ОПЫТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П044 С МБР РТ-23 (15Ж44)

EXPERIENCED MISSILE SYSTEM 15P044 WITH ICBMS RT-23 (15G44)

Разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23 (15Ж44), оснащенной моноблочной головной частью и размещаемой в ШПУ высокой защищенности, была задана КБ «Южное» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 июня 1976 года на базе наработок по ракете РТ-23 и железнодорожному комплексу БЖРК. Главным конструктором был определен В.Ф.Уткин.
Сложности, с которыми столкнулись разработчики ракеты (КБ «Южное») при создании железнодорожного варианта, привели к тому, что задача была изменена и 23.07.1976 г. КБ «Южное» поручили для отработки ракеты создать ракетный комплекс РТ-23 с шахтной пусковой установкой.
Разработка ракеты РТ-23 началась с выпуска технического предложения на стационарный комплекс с твердотопливной ракетой, оснащаемой моноблочной и разделяющейся ГЧ (ракета получила индекс 15Ж44).
К марту 1977 года был разработан проект ракетного комплекса с МБР РТ-23 (15Ж44) стационарного базирования с размещением ракет в ШПУ и УКП в шахте. КБ-4 КБСМ выполнял роль разработчика ШПУ для ракеты 15Ж44, причем предполагалась посадка этой ШПУ в освобождаемое шахтное сооружение УР-100Н.
В 1977 г. КБ-4 КБСМ выпустил эскизный проект ШПУ 15П744 под ракету 15Ж44 – 2-х поясная горизонтальная амортизация, размещаемая в верхней и в нижней частях силового стакана. Блоки ГА навешивались на переходник ТПК и на его нижнюю часть. В средней части ПУ размещалась вертикальная амортизация, тяги амортизации крепились к короткой люльке, на которую своими башмаками – кронштейнами устанавливался ТПК.
По этому эскизному проекту заказчик ГУРВО выдал ряд замечаний. В результате появилась вертлюжная схема: в средней части стакана, в нишах, размещались вертлюги – двухплечие рычаги, короткие плечи которых через подшипники ШС связаны с четырьмя вертикальными амортизаторами, закрепленными на длинной (5 м) люльке. На верхней и нижней частях люльки закреплялись горизонтальные демпферы – нуль установители, тяги которых крепились к стакану. Научно-техническая комиссия РВСН приняла вертлюжную схему ПУ. Сроки выпуска рабочей документации не перенесли и пришлось всему коллективу КБ-4 КБСМ в IV квартале 1977 г. сидеть вечерами, выпуская КД и обеспечивая заводы-изготовители чертежами основных сборок. Была разработана документация на ЗУ 15У131 и на ПУ 15У129.
Эскизный проект ракеты 15Ж44 был в июне 1977 года рассмотрен и одобрен Советом главных конструкторов. В решение совета отмечалось, что ракета 15Ж44 по заявленным характеристикам
двигателей, топлив, основных систем вполне отвечает прогнозируемому уровню отечественного ракетостроения и превосходит по техническим характеристикам ранее разработанные отечественные образцы ракет на твердом топливе, а по реализованной массе полезной нагрузки примерно находится на уровне перспективной ракеты США MX, имеющей стартовую массу около 88,5 т.
В эскизном проекте были рассмотрены вопросы создания комплекса с моноблочной ракетой и стационарным шахтным стартом. БЖРК было посвящено техническое предложение, выпущенное несколько позднее, в январе 1978 года.
В процессе дальнейшего проектирования было определено, что целесообразно установить на ракете РТ-23 новое боевое оснащение с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН).
К этому времени в государственном руководстве, командовании РВСН произошло очередное изменение требований к комплексу, начался новый круг согласования уточненного тактико-технического задания (ТТТ), а затем и проекта Постановления правительства.
Подготовка нового директивного документа закончилась выпуском постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 1 июня 1979 г. № 514–175 по комплексу РТ-23, которым были определены:
• основные характеристики комплексов;
• замена моноблочной головной части на разделяющуюся, способную нести до 10 боевых блоков и набор средств преодоления противоракетной обороны;
• сроки проведения работ, которые из-за изменения требований и соответствии конструкции ракеты сместились на более поздние. Был установлен новый срок начала летных испытаний — 1-й квартал 1982 г.;
• создание не только стационарного комплекса с ракетой 15Ж44, но и боевого железнодорожного комплекса с ракетой 15Ж52, разрабатываемой на основе ракеты 15Ж44;
• место проведения испытаний комплекса (53 НИИП МО).
В декабре 1979 года разработан эскизный проект ракеты РТ-23 (15Ж44) с повышенной энергетикой и РГЧ ИН 15Ф143. Повышение энергетики было получено в основном за счет применения двигателей II и III ступеней со стационарными раздвижными соплами без органов управления. Это стало возможным в результате реализации на этой ракете впервые в мире способа управления по каналам тангажа и рыскания путем отклонения головного отсека. Причем такое управление осуществлялось непрерывно, в том числе на участке разделения, начиная с конца работы I ступени на участке спада тяги, когда эффективность управления двигательной установки I ступени резко уменьшалось.
Ракета РТ-23 имела три твердотопливные ступени выполненных в одном диаметре. Перва ступень МБР состояла из цилиндрических хвостового и соединительных отсеков, маршевого РДТТ. Вторая ступень имела соединительный отсек и маршевый РДТТ. Третья ступень состояла из маршевого РДТТ и переходного отсека, состоящего из двух секций.
Система управления ракеты автономная, инерциальная, разработана НПО АП на основе цифровых вычислительных комплексов и комплекса командных приборов. Часть аппаратуры размещена на ТПК.
Разведение ББ и средств преодоления ПРО обеспечивалось с помощью твердотопливной ДУ «тянущей» схемы. В зависимости от планируемой дальности целей и необходимости оснащения средствами ПРО на РГЧ ракеты 15Ж44 могло быть установлено от 7 до 10 боевых блоков (ББ), они разработаны КБ «Южное» с характеристиками, близкими характеристикам аналогичного американского ББ МК-78. РГЧ типа 15Ф143 ранее было испытано и принято на вооружении ракетного комплекса с тяжелой жидкостной МБР Р-36М. Средства преодоления ПРО устанавливались взамен части снимаемых ББ.

Двигательная установка I ступени унифицирована с ДУ I ступени БРПЛ Р-39 (3М65), разработана КБ «Южное», НПО «Алтай» и ЦНИИСМ в части корпуса. ДУ II ступени разработана КБ «Южное» и ЛНПО «Союз». ДУ III ступени разработана КБ ПО «Искра» и ЛНПО «Союз». В конструкцию двигателей внедрены оптимальные проектные решения по формам зарядов твердого топлива (»звездообразная» – ДУ—I, с наклонной кольцевой проточкой, типа «зонтик» – ДУ-II и ДУ-III) и по контурам земных и высотных сопел, работающих в условиях двухфазных газовых потоков. Корпуса двигателей органопластиковые типа «кокон», с ними прочно скрепленны литые в корпус заряды из высокоэнергетических смесевых твердых топлив, двигатели имеют центральные частично утопленные в камеру сгорания стационарные сопла. На двигателях 2-й и 3-й ступеней применены телескопические сопла с системами раскладки их насадков. На первой ступени ракеты применена ДУ с высокими динамическими характеристиками системы управления вектором тяги по всем каналам с помощью восьмиклапанного безгазоходного непосредственного вдува в утопленную сверхзвуковую часть сопла горячего камерного газа.
В конструкции маршевых РДТТ внедрены эффективные конструкционные, теплозащитные и эрозионностойкие материалы – органопластики, титановые и алюминиевые сплавы, вольфрамовые псевдосплавы, углепластики, углеметаллопластики, углерод-углеродные композиционные материалы.
На боевой ступени размещались система управления, двигательная установка, специальная платформа с десятью боевыми блоками, размещенными в один ярус. Головная часть прикрывалась обтекателем изменяемой геометрии, на котором размещались аэродинамические рули. ДУ боевой ступени разработана КБ «Южное».
Двигательная установка боевой ступени 15Д264 обеспечивает отклонение головного отсека при работе ДУ II и III ступеней и работу ступени разведения. В состав ДУ входят: двигатель большой тяги, установленный в кардане, шестнадцать двигателей малой тяги и централизованный источник питания. Уникальность ДУ состоит в том, что входящий в ее состав ЦИП обеспечивает работу трех потребителей: ДБТ, ДМТ и гидропривод качания головного отсека. Потребители отличаются друг от друга по необходимым расходам и давлениям на один-два порядка. Такого диапазона изменения параметров не имел на момент создания ни один из разработанных двигателей в мире.

На ракете РТ-23 (15Ж44) впервые были применены следующие конструктивные решения: управление полетом II и III ступеней отклонением головного отсека; прямые методы наведения ракеты на цели, позволившие обеспечить высокую точность попадания, увеличить число неплановых целей и исключить из конструкции ДУ систему отсечки тяги; минометное разделение ступеней за счет наддува ПАДом межступенчатого объема и поперечного деления ступеней с помощью удлиненными кумулятивными зарядами (УКЗ), многофункциональная жидкостная двигательная установка боевой ступени РГЧ на базе двигателей большой и малой тяг многократного включения; сбрасывание с борта ракеты в начале полета третьей ступени для улучшения энергетических характеристик МБР одного из приборных контейнеров после выполнения им своих функций, закрепление ББ к корпусу платформы РГЧ при помощи бандажа в районе центра масс и разрывного болта на нижнем торце.
Для действия выброса средств преодоления ПРО, выдвижения соплового насадка маршевого ТТРД, закрутки боевого блока и других систем на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 применено большое число, до 25 наименований, различных по габаритам и оригинальных по конструкции малогабаритных ПРД, ПАД, пиротехнических устройств, детонирующих удлиненных зарядов, разрывных болтов, пиропатронов, пироклапанов и пиросекаторов.
Старт ракеты минометный, двигатель I ступени запускается на высоте до 30 м над пусковой установкой.
Работы по созданию ракеты 15Ж44 для стационарного старта в соответствии с планом опережали работы по ракете для БЖРК.
Для ракеты РТ-23 (15Ж44) в КБСМ разрабатывалась ШПУ 15П744 высокой защищенности типа ОС, их предполагалось использовать для замены РК 15П015, 15П016. Шахта была безоголовочная с силовым металлическим стаканом и аппаратурным отсеком, ее защитное устройство представляло из себя поворотную крышу с пороховым приводом открывания, что значительно сокращало временя открывания крыши. В ШПУ использовалась гидропневматическая в вертикальном и горизонтальном направлениях система амортизации. Температурно-влажностный режим обеспечивался специальной системой, располагаемой в аппаратурном отсеке и, частично, в незащищенном тамбуре.
В 1978 г. вся документация по ШПУ была поставлена на заводы. Для оценки летных характеристик ракеты 15Ж44 и ТТХ комплекса было выделено 10 ракет. В 1980-1982 гг. на Северном полигоне в Плесецке смонтировали 4 пусковых установки. 26 октября 1982 года начались летные испытания ракеты 15Ж44 на НИИП-53 (г.Мирный) из опытной шахтной пусковой установки разработанной в КБ-4 КБСМ под руководством главного конструктора А.Ф.Уткина. Председателем государственной комиссии по ЛКИ был начальник ГУЭРВ Г.Н.Малиновский.
Первый пуск 26 октября 1982 г. можно охарактеризовать как частично успешный — три ступени ракеты отработали нормально и подтвердили работоспособность системы отклонения головного отсека. Отказ произошел из-за выхода из строя питателя «О» двигательной установки ступени разведения в начале ее работы. Но задачи пуска были выполнены — были подтверждены работоспособность систем пусковой установки, решения по минометному старту, отделению поддона и минометному разделению всех ступеней ракеты. На «отлично» сработали все маршевые двигатели ракеты.
Второй пуск ракеты 15Ж44, проведенный 28 декабря 1982 г., был полностью успешным.




ЛКИ по ракете проходили трудно, было много аварийных ситуаций. Во время одного из пусков ракета РТ-23 поднявщись на высоту в несколько десятком метров зависла, а затем рухнула прямо в ШПУ, установка сгорела. Пуски проводились с переменным успехом — из восьми пусков четыре были успешными, а четыре — по разным причинам аварийными.
В связи с непоставкой на летные испытания комплекса 15П044 в полной штатной комплектации, недостаточной надежностью отдельных систем и агрегатов, а также в интересах комплекса с МБР РТ-23 УТТХ СЛИ комплекса с ракетой 15Ж44 были прекращены.
РВСН был не полностью удовлетворен характеристиками комплекса РТ-23, прежде всего стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва. В этих условиях параллельно с испытаниями комплексов РТ-23 были развернуты работы по улучшению их характеристик, созданию комплексов РТ-23УТТХ.
Совет Обороны СССР своим Решением от 10 февраля 1983 года постановил: ракету РТ-23 (15Ж44) на вооружение не принимать, продолжить работы по усовершенствованному варианту ракеты, получившему наименование – РТ-23УТТХ. Это связано с тем, что в США к тому времени шли интенсивные работы по созданию аналогичной ракеты MX с 10 боевыми блоками и создание в Советском Союзе близкой по массо-габаритным МБР в моноблочном оснащении просто было нецелесообразно и могло привести к увеличению в отставании от них по общему числу боевых зарядов на всех стратегических носителях.
Решением Совета обороны от 10 февраля 1983 г. работы по стационарному комплексу с ракетой 15Ж44 были остановлены, а БЖРК с ракетой 15Ж52 были приняты в опытную эксплуатацию для накопления опыта использования в войсках. Для оценки эксплуатационных характеристик, отработки организации движения, связи, взаимодействия с МПС были изготовлены и переданы РВСН два агрегата БЖСК 15П252.
Пусковая установка 15П744 использовалась для отработки летных характеристик ракеты 15Ж52, которая, впоследствии, была поставлена в БЖРК.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ «Южное»
Генеральный конструктор В.Ф.Уткин
Главный конструктор .Б.И.Губанов
Ведущий конструктор .Г.Д.Хорольский
Изготовитель ракеты Павлоградский МЗ
Код НАТО SS-24 Scalpel
Наименование по СНВ-1 РС-22
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере
(Класс А)
Тип комплекса стационарный, шахтный типа ОС высокой защищенности от наземного ЯВ с МБР, четвертого поколения с защищенными шахтными КП
Состояние в разработке с 1976 года, испытания в 1982 -1984 годах
Ракета РТ-23 (15Ж44)
Дальность стрельбы, км 10000
Точность стрельбы, м +500
Головная часть:
- тип головной части РГЧИН с комплексом средств преодоления ПРО
- число х мощность ББ, Мт 7-10х0,43
- разработчик заряда ВНИИЭФ
Боевая ступень:
- двигатель комбинация однокамерного ЖРД «большой» тяги и система ЖРД «малой» тяги с многократным запуском в полете
разработчик КБ «Южное»
гл. конструктор И.И.Иванов
изготовитель ПО ЮМЗ
директор А.М.Макаров
топливо жидкое, АТ и НДМГ
Система управления инерциальная с БЦВМ
- разработчик НИИАП
- главный конструктор Н.А.Пилюгин
Тип старта «минометный» из ТПК в ШПУ
Число ступеней ракеты 3 маршевые и многофункциональная боевая ступень
Длина ракеты, м:
- в ТПК 21,9
- в полете 23,0
Макс. диаметр корпуса, м 2,4
Стартовый вес, т:
- по проекту 98,5
- ракеты 104,5-107
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gnr/Go, кгс/тс 31
Надежность комплекса 0,9
Полетная надежность 0,98
Гарантийный срок службы, лет 10

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Двигатель односопловой, моноблочный РДТТ 15Д206 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и системой управления вектором тяги на основе вдува горячего камерного газа в зактритическую часть сопла
- разработчик КБ-5 КБ «Южное»
- гл. конструктор В.И.Кукушкин
- изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
- разработчик корпуса ОКТБ (ЦНИИСМ)
гл. конструктор В.Д.Протасов
изготовитель СЗП
- разработчик топлива
и заряда АНИИХТ (НПО «Алтай»)
гл. конструктор Я.Ф.Савченко
изготовитель заряда БХК, ПХЗ
- тип топлива смесевое твердое Т9-БК8
- тип заряда прочно скрепленный с корпусом, звездообразной формы
- тяга, тс:
на земле 218-220
в пустоте 240-241
- удельный импульс в пустоте, с 279
- тип корпуса органопластиковый типа «кокон»

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Двигатель односопловой, моноблочный РДТТ 15Д207 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и с телескопическим сдвигаемым насадком раструба
- разработчик КБ-5 КБ «Южное»
- гл. конструктор В.И.Кукушкин
- изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
- разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
изготовитель СЗП
- разработчик заряда
и топлива ЛНПО «Союз»
- гл. конструктор снаряженного
корпуса Б.П.Жуков
- изготовитель заряда БХК, ПХЗ
- тип топлива смесевое твердое типа ОПАЛ-Мс
- тип заряда прочно скрепленный с корпусом канальной формы с наклонной кольцевой проточкой типа «зонтик»
- тяга в пустоте, тс 144
- удельный импульс в пустоте, с 293

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ:
Двигатель односопловой, моноблочный РДТТ 15Д208 со стационарным, частично утопленным в камеру сгорания соплом с телескопическим с двигательным насадом
- разработчик КБМ (НПО «Искра»)
- гл. конструктор Л.Н.Лавров
- изготовитель НПО «Искра»
- разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
гл. конструктор Б.П.Жуков
изготовитель з-д в г. Табошары, ПХЗ
- тип топлива твердое смесевое типа ОПАЛ-М
- тяга в пустоте, тс 44
- удельный импульс в пустоте, с 294

ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР:
Тип с термостатированием
Масса, т 26,5

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип шахтная, автоматизированная типа ОС одноразового действия 15П744, защищенная от ПФЯВ, переоборудованная из ШПУ предшествующих МБР
Разработчик КБ-4 КБСМ
Главный конструктор А.Ф.Уткин
Размеры шахты, м:
- диаметр 4,2
- высота 28,8
Диаметр строит. сооружения, м 7,0
Число ракет в ШПУ 1
Защищенность высокая
Унифицированная система внутреннего электроснабжения:
- разработчик ЦПИ-31 МО

КОМАНДНЫЙ ПУНКТ:
Тип приспособленный контейнерный в шахте
Число ПУ на один КП до 10
Разработчик УСДУ НПО «Импульс»

ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ИЗОМЕТРИЧЕСКИЙ АГРЕГАТ:
Тип 15Т284
Разработчик КБ Мотор»
Гл. конструктор Е.Ф.Степанов
Изготовитель Брянский завод дорожных машин

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 29.05.2016

Источники: Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001 Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с., Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006, Михайлов В.С. Стратегический «Молодец». История железнодорожных ракетных комплексов. — Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2015 и др.

ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П944 С МБР РТ-23
БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ»
ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П943 С МБР РТ-22
ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С МБР РТ-21
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)