ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ЭСМИНЕЦ: ОТ «СОВРЕМЕННОГО» ДО «ЛИДЕРА»
PROSPECTIVE DESTROYER: FROM «SOVREMENNUI» TO «LEADER»

НЕБОЛЬШАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

Первоначально эскадренные миноносцы (ЭМ) типа «Современный» (проект 956) строились для советского ВМФ, они были предназначены для уничтожения сил флота противника в море. Корабли могли обеспечивать огневую поддержку боевых действий сухопутных войск на приморских направлениях и при проведении десантных операций, на них возлагалась защита морских коммуникаций, а так же противовоздушная и противокатерная оборона корабельных соединений и судов на переходе морем.

Военно-морской флот в 1971 году выдал ТТЗ на разработку ракетно-артиллерийского корабля проекта 956 «Сарыч» с полным водоизмещением в 5000 т. Им предполагалось заменить морально и физически устаревшие эскадренные миноносцы проектов 56 и 30бис. Проект нового эсминца разрабатывался Северным ПКБ (главный конструктор В.Ф.Аникиев, с 1975 г. – И.И.Рубис), за время проектных работ и военно-экономических исследований ТТХ корабля были оптимизированы, и его первоначальный облик существенно изменился. В результате полное водоизмещение возросло до 7940 т.

Для решения поставленных задач эсминец имеет две пусковые установки для восьми сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит» (разработчик МКБ «Радуга», гл. конструкторы А.Я.Березняк и И.С.Селезнев, дальность до 120 км) сначала на корабль прорабатывался комплекс «Термит»), зенитно-ракетный комплекс «Ураган» (разработчик НПО «Альтаир», гл. конструктор Г.Н.Волгин, дальность до 25 км), две спаренные 130-мм башенные автоматические артиллерийские установки АК-130 (разработчик КБ «Арсенал», гл. конструктор Е.И.Малишевский, дальность 23 км, скорострельность более 30 выстрелов в минуту), четыре 30-мм высокоскоростные артустановки АК-630 (разработчик КБП, дальность до 5 км, скорострельность до 5000 выстрелов в минуту), два двухтрубных торпедных аппарата и две реактивные бомбометные установки РБУ-1000. Кроме этого на корабле есть несколько радиолокационных станций различного назначения, гидроакустическое вооружение, система радиотехнической разведки и активные, пассивные средства радиоэлектронного противодействия. Корабль может принимать на борт вертолет типа Ка-27, для этого у него есть вертолетная площадка и сдвижное укрытие – ангар. Постоянное базирование вертолета на эсминце не предусмотрено.
В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) для корабля была выбрана котлотурбинная установка, имеющая четыре высоконапорных котла и два турбозубчатых агрегата мощностью по 50000 л.с. ГЭУ имеет эшелонированную систему размещения в двух автономных машинно-котельных отделениях. Она обеспечивает кораблю скорость полного хода до 32 узлов и дальность плавания до 5000 миль при 18-узловом ходе.
Корабль оснащен средствами приема в море на ходу жидких и твердых грузов. Все жилые и служебные помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.
Строительство серии эсминцев проекта 956 осуществлял завод им. А.А.Жданова (сегодня – «Северная верфь»), головной корабль был заложен 3 марта 1976 года, сдан ВМФ 25 декабря 1980 года. В процессе серийного строительства в проект постоянно вносились изменения, были усовершенствованы боевые и технические средства. Всего до конца 1993 года было построено 17 однотипных кораблей, некоторое количество заложенных эсминцев этого проекта не достроили. На закате советского ВМФ эсминцы типа «Современный» были одними из самых многочисленных надводных кораблей флота.

Во время «перестройки», последующим распадом СССР и образованием суверенного государства Российская Федерация возникли предложения о поставки корабля в зарубежные страны, одной из первых рассматривался Китай (первый экспортный вариант корабля был проработан в конце 1970-х гг. для Польши). Уже в первых предложениях для поставки эсминца «Современный» на экспорт предусматривались варианты изменения состава вооружения и технических средств корабля, что могло по замыслам разработчика повысить его боевые возможности.

КИТАЙСКИЙ ЗАКАЗ

На базе проекта 956 отечественного ВМФ Северным ПКБ для ВМС Китая в 1997 году был разработан экспортный вариант проект 956Э, который в основном соответствовал базовой разработке. На эсминце было проработано размещение российского вертолета Ка-28 с временным хранением его в сдвижном ангаре. В отличие от базового проекта китайские корабли так же оснастили новыми главными котлами КВГ-3 (на кораблях ВМФ России – КВН-98/64-11), новым автоматизированным комплексом радиосвязи Р-782-5КЭ.
Следует отметить, что Указ Президента РФ о продаже Китаю двух эсминцев проекта 956Э был подписан в ноябре 1992 года, основные элементы корабля были утверждены решением главкома ВМФ и Госкомоборонпрома РФ в ноябре 1994 года. Эти событие сделало предприятие «Северная верфь» самым крупным партнёром КНР в военно-техническом сотрудничестве с Россией в области кораблестроения. Общая сумма контракта на строительство двух кораблей для Китая оценивается в более 600 миллионов долларов.
Достройка двух эскадренных миноносцев началось на стапелях ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в 1997 году, для этого использовался задел по заложенным для ВМФ Советского Союза в 1988 году ЭМ «Важный» (заводской №878) и в 1989 году ЭМ «Вдумчивый» (зав. №879). Тогда уже эсминец «Важный» находился на воде у достроечной стенки, на нем монтировалось оборудование, шла прокладка электрокабелей, трубопроводов, были установлены: РБУ-1000, 533-мм торпедные аппараты, подбашенные отделения артустановок АК-130 и АК-630, система управления МР-123-02. «Вдумчивый» находился в крытом эллинге, на нем велись работы по сдаче отсеков.
«Северная верфь» в соответствие с контрактом и другими руководящими документами в короткие сроки заключила договора с предприятиями – контрагентами. Поставку комплектующих изделий только на первый корабль осуществляли 32 предприятия-поставщика. Особенно затянулись работы по монтажу электрокабелей и изготовлению пусковых установок КТ-190Э и 3С90Э комплексов «Москит-Е» и «Штиль».
Заводские ходовые и государственные испытания заказа №878 проводились в июле – августе 1999 года в районе военно-морской базы Балтийск. На них он подтвердил тактико-технические характеристики, предусмотренные контрактом. Корабль достиг расчетной скорости полного хода, выполнил ракетные и артиллерийские стрельбы.
В конце декабря 1999 года состоялась церемония передачи китайской стороне эскадренного миноносца заказ №878 (проекта 956Э), первый корабль был передан заказчику точно в срок и с хорошим качеством. В ВМС Китая корабль получил наименование Hahgzhou и бортовой номер «136», его первым командиром был назначен капитан 1-го ранга Хуань Синьцзянь. В начале января 2000 года корабль вышел в Китай маршрутом Балтийское море – Бискайский залив – Брест – Средиземное море – Порт-Саид – Китай. Во время перехода на ЭМ несли вахту российские и китайские моряки, заводская команда. После Порт-Саида заправка корабля осуществлялась в море на ходу от китайских танкеров.

Достройка второго китайского заказа шла более высокими темпами. Уже в апреле 1999 года был спущен второй эсминец зав. №879, над которым в течение года продолжалась напряжённая работа. В конце июня 2000 года корабль вышел в море на испытания, которые закончились в августе. Сдача заказа представителям ВМС Китая состоялась в конце 2000 года, в составе китайского экипажа большая часть была с первого эсминца. Корабль в ВМС Китая получил наименование Sugzhou и бортовой номер «137». Его переход из России на родину осуществлял полностью китайский экипаж.
Эксплуатация кораблей проекта 956Э российской постройки давалась экипажам ВМС Китая достаточно не просто и не легко. Но по мере освоения новой техники подготовка и выучка экипажей эсминцев росла.

ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВМФ

Первые варианты модернизации эсминцев проекта 956 были предприняты в 1981-1982 гг., тогда рассматривались различные варианты главных энергетических установок, включая установку на корабле газотурбинной установки, вместо котлотурбинной. В этих вариантах водоизмещение корабля было от 8000 т. до 14000 т. тогда же были проработаны различные варианты вооружения эсминца, позволяющие стать ему многоцелевым кораблем. Все это свидетельствует о том, что корабли проекта 956 обладают хорошими модернизационными возможностями.
Напомним, что у «классического» эсминца проекта 956 следующие основные характеристики: стандартное водоизмещение 6600 т, полное водоизмещение 7940-8440 т, главные размерения 156,5х17,2х7,5 м, главная энергетическая установка котлотурбинная мощностью 100000 л.с., которая способна обеспечивать кораблю скорость полного хода до 32 узлов, дальность плавания корабля 4500 миль экономическим ходом 18 узлов, экипаж 344 человек, данные по вооружению приведены в таблице.


Эсминец проекта 956 с усиленным вооружением (вариант с наклонными ПУ для ударных ракет)

Еще во время серийного строительства эсминцев типа «Современный» для отечественного ВМФ были подготовлены предложения по его модернизации. В конце 1980-х гг. Северным ПКБ был разработан проект 956У с усиленным составом вооружения в нескольких вариантах. По одному из них вместо ракет «Москит» в наклонных пусковых установках СМ-403 размещали 16 ударных ракет комплекса типа «Яхонт» или «Калибр». Второй вариант предусматривал в дополнение к наклонным ПУ размещение вертикальных пусковых установок 3С-14 с 16 такими же ракетами вместо кормовой 130-мм артустановки. Третьим вариантом задавалась установка только вертикальных ПУ на 24 ракеты. Вместо снимаемых РБУ-1000 и 30-мм артустановок на всех вариантах размещался ЗРАК «Кортик» (с разным числом боевых модулей от 2 до 4), одновременно была проработана дополнительная кормовая мачта со второй РЛС типа «Фрегат». Стандартное водоизмещение корабля проекта 956У было около 6700-6750 т.


Эсминец проекта 956 с усиленным вооружением (вариант с вертикальными ПУ для ударных ракет)

В октябре 1990 года даже было принято правительственное решение о строительстве кораблей проекта 956 с усиленным составом вооружения, и были утверждены его основные элементы. Но этому не суждено было сбыться.
Уже после распада СССР, в Северном ПКБ был проработан вариант эсминца типа «Современный» с размещением на нем газотурбинной установки, полноценного ангара для постоянного базирования вертолета Ка-27 и новой 130-мм одноорудийной артустановки. И этот вариант остался только на бумаге.

ПОСЛЕДНИЕ ВАРИАНТЫ ЭСМИНЦЕВ ТИПА «СОВРЕМЕННЫЙ»


Модель эсминца проекта 956Э

Прошло немного времени …и в июне 2003 года на 1-ом Международном военно-морском салоне (МВМС) в Санкт-Петербурге была продемонстрирована модель модернизации корабля на базе проекта 956 – проект 956ЭМ. Первоначально трудно заметить в ней отличия, от стоящей рядом модели «штатного» эсминца проекта 956. Но все же она имеет определенные отличия. На модернизированном корабле может быть размещен ангара нового типа, который имеет несколько большие габариты и явно является не сдвижным, как у российских эсминцев типа «Современный». На моделе, в отличие от построенных кораблей, так же установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Каштан» (или «Каштан-М») и демонтирована кормовая 130-мм башенная установка АК-130.


Модель эсминца проекта 956ЭМ

Тогда же на МВМС ОАО «МНИИРЭ – Альтаир» представило ЗРК средней дальности «Штиль-1», который уже установлен на трех индийских фрегатах проекта 11356. По заявленным в СМИ информации он также поставляется для строящихся в Китае эсминцах проекта 054B. «Штиль-1» может быть установлен на модернизированных эсминцах проекта 956. ЗРК «Штиль-1» отличается от своего предшественника ЗРК «Штиль» возможностью использования новой ракеты 9М317Э с улучшенными характеристиками Долгопрудненского НПП и новой цифровой системой отображения и обработки информации. В предыдущей модификации ЗРК «Штиль» применяется ракета 9М38М1Э. Максимальная дальность стрельбы ЗРК «Штиль-1» достигает 32 км, ПКР комплекс может поражать на дальности 8-12 км, высота поражения цели от 5 м до 15 км, скорость поражаемых целей – до 830 м/с.
Многоканальный зенитно-артиллерийский комплекс «Каштан» был разработан в КБ приборостроения (КБП) под руководством А.Г.Шипунова. В состав комплекса «Каштан» обычно входят: один командный модуль, несколько боевых модулей, боекомплект зенитных ракет и артиллерийских выстрелов. Боевой модуль имеет систему управления с радиолокационным и телевизионо-оптическим каналами, на нем устанавливается до восьми зенитных ракет 9М311-1Э в ТПК и две 30-мм шестиствольные артсистемы АО-18КД. Общий боекомплект боевого модуля составляет 32 ракеты и 1000 выстрелов.
В настоящее время в КБП создан усовершенствованный ЗРАК «Каштан-М» с увеличенной в 4 раза зоной поражения зенитной ракеты (дальность до 10 км), в нем используется командный модуль с собственной трехкоординатной станцией обнаружения целей «Позитив-МЭ1.2». Последний позволяет сократить время допоиска цели в два раза.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ВООРУЖЕНИЮ ЭСМИНЦЕВ ТИПА «СОВРЕМЕННЫЙ»

Характеристики

Проект 956

Проект 956У с усиленным вооруженнием

Проект 956ЭМ

Ударное ракетное

8 ПКР «Москит»

16-36 КР «Яхонт» («Калибр»)

8 ПКР «Москит-Е»

Зенитно-ракетное (боезапас ЗУР)

1 ЗРК «Ураган»

1 ЗРК «Ураган»

2-4 ЗРАК «Кортик»

1 ЗРК «Штиль-1»

2 ЗРАК «Каштан»

(«Каштан-М»)

Противолодочное

2 РБУ-1000

-

2 РБУ-1000

Артиллерийское

2х2 130-мм АК-130
4х6 30-мм АК-630М

1-2 130-мм АК-130

Одна 130-мм АК-130

Торпедное

2х2 533-мм ТА

Минное

Предусмотрена возможность приема мин

Авиационное

Временное базирование вертолета типа Ка-27

Постоянное базирование вертолета типа Ка-27

ОПЯТЬ КИТАЙСКИЕ ЭСМИНЦЫ

Несмотря на то, что КНР заказала два эсминца проекта 956ЭМ в Российской Федерации, китайские судоверфи продолжают строительство кораблей этого класса и у себя на родине. Как пишет мировая пресса «новейший китайский эсминец оснащен системой радаров, способной по типу американской «Иджис» перехватывать и атаковать одновременно воздушные объекты, что значительно усилит боевую мощь военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая в случае возникновения необходимости противостояния авианосным группам США, например, в районе Тайваньского пролива. Атакующую мощь военных кораблей НОАК усилит также оснащение китайских эсминцев проекта 054С вертикальной пусковой установкой, которая значительно ускоряет процесс запуска ракет».
Известно, что в настоящее время в Китае ведется строительство серии эсминцев проектов 054В, 054С и 054D до 10000 т соответственно с российскими зенитно-ракетными комплексами «Штиль-1», «Риф-М» и китайскими ЗРК HHQ-9A, HHQ-16, которые должны стать самыми современными в ВМС Китая. Эсминцы проектов 054В и 054С создавались при техническом взаимодействии с российскими специалистами, на них устанавливались российские системы вооружения. В следующем проекте Китай уже меньше зависел от ВТС с Россией.

Многоцелевой ракетный эсминец 052D является глубокой модернизацией хорошо зарекомендовавшего себя корабля проекта 052С. Его длина увеличена до 160 м, а ширина — до 18 м. На борту размещены новые ракетные установки вертикального пуска, всего 64 модуля. Также заменена носовая артиллерийская система на более мощную калибром 130 мм с пониженными характеристиками заметности. Корабль оснащен системой ПВО «Хунци-9″, также имеются крылатые ракеты класса «корабль — земля» и противокорабельные ракеты большой дальности.

В Китае в настоящее время завершается проектирование нового эсминца тип 055, который должен стать самым большим в своем классе ВМС Китая, полное водоизмещение корабля составляет 12000 т. Как видно из состава вооружения корабля, на нем уже нет российского вооружения.
Конечно, эскадренные миноносцы не является главными силами флота, но их интенсивное строительство говорит о тенденциях. По данным ряда западных экспертов, ВМС КНР к 2050 году планируют достичь паритета с флотами ведущих промышленно развитых стран мира и, прежде всего, США.

НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ЭСКАДРЕННЫМ МИНОНОСЦАМ

После развала СССР работы по проектированию отечественного ЭМ IV-гo поколения были фактически свернуты и сняты с государственного финансирования. Однако эти работы были продолжены в инициативном порядке в 1 ЦНИИ МО РФ и в СПКБ. В тоже время наработки по ЭМ IV-гo поколения были позже использованы при разработке проекта 11356 – экспортного фрегата для ВМС Индии. Центральным элементом системы вооружения ЭМ является АСУ корабля. Для выполнения боевых задач он оснащен современными комплексами зенитного, противокорабельного, противолодочного оружия, средствами противоторпедной защиты, а также ракетным оружием для стрельбы по береговым объектам. Ракетное оружие ЭМ размещается в УВПУ и ВПУ. Для ВМФ России, и в частности, для перспективного ЭМ решение проблемы неоптимального и нерационального построения системы радиоэлектронного вооружения также лежит на пути создания, интегрированных, систем, таких как освещения воздушной обстановки и управления оружием, вскрытия радиотехнической обстановки по типу МФК «Aegis». Исследования I ЦНИИ МО были подчинены главной задаче: определению путей создания ЭМ нового проекта, имеющего ограничение по водоизмещению 7000-8000 тонн, но в полной мере удовлетворяющего тактико-техническим требованиям. С этой целью проведен анализ совместимости требований к кораблю, обоснован состав его системы вооружения, выполнены оптимизационные исследования и проработки архитектурного облика корабля с помощью системы автоматизированного проектирования. В процессе исследований было выяснено и малое влияние на стоимость ЭМ его водоизмещения при фиксированном наборе РЭС. Подтвердилось еще раз то, что для ВМФ России лучше строить ЭМ в 7000 т. и не тратить средства на строительство ФР в 4000 т. имеющих по сравнению с первыми меньшее количество боезапаса, а следовательно и эффективность, при практически одинаковом наборе РЭС. Снижение стоимости ФР не компенсирует резкого падения его эффективности (малый боекомплект, низкая живучесть и мореходность, недостаточная дальность плавания) по сравнению с ЭМ Проведенные исследования показали принципиальную возможность создания для Военно-Морского флота России ЭМ XXI века, удовлетворяющего тактико-техническим требованиям и имеющего ограничение по водоизмещению 7000-8000 т., а успешная достройка ЭМ пр.956Э для Китая и строительство ФР пр.11356 для Индии подтвердили готовность к этому отечественной промышленности.


Вариант перспективного экспортного эсминца Северного ПКБ из готовых комплектующих (на корме виден антенный пост ЗРК «Риф-М»)

Несмотря на то, что в России большие надводные корабли для своего ВМФ не строятся, использование другими государствами отечественных военных технологий дает основание надеяться, что корабли подобного класса можно создать и в Российской Федерации, тем более, что задел по многим системам вооружения и техническим решениям имеется.
Взять тот же упомянутый корабельный ЗРК «Риф-М» (разработчик ОАО «МНИИРЭ «Альтаир»). Многим конечно больше известен его «сухопутный» вариант С-300ПМУ (С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 «Фаворит»). Этот комплекс заслужил справедливую высокую оценку среди отечественных и зарубежных специалистов, он многократно выставлялся на различных международных выставках вооружений, как в прочем и ЗРК «Риф» и «Риф-М». Но «сухопутную» «трехсотку» поставили уже в несколько стран мира.
О морском варианте «трехсотки» известно меньше. Вероятно, одной из причин этого является то, что в ВМФ России таким комплексом вооружены очень большие корабли, только ракетные крейсера проекта 1144 и 1164. А характеристики ЗРК очень даже «не плохие». По материалам разработчика ЗРК «Риф-М» способен обстреливать до 6 воздушных целей 12 ракетами на дальности до 120 км, высотах от 10 м до 25 км. В нем используется унифицированная с известной системой С-300ПМУ1 зенитная ракета 48Н6Е.
Другим примером может быть, находящаяся в разработке в КБ «Арсенал» им. М.В.Фрунзе, 130-мм малогабаритная автоматическая артустановка, она может изготовляться по современной технологии «стелс». Дальность стрельбы до 22 км, скорострельность 30 выстр./мин, система имеет широкий диапазон углов обстрела и номенклатуру боеприпасов, что позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели.
Есть в арсенале российского ОПК и современные ударные ракетные комплексы, способные поражать как надводные морские цели, так и подводные лодки и береговые объекты. Одним из них является комплекс «КЛАБ», разработанный в екатеринбургском ОКБ «Новатор» и успешно испытанный на индийских фрегатах проекта 11356 и с подводных лодок. Другой разработчик этого вида оружия, НПО машиностроения, активно предлагает для поставок на экспорт ракетный комплекс «Яхонт», на базе которого создана совместная российско–индийская ракета «БраМос», есть варианты для авиации и береговой обороны.
И это только отдельные примеры по современному корабельному вооружению, но они говорят о многом.
В начале октября 2004 года в Афинах состоялась международная выставка Defense International, где российскими кораблестроителями впервые была представлена модель новейшего эсминца проекта 21956, тогда корабль не имел номер проекта. На выставке Euronaval 2004 года в Ле Бурже Северным проектно-конструкторским бюро был представлен проект эсминца водоизмещением 9000 т, вооруженный интегрированным ударным ракетным комплексом «Калибр НКЭ» с ПКР ЗМ-54ТЭ и противолодочной ракетой 91РТЭ2. Корабль оснащен также ЗРК «Клинок», ЗРАК «Каштан», 130-мм артустановкой А-192, двумя четырехтрубными торпедными аппаратами, комплексом противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК» и современными радиоэлектронными средствами, на борту эсминца могут базироваться два вертолета Ка-28 (Ка-31).

На Международном военно-морском салоне МВМС-2007 в Санкт-Петербурге этот же разработчик кроме той же модели эсминца представил плакат с новой концепцией многоцелевого корабля водоизмещением 9000 т. В ней основным вооружением корабля становится ЗРК коллективной обороны типа «Риф-М» с антенным постом аналогичным сухопутному варианту С-300ПМ (С-300ПМУ2 «Фаворит») и шестью блоками вертикальных ПУ (каждая на восемь ракет в ТПК для ракет типа 48Н6Е2 с зоной поражения до 150 км. или на 32 ракеты 9М96Е с зоной поражения до 40 км). В носовой части была сохранена 130-мм артустановка типа А-192 «Армат», а корме ангар и ВВПл для двух вертолетов типа Ка-27.

Модель такого корабля под обозначением «эскадренный миноносец проекта 21956″ была выставлена на МВМС-2009. На ней так же просматривались два боевых модуля ЗРАК «Кортик» («Каштан»), расположенный в центральной части по-бортно.
Были и другие наработки на тему ЭМ «21956″, но так и остались в моделях и на бумаге.

Поиски корабля океанской зоны для ВМФ России продолжились. Несмотря на задержки со сдачей отечественных кораблей морской зоны типа корвет проектов 20380 – 20385 и фрегата проекта 22350 руководство ВМФ стремилось найти замену тающим эсминцам и БПК еще советской постройки.

Планы по созданию проекта эскадренного миноносца в рамках темы «Лидер» были впервые сообщены 19 июня 2009 г., тендер по новому проекту состоялся в конце 2009 г., и сразу начались конструктивно-опытные, научные и исследовательские работы по созданию нового облика проектируемого корабля. Работы по проектированию планируется провести за три года.
В конце 2013 года сообщалось, что «Лидер» получит классическую компоновку, характерную для кораблей разработки Северного проектно-конструкторского бюро, с широким использованием технологий малозаметности. В работе находятся два потенциальных варианта корабля: с обычной газотурбинной и атомной энергетической установкой.
В 2013 году Минобороны заключило контракт на опытно-конструкторские работы (ОКР) «Лидер» по созданию надводного корабля океанской зоны. Флот пока не решил, нужен ему корабль с газотурбинной энергетической установкой – и тогда это одни размеры и водоизмещение. Если с ядерной установкой – это совсем другие параметры. Названные сроки реализации проекта «Лидер», с ожидаемой закладкой головного корабля в районе 2017-2018 годов, означают, что головной корабль может войти в состав флота примерно в 2022-2023 годах, первый серийный – в 2024-2025 годах, а более-менее массовыми они станут лишь к концу второго десятилетия нашего века.

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 04.04.2015

Источники:
1. Карпенко А.В. «Варианты на тему «Современный», ВПК №33 (50) от 01 – 07 сентября 2004 года
2. Карпенко А.В. «Очередной эсминец для Китая», ВПК №28 от 28 июля – 3 августа 2004 года
3. Карпенко А.В. «ВМС Китая получит самые «Современные» эсминцы», ВПК №32 (49)от 25 – 31 августа 2004 года
4. Последний эскадренный миноносец ВМФ СССР. Под редакцией В.Е.Юхнина – СПб.: СПКБ, 2001. – 190 с., ил.
5. Васильев А. «Эскадренные миноносцы типа «Современный» – «Военный Парад» январь – февраль 1995 г.
6. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил.
7. Оружие Российского флота (1696-1996)/А.М.Петров и др. – СПб.: Судостроение, 1996. – 280 с., ил.
8. bastion-opk.ru, rus.ruvr.ru, РИА «Новости», lenta.ru и др.

НАДВОДНЫЙ КОРАБЛЬ ОКЕАНСКОЙ ЗОНЫ (ОКР) «ЛИДЕР» (ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ)
МНОГОЦЕЛЕВОЙ КОРАБЛЬ (ЭСМИНЕЦ) ПРОЕКТА 21956
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ»
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956ЭМ (РОССИЯ/КИТАЙ)
МОДЕРНИЗАЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО ЭСМИНЦЕВ ТИПА «СОВРЕМЕННЫЙ»

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT