ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-180

LIQUID ROCKET ENGINE RD-180

09.04.2016

Пентагону в течение следующих шести лет нужно будет купить еще до 18 двигателей российского производства РД-180 для ракет, выводящих военные спутники. Об этом в интервью Reuters заявил заместитель министра обороны США Роберт Уорк.
Конгресс США запретил использование российских ракетных двигателей РД-180 для использования в военных целях после 2019 года. Решение было принято после присоединения Крыма к России в 2014 году.
Лента.ру

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ATLAS V (США)

28.01.2018

Поставки ракетных двигателей РД-180 в США продолжатся, заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
«Мы ведем себя корректно по отношению к другим странам и выполняем те соглашения, о которых мы договорились. Я не думаю, что нам нужно прекращать поставки этих двигателей, я думаю, что мы их продолжим», — сказал Патрушев журналистам.
Ранее конгресс США предписал Пентагону отказаться от использования российских двигателей к 2019 году, ссылаясь на политические разногласия с Россией. Конгресс не исключает продления этого срока, если не удастся создать замену РД-180. Запрет также не касается уже закупленных двигателей.
РИА Новости

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-180


РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан и производился ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Топливо: горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород.
В начале 1996 г. проект двигателя РД-180 НПО Энергомаш был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени для модернизированной ракеты-носителя «Атлас» американской компании Локхид Мартин. Это двухкамерный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа, с управлением вектором тяги путем качания каждой камеры в двух плоскостях, с возможностью обеспечения глубокого дросселирования тяги двигателя в полете. Данная конструкция базируется на хорошо проверенных конструкциях узлов и элементов двигателей РД-170/171. Создание мощного двигателя первой ступени осуществлено в сжатые сроки, а отработка – на малом количестве материальной части.
Контракт на разработку двигателя был подписан летом 1996 г., и уже в ноябре 1996 г. было проведено первое огневое испытание двигателя-прототипа, а в апреле 1997 г. – огневое испытание штатного двигателя. В 1997–1998 гг. успешно проведена серия огневых испытаний двигателя в составе ступени ракеты-носителя в США. Весной 1999 г. завершена сертификация двигателя для использования в составе ракеты-носителя «Атлас III». Первый запуск «Атлас III» с двигателем РД-180 состоялся в мае 2000 г. Летом 2001 г. была завершена сертификация двигателя для использования в составе ракеты-носителя «Атлас V». Первый полет «Атлас V» с двигателем РД-180 состоялся в августе 2002 г.
Компания Локхид Мартин заявила о намерении заказать не менее 101 двигателя РД-180 для использования в составе ракет-носителей «Атлас III» и «Атлас V». Маркетингом и реализацией данного двигателя заказчику – компании Локхид Мартин – занимается совместное предприятие РД АМРОСС, созданное НПО Энергомаш и Пратт-Уитни (США). В США поставлено более 70 серийных двигателей РД-180, выполнены 51 запуск (на апрель 2014 г.) ракет-носителей «Атлас III» и «Атлас V» с двигателями РД-180 на первой ступени.

На 2009 год являлся экспортным двигателем. Все права на использование РД-180 в США принадлежали подразделению космических систем (англ. Space Systems Division) General Dynamics (США), которые в начале 1990-х были выкуплены Lockheed Martin для применения на одноразовых носителях Атлас (Атлас III и Атлас V).
Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. На сегодняшний момент[когда?] всё производство двигателя сосредоточено в России. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются[2].
Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне «Lunar Reconnaissance Orbiter» (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу «Mars Reconnaissance Orbiter» (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011) и «MAVEN» (2013).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа
Топливо – кислород + керосин
Тяга, земная/пустотная, тс 390,2/423,4
Удельный импульс, земной/пустотный, с 311,9/338,4
Давление в камере сгорания, кгс/см2 261,7
Масса, сухая/залитая, кг 5480/5950
Габариты, высота/диаметр, мм 3600/3200
Период разработки 1994–1999
Назначение Для первой ступени РН «Атлас III» и «Атлас V», Локхид Мартин (США)

Источники: www.npoenergomash.ru, ru.wikipedia.org и др.

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ РД-181
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ATLAS V (США)
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА ANTARES (США)
НПО ЭНЕРГОМАШ