РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П060 С МБР РТ-23УТТХ (15Ж60) «МОЛОДЕЦ»

MISSILE SYSTEM 15P060 WITH ICBMS RT-23UTTH (15G60) «MOLODEC»

Работы по ракетному комплексу с МБР с РДТТ начались в КБ «Южное» с середины 1970-х годов. Первоначально создавалась ракета РТ-23 (15Ж44), в соответствии с Постановлением Правительства с 9 августа 1983 года были начаты работы КБ «Южное» с кооперацией разработчиков по МБР на базе РТ-23 с улучшенными ТТХ – РТ-23УТТХ (15Ж60) для размещения в ШПУ типа ОС. В сентябре 1984 года был разработан эскизный проект ракеты 15Ж60 второго уровня стойкости.
Ракета РТ-23УТТХ (15Ж60) имеет три твердотопливные ступени и разделяющуюся головную часть типа РГЧ ИН, относится к классу легких МБР. Головная часть ракеты оснащена десятью боевыми блоками, размещенными в один ярус. Ступень разведения (боевая ступень) включает в себя двигательную установку и систему управления.
Головная часть ракеты прекрыта аэродинамическим обтекателем. Ракета РТ-23 УТТХ имеет складной наконечник головного обтекателя, который автоматически состыковывается при выходе ракеты из шахты. После прохождения плотных слоев атмосферы головной обтекатель сбрасывается.

Общая компоновка МБР РТ-23 УТТХ:
1 – аэродинамический складной головной обтекатель; 2 – аэродинамические рули управления II-й и III-й ступенями ракеты; 3 – боевая ступень разведения с 10 блоками; 4 – РДТТ III-й ступени; 5 – РДТТ II-й ступени; 6 – РДТТ I-й ступени

По сравнению с ракетами 15Ж44, 15Ж52 и 15Ж61 МБР 15Ж60 имеет более высокие энергетические характеристики за счет применения новых высокоэффективных твердых топлив и увеличения тяги двигателя. У ракеты повышена стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва боевых блоков, системы управления, нанесено специальное защитное покрытие.
На МБР применена система управления (СУ) с непрерывным режимом функционирования, построенная с использованием БЦВМ повышенной производительности, в двухприборном составе комплекса командных приборов (бортового и наземного). Система управления обеспечивает автоматическое проведение предстартовой подготовки и пуска, оперативное перенацеливание ракеты перед пуском, управление полетом ракеты и высокую точность попадания. Наземный гироприбор служит для прицеливания ракеты с использованием бортовой гиростабилизированной платформы. В СУ использована элементная база в радиационно-стойком исполнении. Реализация методов структурно-функциональной защиты обеспечивает защиту СУ от поражающих факторов ядерного взрыва.
Для ракеты 15Ж60 разработан новый боевой блок 15Ф14 повышенной стойкости к ПФЯВ и имеющий характеристики близкие к ББ МК-87 ракеты М-Х.

Маршевые ТТРД ракеты 15Ж60 (второй уровень стойкости) разработаны с учетом повышенных требований по энерговооруженности, величине управляющих усилий (ДУЧ) и степени защиты от ПФЯВ (ДУ-I, ДУ-И). В принципиально новом двигателе I ступени применено более высокоэнергетическое топливо, форсированы на -30 % по сравнению с двигателем первой ступени ракеты 15Ж61 расходно-тяговые характеристики, что обусловило повышение давления в камере сгорания до уровня -100 кгс/сма, а также применено в качестве органа управления вектором тяги центральное частично утопленное в КС многопозиционное качающееся управляющее сопло с использованием в качестве подвески поворотной части эластичного опорного шарнира.

На корпус ДУ-II ракеты 15Ж60 по сравнению с ДУ-П ракеты 15Ж61 нанесено специальное многофункциональное покрытие.

В начале 1980-х годов КБ «Арсенал» по заданию КБ «Южное» и пермского КБ машиностроения провело ряд сложных экспериментальных работ, позволивших создать и отработать поворотное управляющее сопло с эластичным опорным шарниром для РТ-23УТТХ. Научно-техническим достижением, реализованным в конструкции ракеты 15Ж60 , стало создание в кооперации КБ «Южное» – НПО «Алтай» самого мощного отечественного маршевого РДТТ первой ступени 15Д305 с оргапластиковым корпусом «кокон», моноблочным прочно скрепленным с ним зарядом из высокоэнергетического топлива типа «ОПАЛ» и высокоффективным органом управления вектором тяги – центральным поворотным управляющим соплом (ПУС) на эластичном опорном шарнире (ЭОШ).

Ракета на заводе-изготовителе Павлоградском механическом заводе вставлялась в транспортно-пусковой контейнер и весь период эксплуатации находилась в нем. На ракете устанавлен комплекс средств преодоления ПРО, производство которого в мае 1986 года было передано с предприятий Украины в смежные организации России.

В варианте шахтного базирования ракета (15Ж60) размещалась в шахте, ранее созданной для ракеты УР-100Н УТТХ. ПУ 15П760 использовалась с заимствованием ЗУ, строительного сооружения, разработанных для УР-100Н УТТХ ОКБ «Вымпел» (главные конструкторы Барышев В.М., Баскаков О.С). КБ-4 КБСМ осуществляло головную роль по созданию БСК, т.е. увязку изделия (ракеты), наземной проверочно-пусковой аппаратуры (НППА), оборудования ПУ, агрегатов технологического обслуживания и решало другие комплексные вопросы по увязке БСК, БСП и комплекса 15П160 в целом. На ПУ 15П760 внедрены системы и агрегаты, обеспечивающие постоянную боевую готовность и автономность ШПУ в течение срока, заданного ТТТ.

При проведении проектных работ для комплекса с МБР РТ-23УТТХ в КБСМ прорабатывалась ШПУ на базе комплекса с ракетой МР-УР-100УТТХ.
В ноябре 1984 года начались огневые стендовые испытания РДТТ 15Д305 с поворотным управляющим соплом, имеющим разрез в дозвуковой части, предназначенного для ракеты РТ-23 УТТХ.
Для испытаний ракеты РТ-23УТТХ шахтного базирования на Плесецком полигоне (НИИП-53) была построена экспериментальная испытательная база в составе: четыре ШПУ, защищенный пункт управления пуском и комплекс сооружений технической позиции.

Испытания ракеты 15Ж60 проходили на полигоне Плесецк (площадки Южная-I, Южная-II). Летные испытания МБР РТ-23УТТХ (15Ж60) проводились с 31 июля 1986 года по 1 ноября 1989 года на НИИП-53 (г.Мирный). В ходе СЛИ комплекса 15П060 проведены пуски 19 ракет, в том числе 3 серийных. Из 19 пусков – 3 аварийных Председателем государственной комиссии по ЛКИ был начальник ГУЭРВ генерал-полковник Г.Н.Малиновский. В опыте «Аргон» участвовала ракета 15Ж60. Результаты испытаний положительные.
Первый ракетный полк с МБР РТ-23 УТТХ стал на боевое дежурство 19 августа 1988 года (г.Первомайск, командир Л.П.Петелин). В ракетный полк входит десять ШПУ с ракетами , один контейнерный командный пункт и специальное оборудование. Развертывание ракет в модернизированных ШПУ МБР УР-100Н началось в 1989 году на двух ракетных базах: под Татищево (Россия) и Первомайском (Украина). По состоянию на 1991 год было развернуто 56 шахтных пусковых установок.
До 2000 года в составе российских РВСН находилось 10 ШПУ, все были размещены под Татищево. Остальные 46 ШПУ, находившиеся под Первомайском на Украине, ликвидированы к 1997 году.
По договору СНВ-2 ракеты РТ-23УТТХ должны быть ликвидированы к 2003 году.
В 1990-х годах разрабатывался проект модернизации ракеты РТ-23, новая ракета получила обозначение РТ-23М. Она создавалась для шахтного комплекса и БЖРК «Ермак». Дальнейшая разработка прекращена из-за распада Советского Союза.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ «Южное»
Генеральн. конструктор В.Ф.Уткин
Главный конструктор Г.Д.Хорольский
Изготовитель ракеты Павлоградский МЗ
Код НАТО SS-24 Scalpel Mod 2
Наименование по СНВ-1 РС-22А
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)
Тип комплекса стационарный шахтный типа ОС высокой защищенности с МБР, четвертого поколения, с защищенными от ПФЯВ шахтными ПУ и КП
Состояние на вооружение принят Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 28 ноября 1989 года, серийное производство прекращено в 1991 году, на боевом дежурстве в 1989-1999 гг.
Ракета РТ-23УТТХ (15Ж60)
Дальность стрельбы межконтинентальная
Головная часть:
- тип РГЧ ИН с комплексом средств
преодоления ПРО
- число боевых блоков 10
- разработчик заряда ВНИИЭФ
- вес, кг 4050
Боевая ступень:
- тип «тянуще-толкающей» схемы
с десятью боевыми блоками
- размещение блоков в один ярус
- двигатель однокамерный ЖРД РД-866 (15Д264) «большой» тяги открытой схемы и система из 16-ти ЖРД «малой» тяги (заимствована с ракеты 15Ж44)
разработчик КБ «Южное»
- вид топлива жидкое, самовоспламеняющееся с высококипящими компонентами
окислитель АТ
горючие НДМГ
Система управления:
- тип радиационностойкая инер-циальная с БЦВМ в двухприборном составе командных приборов (бортового и наземного), в СУ приме-нены методы структурно-функциональной защиты системы от поража-ющих факторов ядерного взрыва
- разработчик НПО «Хартрон»
- гл. конструктор В.Сергеев
Система прицеливания с помощью наземного гироприбора и бортовой гиростабили-зированной платформы
- разработчик ЦКБ «Арсенал»
- тип автоматическая 15Ш63
- гл. конструктор С.П.Парняков
- руководитель работ Г.Г.Шерстюк
- ведущий конструктор Г.Л.Козлов
Органы управления:
- I ступень поворотное управляющее сопло двигателя;
- II-III ступени отклонением боевой
ступени и аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе
Разделение ступеней детонирующими удлиненными зарядами и ПАДом
Тип старта «минометный» из ТПК в ШПУ
Тип головного обтекателя со складывающимся наконечником из двух частей
Число ступеней ракеты 3 и ступень
разведения боевых блоков (боевая)
Длина ракеты, м:
- полная 23,0
- без головной части 18,8
- в сборе с ТПК 21,9
Макс. диаметр корпуса, м 2,4
Стартовый вес, т 104,5 – 104,8
Тип топлива смесевое твердое
Стойкость ракеты к ПФЯВ:
- до старта обеспечивает ШПУ
- в полете II уровень (обеспечивается ответно-встречный пуск)
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gnr/Go, кгс/тс 31
Гарант. срок хранения ракеты, лет 10
Обобщенный показатель надежности 0,94
Надежность (полетная) 0,98
Боевое применение в любых метеоусловиях при температуре воздуха от -50 до +50°С; до и в условиях ядерного воздействия по БРК

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Разработчик КБ «Южное»
Изготовитель Павлоградский механический з-д (ПМЗ ПО ЮМЗ)
Размеры, м:
- длина 9,5
- диаметр 2,4
Вес ступени, т 52,5
Двигательодносопловой, моноблочный, РДТТ 15Д305 с центральным поворотным управляющим, с частично утопленным соплом
- разработчик КБ-5 КБ «Южное»
- гл. конструктор В.И.Кукушкин
- изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
- разработчик корпуса КБ «Южное»
- изготовитель корпуса СЗП
- разработчик топлива ЛНПО «Союз», НПО «Алтай»
- разработчик заряда НПО «Алтай»
гл. конструктор Я.Ф.Савченко (с 1984 г. – Г.В.Сакович)
- изготовитель заряда БХК, ПХЗ
- тип топлива смесевое твердое типа ОПАЛ
- тип заряда прочно скрепленный с корпусом звездообразной формы
- тип корпуса цельномотанный
типа «кокон»
- материал корпуса композиционный, органопластиковый
- тяга, т:
на земле 280-283
в пустоте 310-311

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Тип корпуса с многофункциональ-ным покрытием
Размеры, м:
- длина 4,8
- диаметр 2,4
Двигатель односопловой, моноблочный РДТТ 15Д339 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и с телескопическим сдвигаемым насадком раструба
- разработчик КБ-5 КБ «Южное»
- гл. конструктор В.И.Кукушкин
- изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
- разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
изготовитель СЗП
- разработчик заряда
и топлива ЛНПО «Союз»
- гл. конструктор снаряженного
корпуса Б.П.Жуков
- изготовитель заряда БХК, ПХЗ
- тип топлива смесевое твердое типа СТАРТ
- тип заряда прочно скрепленный с корпусом канальной формы с наклонной кольцевой проточкой типа «зонтик»
- корпус цельномотанный
типа «кокон»
- материал корпуса композиционный
- тяга в пустоте, тс 147-150

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
- длина 3,6
- диаметр 2,4
Двигатель односопловой моноблочный РДТТ со стационарным, частично утопленным в камеру сгорания соплом с телескопическим с двигательным насадом
- разработчик КБМ (НПО «Искра»)
- гл. конструктор Л.Н.Лавров
- изготовитель ПЗХО (НПО «Искра»)
- разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
гл. конструктор Б.П.Жуков
изготовитель з-д в г. Табошары, ПХЗ
- тип топлива твердое смесевое типа АП-65 (ОПАЛ)
- тяга в пустоте, тс 44
- корпус цельномотанный
типа «кокон»
- материал корпуса композиционный

ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР:
Тип с термостатированием
и автоматикой пуска ракет
Размеры, м:
- диаметр 2,7
- длина 18,9

БОЕВОЙ СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС (БСК):
Разработчик КБСМ
Главный конструктор А.Ф.Уткин
Тип ПУ шахтная, автоматизированная, с высокой защищенностью от ПФЯВ типа ОС одноразового действия, переоборудованная из ШПУ предшествующих ракет с сохранением железобетонного ствола
Разработчик ПУ ОКБ «Вымпел»
Главный конструктор О.С.Баскаков
Д.К.Драгун
Изготовитель системы
амортизации завод «Большевик»
Размеры шахты, м:
- диаметр 5,0
- высота 25-26
Число ракет в ШПУ 1
Защищенность высокая
Число ШПУ в БСК 10
Разработчик УСДУ НПО «Импульс»
Унифицированная система внутреннего электроснабжения:
- разработчик ЦПИ-31 МО

КОМАНДНЫЙ ПУНКТ (КП):
Тип унифицированный контейнерный 15В222
Разработчик ЦКБТМ
Главный конструктор Б.Р.Аксютин
Разработчик и изготовитель основного оборудования завод
«Большевик»
- гл. конструктор Н.Г.Первушев
Тип контейнера 15В223
Размещение в шахте
на специальных амортизаторах
Число КП в БСК 1

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНО-ВЛАЖНОСТНОГО РЕЖИМА:
Разработчик КБ ТХМ
Гл. конструктор И.В.Брилев, М.И.Степанов

УСТАНОВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Разработчик КБ НКМЗ
Изготовитель НКМЗ
Тягач МАЗ-537
Размеры, м:
- длина 26,8
- высота 5,7
- ширина 4,1

ТРАНСПОРТНО-УСТАНОВОЧНЫЙ АГРЕГАТ:
Разработчик КБ «Мотор»
Главный конструктор В.А.Рождов
Тип машина со специальным оборудованием 15Т283

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 29.05.2016

Источники: Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001 Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с., Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006, «Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное», Днепропетровск: ГКБЮ, 2000, Missile Forecast – Forecast International/ DMS, 1996 г., «Полигон особой важности» – М:»Согласие», 1997г., В.Литовкин «Подрастает полк новых «Тополей» – “Известия” от 26 сентября 1998 года, «50 лет впереди своего века» , М: РКА, 1998 и др.

ОПЫТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П044 С МБР РТ-23 (15Ж44)
ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П944 С МБР РТ-23
БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ»
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)