принятие на вооружение ожидается в 2030 году. В дополнение к ВАЕ и Airbus Турция пригласила к сотрудничеству по данной программе итальянскую Alenia Aermacchi, шведскую Saab и китайскую CATIC.

11.12.2015
Компания «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce) предложила Турции в рамках проекта создания национального истребителя пятого поколения TF-X (Turkish Fighter Experimental) двигатель EJ200.
Как сообщает «Дифенз ньюс» со ссылкой на заявление турецких официальных лиц, правительство Турции и «Роллс-Ройс» могут заключить контракт в случае, если предложение будет признано привлекательным с точки зрения передачи технологий производства, ноу-хау и экспортных лицензий.
В октябре «Роллс-Ройс» подписала меморандум о взаимопонимании с государственным научно-исследовательским институтом Турции в рамках открытия национального Центра передовых технологий производства.
ЦАМТО

21.01.2016
Компания «Тюркиш аэроспейс индастриз» (TAI) рассчитывает, что переговоры по соглашению, предусматривающему разработку и производство национального истребителя TF-X, будут завершены в первой половине 2016 года.
К этому моменту должны быть согласованы все критерии для проектирования истребителя.
Как сообщает «Дэйли Сабах» со ссылкой на заявление президента и главного исполнительного директора турецкой компании Мухаррема Дерткаша агентству «Анадолу», в настоящее время переговоры идут в тесном сотрудничестве с Секретариатом оборонной промышленности Турции (SSM).
По словам М.Дерткаша, на текущий момент проект, который получил обозначение «Проект мечты» (Dream Project), в результате обширных исследований сокращен до трех различных моделей самолета. Окончательное решение по однодвигательной или двухдвигательной схеме еще не принято.
Дальнейшее проектирование истребителя продолжится после окончательного выбора одной из трех существующих моделей. Подсистемы, которые будут использованы в конструкции истребителя, будут в максимальной степени ориентированы на производство национальным ОПК.
ЦАМТО

14.10.2016

Британская компания Rolls-Royce предложила Турции совместное производство реактивных двигателей для перспективных боевых самолетов по программе ТFX, сообщает «Военный Паритет».
6 октября генеральный директор компании Уоррен Ист (Warren East) встретился с руководством Турции на самом высоком уровне. По его словам, это стратегическое предложение было очень хорошо воспринято президентом и премьер-министром страны.
Согласно плану «Роллс-Ройс», в Турции будет построен технический центр, который станет восьмым по счету иностранным объектом компании, где будет предлагаться широкий спектр технологий. Сообщается, что правила и объемы передачи технологий являются предметом ведущихся переговоров.
В рамках программы TFX Анкара желает собственными силами проектировать, создать и производить истребитель, первый полет запланирован на 2023 год – год 100-летия основания Турецкой республики. Однако, большинство экспертов с пессимизмом смотрит на эту дату, пишет Defense News.
«Роллс-Ройс» ежегодно инвестирует в свои НИОКР примерно 1,2 млрд ф.ст. (1,5 млрд долл США), осуществляет свою деятельность в более чем 50 странах, каждый год патентует 600 новых технологий.
Предлагаемый Турции двигатель EJ200 создан консорциумом в составе Rolls-Royce, MTU, Avio и ITP. Консорциум был создан в конце 1980-х годов. По данным компании, двигатель проще и легче, чем иностранные ТРДДФ аналогичного класса, имеет низкий расход топлива и беспрецедентно высокий уровень тяги к массе. В настоящее время «Роллс-Ройс» изготовила более 1100 двигателей данного типа.
Военный Паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

31.01.2017

28 января компании BAE Systems и Turkish Aerospace Industries (TAI) подписали соглашение первого этапа о сотрудничестве по созданию турецкого истребителя пятого поколения по программе TF-X.
Сообщается, что соглашение было подписано после изучения предварительного этапа разработки между обеими компаниями. Стоимость работ первого этапа определена в более чем 100 млн ф.ст. Компания «БАЕ Системс» отметила, что тем самым положено начало «захватывающему сотрудничеству» британских и турецких авиастроителей, что проложит путь к более глубокому оборонному сотрудничеству между Турцией и Великобританией.
На пике программы сотни турецких и британских инженеров будут работать бок о бок. ВВС Турции намерены купить, по меньшей мере, 250 истребителей TF-X. Поставки намечаются с 2025 года, новые боевые самолеты станут дополнением к парку истребителей F-35, F-16 Block 50+, ударных беспилотников (Future Unmanned Combat Aircraft), самолетов ДРЛО Peace Eagle AEW&C ВВС Турции.
Военный паритет

22.12.2017
В Турции разрабатывают истребитель пятого поколения TF-X. Секретариат оборонной промышленности страны сообщил, какие требования он выдвигает к проектировщикам нового перспективного военного самолета. Об этом сообщает Defense Aerospace.
Работы над созданием TF-X ведутся с 2011 года. Новый истребитель должен заменить устаревшую модель F-16 Fighting Falcon и пополнить парк новых F-35 Lightning II. Первоначально проектировкой занималась компания Saab. Позже к проекту подключилась BAE Systems из Великобритании.
Предприятия уже продемонстрировали три варианта нового истребителя с разными двигателями и другими техническими характеристиками. Секретариат оборонной промышленности Турции определил основные требования к новому самолету. Он должен иметь два реактивных двигателя, способен летать на высоте более 16,7 тысячи метров. Скорость – около 2,5 тысячи километров в час, дальность полета – 1,1 тысячи, размах крыла – 12 метров, масса самолета – не меньше 27,2 тонны.
Предполагается, что истребитель пятого поколения TF-X поступит на вооружение ВВС Турции после 2030 года и будет задействован порядка сорока лет.
Военный паритет

29.04.2018

26 апреля на выставке Eurasia Air Show (Анталья, Турция) турецкие авиастроительная компания Turkish Aerospace Industries (TAI) и компания по производству военной электроники Aselsan подписали предварительное соглашение о совместных работах по созданию национального истребителя TF-X. Будут начаты работы по созданию бортовой РЛС, средств РЭБ и оптико-электронных систем. На этом этапе из бюджета выделены 1,18 млрд долл США, в проекте задействованы 3200 человек, стратегический партнер – британская компания BAE Systems.
Этап предварительного проектирования займет четыре года, будет определена конструкция самолета, первый полет прототипа намечен на 2023 год. Поступление на вооружение в 2029 году, серийное производство продолжится до 2039 года, потребность ВВС Турции примерно 100-150 машин.
Силовая установка истребителя еще не определена – конкурируют GE Aviation (F414-GE-400) и Eurojet (улучшенная версия EJ-200).
Военный паритет

EURASIA AIRSHOW-2018 МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И АЭРОПОРТОВ

26.06.2018

Французская компания Dassault Systemes (разработка программного обеспечения и сопровождение бизнес-проектов) официально присоединилась к программе разработки турецкого истребителя нового поколения по программе TF-X (турецкое обозначение Milli Muharip Uçak – MMU), сообщает источник 22 июня. Подписание соглашения произошло в Сан-Паулу (Бразилия).
Компании, задействованные в программе TF-X:
Турецкие компании
• ASELSAN
• HAVELSAN
• AYESAS
• Turkish Aerospace Industries
• TUSAS Engine Industries
• KALE Aerospace
Иностранные компании
• BAE Systems PLC (UK)- разработка планера/интеграция систем
• Rolls-Royce (UK) – силовая установка
• Dassault Systèmes (France)- бортовой компьютер, программное обеспечение/алгоритмы, искусственный интеллект
• Saab AB (Sweden)- разработка «пре-концепта»
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

02.11.2018

Турецкая авиастроительная компания TAI выбрала американскую компанию General Electric и двигатели семейства F110 для оснащения перспективного отечественного истребителя TF-X, сообщает «ВП» со ссылкой на defensenews.com (31 октября).
Старший сотрудник отдела закупок минобороны Турции подтвердил выбор, заявив, что двухдвигательный TF-X будет оснащен F110-GE-129 или F110-GE-132. «Это решение окончательное, мы не будем создавать свой собственный двигатель для TF-X», сказал чиновник. Согласно планам, первый прототип TF-X и неизвестное количество самолетов начальных партий будут оснащаться ТРДДФ F110. Затем Турция планирует перейти на двигатель, который будет разработан национальным двигателестроительным консорциумом TRMotor.
Но некоторые отраслевые источники говорят, что F110 не может быть идеальным двигателем для истребителя пятого поколения. «Если турки пойдут на вариант GE, им придется идти на компромисс в отношении стелс-возможностей TF-X», сказал французский эксперт.
Ранее в этом году Турция и британская компания Rolls-Royce сообщали о стратегическом сотрудничестве по разработке двигателя. «Роллс-Ройс» и правительство Турции подписали письмо о намерении завершить 31 июля переговоры по двигателю, но этим планам не суждено было осуществиться.
Турецкие чиновники говорят, что идея сделки с GE заключается в том, чтобы с опорой на иностранные технологии в долгосройной перспективе создать отечественный двигатель.
Турция желает создать истребитель в сотрудничестве с британской компанией BAE, используя ее ноу-хау. В январе 2017 года Великобритания и Турция подписали соглашение на сумму более 100 млн ф.ст. (128 млн долл США) для разработки турецкого истребителя. Турция надеется поднять истребитель в воздух в 2023 году.
Военный паритет

09.05.2019

Макетная версия первого национального истребителя Турции впервые будет представлена на Парижском авиасалоне 2019 года, сообщил генеральный директор Turkish Aerospace Industries (TAI) Темель Котиль в ходе 14-й Международной оборонной выставки (IDEF 2019).
«Это наш самый большой проект. Когда мы его выполним, Турция сможет сказать, что технологически она ничем не отличается от США, России и Китая», подчеркнул он, сообщает airrecognition.com 7 мая.
TAI продолжает предварительные проектные работы по истребителю, разрабатываемого с учетом отечественных возможностей и способных заменить самолеты F-16, которые находятся на вооружении ВВС Турции, их вывод из состава начнется с 2030-х годов.
TF-X (Turkish Fighter – Experimental) это двухдвигательный одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, разрабатываемый TAI при техническом содействии британской компании BAE Systems. Самолет получит технологии стелс и радар с активной ФАР.
Министерство национальной обороны Турции подтвердило, что первый самолет TF-X поднимется в воздух к 2023 году.
Военный паритет

PARIS AIR SHOW – LE BOURGET 2019 – 53-Й ПАРИЖСКИЙ АВИАСАЛОН ЛЕ БУРЖЕ

19.06.2019

В понедельник на авиасалоне в Париже компания Turkish Aerospace Industries представила полномасштабную модель истребителя пятого поколения, которая должна была продемонстрировать рост национального оборонно-промышленного потенциала Турции, сообщает defensenews.com 17 июня.
TF-X станет первым турецким истребителем. Если доступ Турции к технологиям F-35 «навсегда ограничен», это может стать самым большим стимулом для Турции создать истребитель пятого поколения, однако некоторые наблюдатели скептически относятся к способности Турции создать действительно самолет нового поколения.
На протяжении церемонии официальные лица TAI рассказывали о работе Турции над программой F-35 и повторяли свои обещания сделать TF-X лучшим истребителем в Европе. «Для F-35 моя компания строит центроплан», говорит президент и главный исполнительный директор TAI Темел Котил, подчеркивая роль компании в качестве вторичного поставщика, дополняющего продукцию Northrop Grumman, который производит большинство центропланов для сборки F-35.
Рекламный ролик TF-X утверждал, что максимальная скорость истребителя равен 2М, максимальный взлетный вес 60 000 фунтов (27120 кг), боевой радиус 600 морских миль (1112 км). В то время как форма фюзеляжа и вертикальных килей макета выглядела очень похожей на F-35, но TF-X, похоже, имеет более узкий фюзеляж, чем американский самолет, и будет оснащен двумя двигателями с 20 000 фунтов тяги (9000 кг). Глава компании также подчеркнул важность союзников, указав на сотрудничество TAI с британской оборонной фирмой BAE Systems по этой программе.
Военный паритет

ДЕБЮТ МАКЕТА TF-X В ЛЕ БУРЖЕ
PARIS AIR SHOW – LE BOURGET 2019 – 53-Й ПАРИЖСКИЙ АВИАСАЛОН ЛЕ БУРЖЕ

14.12.2019

В свете объявленных намерений Соединенных Штатов отказаться от поставки Турции истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35A, Турция хочет ускорить создание собственного истребителя по программе TF-X. Как сообщает британская газета «The Guardian» в материале Patrick Wintour «Turkey plans to speed up fighter jet project with Britain» , министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция планирует ускорить сотрудничество с Великобританией по созданию двигателя для истребителя нового поколения TF-X для ВВС Турции.
Соглашение стоимостью 100 млн фунтов стерлингов о совместного предприятия по разработке и производстве двигателя для TF-X между турецкой группой Kale Group и и компанией Rolls-Royce, подписанное в 2017 году с участием тогдашнего премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, было фактически заморожено в марте 2019 года. Приостановка соглашения была связана с разногласиями сторон о правах на интеллектуальную собственность, а иакже движениями турецкой стороны в сторону предложений от альтернативных поставщиков, включая Россию.
Теперь объявлено о возрождении сделки с Rolls-Royce. Помимо прочего, это может быть также средством предупреждения Конгресса США, активно выступающего за запрет на продажу Турции F-35, о том, что Турция все еще имеет союзников и альтернативных поставщиков, если ее доступ к F-35 будет остановлен.
Перспективный турецкий истребитель TF-X (MMU) cоздается при головной роли турецкой авиастроительной корпорации Turkish Aerospace Industries (TAI) в сотрудничестве с корпорацией BAE Systems. Он должен быть оснащен двумя двигателями тягой около 12 тысяч кг каждый. Первый полет первого прототипа TF-X запланирован на 2023 год.
https://bmpd.livejournal.com

14.01.2020

Генеральный директор компании Turkish Aerospace Темель Котиль сообщил государственному агентству Anadolu, что пригласил Малайзию принять участие в производстве УТС Hürjet и истребителя TF-X следующего поколения. Он подчеркнул, что это большие программы и участие инвесторов будет приветствоваться, сообщает источник quwa.org 13 января.
Интересно, что на международной выставке оборонной промышленности в 2019 году (IDEF) официальные лица ВВС Пакистана были допущены к осмотру TF-X, и заявили, что самолет «соответствует требованиям ВВС Пакистана». Помимо Малайзии и Пакистана, Турция ищет подходы к Казахстану, Бангладеш и Индонезии.
Ясно, что Турция ищет зарубежных партнеров для финансирования крупных оборонных программ, предназначенных для оснащения в первую очередь собственных вооруженных сил. Вероятно, упор делается на приглашение крупных стран с мусульманским большинством, которые демонстрируют растущие оборонные потребности.
Такой подход позволит турецкой оборонной промышленности обрести некоторую самостоятельность от американских, европейских, китайских и российских производителей, которые являются промышленными партнерами в этих мусульманских странах. Турция не может предложить столько же кредитов или займов, как эти поставщики, поэтому совместное производство и интеграция новых стран в цепочку поставок, вероятно, являются лучшим предложением, которые Турция может предложить в обмен на финансирование и заказы.
Военный паритет

06.11.2021

Турецкие авиастроители начали изготавливать первый опытный образец истребителя пятого поколения TF-X. Макет машины показали на аэрокосмической выставке в Ле-Бурже в 2019 году.
Турция полна решимости довести до конца проект национального истребителя пятого поколения Turkish Fighter Experimental (TF-X). Как сообщил телеграм-канал Dambiev, глава турецкого государственного авиастроительного объединения Turkish Aerospace Industries (TAI) Темел Котил заявил о старте производства элементов конструкции и деталей для первого опытного истребителя.
Проект имеет долгую историю. Еще в 2013 году, на Международной оборонной выставке IDEF-2013, в Стамбуле показали три возможных варианта дизайна истребителя. Стоимость программы оценили в десять миллиардов долларов США.
Макет самолета продемонстрировали на 53-м Парижском авиационно-космическом салоне в Ле-Бурже. Как тогда отмечалось, самолет предназначен прежде всего для поставок турецким Вооруженным силам. Там он должен сменить F-16 и, как ранее предполагалось, дополнить новый F-35. Впоследствии американцы отказались от поставок Анкаре истребителя пятого поколения.
На сегодня известны главные особенности TF-X, хотя о летно-технических характеристиках судить рано. Длина самолета составит 21 метр, а размах крыла будет равен 14 метрам. Сначала истребитель получит два американских двигателя General Electric F110, однако потом на него хотят устанавливать новые турецкие двигатели. Машина будет одноместной.
Радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) для TF-X создаст турецкая компания ASELSAN. В состав вооружения должны интегрировать множество бомб и ракет национальной разработки. Первый полет машина должна совершить в 2025 году.
https://naked-science.ru


ИСТРЕБИТЕЛЬ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ TF-X

TF-X — проект истребителя пятого поколения, разрабатываемый турецкой компанией аэрокосмической индустрии TAI.
Решение о начале программы TF-X (Turkish Fighter Experimental) Исполнительный комитет оборонной промышленности принял в 2010 году. «Тюркиш аэроспейс индастриз» совместно с «Сааб» ранее завершили концептуальный проект TF-X в рамках контракта стоимостью около 20 млн дол. Турция не имеет опыта по созданию таких самолетов, поэтому привлекла международных партнеров. Разработка будет осуществляться с привлечением иностранного партнера.
Представители Турции в течение 2010-2011 годов провели серию предварительных переговоров с «Saab AB» и южнокорейской «Korea Aerospace Industries» (KAI) с целью выбора партнера для реализации проекта. В августе 2011 года представитель SSM подтвердил, что с TAI подписан двухгодичный начальный контракт на разработку концептуального проекта национального реактивного истребителя F-X и учебно-тренировочного самолета (УТС) T-X, предназначенного для замены УТС T-38A. На тот момент иностранный партнёр определён не был.

Три возможных варианта дизайна были представлены в мае 2013 года на Международной оборонной выставке IDEF-2013 в Стамбуле. Стоимость программы может обойтись в 10 миллиардов долларов.
Корпорация «Turkish Aerospace Industries» (TAI) и ведомства, отвечающие за приобретение военной техники, приняли решение сначала выбрать двигатель иностранного производства и, исходя уже из его характеристик, определить окончательные требования к летно-техническим характеристикам и конструкции будущего самолета. «Turkish Aerospace Industries» подписала со шведской компанией «Saab AB» соглашение о техническом содействии при создании первого национального истребителя.
Исполнительный комитет оборонной промышленности Турции под председательством премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу в январе 2015 года принял решение о продолжении реализации проекта создания национального истребителя TF-X.
Правительство Турции опубликовало в марте 2015 года «запрос об информации» в рамках программы разработки национального реактивного истребителя нового поколения.
Секретариат оборонной промышленности (SSM) в запросе об информации определил, что программа TF-X (Turkish Fighter Experimental) предусматривает проектирование, разработку и производство первого турецкого истребителя, который будет соответствовать требованиям ВВС Турции к боевому самолету следующего поколения, предназначенному для замены состоящих на вооружении истребителей F-16, начиная с 2030-ых гг.
Компании или организации, обладающие возможностями по проектированию, разработке и производству самолетов могут получить электронную копию запроса об информации в Секретариате оборонной промышленности.

SSM придает большое значение начальному этапу проекта, который позволит идентифицировать потенциальных участников программы и их возможности.
По оценке ряда экспертов, решение продолжить реализацию проекта TF-X принято по прямому указанию президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который публично поддержал программу создания национального истребителя. Ранее глава SSM Исмаил Демир высказал мнение о нецелесообразности разработки ввиду негативных прогнозов по потенциальным продажам TF-X на внешнем рынке.
Компания ВАЕ выбрана Турцией в качестве партнера в программе разработки национального истребителя TFХ.
Компания «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce) в декабре 2015 года предложила Турции в рамках проекта создания национального истребителя пятого поколения TF-X (Turkish Fighter Experimental) двигатель EJ200.
Первый прототип будет выпущен в 2023 году, принятие на вооружение ожидается в 2030 году. В дополнение к ВАЕ и Airbus Турция пригласила к сотрудничеству по данной программе итальянскую Alenia Aermacchi, шведскую Saab и китайскую CATIC.

Источники: ЦАМТО, ru.wikipedia.org, stolcom.com, razm.info и др.

МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ США И ЕВРОПЫ
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ