СРЕДНИЙ ТАНК Т-34
THE AVERAGE TANK T-34

16.11.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПАМЯТНИК – ТАНК Т-34 В ГОРОДЕ КАРАЧЕВ. 26.09.2016

Памятник – танк Т-34 установлен в городе Карачев Брянской области. В центре города сооружен памятник воинам-танкистам 4-й гвардейской танковой армии, погибшим за освобождение города.
На высоком бетонном постаменте установлен танк Т-34 , поскольку именно он первым ворвался в захваченный фашистами город 15 августа 1943 года.. Автор памятника архитектор Р. В. Рейшер.
Вероятно машина выпущена весной-летом 1944 года на заводе №174 в Омске.
ВТС «БАСТИОН», 16.11.2016

ПАМЯТНИК – ТАНК Т-34 В ГОРОДЕ КАРАЧЕВ. 26.09.2016


ЗНАМЕНИТАЯ «ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРКА»: ОТ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОГО А-20 ДО КЛАССИЧЕСКОГО Т-34

БРОНЯ И ОГНЕВАЯ МОЩЬ – ОСНОВА НОВОГО ТАНКА
С учетом опыта, накопленного в эксплуатации и боевых действиях быстроходных танков серии БТ Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) в октябре 1937 года танковому КБ-24 Харьковского паровозостроительного завода №183 (ХПЗ) им. Коминтерна выдало задание на про-ектирование нового колесно-гусеничного танка БТ-20, способного в будущем заменить танки БТ, получившего впоследствии индекс А-20. Он предназначался для вооружения механизированных соединений и полков конницы. На нем задавалось установить дизель БД-2 мощностью 400 л.с., трансмиссию по типу опытного танка БТ-ИС, броневые листы корпуса и башни толщиной до 20-25 мм. Вооружение нового танка должно было состоять из 45-мм танковой пушки со стабилизато-ром или 76-мм пушки, а так же трех пулеметов ДТ и огнемета для самозащиты.
КБ-24 руководил А.О.Фирсов, который в 1937 году был репрессирован. Конструкторское подразделение возглавил М.И.Кошкин, под руководством которого велось дальнейшее проектирование БТ-20. Новый танк предполагалось вооружить 45-мм танковой пушкой, установить 30 мм броневую защиту. В качестве силовой установки на танке предусматривалось использовать дизельный двигатель, который должен был уменьшить уязвимость танка от огня противника и снизить пожароопасность машины. В отличии от БТ-7, у которого с каждого борта было по одному ведущему колесу, на танке А-20 пришлось делать ведущими по три колеса с каждого борта из-за возросшей до 18 тонн массы машины. Это усложнило и утяжелило конструкцию машины.
Из-за сложности конструкции колесно-гусеничного танка А-20 в КБ-24 завода №183 при-ступили к разработке инициативного варианта чисто гусеничного танка с противоснарядным бронированием. При этом резко упрощалась конструкция машины, значительно снижался ее вес, что давало возможность в дальнейшем повысить броневую защиту танка и усилить вооружение. Первоначально же это не было сделано для того, чтобы обе машины имели одинаковый вес и испытывались в равных условиях. Первый вариант проекта нового гусеничного танка получил обозначение А-20Г, его разработка велась с учетом опыта боевого применения танков в гражданской войне в Испании и проектирования танков с противоснарядным бронированием.
4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР был рассмотрен проект колесно-гусеничного танка А-20. По результатам рассмотрения проекта было высказано пожелание разра-ботать и изготовить схожий, но лучший по бронированию танк на “чисто” гусеничном ходу.
До этого в связи с усилением противотанковой артиллерии в 1936 году были начаты ра-боты по созданию первых в мировой практике танков с противоснарядным бронированием. Первым таким отечественным танком стал малый танк тяжелого бронирования Т-46-5 (объект 111), созданный в 1938 году на Ленинградском заводе №185 опытного машиностроения имени Кирова. Танк при боевом весе в 22 тонны имел 60 мм броневую защиту и литую башню конической формы, которая установлена в средней части корпуса. Основное вооружение состояло из 45-мм танковой пушки с боекомплектов в 121 выстрел. Из трех пулеметов один спарен с пушкой, второй – размещен в кормовой части башни, третий – зенитный. Движение машины обеспечивалось карбюраторным двигателем МТ5-1 мощностью 300-330 л.с. По огневой мощи и броневой защите танк Т-46-5 превосходил зарубежные образцы такого же класса. Было изготовлено два опытных образца, бронекорпуса изготовлялись на Ижорском заводе. Танк Т-46-5 стал этапной машиной, он повлиял на дальнейшее развитие боевых бронированных машин сред-него класса.
Вариант танка А-20Г с противотанковым бронированием завода №185 был переработан, его вес достиг 19 т, в таком виде он получил новое обозначение А-32. Летом 1938 года техниче-ские проекты обоих танков – заказанного А-20 и инициативного А-32 были закончены. Их рас-смотрение состоялось в августе на Главном военном совете. Большинство присутствующих военоначальников усиленно защищали колесно-гусеничный танк и общее мнение совета явно клонилось в пользу А-20. В это время вмешался И.В.Сталин и предложил наряду с разработкой танка А-20 вести разработку и строительство инициативного варианта А-32, для того что бы в дальнейшем провести сравнительные испытания обеих машин.
В конце 1938 г. оба проекта были утверждены Главным военным советом. Срочная разра-ботка чертежей обоих танков потребовала привлечение сотен специалистов, в связи с этим в начале 1939 года были объединены все танковые бюро завода №183 в единое конструкторское бюро, создав, как выразился М.И.Кошкин, «мощный конструкторский кулак». Одновременно было проведено слияние всех опытных цехов в один. Главным конструктором объединенного КБ был назначен М.И.Кошкин, его заместителями – А.А.Морозов, Н.А.Кучеренко, А.В.Колесников и В.М.Дорошенко. В мае 1939 года опытные образцы А-20 и А-32 были изготовлены и предъявлены на испытания. Председателем Государственной комиссии по испытаниям был назначен В.Н.Черняев.
При близкой массе и сохранении основных технических решений, принятых в проекте А-20, этот вариант имел усиленную броневую защиту (30 мм вместо 25 мм у А-20). Позднее 45-мм пушка на А-32 была заменена 76-мм пушкой Л-10 со стволом длиной 26 калибров, которую с 1938 г. стали устанавливать на танках Т-28. Проведенные испытания подтвердили высокие характери-стики новых танков. В то же время выявилось отсутствие преимуществ колесно-гусеничного А-20 по скорости хода (максимальная скорость обеих машин составила 65 км/час), а превосходство А-32 в броневой защите и вооружении подкреплялось не только значительно меньшей трудоемко-стью производства, но и наличием резерва по увеличению массы танка. Комиссия затруднялась выбрать один образец для дальнейших работ. В результате в заключение было написано, что оба танка успешно выдержали испытания и вопрос выбора одного танка повис в воздухе. Даже попытка М.И.Кошкина решить его с командованием Автобронетанкового управление не увенчалась успехом. В сентябре 1939 года был организован генеральный показ танковой техники командованию Красной Армии на подмосковном полигоне, который стал поворотным в судьбе танка А-32. Предпочтение было отдано А-32, который после доработки с целью дальнейшего усиления броневой защиты и прочности конструкции успешно прошел испытания осенью 1939 г.
Скоростной танк А-32 имел сварной корпус из катаных броневых листов, которые имели рациональные углы наклона и сварную башню с наклонными боковыми листами. На танке была установлена 45мм танковая пушка образца 1934 г. и спаренный с ней пулемет ДТ, курсовой пуле-мет ДТ устанавливался в лобовом листе корпуса. Для наблюдения из танка были установлены два перископа и три щели со стеклоблоками. Танк А-32 был также, как и А-20, оснащен четырехтакт-ным двенадцатицилиндровым V-образным дизелем В-2 жидкостного охлаждения. Механическая силовая передача танка состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), четырехскоростной коробки передач с прямозубыми шестернями и передвижными карет-ками переключения передач, многодисковых бортовых фрикционов сухого трения (сталь по стали) и однорядных бортовых передач. Гусеничный движитель имел 5 на сторону опорных катков большого диаметра с резиновыми шинами, ведущее колесо – заднего расположения, с шестью роликами для закрепления с гребнями траков. На танке А-32 использовался червячный механизм натяжения гусеничных цепей и крупнозвенчатая цепь, состоящая из гребневых и гладких траков, которые располагались последовательно. Танк имел индивидуальную подвеску со спиральными пружинами, которые располагались в бортовых нишах корпуса. Электрооборудование А-32 было выполнено по однопроводной схеме с номинальным напряжением питания 12 и 24 В. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-2.
Осенью 1939 года опытный танк А-32 был модернизирован, его вес был доведен до 24 т, имитировалось усиление броневой защиты навешиванием дополнительного груза и он был осна-щен 76,2 мм танковой пушкой Л-10, созданной на Ленинградском Кировском заводе.

СЕРДЦЕ НОВОГО ТАНКА
Работы по быстроходному дизелю в Советском Союзе были начаты в начале 1930-х годов нескольким организациями и предприятиями. В отделе нефтяных двигателей Центрального ин-ститута авиационного моторостроения (ЦИАМ) г.Москва, которым руководил А.Д.Чаромский, конструкторам задавалось создать дизель АН-1 мощностью до 1000 л.с. для самолетов. В Украин-ском научно-исследовательском институте авиадизелей (УНИАДИ, до 1932 года – НИИ двигате-лей внутреннего сгорания) г.Харьков, который возглавлял Я.М.Майер, велась разработка анало-гичного дизеля под обозначением АД-1. В дальнейшем к работе по дизелю был привлечен Харь-ковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им. Коминтерна, имеющий еще дореволюционный опыт производства таких двигателей. Основные конструктивные решения двигателя были заложены конструктором Я.Е.Вихманом, отдел возглавлял К.Ф.Челпан. В 1933 году к работе над дизелем подключился И.Я.Трашутин, вернувшийся из США.
В результате работы на ХПЗ в 1933 году был собран быстроходный дизель БД-2. Танковый дизель отличался от авиационного возможностью работы в основном на переменных режимах, с неустановившейся нагрузкой и частым выходом на отдельные частоты вращения, при наличии пыли, повышенном сопротивлении на пути входа воздуха и выпуска отработавших газов. В марте 1935 г. два танка БТ-5 с дизельными двигателями БД-2 были продемонстрированы высшему руководству Советского Союза в Кремле, где получили положительную оценку. Директор завода И.П.Бондаренко даже был вызван на беседу по дизелю к И.В.Сталину.
В дальнейшем при содействии специалистов ЦИАМ Г.П.Чупахина и М.П.Поддубного на заводе № 183 была доработана конструкция дизелей БД-2 и в декабре 1936 г. они были установле-ны на танке БТ-7 и прошли полигонные испытания. В 1937 г. в связи с введением литерных обо-значений военных изделий двигателю БД-2 был присвоен индекс В-2. В конструкции этого двигателя было заложено много прогрессивных решений – непосредственный впрыск топлива, штампованный алюминиевый поршень, 4 клапана в каждом цилиндре, несущие силовые шпильки, литая алюминиевая головка и др.
В 1937 году УНИАДИ в качестве опытной базы моторостроения передали ХПЗ, все усилия были сосредоточены на дизеле В-2, доводка двигателей АД-1 была отложена. Резко усилились разногласия между ЦИАМ и УНИАДИ. В том же году арестовали К.Ф.Челпана, в следующем году И.П.Бондаренко, И.Я.Трашутина и других.
В 1938 г. новые дизели В-2 прошли стендовые государственные испытания и в декабре был принят к серийному производству. В феврале 1939 года на танках БТ были проведены сравнительные испытания дизелей В-2 и бензиновых двигателей М-17Т, здесь дизель обошел конкурента по всем параметрам кроме надежности. Было решено увеличить гарантийный срок работы до 200 часов. Повторные испытания того же года дизеля В-2 на танке А-8 (БТ-7М), тракторе «Ворошиловец» и стенде получили оценку «хорошо» и он был рекомендован к серийному производству. В 1939 г. дизельное производство было выделено из ХПЗ (завод №183) в самостоятельный завод № 75, который возглавляли Д.Е.Кочетков и Т.П.Чупахин, начальником конструкторского бюро был назначен И.Я.Трашутин. Первым серийным танком, оснащенным дизельным двигателем В-2 стал БТ-7М, который пошел в серию в 1939 году. Освоение производства на заводе №75 шло не просто, пришлось поменять некоторые кадры, топливную аппаратуру тем не менее продолжали закупать в Германии, топливные трубки высокого давления – в Италии и Швеции. Но вскоре построили специальный цех топливной аппаратуры в Харькове, а клапана, плунжерные пары и распылители изготовляли на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ).

В начале 1941 года стал выпускаться дизель В-2-34 для танка Т-34 с установленной для не-го гарантийной наработкой 150 ч. В ноябре 1941 года производство дизелей В-2 было развернуто на Сталинградском тракторном заводе, их производство в связи с приближением фронта было свернуто к августу 1942 г. и вновь возобновлено во второй половине 1943 г. С октября 1941 г. Уральский турбинный завод г. Свердловск приступил к выпуску дизелей В-2-34, а в декабре 1941 г. был переименован в завод № 76. С ноября 1941 г. дизеля В-2 выпускались и на Кировском заво-де в Челябинске (туда был эвакуирован харьковский завод №75), а с ноября 1942 г. производство дизелей В-2 было налажено на заводе № 77 г. Барнаул. К тому времени Кировский завод в Челя-бинске стал головным предприятием по серийному выпуску дизелей типа В-2, головным серий-ным конструкторским бюро был также коллектив СКБ-75 Кировского завода в Челябинске, воз-главляемый И.Я.Трашутиным.
За время войны силовая установка танка Т-34 непрерывно совершенствовалась, и если в 1943 году срок службы основных узлов и агрегатов составляли 300-400 км, то к 1945-1946 гг. – 1200-1500 км.

ТРУДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
19 декабря 1939 г. Комитетом Обороны при СНК СССР было издано Постановление о из-готовлении двух опытных образцов гусеничного танка на базе А-32 с толщиной брони 45-мм и с 76-мм танковой пушкой. Этот танк в последствии получил индекс Т-34 (А-34). Толщина брони Т-34 была доведена до 45 мм, установлена 76-мм пушка Л-11 со стволом длиной 30,5 калибра, а масса возросла до 26 т. При выпуске чертежей машины особое внимание уделялось дальнейшему упрощению конструкции машин. В этом большую помощь оказали КБ специалисты технологического бюро во главе с С.В.Ратиновым и Сталинградского тракторного завода, совместное взаимодействие конструкторов и технологов позволило создать технологичную конструкцию, пригодную для массового производства. Изготовление двух опытных Т-34 нача-лось на заводе № 183 в январе 1940 г. 5 марта 1940 г. два опытных Т-34 впервые вышли за пре-делы завода и совершили пробег по маршруту Харьков – Москва, в пробеге принимал участие М.И.Кошкин. 17 марта машины были продемонстрированы в Кремле высшему руководству страны. После показа машин на Ивановской площаде в Кремле были начаты их полигонные испытания. Танк Т-34 подвергали испытаниям по бронестойкости, его обстреливали прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами. В июне 1940 года оба танка отправили на поверженную линию Маннергейма для преодоления реальных противотанковых препятсвий, а затем через Минск и Киев на родной завод в Харьков. 31 марта было подписано решение ЦК ВКП(б) о серийном производстве танка на заводе №183. До конца года планировалось выпустить 200 танков Т-34. В июле план был увеличен до 600 штук: ХПЗ должен был изготовить 500, а Сталинградский тракторный завод (СТЗ) – 100 танков Т-34.

СРЕДНИЙ ТАНК Т-34 (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

ПАМЯТНИК – ТАНК Т-34 В ГОРОДЕ КАРАЧЕВ. 26.09.2016
СРЕДНИЙ ТАНК Т-34 В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЕВ. ФОТОРЕПОРТАЖИ
СРЕДНИЙ ТАНК Т-34-85