СРЕДНИЙ ТАНК Т-55 (ОБЪЕКТ 155)

MEDIUM TANK T-55 (OBJECT 155)

Средний танк Т-55 (Объект 155) создан на базе танка Т-54Б.Для обеспечения выполнения Постановления ЦК КПСС и СМ СССР был представлен как новый образец бронетанковой техники. Проект был выполнен за 9 месяцев в 1957 году, испытания трех опытных образцов продолжались в течении полугода, после чего в 1958 году танк был принят на вооружение Советской Армии. Отличается от Т-54Б увеличенным боекомплектом пушки, повышенной мощностью двигателя (модернизация которого была достигнута в обход главного конструктора дизелей Трашутина, по договоренности с его заместителем и директором завода-изготовителя двигателей), увеличенной емкостью топливной системы (введен бак-стелаж), введением противоатомной защиты, установкой усовершенствованных ночных приборов, введением термической дымовой аппаратуры (при этом были сняты дымовые шашки, что позволило увеличить запас топлива на 200 л), установлен воздушный компрессор для обеспечения основного запуска двигателя воздухом (первоначально был взят авиационный компрессор АК-150, но по опыту эксплуатации из-за попадания пыли пришлось доработать, после чего он получил обозначение АК-150Т), введена новая планетарная бортовая передача, установлен гирополукомпас ГПК-48, повышен гарантийный срок службы танка, снят зенитный пулемет и др. Серийное производство начато в июне 1958 года и закончено в июле 1962 года.

В дальнейшем в серийном производстве он был заменен на модифицированный вариант Т-55А. Танковая пушка сообщает бронебойному снаряду начальную скорость до 895 м/с, а подкалиберному до 1415 м/с. Бронебойный снаряд пробивает броню до 125 мм, подкалиберный до 290 мм, кумулятивный до 390 мм. Танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м со скоростью до 1,5 м/с шириной до 700 м.
В конце 1950-х гг. на заводе (ЦЭЗ №1 ГБТУ) под руководством изобретателя Новикова разрабатывалась опытная термодымовая аппаратура (ТДА), пред¬назначенная для постановки маскирую¬щих завес.
Работа ТДА основывалась на впрыс­ке в выхлопной коллектор моторного масла или дизельного топлива, которое, сгорая, смешивалось с выхлопными газами и через выпускной патрубок выб­расывалось в атмосферу, где, соприка­саясь с более холодным воздухом, кон­денсировалось, образуя густой туман. ТДА устанавливалась с 1958 г. (и уста¬навливается поныне) на всех советских (российских) танках начиная с Т-55. Она обеспечивает постановку дымовой завесы шириной до 400 м, которая при безветренной погоде держится в тече¬ние нескольких минут.
В 1955 – 1962 г.г. на Навашинском заводе «Ока», заводе «Красное Сормово» в Горьком, Херсонском судостроительном заводе и заводе им.61 Коммунара в Николаеве была построена большая серия плавсредств проекта К-4183. Танковые плавсредства ПСТ-55 (войсковое наименование) для средних танков Т-55 имели дальность плавания до 80-100 км со скоростью до 10 узлов, при этом на нем кроме танка перевозилось до семи человек с личным вооружением. Таких средств в мотострелковой дивизии, по штату, должно было быть до 187 единиц.

В 1959 году принят на вооружение командирский танк Т-55К. На базе танка Т-55 создано много опытных машин для отработки оружия, двигателей, ходовой части и др.
За время эксплуатации танк оснащался новыми приборами и системами вооружения.
Во время серийного производства и эксплуатации в войсках танк Т-55 непрерывно совершенствовался. На нем был установлен новый прицел ТШ-2Б-32П, с 1960года установлен новый гирополукомпас ГПК-59. В 1959году на часть танков были оборудованы минными тралами ПТ-55. В дальнейшем часть танков получила новое бульдозерное оборудование БТУ массой 2,3 т и БТУ-55 массой 1,4 т. С 1970года на танки устанавливается зенитный пулемет ДШК-М (или НСВТ), а с 1974года лазерные дальномер ы КТД-1 или КТД-2. В то же время непрерывно совершенствовались ходовая и механическая части, средства связи и др.
В 1961году были проведены испытания танкового телевизионного комплекса «Алмаз» на танке Т-55, на котором отрабатывались вопросы применения телевизионной аппаратуры при вождении и стрельбе из танков при невозможности использования оптических приборов (подводное вождение, потемнение оптики при ядерном взрыве и т.д.) . На танке было установлено 3 телекамеры, одна на корпусе для механика-водителя и две в башне: прицеливания и наблюдения. Все они транслировали изображение на любое из двух видеоконтрольных устройств, расположенных у членов экипажа. Телевизионный комплекс позволял вести наблюдение и стрельбу из танка на дальность 1500-2000 м в дневных условиях. По сравнению с серийным Т-55 на данном танке было изменено размещение экипажа: механик-водитель размещался слева, а командир – справа в передней части корпуса, вместо топливных баков, боеукладки и пулемета. Из-за недостаточной надежности танк Т-55 с комплексом «Алмаз» не был принят на вооружение.
В 1961году были проведены испытания танкового телевизионного комплекса «Алмаз» на танке Т-55, на котором отрабатывались вопросы применения телевизионной аппаратуры при вождении и стрельбе из танков при невозможности использования оптических приборов (подводное вождение, потемнение оптики при ядерном взрыве и т.д.) . На танке было установлено 3 телекамеры, одна на корпусе для механика-водителя и две в башне: прицеливания и наблюдения. Все они транслировали изображение на любое из двух видеоконтрольных устройств, расположенных у членов экипажа. Телевизионный комплекс позволял вести наблюдение и стрельбу из танка на дальность 1500-2000 м в дневных условиях. По сравнению с серийным Т-55 на данном танке было изменено размещение экипажа: механик-водитель размещался слева, а командир – справа в передней части корпуса, вместо топливных баков, боеукладки и пулемета. Из-за недостаточной надежности танк Т-55 с комплексом «Алмаз» не был принят на вооружение.
В начале 1960-х годов проходил испытания опытный танк Т-55 с передающей телевизионной аппаратурой «Уран», служащей для тактической разведки поля боя, в комплекс так же входили БТР-50ПУ с приемной ТВ аппаратурой и УАЗ-69 с выносной просмотровой аппаратурой. Дальность передачи ТВ изображения 10-30 км.
В 1960 г. перед заводом (ЦЭЗ №1 ГБТУ) была по¬ставлена задача совместно с НИИБТ полигоном разработать и изготовить несколько телеуправляемых танков для использования их в качестве мише¬ней для испытания различных ПТУР (тогда использовалась аббревиатура ПТУРС). Известно, что еще в конце 1930-х гг. на базе танка Т-26 изготовили несколько моделей дистанционно управляемых по радио «телетанков» и танков управления ими. По аналогич¬ной схеме на заводе была разработана новая по своему качеству аппаратура, включающая исполнительные пневматические механизмы, установленные на органах управления (включение и выключение двигателя, работы стартера главного фрикциона, механизмов поворота, коробки перемены передач и автоматической подачи топлива), приемопередающую УКВ-радиостанцию с кварцевой стабилизацией частот и дистанционный пульт, обеспечиваю¬щий 10 команд. Надежная дальность управления составляла 3000 м.
Систему управления по радио смонтировали на двух танках Т-55, а в 1961 г. она успешно прошла полигонные испытания. Телеуправляемые танки в дальнейшем использовались как под­вижные мишени.
В начале 1960-х годов проходил испытания опытный танк Т-55 с модернизированным вертолетным газотурбинным двигателем ГТД-3Т мощностью 700л.с. , разработанным в омском ОКБ-29. Из-за недоведенности двигателя и разработкой новых типов отечественных танков дальнейшего распостранения работа не получила.
В это же время на ЦЭЗ №1 ГБТУ была создана ТДА и для ГТД, устанавливаемого на специаль¬ном прицепе к танку, которая могла в считанные минуты поставитьдымовую завесу на площади в несколько гекта­ров. Был изготовлен и испытан опытный образец, но серийно эта установка не выпускалась.
В 1962-65 годах КБТМ Омского завода на базе Т-55 были созданы 3 опытных образца (объект 612) с автоматическим приводом переключения передач электрогидравлического типа. Проведенные заводские и полигонные испытания опытных танков показали ненадежность приводов переключения передач и дальнейшие работы не проводились.
В рамках работ по ракетным танкам в начале 1960-х годов проходил испытания опытный танк Т-55 с ПТУР «Малютка», три ракеты на пусковой установке размещались снаружи в кормовой части башни танка в специальных бронированных кожухах. ПТУРС предназначались для поражения бронированных целей противника на дальности 2-3 км, на которых пушечное вооружение менее эффективно. Перед пуском пусковая установка с ракетами поднималась из кожуха и устанавливалась в стартовое положение. В состав комплекса входят пусковая установка, аппаратура управления и 2-3 ПТУР. Для наведения ракет на цель использовался штатный оптический прицел танка. Ракеты «Малютка» управлялись в ручном режиме с передачей команд по проводам с помощью штатной аппаратуры от пехотного комплекса 9К11. Из-за низкой надежности системы управляемого вооружения при использовании с танков и слабой защищенности ракет апри транспортировке дальнейшие работы не проводились.
Средний танк Т-55А (объект 607) разработан Омским КБТМ на базе среднего танка Т-55 с усилением противоатомной защиты. Отличается от базового варианта увеличенным боекомплектом и емкостью баков.
В 1960 году принимается на вооружение Советской Армии универсальные плавсредства для танков Т-55, Т-54Б и артсамохода ЗСУ-57-2 со средствами их транспортировки.
С конца 1950-х годов параллельно с водоизмещающими десантно-высадочными средствами началось проектирование десантных плавсредств с динамическими принципами поддержания.
С 1958 г. ЦКБ по СПК и СКБ Навашинского судостроительного завода разрабатывалось скоростное танко-десантное плавсредство проекта 80 с убирающимися подводными крыльями. Комплект плавсредств состоял из двух катеров водоизмещением по 12 т, которые позволяли перевозить средний танк со скоростью до 30 узл. на дальность до 400 км при волнении до 5 баллов. Перевозимый танк мог самостоятельно входить в воду и выходить на берег, вести огонь, что могло усилить мощь высаживаемого десанта.
Опытный комплекс плавсредств создан в 1961 г. В 1967 – 1968 г.г. прошли испытания два головных образца и начато их серийное производство.
В 1969 году на вооружение принимается танковые плавсредства ПСТ-63М для танков Т-64, Т-62 и Т-55А (Т-55). Несколько танков Т-55, предназначенных для использования плавсредств, в настоящее время находятся в окружном учебном центре в Сертолово, Ленинградская область.
Для танков Т-55 и Т-62 на Муромтепловозе выпускается автономный агрегат питания АПП-5-28/П.
С 1983 года танки сери Т-55 были модернизированы, получили управляемое вооружение и стали именоваться как Т-55М в различных модификациях. Модернизированные танки Т-55М и Т-55АМ приняты на вооружение Советской Армии постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 6 апреля 1983 года №288-118. Модернизация танков
Т-55 (Т-55А) проводилась с 1981 года на танкоремонтных заводах МО СССР. Модернизированный двигатель В-55У изготовлялся ПО «Челябинский тракторный завод имени В.И.Ленина» Минсельхозмаша.
Одновременно был создан вариант танка Т-55М-1, на кото-ром установлен более мощный дизель В-46-5М. Вариант танка Т-55АМ с двигателем В-46-5М получил индекс Т-55АМ-1. При необходимости танки типа Т-55М (Т-55АМ), как и основной вариант Т-55 (Т-55А), могли транспортироваться по воздуху самолетами Ан-22 и Ил-76.
В 1962 году приказом МО от 12 сентября №0235 были приняты колейные минные тралы КМТ-4М и КМТ-5М для танков Т-54, Т-55, Т-62. Согласно штатам на три танка предусматривалось один трал КМТ-4М, на 10 танков один трал КМТ-5М. Для транспортировки трала КМТ-4М применялись автомобили ЗИЛ-157 и ЗИл-131, при этом на одной машине перевозилось два комплекта КМТ-4М или один – КМТ-5М. Трал КМТ-5М навешивались на танки силами экипажа при помощи специального крана, смонтированного на одном из автомобилей, а КМТ-4М при помощи специальной лебедки входящей в комплект трала.

Танк Т-55 поставлялся на экспорт во многие страны мира. Танки Т-55 производились по лицензии в следующих странах: Китае (под индексом – тип 59), Чехословакии и Польше.
Английская фирма «Ройял Орднанс» разработала модернизацию танков Т-55 и Т-54 для армии Египта, котjрая включала установку новой 105-мм пушки L7. Производство пушек было развернуто по лицензии в Египте.
Немецкая фирма «Юнг Юнгенталь» предлагает модернизацию танков Т-54 и Т-55 за счет установки новой пассивной бронезащиту, новые электрические привода наведения орудия, усовершенствованную подвеску, автоматическую трансмиссию LS 63000 фирмы ZF, новые топливные баки. 105-мм пушка L7 устанавливается по желанию заказчика.
Польская фирма PCO разработала систему управления оружием Merida для танка Т-55.
Иран по проекту «Тип 72″ проводит модернизацию парка танков Т-54/Т-55 на которые устанавливается новый силовой блок, система управления оружием с компьютором и 105-мм нарезная пушка.
В 1995 г. в армии Перу было 375 танков Т-55.

МОДИФИКАЦИИ:
• Т-55 об.155 Разработан на базе Т-54Б
• Т-55К об.155К Командирский Т-55. Дополнительно Р-112, зарядн. агрегат АБ-1-П/30, уменьшен БК, снят курсовой пулемет
• ТО-55 об.482 Т-55 с огнеметом АТО-200
• Т-55А об.155А Усиление противоатомной защиты (подбой)
• Т-55М об.155М (Т-55АМ об.155АМ) Модернизация Т-55 и Т-55А соотв. Многослойные экраны комбин. брони на башне, борт. резин. экраны, доп. бронировние днища, КУВ 9К116 «Бастион», лазерн. дальномер КТД-2, баллистич. вычислитель БВ-55
• Т-55АМК об.155АМК Командирский Т-55АМ. Дополнительно Р-134, зарядн. агрегат АБ-1-П/30
• Т-55М-1 об.155М-1 (Т-55АМ-1 об.155АМ-1) Установка двигателя В-46-5М на Т-55М и Т-55АМ, соответственно
• Т-55АД об.155АД (Т-55МД об.155МД, Т-55АМД об.155АМД) Установка КАЗ «Дрозд» на Т-55А, Т-55М и Т-55АМ, соответственно.
• Т-55МВ об.155МВ (Т-55АМВ об.155АМВ) Установка ДЗ на Т-55М и Т-55АМ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принят на вооружение
Постановлением СМ от 8 мая 1958 года №493-230 (Приказ МО от 24 мая 1958 года)
Разработчик КБ з-да N183
Изготовитель з-ды N183, 75 и им. Октябрьской революции
Производство серия с июня 1958 года по июль 1962 года
Боевая масса, т 36-36,5
Сухой вес, т 34,1
Вес брони, т 18,02
Длина, мм:
- с пушкой вперед 9000
- с пушкой назад 8485
- корпуса 6040-6200
- опорной поверхности 3840
Ширина, мм:
- танка 3270
- колеи 2640
- трака 580
Высота по крышу башни, мм 2218
Высота, мм 2350
Клиренс, мм 425-500
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,81
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 30-32
- крен, град 30
- ров, м 2,7
- стенка, м 0,8
- брод, м 1,4
- водные с ОПВТ:
глубина, м 5,0
ширина, м 700
скорость течения, м/с 1,5
Двигатель:
- тип 4-тактный дизель В-55
- изготовитель Челябинский тракторный завод, Барнаульский завод транспортного машиностроения, Свердловский турбомоторный завод, Волгоградский тракторный завод
- максимальная мощность, л.с. 580
- число цилиндров 12
- система охлаждения жидкостная
- система запуска электростартером СТ-16М или пневматическая (два баллона по 5 литров и компрессор АК-150ВС)
- средства подогрева форсуночные
- гарантийный срок службы, ч 350
Расход топлива на 100 км пути, л:
- по шоссе 190-210
- по грунтовой дороге 300-330
Запас топлива, л:
- общий 960
- забранированный 680
- в наружних баках 285
Запас масла, л 60+35
Трансмиссия:
- коробка передач механическая 5-ступенчатая
- механизм поворота 2-ступенчатый планетарный
- бортовые передачи 2-ступенчатые планетарные
Удельная мощность, л.с./т 16,1
Ходовая часть:
- тип подвески индивидуальная торсионная с 4 гидроамортизаторами
- тип гусеницы металлическая с открытым шарниром
- диаметр опорного катка, мм 810
Скорость, км/ч:
- максимальная 48-50
- средняя по шоссе 32-35
- средняя по грунтовой дороге 22-27
Запас хода, км:
- по шоссе 485-500
- по грунтовой дороге 290-320
- по шоссе с дополнит. баками 650-715
- по грунтовой дороге с дополнит. баками 410-450
Бронирование, мм (угол наклона, град.):
- лоб корпуса (верхний лист) 100 (60)
- лоб корпуса (нижний лист) 100 (55)
- борт корпуса 80 (0)
- корма корпуса 45 (17)
- крыша 15-30
- днище 20-16
- лоб башни 200-105 (0-60)
- борт башни 160-86 (0-60)
- корма башни 65-48 (0-45)
Система постановки дым завес ТДА
Защита от РВ, ОВ, БС ФВУ
Кратность ослабления радиации 2,8
Противопажарное оборудование типа «Роса»
Гарантийный срок службы танка, км 2000
Экипаж, чел. 4

ВООРУЖЕНИЕ:

- число х калибр, мм и тип
орудия 100-мм Д-10-Т2С
(боекомплект, шт.) (43)
начальная скорость снаряда, м/с:
- бронебойного 895
- подкалиберного 1415
дульная энергия, тм 648
бронепробиваемость на дальности 2000 м, мм (угол встречи, град.):
- бронебойным 125 (0) и 55 (60)
- подкалиберным 290 (0) и 80 (60)
- кумулятивным 390 (0) и 150 (60)
угол вертик. наведения, град. -5…+18
угол горизонт. наведения, град. 360
- тип пулеметов 2 х 7,62-мм СГМТ
(курсовой и спаренный с пушкой)
(боекомплект, шт.) (3500)
Прицел ТШ-2А-22 (ТШ-2Б-22, ТШ-2Б-32П)
и боковой уровень с азимутальным указат.
Ночной прицел:
Тип ТПН-1-22-11 «Луна II»
- разработчик Красногорский завод им. С.А.Зверева
Дальность опознования цели ночью, м 800
Угол поля зрения, град. 6
Увеличение, крат. 5,5
Приборы командира ТКН-1 «Узор», ТПКУБ, ТПБ(четыре)
Приборы механика-водителя ТВН-2 «Угол», ТПВ (два)
Стабилиз . вооруж. 2-плоскостной СТП-2 «Циклон»
- разработчик ЦНИИ-173
- изготовитель завод № 46 (КЭМЗ)
Гирополукомпас ГПК-48
Радиостанция Р-113
Танковое переговорное устройство Р-120

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 08.02.2017

Источники: Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., 460 с., Карпенко А.В. «Ракетные танки». М: «Техника-Молодежи», 2002 г., 52 с. и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ СРЕДНИЙ ТАНК Т-55АД (ОБЪЕКТ 642)
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК Т-55АМ
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ СРЕДНИЙ ТАНК Т-55М (»ОБЪЕКТ 639″)
СРЕДНИЙ ТАНК Т-55А
ОМСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ