КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ STRYKER (США)
WHEELED ARMORED STRYKER (USA)


КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ STRYKER

БТР «Страйкер» (Stryker) – «промежуточный» бронетранспортер (Interim Armored Vehicle, IAV) также известен как легкий бронетранспортер III (Light Armored Vehicle III, LAV III). Машина представляет собой развитие бронетранспортера «Пиранья III» швейцарской фирмы MOWAG GmbH. В октябре 2003 г. фирма MОWAG вошла в европейское отделение сухопутных боевых систем фирмы Дженерал Дайнемикс.
Машины «Страйкер» предназначены для оснащения механизированных бригад «Страйкер», созданных в начале 2000-х годов в соответствии с концепцией боевых бригадных групп и предназначенных для применения в конфликтах низкой интенсивности. Эти бригады занимают промежуточное положение между «тяжёлыми» механизированными бригадами, вооружёнными танками M1 «Абрамс» и БМПM2 «Брэдли» и лёгкими пехотными бригадами.
Разработку машины LAV-III вели в кооперации фирмы Дженерал Моторс Дифенс оф Кэнэда и Дженерал Дайнемикс Лэнд Комбэт Системз Дивижн в двух вариантах одновременно: бронетранспортер для перевозки пехоты (Infantry Carrier Vehicle, IFV) и мобильная система огневой поддержки (Mobil Gun System). Проектно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по бронемашине «Страйкер» IAV начались в октябре 1999 г., когда начальник штаба армии США генерал Эрик Шинсеки обнародовал изменения, вносимые в план развития армии США до 2010 г. Среди других изменений, внесенных в программу, предусматривалось формирование «средних» бригад в качестве «промежуточной» меры, такие бригады получили название Interim Brigade Combat Teams.
В ноябре 2000 г. одобрили план испытаний бронемашины IAV, а 16 ноября 2000 г. с отделением Дженерал Дайнемикс Лэнд Комбэт Системз Дивижн был заключен шестилетний контракт на сумму порядка 4 млрд. долл. на поставку бронемашин LAV III для новых промежуточных боевых бригадных групп. Изначально планировалось закупить для шести боевых бригадных групп 2131 бронемашину LAV III. Заказчик отдал предпочтение колесному, а не гусеничному варианту, как в наибольшей степени удовлетворяющему выдвинутым требованиям.
27 февраля 2002 г. машина получила официальное наименование «Страйкер», одновременно в честь видного военного героя Роберта Ф. Страйкера, удостоенного во Вьетнаме Медали Почета, и рядового 1-го класса Стюарта С. Страйкера, отметившегося своим беззаветным героизмом в годы Второй мировой войны. Оба военных отважно сражались и пали на поле брани. Поставки «Страйкеров» в строевые подразделения начались в апреле 2002 г., то были бронеавтомобили производства заводов в Лондоне и Эннистоуне. 12 января 2005 г. промышленность рапортовала Республиканской партии США и лично Президенту США Дж. Бушу-младшему о постройке 1000-го бронеавтомобиля LAV III «Страйкер». Честь собрать юбилейный образец бронетехники получил трудовой коллектив предприятия в г. Эннистоун. На вооружение трех первых сформированных боевых бригадных групп поступило порядка 800 бронеавтомобилей LAV III. В декабре 2005 г. заказчик получил две первых из 17 заказанных бронемашин радиохимической разведки местности. Первый «Страйкер» в варианте M1128 MGS армия США получила 15 мая 2006 г.

БТР «Страйкер» имеет характерную для данных машин компоновку: двигатель располагается спереди справа, механик-водитель находится слева от него, а вся середина и кормовая часть отводятся под боевое отделение для десанта. БТР имеет экипаж из 2 человек (командир и водитель) и способен перевозить 9 человек десанта. Относительно мощное бронирование позволяет защитить экипаж и десант от огня из стрелкового оружия калибром до 14,5 мм с бортов и кормы, а также от 30-мм снарядов со лба корпуса на дистанциях свыше 500 метров. Пулестойкие шины имеют систему централизованной подкачки.
Компоновка: Двигатель расположен впереди справа по ходу движения, место механика-водителя — слева, среднюю и заднюю часть машины занимает боевое отделение. Колёсная формула — 8×8, возможно отключение привода двух мостов. Имеется система регулирования давления в шинах. Машины могут перевозиться транспортными самолётами C-130 (1 единица), C-17 (2 единицы), C-5 (4 единицы).
Корпус бронетранспортера сварен из листов закаленной броневой стали марки 160. Бронирование также состоит из кевлара и керамико-композитных материалов. Броня выдерживает прямые попадания пуль калибра до 14,5 мм, осколков бомб и снарядов. В случае оснащения бронетранспортера динамической броней германской фирмы IBD/Дейзенрот Инжиниринг машина соответствует IV уровню защищенности по STANAG-4569.
Бронетранспортер M1126 «Страйкер» представляет собой полноприводную четырехосную восьмиколесную бронированную машину. На бронеавтомобиле установлен 6-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения «Катерпиллер» 3126 16 JP8 с электронным инжектором. Дизель позволяет развивать бронетранспортеру массой 18,3 т по шоссе максимальную скорость 101 км/ч. Такие дизели мощностью 350 л.с. при 2500 об/мин ставятся также на средние 5-тонные тактические грузовики. При необходимости бронетранспортер под дизелем способен ехать очень медленно – со скоростью всего 2,5 км/ ч. Могучий дизель установлен в моторном отсеке, который находится в передней правой части машины. Двигатель связан с автоматической трансмиссией «Аллисон» MD-3066Р (шесть передач переднего хода и одна заднего).
Система дистанционно управляемого вооружения М151 (RWS) фирмы «Конгсберг Дифенс энд Эйроспейс» М151 «Протектор» также монтируется на боевых машинах M1130 «Страйкер – CV», M1132 «Страйкер – ESV», M1135 «Страйкер – NBCRV, М1129 «Страйкер МС-В». На турели возможна установка или 40-мм автоматического гранатомета Mk19 MOD-3 или 12,7-мм пулемета М2 НВ. Дополнительно предусмотрена возможность монтажа пулемета М240В калибра 7,62 мм. Для дистанционного наведения турели используется установленный на ней тепловизор TIM фирмы «Талес Оптроник Кэнада» и телекамера VIM, снабженная зум-объективом. Встроенный лазерный дальномер определяет дистанцию до цели на удалениях до 6000 м с точностью 2,5 м. Модуль воору¬жения по горизонту поворачивается на угол 360 град, по вертикали – в пределах от -20 до +55 градусов. Максимальная скорость разворота модуля составляет 60 градусов в секунду. Рабочие температуры – от – 40 до +60 градусов Цельсия. На турели смонтировано четыре блока дымовых гранатометов М6. Один блок состоит из шести 66-м гранатометов. Пуск гранат производится как коллективно, так и индивидуально. Базовый боекомплект бронетранспортера «Страйкер» состоит из 2000 патронов калибра 12,7 мм к пулемету М2 НВ или 480 гранат калибра 40 мм к гранатомету Мк19, а также из 16 66-мм дымовых гранат. Коробки с патронами или гранатами размещаются на бортах в верхней части корпуса или на крыше между люком командира и вентиляционным люком.
Для точного позиционирования на местности БТРы оборудованы навигационной системой «Raytheon» AN/TSQ-158. В распоряжении водителя находятся три перископических прибора М17, а также прибор ночного видения AN/VAS-5. В свою очередь командир машины наблюдает за боевой обстановкой через семь перископов М45 и отдельные дисплеи видеокамеры и тепловизора.

В феврале 2003 года «Дженерал моторс дефенс» вышла из проекта и дальнейшее производство осуществляла только «Дженерал дайнемикс лэнд системз». В 2005—2007 гг. были заключены ещё 6 контрактов на поставку в общей сложности 1063 машин. Контракты должны были быть выполнены до мая 2008 года.
В августе 2008 года армия США заключила новый контракт на поставку 615 машин до конца 2011 года на общую сумму в 1,2 млрд долларов.
Всего по данным на 2010 год армия США использует 2774 подобных бронетранспортера.
С октября 2003 г. применяется в операциях на территории Ирака. В 2003-2005 годах данные бронемашины прошли боевое крещение в Ираке. Их боевой дебют вышел не самым удачным, у военных накопилось к ним множество претензий.
По результатам использования в Ираке к машинам «Страйкер» высказывались претензии в связи с низкой надежностью, недостаточной защитой от противотанкового и стрелкового оружия и неудобной конструкции. В феврале 2008 г. сообщалось о намерении командования армии США отказаться от закупки БМТВ M1128 из-за недостаточной надежности, проявленной в ходе испытаний, однако впоследствии контракт был заключен. Имеются и положительные отзывы о машинах, в частности об обеспечении выживаемости экипажа и десанта при поражении машины. По массе и защищенности сопоставима с финской ББМ Patria AMV.

В октябре 2014 года в 1-й бригаде «страйкеров» 1-й бронетанковой дивизии Армии США на базе Форт-Блисс (шт. Техас) проведены войсковые испытания бронетранспортеров Stryker WIN-T Inc 2 (Warfighter Information Tactical Increment 2) для сетецентрического управления войсками в рамках испытаний по программе NIE 15.1 (Network Integration Evaluation).
Это первые войсковые испытания системы WIN-T на платформах «Страйкеров». В оценке NIE 15.1 участвуют две бригады 1-й бронетанковой дивизии. WIN-T Increment 2 обеспечивает боевые подразделения спутниковой связью с высокой пропускной способностью и имеет решающее значение в модернизации систем управления войсками.

МОДИФИКАЦИИ
M1126 ICV – основной вариант бронетранспортера «Страйкера»
M1128 MGS – машина огневой поддержки
M1127 – боевая разведывательная машина
M1129 – RV 120-мм самоходный миномет варианта В,
M1130 – MCV-B командно-штабная машина,
M1131 – CV машина артиллерийской разведки,
M1132 – FSV инженерная машина,
М1133 – ESV бронированная медицинская машина,
М1134 – ESV самоходный противотанковый ракетный комплекс с ПТУР «ТОУ-2» (TOW-2)
M1135 – машина радиационной, химической и биологической разведки, NBSRV.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Колесная формула 8х8
Масса, кг 19000
Длина корпуса, мм 6394
Ширина корпуса, мм 2667
Высота, мм 2170
Клиренс, мм 500
Двигатель Caterpillar 3126
Мощность двигателя, л.с.(кВт) 350
Емкость топливных баков — 215 л
Скорость движения, км/ч до 96 – 100
Запас хода по шоссе, км 482 – 520
Преодолеваемый подъём, град. 31 град.
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Ширина преодолеваемого рва, м 2
Экипаж 2
Десант 9

ВООРУЖЕНИЕ:

12,7-мм M2 «Браунинг»,
или 7,62-мм M240,
или 40-мм автоматический гранатомет Mk19
4 дымовых гранат M6

Источники: Военный Паритет, www.modernarmy.ru, ru.wikipedia.org, army-news.ru, military-informer.narod.ru, tanks.at.ua и др.

КОЛЕСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ STRYKER. НОВОСТИ
АРМИЯ США ВЫБРАЛА ИЗРАИЛЬСКИЙ БОЕВОЙ МОДУЛЬ RAFAEL SAMSON ДЛЯ ВООРУЖЕНИЯ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ STRYKER
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ MSHORAD (США)
БРОНЕТРАНСПОРТЕР MOWAG PIRANHA V (ШВЕЦАРИЯ/США)
ЗАРУБЕЖНЫЕ ЛЕГКИЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ (БМП, БТР, БРМ и др.)
ЛЕГКИЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ США
АВТОБРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА