СРЕДНИЙ ТАНК Т-62

MEDIUM TANK T-62

В 1957 году в КБ завода № 183 (Главный конструктор Л.Н.Карцев) начались работы по дальнейшему совершенствованию среднего танка Т-55. Были созданы опытные образцы объекты 165 и 166 с разным пушечным вооружением. Объект 165 создан на базе узлов и агрегатов танка Т-55, было решено установить на танке Т-55 100-мм пушку Д-54, которая имела большую длину ствола и более мощный выстрел, от объекта 140. Одна группа во главе с В.П.Васильевым пыталась сохранить корпус танка Т-55, другая группа, по настоянию Л.Н.Кварцева, прорабатывала вариант танка с увеличенным погоном и удлиненным корпусом. В новом корпусе для более равномерного нагружения были перераспределены по длине опорные катки. На танке – объект 165 была установлена новая литая башня простой сферической формы и нарезная 100-мм пушка с улучшенными характеристиками по сравнению с Д-10Т2С. Для удаления стрелянных гильз на машине установлен механизм их выброса через кормовой люк башни. В ноябре 1958 года были изготовлены три опытных образца танка- объект 165, в 1961 г. он был принят на вооружение под обозначением Т-62А.
Разработка опытного танка «обьект 166″ задана Решением ВПК на базе узлов и агрегатов танка – объект 165 с установкой новой 115-мм гладкоствольной пушки (создана путем рассверливания 100-мм нарезной пушки Д-54ТС) в доработанной литой башне. Первый опытный образец был изготовлен в 1959 году. Вскоре начались испытания танка, в ходе которых появились трудности с энергоснабжением стабилизатора вооружений из-за большей инерционности пушки У5-ТС. При доработке генератора, в частности был введен его обдув, конструкторы смогли довести его мощность до 10кВт.
По результатам испытаний, проводившихся в 1960-1961 годах танк был принят на вооружение в 1961 году под индексом Т-62 (объект 166). В 1961 г. завод № 183 изготовил установочную партию танков Т-62 из 25 штук. Установочная партия из 25 машин была выпушена в 1961 году. С 1 января 1962 года завод был остановлен для установки нового оборудования необходимого для серийного производства танка Т-62. В марте 1962 г. было принято решение производство танков Т-62А не начинать, а с 1 июля 1962 г. было начато массовое производство танка Т-62.

Танк Т-62 представляет собой дальнейшее развитие танков Т-54/Т-55и выполнен по той же конструктивной схеме. Танк Т-62 выполнен по классической схеме. Слева в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части установлена трехместная башня с пушкой. Слева от казенника пушки впереди размещается наводчик, за ним командир танка, справа от казенника рабочее место заряжающего. В корме размещено моторно-трансмиссионное отделение и поперечным расположением двигателя. Габаритные размеры: длина с пушкой вперед – 9330 мм, длина по корпусу – 6630 мм, высота по крыше башни – 2390 мм, клиренс – 430 мм.
Корпус танка сварен из гомогенных броневых плит, башня – полностью литая. Плиты лобовой брони толщиной 102 мм имеют значительный наклон – верхняя 60 и нижняя 54 градуса. Эквивалентная толщина составляет около 200 мм. Толщина остального бронирования существенно меньше.
В отделение управления механик-водитель попадает через люк, расположенный в подбашенной плите над его сиденьем. Обзор местности осуществляется с использованием двух перископов, установленных перед люком. В ночное время вместо левого перископа используется прибор ночного видения ТВН-2 с сектором обзора 30 град. на дальности 60 м. ИК-прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты, рядом с фарой белого света. Справа от механика-водителя находятся топливные баки.
Командир наблюдение за местностью осуществляет с использованием комбинированного прибора ТКН-3 с ИК-прожектором, установленным перед люком. Днем (ночью) прибор обеспечивает обзор местности с 5-кратным (до 4,2 крат) увеличением в секторе 10 (8) градусов. Дальность действия ИК-прожектора ОУ-3ГК составляет 400 м. Кроме ТКН-3 командир может использовать четыре перископа, по два в крышке и перед люком. Все приборы наблюдения установлены в командирской башенке и вращаются вместе с ней независимо от вращения башни танка. Однако при вращении башни ему приходится вручную удерживать свою башенку в выбранном положении за счет мускульной силы.
Для наводчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41, с 3,5 и 7-кратным увеличением и углом обзора 18 и 9 град. соответственно. На окуляре прицела нанесена дальномерная шкала для целей высотой 2,7 м. В ночное время наблюдение за местностью ведется с помощью активного прибора ночного видения ТПН1-41-11 с 5,5-кратным увеличением и углом обзора 6 град. ИК-подсветка осуществляется прожектором Л-2Г, установленного в передней части башни рядом с пушкой. Дальность обзора не превышает 800 м. Кроме этого, наводчик может использовать перископ ТНП-165.
Перед люком заряжающего установлен перископ ТНП-165.

На танке Т-62 установлена новая литая башня и гладгоствольная пушка, впервые на отечественных серийных танках. Башня установлена в центральной части корпуса и является цельнолитой с толщной брони в передней части 240 мм и 153 мм по бортам. В левой части башни располагаются рабочие места наводчика и командира танка, а с правой стороны находится рабочее место заряжающего. Для наблюдения за местностью командир использует комбинированный прибор ТКН-3. Наводчик осуществляет наведение вооружения с помощью прицела ТШ2Б-41, а в ночное время с помощью ночного прицела ТПН1-41-11.
В качестве основного вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС «Молот»). Гладкоствольная пушка У5-ТС установлена вместе со спаренным пулеметом ПКТ в башне сложной конфигурации. В боекомплект пушки входят помимо осколочно-фугасных подкалиберные бронебойные снаряды, стабилизируемые в полете хвостовым оперением.
Пушка может вести огонь унитарными выстрелами с тремя основными типами оперенных снарядов: осколочно-фугасными ОФ-18, кумулятивными БК-4 и БК-4М и бронебойно-подкалиберными БМ-6. Подкалиберный снаряд имеет очень высокую начальную скорость 1615 м/с и большую дальность прямого выстрела и высокую бронепробиваемость. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Для удаления стрелянных гильз на машине установили механизм их выброса через люк в кормовой части башни.
Дальность стрельбы прямой наводкой составляет 4000 м, наибольшая дальность стрельбы – 5800 м. Бронепробиваемость бронебойно-подкалиберного снаряда на дальности 2000 м составляет 270 мм по вертикально расположенной броне и 115 мм по броне с углом наклона 60 град. Наведение на цель осуществляется электрогидравлическими приводами. Наведение пушки по углу места (-6 – +16 град.) осуществляет наводчик, по азимуту вкруговую – командир танка. При необходимости наводчик может наводить орудие на цель механизмами ручного привода.
Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения «Метеор» прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка (при скоростях до 10-15 км/час).
С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62-мм с боекомплектом в 2000 патронов.
В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/мин.
Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад. Трансмиссия механическая, подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Запас топлива – 675 л во внутренних и 285 л в наружных топливных баках. Возможна установка дополнительных топливных баков емкостью 400 л (две 200-литровых бочки на кронштейнах в кормовой части корпуса). Средний расход топлива при движении по шоссе составляет 1,9-2,1 л/км, при движении по пересеченной местности – 3-3,3 л/км, при постановке дымовой завесы с помощью ТДА – 10 л/мин.
В состав ходовой части Т-62 входят пять двускатных обрезиненных опорных катков на борт, выполненных из легкого сплава и подвешенных на балансирах. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами. По сравнению с внешне подобным танком Т-55, интервалы между опорными катками на Т-62 стали значительно больше. Расстояние между первыми тремя катками заметно меньше, чем между остальными. Ведущие колеса и механизм натяжения гусениц находятся в передней части корпуса. Гусеница состоит из 96 траков, соединенных металлическим шарниром и весит 1386 кг.
Удельное давление на грунт составляет 0,77 кг/см. кв. Максимальная скорость по шоссе – 50 км/ч Максимальный запас хода по шоссе – 400 км, с дополнительными бочками – 650 км. Преодолеваемые препятствия: стенка – 0,8 м, ров – 2.85 м, угол подъема и крена – 30 и 20 градусов соответственно.
Для обеспечения внешней связи на Т-62 устанавливалась радиостанция Р-113. Связь между членами экипажа обеспечивалась танковым переговорным устройством Р-124.
Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Система защиты от оружия массового поражения аналогична этой системе на Т-55. На Т-62 установлена термодымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м, которая при безветренной погоде держится в течение четырех минут.
Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной до 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. После подготовки, с использованием ОПВТ танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м.
Серийное производство было начато с середины 1962 года. Серийное производство Т-62 в СССР было завершено в 1972 г., в Чехословакии по лицензии – до 1978 г. За время серийного производства по разным оценкам было выпущено около 20 000 танков Т-62.
В процессе серийного производства был заменен прицел на ТШС-41У и модернизирован стабилизатор вооружения «Метеор-М».

В 1962 году приказом МО от 12 сентября №0235 были приняты колейные минные тралы КМТ-4М и КМТ-5М для танков Т-54, Т-55, Т-62. Согласно штатам на три танка предусматривалось один трал КМТ-4М, на 10 танков один трал КМТ-5М. Для транспортировки трала КМТ-4М применялись автомобили ЗИЛ-157 и ЗИл-131, при этом на одной машине перевозилось два комплекта КМТ-4М или один – КМТ-5М. Трал КМТ-5М навешивались на танки силами экипажа при помощи специального крана, смонтированного на одном из автомобилей, а КМТ-4М при помощи специальной лебедки входящей в комплект трала. Скорость траления 8-12 км/ч.

В 1967 году на танке убрали люки с надмоторной крыши, с 1972 года на доработанной башне стали устанавливать 12,7-мм зенитный пулемет ДШК-М, с 1975 года на танках Т-62 разместили лазерный дальномер КТД-1 (КТД-2). Для этого танка разработана гусеница с резино-металлическим шарниром со значительно увеличенным сроком службы.
Разработан в КБ «Уралвагонзавода» и к 5 ноября 1967 года изготовлен опытный образец танка Т-62 со 125-миллиметровой пушкой и автоматом заряжания.
На заводе фирма «Нимда» в г.Тель-Авив осуществляется модернизация танков Т-62, захваченных в ходе арабо-израильских войн и военных конфликтов.
В 1969 году на вооружение принимается танковые плавсредства ПСТ-63М для танков Т-64, Т-62 и Т-55А (Т-55).
На базе танка Т-62 был создан командирский танк Т-62К, ракетный танк ИТ-1 (объект 150) и опытные машины: Т-62 с ПТУР «Малютка»; объект 166М с новой ходовой частью; объект 165 со 100-мм пушкой и др.
В начале 1980-х годов была проведена модернизация танка Т-62 с целью доведения его характеристик до характеристик основных танков Т-64А и Т-72 первых выпусков.
Запасные части, динамические тренажеры вождения и подготовки экипажей танков Т-62 выпускаются Муроммашзаводом.
При проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) ПКБ (ЦЭЗ №1 ГБТУ) совместно с НИИБТ полигоном («Кубинка») и дру­гими организациями были отработаны откидные бортовые противокумулятивные экраны. Их использование значительно увеличивало расстояние от точки соприкосновения кумулятивного снаряда с экраном до его встречи с бро­ней борта танка, что, в свою очередь, снижало кумулятивный эффект образующейся металлической струи. Такие эк­раны ставились для защиты в первую очередь боевого отделения, а также отделения управления.
Откидные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны устанавливались консольно на надгусеничных полках танков и имели определенную степень свободы перемещения, что гарантировало их сохранность при дви­жении танка через мелколесье или кустарник. В походном положении они прижимались и крепились к борту, а при необходимости их можно было автоматически развернуть под углом к борту (тип «елочки»).
Эта конструкция бортовых экранов прошла всесторонние испытания на полигоне и нашла широкое применение в танкостроении (авторское свидетельство на изобретение №2517| выдано 25 ноября 1962 г. A.M. Борисову, И.Ф. Бугаенко, Г.М. Разину, М.М. Усову — сотрудникам завода, а также Г.М. Козловуи И.С. Малькову — специалистам полигона). Откидные бортовые экраны разных конструкций монтиро­вались на некоторых модификациях танков Т-62, Т-64, Т-72, часто в сочетании со сплошными противокумулятивными экранами и навесной динамичес­кой защитой.
Для танков Т-55 и Т-62 на Муромтепловозе выпускается автономный агрегат питания АПП-5-28/П.
На некоторые танки Т-62 в войсках устанавливали авиационные блоки НУРС УБ-32. С начала 1980-х годов небольшое число танков оснащено бортовыми противокумулятивными резиновыми экранами, во время войны в Авганистане не башни танков Т-62 устанавливали запасные траки, которые выполняли роль дополнительной защиты. Были танки Т-62 с дополнительными резиновыми экранами установленными на башне.
В дальнейшем, в 1983-1985 г.г. танки Т-62 подверглись серьезной модернизации, после чего они получили обозначение Т-62М.

Помимо Советского Союза Т-62 состояли на вооружении только в одной стране варшавского договора – Болгарии. Танк состоит на вооружении сухопутных войск России, Афганистана, Анголы, Алжира, Беларуси, Кубы, Египта, Эфиопии, Ирана, Ирака, КНДР, Ливии, Монголии, России, Сирии, Узбекистана, Вьетнама, Йемена.
Иракские танки Т-62 имели стальные защитные колпаки на ИК-прожекторе Л-2Г в передней части башни рядом с пушкой и на ИК-прожекторе ОУ-3ГК перед командирским люком. Ходовая часть прикрывалась бортовыми противокумулятивными экранами.
Некоторые египетские танки Т-62 оснащались дымовыми ракетами «Шакр», установленными в задней части по обе стороны башни. В настоящее время все танки Египта оснащены новыми 115-мм стволами, разработанными Британским Королевским Арсеналом для замены изношенных орудий.
В Болгарии в настоящее время все танки Т-62 переоборудованы в ремонтно-эвакуационные машины TV-62M с полным демонтажем башни, а на погоне жестко крепилась срезанная крыша башни танка Т-55. В задней части корпуса устанавливалась лебедка и ОПВТ.
Захваченные Израилем в 1967 г и 1973 г танки Т-62 и подверглись несущественным изменениям с размещением навесного оборудования и ЗИПа. Модифицированные танки (Tiran 6) в настоящее время числятся в резерве.
В составе Советской Армии танки Т-62 использовались при вводе войск в Чехословакию в 1968 году, участвовали в пограничных советско-китайских конфликтах, состояли на вооружении ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В составе российских вооруженных сил применялись в ходе боевых действий в Чечне.
Боевое крещение Т-62 получили во время операции «Дунай» в августе 1968 года. Испытание настоящим огнем произошло во время советско-китайского вооруженного конфликта в районе острова Даманский в марте 1969 года.
Во время «Шестидневной войны» и «Войны Судного дня» (1967 и 1973 годы) Советский Союз поставил Египту 400 танков Т-62.
В составе иностранных вооруженных сил танки Т-62 наиболее широко использовались на Ближнем Востоке – в арабо-израильских войнах, ирано-иракской войне (1980-1988 гг.) и в боевых действиях в зоне Персидского залива в 1991 году.
Значительное количество Т-62 приняли участие в афганской войне. Они имелись на вооружении не только советской, но и афганской армии. Несколько Т-62 воевали в армяно-азербайджанском конфликте. Узбекские Т-62 сражались с исламской оппозиций в Таджикистане. Т-62М шалинского танкового полка (по некоторым данным 6 штук), наряду с Т-72А, были приватизированы ичкерийскими властями. Шалинские танки приняли участие в столкновениях с российскими частями в декабре 1994 и начале января 1995 годов.
В 2008 году танки Т-62 и Т-62М состояли на вооружении 42 гвардейской мотострелковой дивизии находящейся в Чеченской республике на постоянной основе.
В настоящее время КБ России предлагают модернизировать танки Т-62 для инозаказчиков, предполагается установить усовершенствованную бронезащиту, новые узлы шасси, новую систему управления оружием и включение в состав боекомплекта пушки управляемых по лучу лазера ракет 9М117.
Египетские танки Т-62 были поставлены СССР и в 2010 году проходили модернизацию на заводе имени Малышева в Украине. Договор вызвал негативную реакцию со стороны представителей военной промышленности России, в свое время «Уралвагонзавод» был основным производителем танков Т-62, которые поставлялись на экспорт, в том числе в Египет. Авторские права на танк Т-62 принадлежат России, а именно «Уралвагонзаводу», следовательно, завод имени Малышева не имеет законного права на модернизацию этих машин.
Английская фирма «Ройял Орднанс» проводит доработку пушек У5-ТС для танков Т-62 Египетской армии, а французская фирма GIAT предлагает установить на Т-62 новые 120-мм гладкоствольные пушки.

МОДИФИКАЦИИ
• Т-62 – Объект 166 — Базовый образец, на базе Т-55. (1961 г.)
• Т-62А – Объект 165 — базовый вариант танка разработанный параллельно с (Объект 166) Т-62. Установлена новая литая башня с нарезной 100-мм пушкой Д-54ТС. Для удаления стреляных гильз на машине установлен механизм их выброса через кормовой люк башни. Данная модификация танка выпускалась в 1961 году небольшой партией.
• Т-62К – Командирский Т-62 с радиостанцией Р-130. Дополнительно установлена навигационная аппаратура ТНА-2, КВ-радиостанция и зарядный агрегат АБ-1 для питания потребителей при длительной работе на месте. При этом уменьшился боекомплект пушки и пулемета, изменено размещение ЗИПа. (1964 г.)
• Объект 166М (Т-62Б) – опытный танк, оснащённый опорными катками меньшего диаметра, как у объекта 167, и двигателем В-36Ф, мощностью 640л.с..
• Объект 166МЛ – Объект 166М на который в качестве дополнительного оружия устанавливался ПТРК 9К14 «Малютка».
• Объект 166П — опытные Т-62 с подбоем для усиления противорадиационной защиты.
• Т-62Д – Модификация танка Т-62 (1983 г.), оснащённая комплексом активной защиты «Дрозд». Также на танке была установлена: дополнительная броневая защита башни и корпуса; резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; двигатель В-55У, мощностью 620л.с.; система защиты от напалма «Сода». Модернизирована ходовая часть. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.
• Т-62Д-1- вариант танка Т-62Д с двигателем В-46-5М. (1983 г.)
• Т-62М (Объект 166М) – Танк, прошедший глубокую модернизацию в 1983—1985 гг. На танке была установлена: дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища (уровень защиты башни от БПС – 320мм, от КС – 400-450мм); резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны; антинейтронный подбой на башне; комплекс управляемого вооружения 9К116-2 «Шексна»; двигатель В-55У, мощностью 620л.с.; новая система управления огнем «Волна» (лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У и стабилизатор «Метеор» М1); система запуска дымовых гранат 902Б «Туча» и система защиты от напалма «Сода». Часть машин оснащалась зенитным пулемётом НСВТ вместо ДШКМ, а ствол пушки — теплозащитным кожухом. Модернизирована ходовая часть и введена гусеница от танка Т-72. Танк оснащался радиостанцией Р-173 и радиоприёмником Р-173П.
• Т-62М-1 – вариант Т-62М с двигателем В-46-5М.
• Т-62М1 – вариант Т-62М без КУВ.
• Т-62М1-1 – вариант Т-62М-1 без КУВ.
• Т-62М1-2 – вариант Т-62М без КУВ и без дополнительного бронирования корпуса.
• Т-62М1-2-1 – вариант Т-62М1-2 с двигателем В-46-5М.
• Т-62МК – Командирский Т-62М, радиостанция Р-130 и ТНА-3.
• Т-62МВ – вариант Т-62М с установленой навесной динамической защитой и без дополнительной броневой защиты башни, и корпуса. (1985 г.)
• Т-62МВ-1 – вариант танка Т-62МВ с дизелем В-46-5М.
• Т-62МД – вариант танка Т-62М оснащённая комплексом активной защиты Комплекс активной защиты «Дрозд».
• Т-62МБ – Модернизация танка Т-62: 115-мм пушка оснащена теплозащитным кожухом, встроенная динамическая защита на башне и навесная на корпусе, двигатель В-46-5М и новая СУО. Установлен КУВ 1К116-2 «Шексна»
• Т-62-5ТДФ — украинский вариант модернизации танков Т-62, разработанный ХКБМ и предложенный в 2009 году в качестве варианта модернизации танков египетской армии
• Т55-62-VE M.R.V. — итальянский проект модернизации танков Т-55 – Т-62, фирмы Vehicle Engineering c.g.d. S.r.l. на основе компонентов итальянских танков.
• WZ-122A «San Ye» — китайский опытный прототип, копия трофейного советского Т-62 с острова Даманский. С гидромеханической КПП, гидравлической подвеской, сплошными надгусеничными полками, расположение катков идентично с «тип 59».
• WZ-122B «San Ji» — китайский опытный прототип на основе WZ-122A. С 6 опорными катками уменьшенного диаметра на борт, традиционной надгусеничной полкой (топливные баки расположены слева), механической трансмиссией.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принят на вооружение Приказом МО №0221 от 6 сентября 1961 года
Разработчик КБ з-да № 183
Изготовитель з-д № 183
Производство серия 1962-1973 годах
Боевая масса, т 37-37,5
Сухой вес, т 35,5
Длина, мм:
- с пушкой вперед 9706
- корпуса 6630
Ширина, мм 3300
Высота по крышу башни, мм 2248
Клиренс, мм 430
Ср. уд. дав. на грунт, кг/см2 0,75
Тип двигателя дизель В-55В
Максимальная мощность, л.с. 580
Мощность генератора, кВт 10
Запас топлива, л 675+285
Удельная мощность, л.с./т 15,4
Максимальная скорость, км/ч 50
Запас хода, км 450
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 32
- крен, град. 30
- ров, м 2,85
- стенка, м 0,8
- брод, м 1,4 (с ОПВТ – 5)
Бронирование, мм:
- лоб корпуса 100
- лоб башни 200
Средства постановки дымзавес ТДА
Экипаж, чел. 4

ВООРУЖЕНИЕ:

- число х калибр, мм и тип
орудия 115 мм У5-ТС (2А20)
разработчик Уралтрасмаш
изготовитель завод №221
(боекомплект, шт.) (40)
- число х калибр, мм и тип
пулеметов 12,7 мм ДШК-М
(боекомплект,шт.) (300)
- число х калибр, мм и тип
пулеметов 7,62 мм ПКТ(СГМТ)
(боекомплект, шт.) (2500)
Прицел ТШ-2Б-41(ТШС-41У)
Ночной прицел ТПН-1 (ТПН-1-41-11)
• разработчик Красногорский завод им. С.А.Зверева
• Дальность опознования цели ночью, м 800
• Угол поля зрения, град. 6
• Увеличение, крат. 5,5
Стабилизатор вооружения 2-плоскостной «Метеор» (»Метеор-М»)
- разработчик ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ)
- изготовитель завод № 46 (КЭМЗ)
Навигационное оборудование ГПК-59
Радиостанция Р-113 (Р-123, -123М)

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 21.02.2016

Источники: Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., 460 с., ФГУП «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», ru.wikipedia.org, sermonak.narod.ru, Военный паритет, info-rm.com и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ СРЕДНИЙ ТАНК Т-62М НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2015″
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ СРЕДНИЙ ТАНК Т-62М
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД» ИМЕНИ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
УРАЛЬСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ