ОПЫТНЫЙ ТАНК «ОБЪЕКТ 477″ «МОЛОТ»
EXPERIMENTAL TANK «OBJECT 477 «MOLOT»

22.09.2021

Разработанный в Харькове в конце 80-х годов танк «Молот» был на то время самым мощным в мире. Его вооружили мощнейшей 152-мм пушкой, на Западе в это время работали лишь над 140 -мм орудиями. Машину предполагалось напичкать сложнейшей электроникой, например, танковой информационно-управляющей системой.
Работавшие в танкостроении в это время специалисты рассказывают, что новая машина, которая, по некоторым данным, могла получить обозначение Т-94 (в этом названии продолжалась традиция давать детищам Завода имени Малышева цифровое обозначение с четверкой, например, Т- 64, Т-74, Т-84).
Также на одном из образцов вместо 1200-сильного двухтактного дизеля была установлена газовая турбина мощностью 1250 л.с., которую позже планировалась заменить ГТД уже в 1500 л.с. Его тогда успешно на Т-80 испытывали в Ленинграде. Однако распад страны не позволил воплотить в жизнь эти интересные планы.
Вестник Мордовии


ОПЫТНЫЙ ТАНК «ОБЪЕКТ 477″ «МОЛОТ»

Танк «объект 477″ разрабатывался по ОКР «Молот» («Бунтарь» и «Боксёр») в Харьковском конструкторском бюро машиностроения.
Разработка перспективного танка в 1980-е годы стала продолжением работ по НСТ (Новый средний танк или «Тема 101») начатой в начале 1970-х годов. К необходимости создания танка нового поколения в конце 70-х годов пришел и приемник А. А. Морозова генерал Шомин.
Работа проводилась в несколько этапов: в 1979-1982 г. шла поисковая работа по концепции перспективного танка, в 1983-1985 — научно-исследовательская работа «Бунтарь», разработка предложений по танку нового поколения, в 1986-1991 — опытно-конструкторская работа «Боксер» (объект 477), разработка, изготовление и испытание опытных образцов танка.
Поисковая работа впоследствии, в 1980 году, приказом по министерству получила шифр «Тополь», НИР «Бунтарь» в 1983 задавался решением ВПК, а ОКР «Боксер» в 1986 г. — постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР.
Это была инициативная работа ХКБМ, вылившаяся впоследствии в утвержденную Постановлением ЦК КПСС разработку танка «Боксер». Проработки принципиально новой компоновки машины велись в нескольких направлениях и после длительного поиска и обсуждений был сделан вывод, что существенный отрыв в характеристиках танка можно достичь за счет вынесенной пушки с калибром 152 мм и использования принципиально новых идей в построении комплекса управления машиной.
Суть построения комплекса управления машиной заключалась в интегрированной системе управления с широчайшими возможностями на базе бортового цифрового вычислительного комплекса. Комплекс должен был обеспечить увязку мощного артиллерийского и высокоточного ракетного оружия с самонаведением на цель со всесуточным и всепогодным прицельным комплексом. Привязку танка к местности и управление боем с помощью спутниковой навигации, автоматическую цифровую засекреченную связь для взаимодействия между танками, вертолетами огневой поддержки. Автоматизацию управления огнем и движением машины с выходом в дальнейшем на полностью роботизированный танк, использование системы госопознавания и применение активной защиты. Таким образом, осуществлялось взаимодействие перспективного танка с разрабатывавшимися в тот же период перспективными вертолетами типа Ка-50 и Ми-28, благодаря чему создавался единый ударный комплекс на базе танков, вертолетов огневой поддержки и беспилотных летательных аппаратов.
На начальном этапе в качестве перспективных рассматривалось два варианта компоновки: с экипажем из двух человек – изделие «490» размещенных в низкопрофильной башне и с экипажем из трех человек – водитель слева, командир над наводчиком в низкопрофильной башне слева от пушки – изделие «490А».
В 1981 году разработка перспективного танка получила шифр ВПК «Тополь». В 1982 было решено остановится на варианте танка с экипажем из трех человек. Танк имел вынесенную пушку, водитель располагался по левую сторону танка, справа от него размещался внутренний запас топлива объемом 1290 литров, командир размещался в боевом отделении над наводчиком слева от пушки. Посадка и покидание танка обеспечивалось через люк в башне.
В 1984 году в проект перспективного танка было внесено ключевое изменение, позволившее осуществить значительный отрыв от существующих танков – принятие принципиального решения о применении мощной 152 мм пушки. В процессе разработки «Боксера» конкурс между тремя КБ был объявлен в начале работ. Все представили свои проекты, военные и ВНИИТМ их оценили и сделали однозначный вывод – Ленинград и Тагил ничего нового не предложили и перспективный танк поручили разрабатывать ХКБМ.
Работы по перспективному танку в УКБТМ и КБ ЛКЗ никакими документами не задавались. В публикациях в сети интернет существует ошибочное мнение, что, якобы задачи по созданию перспективного танка 90-х задавались КБ «Спецмаш» а также УКБТМ, что не соответствует действительности. В то же время инициативные разработки в указанных КБ велись, но серьезного уровня они меть не могли, так как не подключались смежники по вооружению, электронике, системам управления и пр. Примером таких работ может служить танк с классической компоновкой «объект 187», сравнимый по характеристикам с серийно производившимся в тот период Т-80УД.
В конце второй половины 1980-х годов тема «Боксер» получила новое обозначение – «Молот». В 1985 году была утверждена новая компоновка танка с 152 мм пушкой. Водитель танка размещался слева, справа от него размещался проектированный топливный бак отделенный перегородкой. Командир и наводчик размещались в корпусе танка под башней и имели прямой визуальный контакт друг с другом. Конструкция автомата заряжания имела замкнутый контур в задней части боевого отделения, подпитка боеприпасами осуществлялась из изолированного отсека расположенного между моторно-трансмиссионным и боевым отделением.
На изд. «477» были реализованы и испытаны узлы ходовой части, на основе изд. «434», повышающие их эксплуатационную характеристику:
• опорные катки с промежуточными резиновыми амортизаторами, уменьшающими износ ободьев и повышающие устойчивость гусениц;
• подвески с увеличенным динамическим ходом, гидроамортизаторы с двухступенчатой характеристикой, торсионы дифференцированной жесткости, повышающие плавность хода и скорости изделия;
• гусеницы с закрытым металлическим шарниром (ЗМШ) последова¬тельного типа шириной 580 мм, улучшающие зацепление с ведущим коле¬сом и сцепляемотью с грунтом, уменьшающие потери в гусеничном движи¬теле и значительно повышающие устойчивость гусеничного обвода.
Также были изготовлены усовершенствованные варианты изделие «477А», один из которых оснащался газотурбинным двигателем и был изготовлен с применением в ходовой части узлов изделия «219». При этом масса ходовой части выполненной по типу изделия «434» имела массу 6760 кг, на базе «219» – 8853 кг, т.е. на 2093 кг выше. Танки этой модификации также комплектовались вспомогательной силовой установкой размещенной на надгусеничной полке справа. Изменения также затронули моторно-трансмиссионное отделение.
В процессе выполнения ОКР компоновка танка неоднократно изменялась, и документация стала носить индекс «объект 477А». В конце 1980-х в одной из организаций у смежников пропал совершенно секретный протокол совещания в министерстве, в котором я принимал участие. В результате пришлось изменять шифр разработки, и танк стал называться «Молот».
Танк был создан в качестве проекта создания боевой машины с так называемой «лафетной» компоновкой. Экипаж танка должен был находиться ниже погона башни, компоновка танка чем-то похожа на поздние модификации танка Т-80, а конкретно на Т-80УМ2 «Чёрный орёл», единственное серьёзное отличие в расположении и типе применяемого автомата заряжания.
Танк должен был оснащаться 152-мм пушкой, 2А73, позднее ЛП-83, а ещё позже М3 с реверсивным автоматом заряжания и скорострельностью в 14 выстрелов в минуту. Прицеливание осуществлялось системой «Аргус» с низкоуровневой телевизионной системой и тепловизионным каналом. Также танк имел спаренный пулемёт калибра 7,62 мм и зенитный пулемёт калибра 12,7 мм.
На танке должна была быть установлена многослойная комбинированная броня с использованием встроенной динамической защиты и комплекс оптоэлектронного подавления «Штора».
Изготовленные в 1987 году опытные образцы танка «Боксер» по сравнению с Т-64 выглядели более внушительно. Танк был примерно на 0,3 м выше, мощная пушка над башней и высокий корпус с комбинированным бронированием внушали какое-то уважение к нему. По внешнему виду он был более грозный в сравнении с танками предыдущего поколения.
Постоянное повышение ТТХ и установка более мощного вооружения неизбежно вели к увеличению массы танка. При заданной массе 50 тонн она была превышена на несколько тонн и это потребовало проведения серьезных мероприятий по ее снижению. Конструкции узлов танка, пушки, систем двигателя, ходовой и защиты были пересмотрены.
Кроме этого, в конструкции некоторых узлов пришлось ввести титан, из которого изготавливались балансиры ходовой, конструктивные элементы внутри танка, элементы динамической защиты, листы пакета лобовой защиты танка. Это позволило существенно уменьшить массу и практически вписаться в заданные требования.
Танк характеризовался высоким уровнем защиты с минимальным количеством ослабленных зон и использованием всех достижений на тот период. Бронирование носового узла корпуса танка имело модульную структуру, его габарит составлял более 1 м по ходу снаряда. Большое внимание было уделено защите бортов и крыши башни, она была комбинированной: так, защита бортов имело многопреградную структуру, а люки экипажа мощную многослойную защиту.
Были рассмотрены все разрабатываемые варианты активной защиты – «Дрозд», «Арена», «Дождь» и «Шатер». Ни по одному из них не было достигнуто конкретных результатов и было принято решение на этапе ОКР не оснащать танки активной защитой и вводить ее по мере отработки.
Рассматривался вариант электромагнитной защиты, работы по которой проводились в ВНИИстали. После рассмотрения состояния работ стало понятно, что в ближайшей перспективе реализовать ее не удастся, поскольку отсутствовали приемлемые энергоемкие накопители энергии, а существующие по своим габаритам были сопоставимы с танком.
Силовая установка танка была на основе дизельного двигателя. Вначале рассматривался вариант разработанного в ХКБД четырехтактного 12-цилиндрового двигателя 12ЧН, но учитывая, что он существовал только на уровне экспериментальных образцов и был не доведен, от него отказались.
Ставка была сделана на уже существующий двухтактный двигатель на базе 6ТДФ мощностью 1200 л.с., с возможностью доведения мощности до 1500 л.с. Этот двигатель был установлен на опытные образца и проходил испытания.
В начале разработки рассматривалось несколько вариантов ходовой. В результате детальных проработок остановились все-таки на ходовой, в основу которой была положена обрезиненная «ленинградская» ходовая отработанная на Т-80УД. Она по массе проигрывала ходовой Т-64 примерно две тонны, но при тех нагрузках и мощности двигателя идти на вариант с «легкой» ходовой было опасно и дальнейшие работы базировались на достаточно отработанных узлах этой ходовой.
Серийно не производился, т. к. распад Советского Союза серьёзно осложнил работу Харьковского конструкторского бюро, а потом она и вовсе прекратилась.
О совместных работах России и Украины не могло быть и речи, они стали конкурентами, и Украина категорически отказалась передавать задел по этому танку. К тому же в 1996-1998 годах в ХКБМ реализовывался пакистанский контракт по поставке Т-80УД, и там было не до перспективных танков.
Несмотря на концептуальное сходство с более поздними танками (Объект 640, Объект 195, Объект 148), компоновочная схема Объекта 477, по разным причинам, прямого развития не получила.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вес около 50 тонн
Двигатель дизельный двигатель 6ТД (В перспективе 6ТД-3 мощностью более 1500 л.с.)
Скорость на дороге более 75 км/ч
Скорость по пересеченной местности более 50 км/ч
соотношение вес/мощность не менее 28 л.с на тонну
Давление на грунт около 0,8 кг/ см. кв
Экипаж 3

ВООРУЖЕНИЕ

Основное орудие Пушка 2А83 152 мм
Боезапас 34 выстрела
Типы боеприпасов БПС, ОФС, КУВ
Пулеметы 1 х 7.62 мм

Источники:
• http://alternathistory.org.ua/tank-obekt-477-molot-sssr
• http://btvt.info/2futureprojects/molot.htm
• http://btvt.narod.ru/3/molot.htm
• https://ru.wikipedia.org/wiki/Объект_477
• https://topwar.ru/145734-kak-sozdavalsja-poslednij-sovetskij-tank-bokser-molot-obekt-477-chast-1-jetapy-sozdanija-i-komponovka.html
• https://alex-news.ru/armija-113/
• https://alex-news.ru/armija-110/

ОПЫТНЫЙ ОСНОВНОЙ ТАНК «ОБЪЕКТ 490″
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ОСНОВНЫЕ ТАНКИ
АВТОБРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА