АТОМНЫЙ ЛИХТЕРОВОЗ-КОНТЕЙНЕРОВОЗ «СЕВМОРПУТЬ»
NUCLEAR LIGHTER CARRIER-CONTAINER SHIP «SEVMORPUT»

23.01.2013
АТОМНЫЙ ЛИХТЕРОВОЗ-КОНТЕНЕРОВОЗ «СЕВМОРПУТЬ» БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕН

В конце декабря Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко подписал приказ о восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Уникальное судно снова начнет работать в феврале 2016 года.
Задачи перед атомным контейнеровозом-лихтеровозом будут стоять в том числе и коммерческие. Это традиционное обеспечение Северного завоза и новые проекты, такие как участие в освоение шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле. Появляется задача и по линии минобороны – это обеспечение развертывания присутствия военных группировок в Арктике, восстановление инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера. В настоящее время начинаются ремонтные работы, связанные с восстановлением судна. Для ввода в эксплуатацию «Севморпути» необходимо выполнить ремонт судна на класс Регистра, выполнить работы по продлению ресурса ЯЭУ, закупить и загрузить комплект ядерного топлива. Срок выполнения вышеуказанных работ – 1,5 года.
Напомним, атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» – единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88. С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз «Севморпуть» прошел 302 000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов. Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров. В соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 24.10.2012 года ядерную установку должны были вывести в режим окончательного останова. Сейчас данные работы приостановлены.
Пресс-служба Росатомфлота

04.02.2014
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» после докового ремонта 26 января вернулся к причалу ФГУП «Атомфлот», говорится в сообщении компании. Полномасштабные ремонтные работы планируется начать в марте этого года. Решение о восстановлении АЛВ «Севморпуть» было принято в конце 2013 года. По планам, эксплуатация контейнеровоза возобновится к февралю 2016 года.
Nuclear.Ru

08.10.2014

Как сообщает управление коммуникаций ФГУП «Атомфлот», 1 октября 2014 года начался доковый ремонт атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» проекта 10081 Росатомфлота. Судно встало в плавучий док СРЗ-82 (поселок Росляково) для проведения ремонтных работ и освидетельствования подводной части корпуса Российским морским регистром судоходства. Ориентировочно, докование продлится два с половиной месяца – до середины декабря 2014 года.
Особенностью данного ремонта являются операции с винто-рулевым комплексом после длительной стоянки судна – «Севморпуть» оборудован винтом регулируемого шага,. Поэтому большую часть работ будут производить специалисты – судоремонтники СРЗ-82. После докования «Севморпуть» вернется на базу атомного ледокольного флота для дальнейшего заводского ремонта, главная цель которого – восстановление лихтеровоза к концу 2015 года.
Решение о восстановлении атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» было принято в декабре 2013 года. Перед уникальным судном после его ввода в эксплуатацию будут поставлены задачи по обеспечению Северного завоза, участие в освоение шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, операции по линии Министерства обороны.
bmpd.livejournal.com

06.11.2014
ФГУП «Атомфлот» планирует в ближайшие три года вернуть в эксплуатацию атомоход «Советский Союз» и лихтеровоз «Севморпуть», сообщил начальник управления технической эксплуатации флота предприятия Виктор Никитенко. Планируется, что лихтеровоз «Севморпуть» будет введен в эксплуатацию 30 марта 2016 года, атомоход «Советский Союз» – в первом квартале 2017 года. Интерфакс Северо-Запад

29.12.2014
Срок эксплуатации реакторной установки лихтеровоза «Севморпуть» могут продлить до 35 лет. Соответствующую программу подготовит ОКБМ имени Африкантова к октябрю 2015 года. Как сообщается на сайте закупок Росатома, ОКБМ имени Африкантова выполнит научно исследовательскую работу «Продление срока эксплуатации РУ атомного лихтеровоза «Севморпуть» до 150 тыс часов и срока службы до 35 лет. Контракт предусматривает, в частности, участие специалистов КБ в комплексном обследовании систем и оборудования реакторной установки, разработку программу ее подготовки к дополнительному сроку эксплуатации, корректировку эксплуатационной документации, а также подготовку, согласование и утверждение решений о продлении срока службы.
Стоимость контракта между ФГУП «Атомфлот» и ОКБМ имени
Африкантова составляет 60,516 млн руб. Срок его действия истекает 1 октября 2015 года. Как сообщал «Телеграф-Энерго», атомный лихтеровоз «Севморпуть» планируется восстановить к 2016 году. Решение о восстановлении атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» было принято в декабре 2013 года. После ввода судна в эксплуатацию лихтеровоз займется обеспечением Северного завоза, а также примет участие в освоении шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле.
Телеграф (Спб)

14.03.2015
Модернизацию лихтеровоза «Севморпуть» планируется завершить в феврале 2016 года. Об этом в ходе ежегодной международной конференции «Транспорт и логистика в Арктике-2015» сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Дмитрий Соснин, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».Ранее сообщалось, что судно завершит модернизацию в 2017 году.

26.09.2015
Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» обеспечит развертывание российских войск в Арктике. Как сообщил 25 сентября корр.ТАСС начальник – главный конструктор ЦКБ «Балтсудопроект» (отделение ФГУП «Крыловский научный государственный центр») Андрей Обухов, в настоящее время ускоренными темпами ведутся проектные работы по дооснащению этого судна.
«На контейнеровозе-лихтеровозе «Севморпуть» проводится серьезная модернизация, он возрождается для различных нужд, в том числе в интересах государственной программы развития Арктики», – сообщил глава «Балтсудопроекта».
По его словам, «Севморпуть» может быть использован для выполнения различных задач, в том числе и в интересах военного ведомства, поскольку является судном ледового класса, способным перевозить грузы различных габаритов в условиях Северного морского пути.
«Судно, в частности, может быть использовано для доставки необходимых грузов как для строящихся, так и уже готовых военных объектов в Арктике, преодолевая ледовое покрытие толщиной до 1 метра», – подчеркнул Обухов.
ТАСС

02.12.2015
В порт приписки Мурманск после завершения ходовых испытаний 30 ноября 2015 года прибыл атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Об этом сообщает управление коммуникаций Росатомфлота.29 ноября в 02:30 мск от причалов ФГУП «Атомфлот» лихтеровоз «Севпорпуть» вышел в район Баренцева моря. Напомним, в декабре 2013 года генеральным директором Госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко было принято решение о восстановлении атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». Перед уникальным судном после его ввода в эксплуатацию будут поставлены задачи по обеспечению Северного завоза, участие в освоение шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, а также операции по линии министерства обороны РФ.

29.04.2016

В ПАО «Мурманский морской торговый порт» (ПАО «ММТП») после десятилетнего перерыва началась погрузка для выполнения арктического рейса атомного лихтеровоза «Севморпуть». Об этом сообщает пресс-служба ПАО «ММТП».Атомный арктический лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» уникальное и единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой.
В ПАО «ММТП» уже осуществлена приемка и выгрузка около 4,5 тыс. тонн различных грузов для формирования судовой партии на лихтеровоз «Севморпуть». Общий вес судовой партии должен составить около 5 тыс. тонн. Номенклатура грузов включает различные строительные материалы, кабельную продукцию, грузовые контейнеры, железобетонные изделия и пиломатериалы. Эти грузы предназначены для строительства инфраструктуры на острове Котельный (архипелаг Новосибирские острова).

11.05.2016

Как сообщила пресс-служба ФГУП «Атомфлот», 6 мая 2016 года атомный лихтеровоз (АЛВ) «Севморпуть» проекта 10081 вышел из порта Мурманск в направлении острова Котельный. Это первый рейс за последние десять лет единственного в мире транспортного судна с ядерной энергетической установкой.
Переход АЛВ «Севморпуть» до острова Котельный архипелага Новосибирских островов займет 7-8 суток.
27 апреля АЛВ «Севморпуть» встал под погрузку к причалу ПАО «Мурманский морской торговый порт». Владельцем груза является ООО «Запсибгазпром – Газификация». Агент грузовладельца – ПАО «Совфрахт».

13.02.2020

8 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге на площадке ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» был завершен плановый доковый ремонт атомного контейнеровоза «Севморпуть».
Плановые работы в доке начались 20 декабря 2019 года. За это время силами производственных участков ФГУП «Атомфлот» выполнены работы по ремонту вторых запоров донно-бортовой арматуры, насосного оборудования, электровентиляторов, произведена покраска судна.
«Атомный контейнеровоз «Севморпуть» впервые проходил плановый доковый ремонт в Санкт-Петербурге, – говорит генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. – Специалисты производственного участка Росатомфлота, «Колатомэнергоремонта» и «Канонерского судоремонтного завода» завершили работы в срок. Качество нареканий не вызывает».
Заключительный этап ремонтных работ на «Севморпути» будет производиться у причала АО «Балтийский завод» до конца февраля. После его завершения судно выйдет в направлении порта Архангельск.
Росатом


АТОМНЫЙ ЛИХТЕРОВОЗ-КОНТЕЙНЕРОВОЗ «СЕВМОРПУТЬ»

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» – единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88. Проект судна разработан на основании совместного решения Минморфлота и Минсудпрома № С-13/01360 от 30.05.78 в соответствии с техническим заданием на его разработку. Корпус судна спроектирован и построен на категорию ледовых подкреплений «УЛА» в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР изд.1981г.
Судно спроектировано, построено и эксплуатируется с учетом выполнения отечественных и международных правил, конвенций и норм, в том числе:
 Кодекса ИМО по безопасности ядерных торговых судов;
 Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе;
 Норм радиационной безопасности;
 Правил ядерной безопасности;
 Основных санитарных правил.
Атомоход «Севморпуть» сдан в эксплуатацию 31.12.88г.
С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз «Севморпуть» прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.
Для сравнения: судам типа СА-15, работающим на Дудинской линии пришлось бы выполнить почти 100 рейсов, чтобы перевести такое же количество груза, израсходовав при этом почти 100000 тонн топлива

НАЗНАЧЕНИЕ
Судно предназначено для перевозки:
-лихтеров типа ЛЭШ в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном;
-контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна, погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться береговыми средствами. Ограниченные партии могут быть погружены и выгружены контейнерными приставками лихтерного крана.
Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров.
Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них загруженных лихтеров массой по 450 тонн каждый, установленных в два яруса по высоте, или 20 и 40 футовых контейнеров международного стандарта в три яруса по высоте с максимально допустимой массой каждого контейнера 20,3 и 30,5 тонн соответственно.
«Севморпуть» способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1 м.
Район плавания
Ядерная энергетическая установка не ограничивает дальность и продолжительность плавания.

Тип судна – одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.
Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.
В соответствии с приказом Госкорпорации «Росатом» от 24.10.2012 года ядерную установку должны были вывести в режим окончательного останова.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение судна в морской воде плотностью 1.025 т/м3
при осадке по летнюю грузовую марку 11,8 м, т 61880
Дедвейт судна при осадке по летнюю грузовую марку, т 33980
Дедвейт судна при спецификационной осадке, т 26480
Длина наибольшая, м 260
Длина между перпендикулярами, м 228,8
Ширина наибольшая, м 32,2
Высота борта у миделя, м 18,3
Осадка по летнюю грузовую марку, м 11,8
Осадка спецификационная (для плавания во льдах), м 10,65
Размер грузовых люков в свету:
- длина, м 20,6
– ширина, м 19,05
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Энергетическая установка состоит из:
- Главного турбозубчатого агрегата мощностью 29420 кВт и при частоте вращения гребного вала 115 об/мин, работающего на гребной винт регулируемого шага.
- Атомной паропроизводящей установки производительностью 215 тонн пара в час, при давлении 40 ата и температуре 290оС.
- Вспомогательной установки:
- 3 турбогенераторов по 1700 кВт
- 2 резервных дизель-генераторов по 600 кВт
- 2 аварийных дизель-генераторов по 200 кВт.
- Котел аварийного хода (в случае выхода из строя АППУ) паропроизводительностью 50 т в час при давлении 25 кг/см2 и температуре пара 360оС, работающий на дизельном топливе.
Скорость хода судна при средней осадке 10 м и мощности ГТЗА 29420 кВт, узел 20,8

ХАРАКТЕРИСТИКА КРАНОВ
На лихтеровозе установлены подъемные краны:
1.Кран «КОНЕ»:
Грузоподъемность, т 500
Скорость подъема, опускания, м/мин 0.5¸80
Скорость передвижения крана, м/мин 0.3¸50
Высота подъема:
- полная, м 27
- от головки рельса, м 12
Колея подкранового пути, мм 21336
На лихтерном кране установлены две контейнерные приставки грузоподъемностью по 38,0 т и два вспомогательных крана по 3,0 т. Приставки предназначены для погрузки и разгрузки ограниченных партий 20 и 40 футовых контейнеров в портах, не оборудованных береговыми контейнерными кранами.
2. Два крана грузоподъемностью 16 тонн .
3. Два крана грузоподъемностью 3,2 тонны.

Источники: www.rosatomflot.ru, www.sdelanounas.ru и др.

АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ ЛЕДОКОЛЫ, СУДА ЛЕДОВОГО КЛАССА
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА, ЛЕДОКОЛЫ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ