ОПЫТНЫЙ ТАНК ОБЪЕКТ 476
EXPERIMENTAL TANK OBJECT 476

В семидесятые годы в Советском Союзе в разных конструкторских бюро разрабатывались новые модели основных боевых танков. Так, в Харькове был создан Объект 476 «Кедр», имеющий гораздо меньшую известность, чем находившиеся в производстве Т-64, Т-72 или Т-80.
Опытный танк Объект 476 создавался на базе танка Т-64А для отработки установки и систем двигателя 6ТД.
Придавая важное значение дальнейшему повышению тактико-технических характеристик танков Т-64А и Т-64Б, Харьковским КБ по машиностроению совместно с Харьковским КБ по двигателестроению в период с 1974 по 1979 гг. выполнены опытно-конструкторские работы по созданию моторно-трансмиссионной установки с шестицилиндровым дизелем 6ТД мощностью 1000 л.с. В 1978-1979 гг. в различных климатических условиях танки Т-64А с двигателем 6ТД («Объект-476») успешно прошли межведомственные испытания и подтвердили существенное повышение маневренных качеств танка.
В дальнейшем было изготовлено 5 машин на базе Т-64Б с присвоением индекса Т-64БМ, которые прошли войсковые испытания.
С 1975 по 1976 гг. изготовлено 20 двигателей, на которых проводились конструкторско-доводочные испытания. С 13 октября по 4 ноября 1976 г. двигатель № 33 был подвергнут официальным заводским испытаниям в объеме 400 ч, которые выдержал без замечаний. В октябре 1979 года по результатам проведенных приёмочных стендовых испытаний в объеме 300 ч двигатель 6ТД-1 был рекомендован для внедрения в серийное производство.

Параллельно в ХКБМ шли ОКР по разработке моторно-трансмиссионного отделения с новым двигателем 6ТД для серийных танков. В 1975 году был разработан технический проект танка, оснащенного новым МТО, а в феврале 1976 года «в подарок» к XXV съезду КПСС на базе танка Т-64А были изготовлены два опытных танка «Объект 476» с двигателем 6ТД-1. В 1978-82 годах три объекта 476 проходили всесторонние испытания во всех климатических зонах СССР. По результатам была выпущена ЧТД по установке 6ТД-1 и усиленной трансмиссии в ранее выпущенные танки Т-64А и Т-64Б. Установка 6ТД-1 сопровождалась усилением БКП, увеличением эффективности системы воздухоочистки и увеличением динамического хода катков на 30 мм.
Двигатели 6ТД в октябре 1979 г. рекомендованы для постановки на серийное производство. Высокая преемственность по конструктивному исполнению двигателя 6ТД с серийным двигателем 5ТДФ обеспечили возможность использования отработанной технологии и существующего оборудования, что позволило осуществить постановку двигателя6ТД на серийное производство в короткие сроки. В соответствии с Постановлением коллегии Министерства обороны СССР от 09.09.77г. и решениями МО и МОП от 05.01.78 г., 26.07.78г. и 25.01.79г. ХКБМ проведена разработка чертежно-технической документации установки двигателя 6ТД мощностью 1000 л.с. и усиленной трансмиссии в ранее выпущенные танки Т-64А и Т-64Б для повышения их удельной мощности при капитальном ремонте.
Важным новшеством танка была башня новой конструкции с повышенной броневой защитой и уменьшенной, по сравнению с Т-64А площадью ослабленных зон в 2 раза. В качестве наполнителя применялись плиты коробчатого типа, заполненные полиуретаном. Габарит наполнителя составлял 260 мм, наружная стенка башни 100 мм и тыльная 190 мм. При общем габарите составлявшем 550 мм (при ± 35°) была обеспечена защита от кумулятивных боеприпасов эквивалентная 520 мм брони средней твердости. Защита от 125 мм БПС обеспечивалась при стрельбе в упор. В дальнейшем наработки по боевому отделению «Кедра» стали основой для танков «Объект 478». Развитие той же конструкции, но уже с новым пакетом наполнителя были использованы для серийных танков Т-80У и Т-80УД.
Технический проект 6ТД-1 был разработан в ноябре 1974 года, согласован с директором завода О. В. Соичем и заместителем главного конструктора ХКБМ Н. А. Шоминым.
Существовала и более совершенная версия «Объект 476», которая включала наиболее совершенные на момент создания новшества. Такие как прицельный комплекс командира ТКН-4 «Агат», улучшенный обзор с места командира с установкой 5 смотровых приборов, обеспечивающий круговой обзор, дистанционно-управляемую пушку Р-23, предназначенную для эффективной борьбы с вертолетами, и ряд других усовершенствований. Многие из них в дальнейшем были воплощены в боевом отделении танков Т-80У и Т-80УД.

Успешные испытания танка «Кедр» доказывали перспективы развития танка Т-64, но в правительственных кругах уже было принято решение внедрять в производство модернизированный танк «Объект 219А» (Ольха) с газотурбинным двигателем.
Танк был испытан, но в серию его решили не запускать, а полученный опыт пригодился в создании Объекта 478, позже трансформировавшегося в Т-80УД, поставки которого в части Советской Армии начались во второй половине 1980-х годов.
Конструкторские наработки по башне и боевому отделению объекта 476 были использованы для танков Т-80У и Т-80УД, а моторно-трансмиссионное отделение – для танка Т-80УД.
Разработанное еще в 1979г. моторно-трансмиссионное отделение «Объекта-476» полностью принято для всех танков, в которых устанавливалась силовая установка с двигателем 6ТД («Объект-476», Т- 64БМ, Т-64Б1М, Т-64АМ), в том числе и для варианта танка Т-80У с двигателем 6ТД (заводской индекс объекта – 478Б).
В дальнейшем предполагалось использовать новые литые башни опытного танка «Объекта 476» с комбинированной броней в лобовой части, где между двух стенок стальных преград размещался наполнитель состоявший из броневых пластин с ячейками, залитыми полиуретаном, на об. 478.
Танк 478Б представляет собой «Объект-476», в котором вместо опорных катков с внутренней амортизацией установлены опорные катки с внешней ошиновкой.

ХАРАКТЕРИСТИКА

Состояние разработан в 1975 году, Год выпуска – 1979
Разработчик ХКБМ им. А.А.Морозова
Изготовитель завод им. Малышева
Производство опытные образцы
Боевая масса, т 40,5 – 41,5
Длина, мм:
- с пушкой вперед 9524 – 9530
- корпуса 6540
Ширина, мм 3580 – 3581
Высота по крышу башни, мм 2210
Клиренс, мм 500
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,88
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град 30
- брод, м 1,8 (с ОПВТ -5 м)
Тип двигателя дизель 6ТД
- изготовитель ПО «Завод им. Малышева»
Максимальная мощность, л.с. 1000
Запас топлива, л 1430
Удельная мощность, л.с./т 24,7
Максимальная скорость, км/ч 67-70
Запас хода, км 600
Бронирование противоснарядное комбинированное, 20…600 мм
Средства постановки дымзавес ТДА
Экипаж, чел. 3

ВООРУЖЕНИЕ:
- число х калибр, мм и тип орудия 125 -мм Д-81
(боекомплект, шт.) (42)
- число х калибр, мм и тип пулеметов 12,7- мм КПВТ
(боекомплект,шт.) (300)
- число х калибр, мм и тип пулеметов 7,62 -мм ПКТ
(боекомплект, шт.) (1500)
Прицел-дальномер 1Г21
Стабилизатор вооружения 2Э26
Радиостанция Р-123М

Источники:
• А.В.Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: «Невский Бастион», 1996
• http://www.morozov.com.ua/rus/body/tanks/476.php
• http://morozov.com.ua/ru/o-kompanii/istoriya/
• http://btvt.info/2futureprojects/476.htm
• https://rg.ru/2021/09/03/obekt-476-tank-kedr-ispytyvali-v-sssr-v-70-e-gody.html

ОСНОВНОЙ ТАНК Т-64 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ОСНОВНЫЕ ТАНКИ
АВТОБРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА