ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ МГ-329 «ШЕКСНА»
HYDROACOUSTIC STATION MG-329 «SHEKSNA»

Станция обнаружения подводных объектов – ОГАС «Шексна». Вес всего гидроакустического комплекса составлял 28 т, что превышало половину веса всего вооружения и занимало около 17% всех внутрикорабельных помещений корабля.
В поступивших на вооружение в 1960-1970-х годах ГАС III-го поколения, «Рось-К» (МГ-349), «Бронза» (МГК-345), «Шексна» (МГ-329), «Платина» (МГ-335С), «Полином» (МГК-335), начали использовать несколько антенн переменной глубины, тиристорные генераторы и вычислительную технику, что значительно улучшило общие характеристики ГАС.
Для обеспечения работ с ОГАС «Шексна» на корабле пр. 1141 «Сокол» устанавливалось ПОУ КТ разработки Зеленодольского СКБМ. В сравнении с ПОУ КТ для ОГАС «Шелонь» (МПК пр. 1124) увеличилась глубина погружения контейнера до 150 м, в 2 раза увеличилась энергоемкость амортизаторов, введена программа разгона и торможения, скорость опускания (подъема) была увеличена в 1,5-2 раза.
Комплексная ОГАС «Шексна» с опускаемой акустической антенной обеспечивала поиск и обнаружение ПЛ, определение и выработку их текущих координат с выдачей данных в систему «Гангут», опознавание и связь с ПЛ в погруженном состоянии, а также снятие гидрологического разреза и тренировку личного состава корабля без использования акустической антенны. ОГАС работала на стопе корабля с погружением акустической антенны в специальном контейнере на кабель-тросе до глубины в 150 м. Для снятия гидрологического разреза моря по глубинам в состав ОГАС «Шексна» была введена аппаратура «Серия». ОГАС «Шексна» была укомплектована ПОУ КТ разработки ЗПКБ которое отличалась от ПОУ КТ кораблей предыдущих проектов большей канатоемкостью (150м), большей энергоемкостью амортизационного устройства, программированным разгоном и торможением контейнера, увеличенной скоростью опускания и подъема контейнера.
Отбор мощности (в импульсе 40-80 кВт) на обеспечение работы ОГАС производился от бортовой сети. Работу ОГАС «Шексна» обеспечивал дизель-генератор- насос ДГН-200, установленный на специальных амортизаторах. Главные двигатели также были установлены на специальные амортизаторы. Для снижения уровня помех до нормы отсек ДГН-200 и настил палубы в районе установки ГТД были облицованы вибродемпфирующим покрытием «Агат». Был предусмотрен вывод газовыхлопов главных двигателей и вспомогательных механизмов на верхнюю палубу.

Опытный МПК третьего ранга на ПК пр. 1141 был включен в состав ВМФ СССР 27 мая 1972г. В феврале 1972г. кораблю было присвоено имя «Александр Кунахович». Закладка корпуса состоялась 28 июля 1974 г. на стапеле Зеленодольского ССЗ им. А.М.Горького (бывший «Красный металлист») МСП СССР. Строительный номер заказа – С-801. Спуск на воду состоялся 26 октября 1975 г. Военно-морской флаг СССР над МПК был поднят 8 декабря 1977 г., 18- 19.12.1977 г. корабль находился в доке, где готовился к ГИ, которые проводились 25- 31.12.1977 г. с последующей ревизией механизмов в доке. В целом, продолжительность заводских испытаний составила 177 дней, в т.ч. 25 ходовых дней. За 255 ходовых часов (в том числе 18,5 ч – ПХ) корабль прошел 1749 миль и израсходовал 840 т топлива. Продолжительность ГИ -7 дней (из них 3 дня ходовых), за 29 ходовых часов (в том числе 16 ч -ПХ) пройдено 525 миль и израсходовано 96т топлива. От закладки до сдачи прошло 3 года, 5 месяцев и 3 дня. Председателем комиссии являлся капитан 1 ранга Олег Николаевич Жижин, ответственным сдатчиком -старший строитель корабля Владимир Николаевич Потехин. Приемный акт был подписан 31 декабря 1977 г.
С 1978 г. МПК был передан ВМФ в опытную эксплуатацию. В состав КЧФ корабль был принят 17.02.1978 г. и вошел в состав 68 БрОВР КЧФ.
Для обеспечения работ с ОГАС «Шексна» на корабле пр. 1141 «Сокол» устанавливалось ПОУ КТ разработки Зеленодольского СКБМ. В сравнении с ПОУ КТ для ОГАС «Шелонь» (МПК пр. 1124) увеличилась глубина погружения контейнера до 150 м, в 2 раза увеличилась энергоемкость амортизаторов, введена программа разгона и торможения, скорость опускания (подъема) была увеличена в 1,5-2 раза.
ОГАС «Шексна» размещалась на некоторых пограничных сторожевых кораблях (ПСКР) проекта 205-П. ОГАС МГ-329 «Шексна» устанавливалась на разведывательных кораблях проекта 861М.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общий вес ОГАС с кабелем и кабель-тросом, т 15,6
Общий вес контейнера и ПОУ, т 12,24
Глубина погружения контейнера, м 150
Цикл работы ПОУ, с 180
Максимальная мощность, потребляемая от сети, кВт 140
Дальность обнаружения ПЛ в зависимости от гидрологии, км .. 15,0-62,0 площадь, обследуемая кораблем, км2 /ч 3100

Источники:
• Дмитриев Г.С., Костриченко В.В., Леонов В.В., Машенский С.Н. Соколиная охота.– М.: ООО Военная Книга, 2008
• https://mayak-models.fsmr.ru/205history/
• https://www.sonar.in.ua/publication/14
• https://vipfortnite.ru/the-tax-system/korabli-i-suda-specialnogo-naznacheniya-chernomorskogo-flota/

СРЕДНИЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 861М
ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ МГК-369 «ЗВЕЗДА-М1-01»
ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ МГ-339 «ШЕЛОНЬ»
ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ 1970-1980
ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ