СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ МАШИНА СБРМ
SERVICE AND COMBAT RECONNAISSANCE VEHICLE SBRM

Служебно-боевая разведывательная машина СБРМ разработана НПО «Стрела» по заказу МВД РФ для разведывательных подразделений Внутренних войск. Разработка началась в 2009 году в рамках НИОКР «Омыление-1» , генеральный конструктор – Н.А.Зайцев.
Разработка машины СБРМ и изготовление опытного образца были осуществлены ОАО «НПО «Стрела» по контракту с МВД России, заключенному в феврале 2010 года на сумму 51 млн. рублей.
СБРМ предназначена для ведения разведки наземных, надводных и низколетящих целей современными средствами.
СБРМ смонтирована на полноприводном бронированном шасси, оборудована автономными агрегатом питания, кондиционером и отопителем, сертифицирована как «участник дорожного движения». Под шасси идеально подошёл «Тигр», правда, в специальной модификации, видимо на основе ГАЗ-233034 СПМ-1. Машина вышла 4х местной, соответственно с 4мя боковыми дверьми. Кормовые двери остались только для обслуживания оборудования. Защита, предположительно, соответствует армейским модификациям СТС и полицейскому СПМ-1, и имеет защиту 3го класс ГОСТ в бортовой проекции, а в лобовой – 5й класс. Выбор «Тигра» конечно же не случаен – эта машина стала стандартным бронированным автомобилем в МВД, и новая машина полностью унифицирована (а это упрощает логистику) со штатными СПМ-1, СПМ-2, «Абаим-Абанат» и Р-145БМА стоящих на снабжении внутренних войск.
Высокий уровень информативности разведывательных средств, входящих в состав СБРМ, обеспечивает оперативное получение достоверных сведений о противнике в кротчайшее время и малыми силами. Разведывательные подразделения, оснащенные служебно-боевыми разведывательными машинами, получат значительное преимущество при проведении контртеррористических операций, выполнении задач комплексной разведки.

Входящие в состав СБРМ разведсредства, действующие на различных физических принципах, обеспечивают в различных климатических условиях и в любое время суток поиск, обнаружение, распознавание целей, а так же определение координат целей с отображением их траекторий движения на электронной карте местности. Полученные разведданные позволяют осуществить наведение дистанционно-управляемой платформы вооружения для поражения выбранной цели.
В составе специального оборудования СБРМ вошли: блок обнаружения целей в виде малогабаритной радиолокационной станции комбинированной с многоканальными оптико-электронными системами, всё это крепится на выдвижную мачту, которая в походном состоянии убирается в бронекорпус. Радиолокационно-оптический модуль размещен на подъемно-мачтовом устройстве, позволяющем вести разведку из укрытия. РЛС «Фара-ВР», тепловизор и телевизионная камера. Мачта, на которой они установлены, убирается автоматически простым нажатием кнопки внутри машины водителем.

В дополнение к радиолокационному и оптическому: акустический обнаружитель, определяющий местоположение стрелка по звуку выстрела (так называемая система «антиснайпер»). Акустическая система разведки «Сова». Выдает направление стрельбы с точностью до 2 градусов на дальность до 1200 метров даже при обстреле сразу с нескольких направлений.
Ещё больше увеличивает возможности разведки комплекс ДПЛА типа «Элерон» с 2мя беспилотниками, а к ним система связи и консоль управления. Также в помощь разведчикам – набор малогабаритных датчиков сигнализационной аппаратуры, который можно раскидать возле машины. Не даст заскучать и станция радиоперехвата с функцией пеленга источника радиосигнала. И это не считая обязательные радиостанции и спутниковый комплекс навигации типа ГЛОНАСС/GPS.
Средства связи позволяют поддерживать связь и осуществлять передачу данных.
Кроме того, на машине есть блокиратор взрывных устройств (глушилка электромагнитной защиты против фугасов с радио взрывателем) и стабилизированный дистанционно-управляемый модуль вооружения (ДУМВ), с крупнокалиберным пулемётом «Корд» с продвинутым (тепловизор, тепловизионный канал и лазерный дальномер) прицельным комплексом.

Дистанционно-управляемая платформа вооружения убирается внутрь вращением ручки изнутри машины, но перед этим необходимо снять сам пулемет, патронную коробку и прицел.
Важнейшим элементом СБРМ является бортовая информационно-управляющая система (БИУС). Функционально она выполнена в виде четырех автоматизированных рабочих мест – командира (АРМК), стрелка (АРМС), оператора (АРМО) и водителя (АРМВ), объединенных в единое информационное пространство – локальную вычислительную сеть. Эта система работает под управлением операционной системы реального времени, осуществляет сбор, хранение, обработку и отображение информации о целях и местности, управление системами комплекса, контроль технического состояния систем и обучение экипажа.
А подпитывается всё это автономной дизельной энергетической установкой, а чтобы команда разведчиков не страдала, в машине предусмотрен и отопитель с кондиционером.
Все оборудование (мачта, пулемет, контейнеры с БПЛА и т.п.) в походном положении убирается в багажное отделение. В нем же находится 5кВт автономная система электропитания, которая, по словам разработчиков, работает и на ходу машины.

СБРМ обеспечивает:
• поиск, обнаружение и распознавание наземных (танк, бронетранспортер, автомобиль, группа людей, одиночный человек), надводных (шлюпка, катер, яхта) и низколетящих (вертолет, спортивный самолет, ДПЛА) целей в любых условиях обстановки с использованием современных оптических, тепловизионных, радиолокационных, акустических, сейсмических, радиопеленгационных средств разведки;
• определение собственного положения СБРМ и координат обнаруженных целей с отображением на электронной карте местности;
• автоматизированное управление всеми системами и средствами СБРМ с помощью бортовой информационно-управляющей системы, в том числе непрерывную обработку навигационных данных;
• прием и обработку разведывательного видео- и фотоинформации от дистанционно пилотируемого летательного аппарата (ДПЛА);
устойчивую радиосвязь и передачу данных;
• ведение огня по обнаруженным целям днем и ночью;
• высокую подвижность;
• бронезащиту экипажа;
• блокирование радиоуправляемых взрывных устройств;
• комфортные условия работы для 4-х членов экипажа.

На выставке «Технологии в машиностроении-2012″ был продемонстрирован первый опытный экземпляр служебно-боевой разведывательной машины СБРМ.
В 2012 году проходили государственные испытания этой машины, с января 2013 года планировалось ее серийное производство.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса: ок. 7600 кг
Длина: 5700 мм
Ширина: 2300 мм
Высота: 2300 мм
Клиренс: 400 мм
Колёсная база: 3300 мм
Колея задняя: 1840 мм
Колея передняя: 1840 мм
Максимальная скорость: 140 км/ч
Бронирование класс защиты 3
Время непрерывной работы, часов 24
Экипаж, человек 4

ВООРУЖЕНИЕ

Дистанционно-управляемая платформа вооружения ДПВ
- 12-7-мм пулеметом «Корд»
- теле- тепловизионный модуль с лазерным дальномером
- дальность ведения огня, до, км 1,5
2 х ДПЛА типа «Элерон-3″;
Навигационная система
Радиостанция Р-168-25-У2

СРЕДСТВА ОБНАРУЖЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

РЛС «Фара-ВР»
Приборная дальность обнаружения, км 10
Высота подъема РЛС и ОЭС с помощью ПМУ, м 5
Дальность обнаружения цели типа «человек»/ «автомобиль»:
- ОЭС, не менее, км 3/8
- РЛС, не менее, км 3,5/8
Дальность разведки ДПЛА, км 10
Продолжительность полета ДПЛА, не менее, мин 60
Акустическая система разведки «Сова»
Дальность/ направление обнаружения стрелка по звуку выстрела, км/град 1,2 / 2
Радиопеленгатор
Система блокировки радиоуправляемых взрывных устройств БРВУ
Комплект разведывательно-сигнализационной аппаратуры РСА
Средства РСА, шт.
- обрывная/сейсмическая 10
- магнитометрическая
- видеорегистратор 1

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 15.06.2014 + доп.

Источники: информация Концерна ПВО «Алмаз-Антей» и НПО «Стрела» на ТМ-2012, www.npostrela.com, topwar.ru, www.sdelanounas.ru, bmpd.livejournal.com, Военное обозрение и др.

СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ МАШИНА СБРМ НА ФОРУМЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ-2012
КОМПЛЕКС ДИСТАНЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ Т23 «ЭЛЕРОН-3»
ПОРТАТИВНЫЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ БЛИЖНЕЙ РАЗВЕДКИ «ФАРА-ВР» (ИЗДЕЛИЕ 1Л111М)
НПО «СТРЕЛА»