ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ-АМФИБИИ ВЫСОКОЙ
ПРОХОДИМОСТИ ЗИЛ-4906/49061 «СИНЯЯ ПТИЦА»
SEARCH AND EVACUATION VEHICLES-AMPHIBIAN
HIGH PERFORMANCE ZIL-4906/49061 «BLUE BIRD»

09.01.2021

Три поисково-эвакуационные машины-амфибии высокой проходимости «Синяя птица» Центрального военного округа, участвующие в операциях по обеспечению безопасности запусков и посадок космических кораблей «Союз МС», до конца 2021 года пройдут модернизацию и капитальный ремонт.
При модернизации поисково-эвакуационные машины ПЭМ-1, ПЭМ-2 и ПЭМ-3 «Синяя птица» дополнительно будет установлено оборудование спутниковой связи, новые аэронавигационные комплексы, улучшена герметичность, а также обновлена внутренняя отделка салонов. Кроме того, в ходе капитального ремонта обновят двигатели и ходовые части машин, внешний вид автомобилей останется неизменным. На сегодняшний день модернизацию и капитальный ремонт прошли шесть поисковых машин. Работы выполняются на специализированных заводах в Московской и Челябинской областях.
Поисково-спасательный отряд ЦВО – уникальное подразделение, которое занимается специализированным обеспечением стартов и посадок пилотируемых космических кораблей. Почти за 20 лет личный состав и техника выполнили около 80 поисково-спасательных работ по посадке спускаемых аппаратов ТПК «Союз» и 78 поисково-спасательных обеспечений запусков кораблей, эвакуировав свыше двухсот космонавтов.
Пресс-служба Центрального военного округа


ПОИСКОВО-ЭВАКУАЦИОННЫЕ МАШИНЫ-АМФИБИИ ВЫСОКОЙ
ПРОХОДИМОСТИ ЗИЛ-4906/49061 «СИНЯЯ ПТИЦА»


ЗИЛ-49061 «Синяя Птица» – это трёхосный полноприводный вездеходный грузовой автомобиль-амфибия. Данная модель была предназначена для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов советских космических кораблей и их экипажей. Этот специальный вездеходный эвакуационный комплекс работал в составе двух отдельных машин.
Амфибии ПЭМ-1 и ПЭМ-2 «Синяя птица» были созданы специально для поиска и эвакуации космонавтов. Одна из них (ЗИЛ-49061) была оборудована пассажирским салоном на 7 мест и должна была перевозить только людей, а другая (ЗИЛ-4906) – оснащена крановой установкой и ложементом для перевозки спускаемого аппарата.
К началу разработки поисково-спасательного комплекса ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1970) у коллектива Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачёва уже был накоплен солидный опыт создания универсальных вездеходных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в мире.
Первый прототип автомобиля построен в 1971 году. Выпускался с 1980 года по ноябрь 1991 года. Поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» поступил на снабжение ПСС ВВС СССР в первой половине 1980-х годов и заменил собой семейство автомобилей аналогичного назначения ПЭУ-1.

В ходе разработки проекта ЗИЛ-4906/49061 специалисты Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачёва выбрали новый вариант окраски своей спецтехники. Из-за такой расцветки вездеходы и получили почётное прозвище «Синяя птица».
В состав данного комплекса, который был разработан в строительно-конструкторском бюро ЗиЛ, были включены транспортные средства специального назначения, обеспечивавшие решение задач поиска и эвакуации возвращаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей: грузовой автомобиль ЗИЛ-4906 (ПЭМ-1), оснащённый закрытой пассажирской кабиной и системой кондиционирования воздуха, а также термо- и шумоизоляцией, ЗИЛ-49061 (ПЭМ-1М), а также шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061.
К месту работы эти поисково-спасательные машины доставлялись военно-транспортным самолётом АН-12.
Приняты на вооружение в 1985 году. В 1985 году машина ЗИЛ-49061 получила более современную навигационную аппаратуру и системы связи. А пассажирскую кабину оборудовали более эффективным климатическим оборудованием. Данный вариант вездехода был назван ЗИЛ-49065.
ПЭМ-1 отличает пассажирский салон, а ПЭМ-2 – платформа для перевозки грузов. Машины могут действовать в степной, лесистой, пустынной, болотистой местности, передвигаться по воде и снегу в различных метеоусловиях днем и ночью. Оборудуются современными навигационными системами, автоматическим радиокомпасом, радиопеленгаторами «Пеликан», радиостанциями «Коралл» и «Журавль», а также светотехническим оборудованием. Удаление мест базирования от района поиска достигает 350 км.
После распада Советского Союза эти вездеходы не ушли на покой, а остались на службе в ВВС России. Одиннадцать «Синих птиц» (5 — ЗИЛ-4906 и 6 — ЗИЛ-49061) и сейчас в строю. Они поддерживаются в хорошем техническом состоянии и, как и прежде, в готовности вылететь на военно-транспортном самолёте к месту работы.

Единственные в России поисково-эвакуационные машины-амфибии высокой проходимости «Синяя птица» Центрального военного округа, которые задействованы в обеспечении запуска и посадки ТПК «Союз», прошли модернизацию в Подмосковье, сообщалось в июле 2020 года.
«Модернизированы три автомобиля ПЭМ-1 и ПЭМ-2, а также вездеход, на котором установлен специальный кран для эвакуации капсулы. В первую очередь в модернизации были задействованы двигатели и ходовая часть, а также внутренняя отделка салона. Кроме того, машина со специальным краном для эвакуации капсулы прошла дополнительное освидетельствование в Ростехнадзоре. Внешняя часть авто не поменяется» – рассказал начальник поисково-спасательной службы 14 Армии ВВС и ПВО Центрального военного округа Евгений Солнцев. Также он добавил, что ещё три машины в данный момент проходят капитальный ремонт на заводе в Челябинской области.
Поисково-эвакуационные машины ПЭМ-1 и ПЭМ-2 «Синяя птица» Центрального военного округа (ЦВО), прошедшие глубокую модернизацию на заводах в Московской и Челябинской областях, примут участие в поисково-спасательном обеспечении запуска и посадки пилотируемых космических кораблей «Союз МС-17» и «Союз МС-16».

Шесть уникальных поисковых машин повышенной проходимости, оборудованных пассажирским модулем для перевозки космонавтов и подъемным механизмом для транспортировки спускаемой капсулы, прошли модернизацию двигателей, ходовой части, трансмиссии, а также оборудования, позволяющего «Синим птицам» передвигаться по водоемам вплавь.
«Всего модернизацию прошли шесть автомобилей ПЭМ-1 и ПЭМ-2, ещё шесть, в том два снегоболотохода ПЭМ-3 проходят модернизацию. Кроме ходовой части, были обновлены салоны автомобилей, вся техника прошла освидетельствование в Ростехнадзоре и готова к выполнению специальных задач», – объяснил начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы ЦВО Евгений Солнцев. Он также отметил, что несмотря на модернизацию, внешне машины-амфибии «Синяя птица» не изменились, они сохранили свой легендарный облик.

В обеспечении запуска и посадки пилотируемых космических кораблей «Союз МС-17» и «Союз МС-16» задействовано шесть модернизированных поисково-эвакуационных машин ПЭМ-1 и ПЭМ-2 «Синяя птица», которые во время запуска будут нести дежурство на оперативных аэродромах, а в день посадки в основном и запасном районах приземления спускаемого аппарата.
Почти за 20 лет личный состав и техника выполнили около 80 поисково-спасательных работ по посадке спускаемых аппаратов ТПК «Союз» и 78 поисково-спасательных обеспечений запусков кораблей, эвакуировав свыше двухсот космонавтов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Авиатранспортабельность – Ил-76, Ан-12, Ми-26
Масса снаряжённая – 8400 кг.
Масса полная – 11 800 кг.
Грузоподъёмность – 3500 кг.
Длина – 9 метров,
Ширина – 2,480 м,
Высота – 2,944 м.
Дорожный просвет – 590 мм.
Колёсная база – 2400+2400 мм.
Ширина передней и задней колеи равная – 2000 мм
Двигатель
- восьмицилиндровый V-образный бензиновый двигатель ЗИЛ-130
- максимальной мощностью 150 л.с. (110,3 кВт), при 3200 об/мин.
Максимальная скорость
– 75 км/ч – на дороге с твёрдым покрытием;
- 10 км/ч — на плаву
Дальность хода по контрольному расходу топлива, час
- по шоссе –1000 км
- по грунту –550 км
- по снегу –360 км
Вид топлива – бензин Аи-92
Экипаж – 3 чел.
Пассажировместимость – 10 чел.

Источники: Пресс-служба Центрального военного округа, ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-49061, trucksreview.ru/zil/zil-49061-sinyaya-pticza-tehnicheskie-harakteristiki.html, otvaga2004.ru/fotoreportazhi/voyennaya-tehnika/sinyaya-ptica/ и др.

ТРАНСПОРТНЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОРАБЛЬ «СОЮЗ МС»
ТРАНСПОРТНЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ КОРАБЛЬ СЕРИИ «СОЮЗ ТМА-М»
КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
СПЕЦИАЛЬНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА
ТЯГАЧИ, ШАССИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ, БРОНИРОВАННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЯГАЧИ
АВТОБРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА