ПОДВОДНАЯ ЛОДКА – МИШЕНЬ ПРОЕКТА 690
THE TARGET SUBMARINE OF PROJECT 690

28 февраля 1963 г. было подписано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о проектировании и строительстве ПЛ-мишени, предназначенной для практической отработки и обоснования точности наведения современных и проектируемых образцов противолодочного оружия и совершенствования тактики надводных, подводных и авиационных сил ПЛО.
При выполнении проектных проработок ЦКБ-112 совместно с ЦНИИ им. А.Н.Крылова и 1-м ЦНИИ ВМФ разработали и в дальнейшем приняли к руководству следующий принцип обеспечения защиты прочного корпуса при ударе в легкий корпус ПЛ противолодочного оружия – соединять шпангоуты легкого корпуса со шпангоутом ПК (через обшивку) стойками, сминающимися при наружном ударе (оружия). Энергия удара должна гаситься работой, идущей на упругие деформации, деформации изгиба и среза обшивки и набора легкого корпуса, а также потерю устойчивости стоек. Устойчивость последних должна выбираться из условия передачи дополнительного давления на шпангоут ПК, уже нагруженного гидростатическим давлением при погружении подводной лодки на глубину 250 м (авторское свидетельство на изобретение №31588 от 25 октября 1965 г.).

Технический проект 690 «Кефаль» подводной лодки – мишени разработан ЦКБ-112 (ЦКБ «Лазурит», Главный конструктор Е.В. Крылов) в 1963 году.
Лодки предназначались для участия в противолодочных учениях в качестве кораблей-мишеней, но кроме этого могли также использоваться в качестве боевых кораблей. Лодки могли выдерживать попадания реактивных глубинных бомб и торпед в холостом снаряжении.
По требования техзадания должна была выдерживать попадания инертных (т.е. не снаряженных взрывчатыми веществами) образцов противолодочного оружия: 533-мм торпед массой до 2,2 тонн на скорости до 50 узлов либо реактивных глубинных бомб РГБ-60 калибра 212 мм с массой 110 кг. Подобные задачи решались в истории подводного судостроения впервые.

Водоизмещение надводное/подводное 1910/2940. Длина корпуса около 70 метров, ширина около 9 метров. Глубина погружения 300 метров. Наибольшая скорость под водой 18 узлов, над водой по разным данным 10−12 узлов. Энергоустановка по техзаданию унифицировалась с энергоустановкой ракетной дизель-электрической субмарины проекта 651. Экипаж по разным данным 33−34 человека. Лодка оснащалась всплывающей спасательной камерой многократного применения, вмещавшей трех человек.

ПЛ облик, характерный для современных ДПЛ (одновальная, круговые в поперечных сечениях обводы корпуса, эллипсоидный нос, веретенообразная корма и крестообразное кормовое оперение). При создании использовано энергетическое и др. оборудование с торпедных и ракетных ДПЛ. Для восприятия ударных нагрузок, возникающих при воздействии по корпусу ПЛ – мишени противолодочного оружия и в целях обеспечения безопасности ПЛ, предусмотрена усиленная конструкция наружного корпуса, надстройки и ограждения рубки, ПК имеет внутренние шпангоуты, установлена привязная всплывающая спасательная камера для последовательной эвакуации личного состава.

Лодка вооружалась двумя торпедными аппаратами: одним калибра 533 мм (боезапас шесть торпед СЭТ-65, САЭТ-60 или 53−65К) и одним калибра 400 мм (боезапас четыре торпеды МГТ-1, СЭТ-40 или средства гидроакустического противодействия).
Строились ПЛ на заводе №199 им. Ленинского Комсомола (Амурский судостроительный завод) в Комсомольске-на-Амуре. Первая лодка серии сдана в 1967 году, последняя в 1970.

Всего было построено четыре лодки: С-368 (Тихоокеанский флот), С-226 (Черноморский флот), С-256 (Северный флот, с 1991 года Черноморский) и С-310 (Тихоокеанский флот, затем Черноморский).

Всего было построено четыре лодки:
• С-368 (Тихоокеанский флот),
• С-226 (Черноморский флот),
• С-256 (Северный флот, с 1991 года Черноморский)
• С-310 (Тихоокеанский флот, затем Черноморский).
В 1974 году С-310 модернизировалась с целью проведения испытаний противолодочных снарядов РПК-5 «Ливень», применяемых из установки РБУ-1000.
Первый три утилизированы, С-310 в 2000 году была передана Украине, ныне находится в полузатопленном состоянии в Херсоне, где уже 15 лет решается вопрос о создании на ее базе музея.
Длительное время являлась единственной в мире субмариной-мишенью специальной постройки.

С 1981 года планировалось построить принципиально новую лодку проекта 690 М, которая была бы способна выдерживать попадания более тяжелого противолодочного вооружения (торпед и ракето-торпед калибра 533 и 650 мм, в т. ч. таких как «Шквал», «Водопад» и «Ветер»). Опытные конструкции лодки были построены и испытана к 1984 году, однако до 1991 года строительство лодки не велось, а позднее было прекращено окончательно.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
(технический проект, 1963 г.)

Проектант ЦКБ-112
Гл. конструктор Е.В. Крылов
Завод-строитель им. Ленинского комсомола
Число кораблей в серии 4
Срок вступления в строй, г. 1967-1969
Нормальное водоизмещение, м3 . 1920
Длина наибольшая, м 69,7
Ширина наибольшая, м 8,8
Осадка средняя, м 6,0
Запас плавучести, % 30
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Материал:
- прочного корпуса сталь
- наружного корпуса маломагнитная сталь
Автономность, сут. 15
Экипаж, чел. 28
Энергетическая установка:
- тип дизель-электрическая
- тип дизелей Д-43
- число х мощность дизелей, л.с. 1х4000
- тип главного ГЭД ПГ-141
- число х мощность
главного ГЭД, л.с. 1 х 5500
- тип ГЭД эконом. хода ПГ-140
- число х мощность ГЭД э.х., л.с 1 х 150
- число гребных валов 1
- тип АБ свинцово-кислотная 60СМ-II
- число групп АБ х число
элементов в группе 4 х 112
Скорость хода, уз.:
- надводная 10,0
- полная подводная 18,2
- экономическая подводная 4
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):
- надводная 2500(8)
- подводная 25(18)/400(4,0)

ВООРУЖЕНИЕ
Торпедное:
- число х калибр ТА, мм 1 х 533
Средства самообороны:
- число аппаратов ВИПС 2
- число средств ГПД,
выпускаемых через ВИПС 20
Средства навигации:
- гирокомпас «Курс-5″
- лаг ЛР-8
Средства радиолокации:
- РЛС кругового обзора РЛК-101
- РЛС опознавания «Хром-КМ»
Гидроакустические средства:
- ШПС МГ-10
- ГЛС «Плутоний»
- ГАС ЗПС и опознавания МГ-25
- ГАС авар. подв. связи «Оредеж-2″
- ГАС авар. сигнализации МГС-29 (»Стуколка»)
Средства радиосвязи:
- р/передатч. КВ Р-642Т, «Окунь»
- приемопередатчик УКВ Р-619-1
- р/приемник КВ «Брусника-М-ПЛ»
с приставкой СБ
- р/приемник ДВ Р-756
Оптические средства:
- перископ зенитный ПЗНА-9

Источники:
• Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
• Постнов А. А. «Подводные лодки нижегородских конструкторов». Роль российской науки в создании отечественного подводного флота. — 2008
• «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
• Гусев А. Подводные лодки специального назначения. СПб.: «Галерея Принт», 2002
• Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
• «Подводная лодка-мишень проекта 690», А. А. Постнов, «Тайфун», № 1, 2003
• Кузин В. П., Никольский В. И. «Военно-Морской Флот СССР 1945—1991», ИМО, Санкт-Петербург, 1996
• https://www.korabel.ru/news/comments/podvodnaya_lodka-mishen_proekta_690.html
• https://war-book.ru/podvodnye-lodki-proekta-690-kefal/
• https://sfw.so/1149022374-podvodnaya-lodka-proekt-690.html

АМУРСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
ЛАЗУРИТ ЦКБ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И АППАРАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ