МАЛОГАБАРИТНЫЙ КОМПЛЕКС РАЗВЕДКИ И НАБЛЮДЕНИЯ ПОЛЯ БОЯ «СТРОЙ-П» С ДИСТАНЦИОННО ПИЛОТИРУЕМЫМИ АППАРАТАМИ «ПЧЕЛА-1″
SMALL COMPLEX EXPLORATION AND SURVEILLANCE OF THE BATTLEFIELD «STROI-P» REMOTELY PILOTED VEHICLES «PCHELA-1″

В 1984 г. постановлением ЦК КПСС и СМ СССР НИИ «Кулон» в качестве головного поручается новое направление – создание комплексов дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).
Комплексы ДПЛА представляют в значительной степени новую технологию, относящуюся к области робототехники, которой в настоящее время за рубежом уделяется все большее внимание. Для постановки в нашей стране этого научно-технического направления потребовалось объединение усилий многих предприятий различного профиля.
Руководство направлением ДПЛА поручается директору – главному конструктору предприятия А.С. Новоселову.
Предприятием разработана концепция создания унифицированных базовых комплексов ДПЛА, которая нашла свое практическое осуществление в ряде опытно-конструкторских работ.
В ходе создания комплексов ДПЛА решены важные научно-технические и организационные вопросы:
• решены системные вопросы в части состава комплексов, характеристик их подсистем, систем автоматизированного контроля, эксплуатации и подготовки операторов;
• показана возможность и целесообразность создания многофункциональных комплексов на основе разработки базового комплекса ДПЛА;
• созданы системы дистанционного управления полетом ДПЛА и получения информации в реальном масштабе времени;
• созданы радиоканалы управления на основе шумоподобных псевдослучайных сигналов и совмещенные с ними каналы передачи информации;
• обеспечена практическая возможность одновременного управления двумя и более ДПЛА с одного наземного пункта;
• разработана комплексная система точного определения координат объектов наблюдения в реальном масштабе времени;
• созданы устройства компенсации траекторных искажений, обеспечивающие работу строчных средств наблюдения в условиях траекторных нестабильностей летательного аппарата;
• создан набор базовых технологических операций автоматизированной обработки информации;
• получен необходимый опыт серийного производства комплексов ДПЛА, их применения и эксплуатации.

Создан, серийно освоен и принят на вооружение в 1997 г. базовый комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела», который успешно эксплуатируется. Комплекс «Строй-П» служит основой создания ряда новых, более совершенных комплексов, работы по которым предприятие проводит в настоящее время. БЛА «Пчела» создан в ММЗ «Скорость» (в нв ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева»).
Производство дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) типа «Пчела» для комплекса воздушной разведки «Строй-П» было организовано на Смоленском авиационном заводе.
Для комплекса “Строй-П” (официально объявленное на выставках МАКС название комплекса – “Малахит”, генеральный конструктор – А.Новоселов, НИИ “Кулон”) в ОКБ завода “Скорость” (ОКБ им. А.С.Яковлева) было создано несколько вариантов дистанционно пилотируемых аппаратов типа “Пчела” (“Шмель”) с различными вариантами комплектации разведыватель­ной аппаратуры и различных аэродинамических компоновок.
Первый аппарат многократного применения в серии ДПЛА-60 (“Пчела”, изделие “60”, Як-060) начали проектировать в 1982 году под руководством С.А.Яковлева и Ю.И.Янкевича.
Для полета с крейсерской скоростью 100-180 км/ч аппарат “Пчела” оснащен винтокольцевым движите­лем с разме­щенными в нем рулями высоты и направления. Складывающееся вдоль фюзеляжа крыло умень­шает размеры аппарата при транс­портировке и хранении. В конст­рукции широко применены полимер­ные композиционные материалы. Аппарат со взлетной массой 138 кг стартует с направляющих с помощью двух стартово-разгонных РДТТ. Для спасения ДПЛА используется парашютная система и пневматическое амортизационное устройство, после выпуска парашюта запол­няемое газом.
Первый полет опытного образца ДПЛА-60 состо­ялся 17 июня 1983 года. По результатам испытаний, проводившихся до 1987 года, была отработана конструкция серийного варианта беспи­лот­ного аппарата “60С” (“Пчела-1М”). Опытный экземпляр внешне отличался от последовавших за ним серий­ных образцов крестообразным опере­нием, отсут­ствием разведывательной аппаратуры и контейнера для надув­ной посадочной системы.
Серийное производство ДПЛА “Пчела-1М” (изделие “60С”), входящего в состав комплекса “Строй-П”, развернуто на Смоленском авиазаводе с 1987 года. Всего построено 50 предсерийных и серийных аппаратов, предназначенных для опытной эксплуатации с целью раз­ведки, радио­электронной борьбы, ретрансляции. На базе ДПЛА 60С создан постановщик активных радио­помех – “Пчела-1ПМ».
Аппарат “Пчела-1ТМ” комплекса “Строй-ПМ” стал первым отечест­венным малораз­мерным бес­пилотным летательным аппаратом многоразо­вого использования, предназначенным для наб­людения за наземными объектами с помощью бортовой обзорной телевизионной камеры с передачей информации в реальном масштабе времени на наземный пункт управления.
В состав комплекса “Строй-ПМ” входит 6 ДПЛА, машина с командным пунктом управления на гусеничном шасси, транспортно-пусковая машина, контейнеры с аппаратами транс­портируются на автомашине ГАЗ-66. Для запуска ДПЛА “Пчела-1” в качестве пусковой установки, сов­мещенной с наземным пунктом управления ДПЛА, используется самоходное гусеничное шасси, анало­гичное используемому на броне­транспортере БТР-Д.
Дальнейшим развитием ДПЛА «60С» стал ДПЛА «61″ (“Шмель-1”, изделие “61”, Як-061) входящий в комплекс «Строй-П» (“Стерх”) и рассчитанный на 10 применений.
Состав комплекса:
• Дистанционно пилотируемые летательные аппараты «Пчела-1″.
• Наземный пункт дистанционного управления (НПДУ).
• Средство технического обслуживания (СТО).
• Транспортно-пусковая установка (ТПУ).
• Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ).
В состав комплекса воздушного наблюдения местности входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1. Рельсовая пусковая установка с фиксированным углом старта разработана московским КБ “Горизонт”. Оборудование комплекса позволяет одновременно обеспечивать управление двумя ДПЛА, ведущими разведку местности. Все машины комплекса могут десан­тироваться с самолетов на парашютных системах. После приземления запуск первого ДПЛА может быть произведен через 20 минут.
В состав специального оборудования ДПЛА «61″, разработка которого началась в 1984 году, входят телевизионная камера дневного видения с переменным фокусным расстоянием или инфракрасная камера круглосуточного наблюдения, а также блок спутниковой навигации. ДПЛА имеет крыло переменой стреловид­ности, механическое энергопоглощаюшее устройство, обеспечивающее мягкую посадку. ДПЛА “Шмель” транспортируется в сложенном состоянии в контейнере разме­рами 2 х 1 х 1 м.
Первые ДПЛА-61 имели некоторые отличия от серийных машин в конструкции крыла, контейнера парашютной системы и размещении бор­товой аппаратуры комплекса разведки.
Задачи, решаемые комплексом:
• Разведка одиночных и групповых движущихся и неподвижных объектов днем и ночью с определением их координат.
• Целеуказание средствам огневого поражения.
• Осуществление инженерной разведки.
• Проведение экологического мониторинга.
• Контроль состояния нефте-газопроводов, тепло- и энергетических трасс, полей, лесов и т.д.
• Обнаружение очагов пожаров и стихийных бедствий.
Преимущества комплекса:
• Высокая мобильности и автономность комплекса, возможность применения с неподготовленных площадок, в условиях отсутствия инфраструктуры.
• Малая заметность ДПЛА и, как следствие, высокая живучесть, возможность применения не только как разведчика, но и как наблюдателя поля боя.
• Информационно-техническое сопряжение со средствами огневого поражения российского производства (РСЗО «Смерч», «Град», СГ «Мста») для решения задач целеуказания, корректировки артогня и контроля результатов удара в реальном масштабе времени

Первый полет ДПЛА-61 с разведывательным ИК-оборудованием совершил в 1989 году. В настоящее время аппарат находится в серийном производстве; серийный ДПЛА с телевизионной камерой имеет обозначение – “61Т”. Комплекс кроме применения по прямому назначению в военных целях предлагается использовать в интересах МЧС, для экологического контроля, выявления лесных пожаров, наводнений; проведения ледовой разведки, обследования лавин и завалов; контроля состояния теплотрасс и магистральных трубо­проводов; контроля необслуживаемых промышленных установок в безлюд­ных районах. Для контроля полета беспилотного аппарата на наземном видеоконт­рольном устройстве отображаются сюжеты местности, маршрут аппарата и его текущее местоположение.
Полет ДПЛА производится в автоматическом режиме по маршруту, проложенному через 24 контрольные точки, при необходимости оператор может взять изменения в программу полета.
С 1992 года ведутся работы по созданию на базе ДПЛА «61″ воздушной мишени (к настоящему времени мишень прошла Государст­венные испытания), радиационо-химического разведчика и аппаратов другого назначения.
Комплекс беспилотной воздушной разведки “Стерх” – модернизированный вариант комплекса “Строй-П” с ДПЛА “61” принят на вооружение российской армии 16 июня 1997 года, производится поставка комплекса в экспортном исполнении в ряд зарубежных стран.
В работах по комплексу “Стерх” принимали участие следующие организации: НИИ “Кулон” – головная организация (главный конструктор комплекса – Г.Соколов); ОКБ им. А.С.Яковлева – проектировщик беспилотных аппаратов; Смоленский авиазавод – выпуск БЛА и элементов комплекса; завод “Горизонт”; НИИ телевидения. Испы­тания летательного аппарата комплекса проводи­лись в ГЛИЦ им. В.П.Чкалова.
К 2005 году предполагается доработать комплекс “Строй-П”, повысить его эффективность, точ­ность получения разведданных и полностью завершить весь цикл испытаний.
В разработке находится комплекс “Строй-ПД”, обладающий улучшен­ными эксплуатационными и летно-техническими (для БЛА) характеристиками и большими возможностями.
Дальнейшим развитием беспи­лотных аппаратов типа “Пчела” и “Шмель” стал ДПЛА «70″ оригинальной схемы.
Один модернизированный комплекс беспилотной воздушной разведки и наблюдения «Строй-ПЛ» с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) круглосуточного действия «Пчела-1К» предполагалось поставить на вооружение в 2009 г. в соответствии с проектом государственного оборонного заказа.
В России в 2010 году успешно завершены контрольные испытания беспилотного комплекса воздушной разведки «Строй-ПД» с модернизированными летательными аппаратами «Пчела-1ТВ» и «Пчела-1К».
Летные испытания проводились для устранения выявленных замечаний. Кроме того, испытывался новый, полностью сделанный из композиционных материалов воздушный винт поршневого двигателя П-032М, который, в свою очередь, теперь оснащается высотным корректором.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Радиус действия, км 60
Диапазон высот полета над уровнем моря, м 100-2500
Скорость полета, км/ч 120-180
Взлетный вес, кг до 138
Способ управления:
- автоматический полет по программе;
- дистанционное ручное управление.
Погрешность измерения координат:
- по дальности, м не более 150
- по азимуту, град. не более 1
Высота места старта над уровнем моря, м до 2000
Диапазон высот оптимального ведения разведки над подстилающей поверхностью, м 100-1000
Угловая скорость разворота, град/с не менее 3
Время развертывания комплекса, мин. 20
Поле зрения ТВ камеры по тангажу, град. 5/-65
Продолжительность полета, час 3,5
Время обучения обслуживающего персонала, час 200
Ветер при старте ДПЛА, м/с не более 10
Ветер при посадке ДПЛА, м/с не более 8

А.В.Карпенко, ОВТ «Оружие Отечества», 27.03.2016

Источники: Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., Петров Г.Ф., «Беспилотные летательные аппараты». СПб: «Невский Бастион», 1999 г., 160 с, www.niikulon.ru, www.ktrv.ru, Lenta.ru, www.airshow.ru, АвиаПорт.Ru и др.

ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ИМ. А.С. ЯКОВЛЕВА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛОН