ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-33

LIQUID ROCKET ENGINES NK-33

04.03.2016

На испытательной площадке самарского предприятия ПАО «Кузнецов», входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), успешно прошли приемо-сдаточные испытания ракетного двигателя НК-33 для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в».
Двигатель отработал на испытательном стенде положенные 40 секунд, замечаний к работе изделия нет, сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу предприятия.
«Мы рассчитываем, что НК-33 с его возможностью многоразового использования, отвечающие современным требованиям показатели удельного импульса тяги и удельного веса, а также надежность, подтвержденная многократными стендовыми и летными испытаниями, будут востребованы в рамках различных проектов», – сказал исполнительный директор ПАО «Кузнецов» Николай Якушин.
НК-33 – это пятый летный двигатель, предназначенный для новых ракет-носителей «Союз-2.1в». В ближайшее время он будет отправлен заказчику в самарский РКЦ «Прогресс».
По информации ПАО «Кузнецов», в данных испытаниях полный технологический процесс подготовки ракетного двигателя был осуществлен без привлечения сторонних подрядчиков. Собственные мощности, необходимые для заправки трубопроводов ПГ-2, которые используются при запуске системы зажигания двигателя НК-33, были утрачены на предприятии более 40 лет назад. Сейчас данный тип производства полностью восстановлен за счет собственных средств, что позволило замкнуть цикл производства и испытания НК-33 на одной площадке. В последний раз испытания двигателя НК-33 проводились в феврале 2015 года.
Ростех

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ЛЕГКОГО КЛАССА «СОЮЗ-2.1В»

19.06.2018

Компания «С7 Космические транспортные системы» (S7 Space, входит в S7 Group) планирует построить в Самаре завод по производству ракетных двигателей НК-33, для чего намерена выкупить у «Объединенной двигателестроительной корпорации» необходимые для этого производственные мощности, заявил гендиректор «С7 Космические транспортные системы» Сергей Сопов.
В 2016 году S7 Group объявила о покупке проекта «Морской старт» — пусковой платформы Odyssey, командного судна, наземной инфраструктуры в американском порту Лонг Бич. С пусковой платформы возможно проведение стартов ракет «Зенит», а в перспективе – новой российской ракеты «Союз-5″. Ранее в компании неоднократно критиковали проект «Союз-5″ за применение устаревших технологий и настаивали на необходимости разработки многоразового носителя. В планах S7 Space — совершение до 70 коммерческих пусков в течение 15 лет.
Суммарные затраты на возобновление производства ракетных двигателей оцениваются в 300 миллионов долларов. «Сюда входит производство не только НК-33 и НК-43, но также системы управления, которую мы тоже хотели бы делать самостоятельно», — рассказал Сопов.
По его словам, на строительство завода и восстановление производства уйдет 5-6 лет. До этого момента, чтобы не дожидаться новых двигателей, планируется использовать имеющиеся на хранении 36 двигателей НК-33 и НК-43. «Это позволяет нам начинать программу летных испытаний новой ракеты «Союз-5SL», не дожидаясь запуска серийного производства модернизированных НК-33 и НК-43″, — заключил Сопов.
РИА Новости

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-5″

12.04.2019
В САМАРЕ УСТАНОВЛЕН МОНУМЕНТ РАКЕТНОМУ ДВИГАТЕЛЮ НК-33

В Самаре прошла торжественная церемония открытия монумента жидкостному ракетному двигателю НК-33, созданному в ОКБ ПАО «Кузнецов» для советской «лунной» программы в 1960-е годы. Открытие монумента, представляющего собой полноразмерный макет двигателя, приурочено ко Дню космонавтики и 50-летию первого пуска «лунной ракеты» Н1-Л3.
В настоящее время модифицированный двигатель НК-33А используется в качестве двигателя первой ступени в ракете-носителе легкого класса «Союз-2.1в» производства АО «РКЦ «Прогресс».
В церемонии открытия монумента приняли участие губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «Кузнецов» Алексей Соболев, генеральный директор АО «РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов, сотрудники и ветераны самарского предприятия ОДК.
«Этот монумент – дань уважения созданной Николаем Дмитриевичем Кузнецовым конструкторской школе, разработавшей уникальный двигатель НК-33, который и в XXI веке успешно обеспечивает запуски ракет-носителей, – заявил генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. – Сегодня названное в честь легендарного конструктора предприятие выполняет производственные программы государственной важности, ведет перспективные разработки в области двигателестроения».
«Мы устанавливаем не просто монумент НК-33, а фактически памятник целой славной эпохе в истории «Кузнецова», – отметил заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «Кузнецов» Алексей Соболев. – Сегодня перед нашим предприятием стоят масштабные задачи. Это не только восстановление производства газотурбинных двигателей, необходимых Родине, но и разработка перспективных продуктов».
Главный конструктор Инженерного центра ПАО «Кузнецов», доктор технических наук Валерий Данильченко акцентировал внимание на характеристиках двигателей НК-33, благодаря которым состоялась их интеграция в современные космические проекты:
«Несмотря на то, что изделия создавались в конце 1960-х – 1970-е гг., в работе использовались передовые конструктивные решения, обеспечивающие высокую надежность, – отметил Валерий Данильченко. – НК-33 является самым надежным из всех существующих двигателей, работающих на керосине и жидком кислороде, и имеет максимальное отношение тяги к массе. В настоящее время модифицированные двигатели НК-33 получили новую жизнь — они успешно применяются на ракетах-носителях легкого класса «Союз-2.1в».
К торжественному событию был приурочен праздничный концерт, посвященный Дню космонавтики. Программа мероприятия, состоявшегося в ДК «Чайка», включала награждение лучших работников и ветеранов предприятия. Им вручены награды Министерства обороны РФ, губернатора Самарской области, АО «ОДК» и ПАО «Кузнецов».
Монумент «Ракетный двигатель НК-33» в качестве одной из достопримечательностей Самары включен в проект «Виртуальная прогулка», созданный компанией МТС к Чемпионату мира по футболу-2019. Текст и аудиогид, рассказывающие об НК-33 и его создателе, генеральном конструкторе, академике Николае Кузнецове, вошли в интерактивный маршрут по Самаре на сайте izi.travel и доступны на русском и английском языках жителям и гостям города. Автор идеи установки монумента легендарному двигателю – д.т.н. Сергей Павлинич.
НК-33 – жидкостный ракетный двигатель, созданный ОКБ Н.Д. Кузнецова по постановлению Совета Министров СССР от 13 мая 1959 г. Двигатель спроектирован для первой ступени ракетно-космического комплекса тяжелого класса Н1, предназначавшегося для полета человека на Луну. Появление НК-33 стало техническим прорывом в отечественном ракетном двигателестроении. Он создан на стыке авиационных и космических технологий по замкнутой схеме на экологически чистых компонентах – керосин и жидкий кислород. Главное его преимущество – минимальный вес относительно тяги. По параметру экономии топлива он соответствует сегодняшним техническим требованиям.
Объединенная двигателестроительная корпорация


ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-33

Двигатель разрабатывался в 1960-е годы для реализации советской лунной программы.
НК-33 (11Д111) — жидкостный ракетный двигатель, разработан СНТК им. Н.Д. Кузнецова на базе двигателя НК-15, устанавливавшегося на 1-й ступени ракеты-носителя Н-1. После четырёх испытательных полётов Н-1, завершившихся авариями, работы по ней были прекращены, несмотря на то, что была изготовлена следующая ракета с установленными двигателями НК-33, отличавшимися возможностью проведения многократных огневых испытаний и увеличенным ресурсом. Некоторые экземпляры НК-33 наработали в общей сложности до 14 тыс. секунд.
Однокамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин c дожиганием окислительного газа. Не имеет ни рулевых камер, ни поворотных сопел — при изначальном применении наракете-носителе Н-1 для управления по каналам тангажа и рысканья использовалось рассогласование тяги противоположных двигателей.
Серийно выпускались до апреля 1974 г. на заводе им. М.В. Фрунзе (ОАО «Моторостроитель») в кооперации с рядом других куйбышевских заводов. Всего изготовлено более 120 серийных двигателей НК-33 и НК-43. Каждый двигатель проходил контрольно-сдаточные испытания (КСИ).
В СНТК находятся на хранении 53 двигателя НК-33, из которых 46 могут быть подготовлены к товарным поставкам, и 16 двигателей НК-43.
10 апреля 1991 года на Международной выставке «К звёздам» (г. Москва), посвящённой 30-летию полёта Юрия Гагарина в космос, впервые открыто экспонировались ЖРД НК-33 и НК-31. Двигатели вызвали большой интерес у отечественных и зарубежных специалистов.
С середины 1990-х гг. прорабатываются различные проекты РН с использованием НК-33: «Ямал», «Аврора», «Воздушный старт» и ряд других. Наиболее реальным считается применение ЖРД в составе РН «Союз-1» и «Союз-2-3» (НК-33, НК-33-1) и «Полет» (НК-43М, НК-33-1).
Работы по возрождению двигателя НК-33 с того времени идут по двум направлениям. В рамках зарубежного контракта – по программе стартов ракеты-носителя среднего класса «Антарес», а также в рамках реализации отечественного проекта по запуску ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в». Первый успешный старт ракеты-носителя «Антарес» с использованием двух НК-33/Aj26 состоялся в США 22 апреля 2013 года, второй – 18 сентября 2013 года, третий – 9 января 2014 года.
28 декабря 2013 года состоялся успешный запуск российской ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в».
В апреле 2012 года по программе межведомственных испытаний проведены огневые испытания модифицированного ЖРД НК-33. Двигатель проработал без замечаний 560 с. и будет использоваться в качестве маршевого двигателя для первой ступени ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в».
В июне 2012 года огневыми испытаниями модифицированного двигателя НК-33 №1154913106 длительностью 220с успешно завершена программа ускоренных климатических испытаний (УКИ), проведённых в период с июня 2011 г. по июнь 2012 г., общей длительностью огневых испытаний 300с. Программа подтвердила возможность эксплуатации модифицированных двигателей НК-33 из товарного резерва в течение последующих 7,5 лет.
2013 год стал для ОАО «Кузнецов» ключевым с точки зрения реализации работы по восстановлению серийного производства ЖРД НК-33.
Двигатель НК-33 создавался коллективом предприятия под руководством Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова в конце 60-х – начале 70-х годов для первой ступени «лунной» ракеты Н1-Л3. Главное преимущество НК-33 – минимальный вес к тяге. В 1974 году «лунная программа» была закрыта. Созданную партию НК-33 было приказано уничтожить.

МОДИФИКАЦИИ:
• НК-33-1 — разработанная СНТК им. Н.Д. Кузнецова модификация двигателя НК-33. Планируется применение этой модификации на второй ступени ракеты-носителя «Союз-2-3» (ранее РН «Аврора»). Эта модификация, в отличие от базового НК-33, имеет узел управления вектором тяги (карданный шарнир для отклонения камеры) и выдвигающийся насадок для оптимизации степени расширения сопла на высоте больше 10 км.
• НК-33А – модификация двигателя НК-33, производство которой планируется для российских космических программ, а также для потенциальных зарубежных заказчиков. В апреле 2012 года завершены межведомственные испытания двигателя НК-33А.
• AJ-26 — семейство разработанных компанией Аэроджет и лицензированных в США модификаций двигателя НК-33 (AJ26-58, AJ26-62) для использования на американских ракетах-носителях (в том числе Антарес), создаваемых путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, проверки двигателя на совместимость с производимым в США топливом, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги (аналогично НК-33-1)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стартовая масса 360 т
Компоненты топлива:
- окислитель жидкий кислород
- горючее керосин
Тяга:
- у Земли 154 Тс
- в пустоте 171,475 Тс
Общий ресурс 365 с
Удельный импульс тяги:
- у Земли 297,23 с
- в пустоте 331 с
Расчетный суммарный расход компонентов топлива через двигатель в т. ч.:
- горючего 147 кг/с
- окислителя 376 кг/с
Масса двигателя:
- сухого 1240 кг
- залитого 1393 кг
Габариты двигателя:
- высота 705 мм
- диаметр среза сопла 1490,5 мм

Источники: www.kuznetsov-motors.ru, www.federalspace.ru, ru.wikipedia.org, back-in-ussr.info и др.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА ANTARES (США)
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-5″
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ЛЕГКОГО КЛАССА «СОЮЗ-2.1В»
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СВЕРХТЯЖЁЛОГО КЛАССА Н-1
ОАО «КУЗНЕЦОВ»