РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ)
MEDIUM-RANGE MISSILE R-77 (RVV-AE)

Научно-исследовательские и проектные проработки ракеты средней дальности массой не более 160…165 кг, оснащенной активной радиолокационной ГСН, было начаты в Советском Союзе с конца 1970-х годов. ВВС хотело иметь на вооружении ракетное оружие не уступающее аналогичным разработкам вероятного противника – США и стран НАТО. В тоже время эта ракета должна была сопрягаться с новыми РЛС, разрабатывавшимися в то время для перспективных отечественных истребителей Су-27М и МиГ-29М.
На основе опыта разработки решетчатых рулей и электропривода, полученного при создании ракеты «Биссектор», руководителями МКБ «Вымпел» А. Л. Ляпиным, Г. А. Соколовским и В. А. Пустовойтовым было принято решение по облику ракеты К-77.
Непосредственная разработка ракеты К-77 (»Изделие 170″) началась в 1982 году в противовес американской ракете средней дальности AMRAAM (AIM-120A). Отличительной особенностью этих ракет стали их относительно не большие размеры и масса для ракет средней дальности, в тоже время впервые для данного класса впервые применялись активные радиолокационные системы самонаведения и одновременно реализовался принцип «выстрелил-забыл». До этого, как наши ракеты типа Р-23Р (Р-24Р), так и американские типа AIM-7 Sparrow имели полуактивное радиолокационное самонаведение, при нем, самолет-носитель фактически до самого подрыва боевой части должен был своим локатором подсвечивать цель. А это сказывалось на его маневрах по уклонению от встречных ударов и снижало боевую эффективность самого авиационного носителя.
Опытно-конструкторская разработка ракеты К-77 велась объединенным коллективом конструкторов МКБ «Вымпела» и КБ «Молнии» во главе с Г.А. Соколовским под непосредственным руководством В.А. Пустовойтова. Завершена эта разработка под руководством В.Г. Богацкого, в настоящее время
Ракета создавалась главным образом для того, чтобы обеспечить возможность применения практически с любого самолета, оснащенного средствами измерения координат цели (радиолокационными или оптическими), причем отказ от полуактивного наведения позволил при наличии соответствующих возможностей БРЛС осуществить наведение нескольких ракет на несколько целей.

Ракеты Р-77 (экспортное наименование РВВ-АЕ) относятся к ракетам класса «воздух-воздух» четвертого поколения. Ракета предназначена для поражения на всех ракурсах днем и ночью, в разных метеоусловиях, на фоне земли и моря, при воздействии активных радиолокационных помех следующих целей: высокоманевренных самолетов с перегрузкой до 12 единиц, стратегических бомбардировщиков, вертолетов и в том числе на режиме висения, ракет различного назначения (класса «земля-воздух» и «воздух- воздух»).
Габариты и масса ракеты, ее конструкция (крылья малого удлинения и складывающиеся решетчатые рули) обеспечивают:
• возможность применения на легких самолетах-носителях;
• большой боекомплект на средних и больших самолетах-носителях;
• возможность конформного или внутреннего размещения.
В настоящее время Р-77 применяется в системе вооружения истребителей типа МиГ-29 и Су-27 всех модификаций.
Ракета Р-77 (РВВ-АЕ) выполнена по нормальной аэродинамической схеме (рули расположены за крыльями), с Х-образным и симметричным расположением крыльев и рулей. Состоит из восьми отсеков, соединенных между собой с помощью пакетов клиновых прижимов. На ней применены несъемные крылья сверхмалого удлинения и складываемые решетчатые рули, которые могут находиться в двух положениях – сложенном (при транспортировании и хранении) или раскрытом (при подвеске под самолет-носитель). Каждый руль работает автономно (кинематически не связан с другими рулями) от отдельного приводного электродвигателя. На Р-77 установлен однорежимный ракетный двигатель твердого топлива.

Устройство ракеты Р-77:
1 – отсек № 1 (АРГС), 2 – отсек № 2, 3 – отсек 3 (БЧ), 4 – отсек № 4 (двигатель), 5 – отсек № 5, 6 – лазерный взрыватель, 7 – контактное устройство, 8 – автопилот АБ-72; 9 – ПИМ, 10 – крыло, 11 – тепловая электрическая батарея, 12 – блок электрических рулевых приводов, 13 – руль

Источником автономного электропитания, в том числе рулевого привода, служат тепловые электрические батареи постоянного тока.
На ракете реализован принцип «выстрелил-забыл» с многоканальным обстрелом целей. Ракета оснащена комбинированной системой наведения включающей: командно-инерциальное наведение на начальном участке траектории (до 80% траектории); радиолокационное активное самонаведение на конечном участке траектории. Переход с одного режима на второй осуществляется по сигналу бортовой вычислительной машины, которая определяет дистанцию захвата цели ГСН.
После захвата АРГС цели, подсвечиваемой излучателем, осуществляется активное самонаведение ракеты на цель в упрежденную точку встречи в соответствии с методом модифицированной пропорциональной навигации. В определенных условиях (пуск по низколетящей цели, атака цели сзади, пуск при действии помех на дальномерный канал радиолокатора самолета-носителя) наведение осуществляется по специальным траекториям, обеспечивающим повышение точности наведения и благоприятные условия работы АРГС и неконтактного взрывателя при наличии естественных и искусственных помех. С момента пуска ракеты автопилот с помощью рулей обеспечивает стабилизацию ракеты относительно продольной и поперечных осей. Для обеспечения безопасности самолета-носителя по отделению ракеты предварительным отклонением рулей осуществляется ее увод по специальной траектории. При прямом попадании в цель или при пролете вблизи нее срабатывает одно из взрывательных устройств – контактное устройство либо неконтактный активный лазерный взрыватель. По их командам предохранительно-исполнительный механизм подрывает стержневую боевую часть (БЧ), которая поражает цель. Система наведения ракеты обеспечивает попадание с высокой вероятностью в круг радиусом 7 м, соответствующий области поражения БЧ.

Ракета может наводится на источник помех и в пассивном режиме ГСН. В системе управления ракеты применены новейшие способы обработки информации о цели, что позволяет перестраивать параметры системы наведения в процессе полета ракеты и лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям боевого применения и действию естественных и искусственных помех. На ракете используются решетчатые аэродинамические рули, примененные впервые в мировой практике на ракетах класса «воздух-воздух», которые обеспечивают бессрывное обтекание, сохраняют эффективность до углов атаки порядка 40 град. Конструкция рулей позволяет производить их складывание и автоматическое раскрытие после пуска. Старт ракеты может производиться как с рельсовых, так и с катапультных пусковых устройств. В зависимости от интерференционных возмущений безопасность самолета-носителя обеспечивается возможностью задавать различные параметры послестартового маневра.
Работа по активным радиолокационным ГСН для ракет средней дальности начались в СССР еще в конце 1970-х годов. Заказчика (ВВС) очень беспокоило создание ракеты средней дальности с АРГС, и в 1979 году был и заданы две параллельные работы по созданию АРГС:
— научно-исследовательская работа «Союз», которую совместно выполняли НПО «Исток» и НИО-3 НИИП во главе с С.И. Ребровым;
— НИР «Агат», которую выполняло НИО-3 в кооперации с НПО «Алмаз» (г. Саратов) под руководством И.Г. Акопяна.
Научно-технический задел, созданный в процессе выполнения НИР «Агат» и НИР «Союз» позволил перейти в 1982 г. к ОКР по созданию АРГС для ракет Р-27А и Р-77 класса «воздух-воздух» средней дальности, входящих в состав систем вооружения истребителей Су-27, МиГ-29, Як-41 и их модернизированных вариантов.
В результате для серийных ракет была выбрана многофункциональная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головка самонаведения 9Б1348, разработки МНИИ «Агат». Работы по созданию АРГС 9Б-1348, начатые НИО-3 НИИП в 1982 году, были продолжены и в МНИИ «Агат». В 1987 году АРГС 9Б-1348 находилась на этапе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) в составе ракеты, В этом же году было проведено несколько зачетных пусков по программе ЛКИ с положительными результатами. В 1988 году ЛКИ АРГС 9Б-1348 в составе ракеты были завершены и с 1989 года начались Государственные испытания.

В 1990 году Государственные испытания ракеты К-77 с АРГС 9Б-1348 были успешно завершены. Серийное изготовление АРГС 9Б-1348 началось на Киевском заводе «Коммунист» (»Радар»), однако после распада СССР производство было прекращено и все многолетние усилия по освоению этого изделия заводом «Коммунист» (»Радар») оказались напрасными.
В состав ГСН входит моноимпульсный пеленгатор и ЭВМ. Для повышения помехозащищенности и обеспечения высокой точности наведения реализована пространственно-временная обработка сигнала, калмановская фильтрация, непрерывное решение кинематических уравнений с возможностью поддержания процесса наведения при временных срывах автосопровождения цели.
Высокие характеристики АРГС достигнуты благодаря применению:
• щелевой антенны;
• моноимпульсного приемника;
• цифрового панорамного обнаружителя;
• высококачественного двухканального гиростабилизатора с индикаторным приводом;
• БЦВМ, организующей перед захватом настройку порогов обнаружителя и компенсацию уходов нулей аналоговых элементов контуров слежения, формирующей отработку целеуказания по частоте и углу, логику обнаружения и совместно с ИСУ – процесс слежения за сигналом цели по частоте и углу.
Как заявляет разработчик в своих рекламных материалах, АРГСН 9Б-1348Э, установленная на экспортном варианте ракеты, предназначена для установки на ракеты класса «воздух-воздух». Она обеспечивает: поиск, захват и сопровождение движущихся целей по предварительному целеуказанию РЛС самолетов-носителей; измерение угловых координат, угловых скоростей целей и скорости сближения ракета-цель; прием и дешифрацию сигналов радиокоррекции; формирование и передачу по цифровой линии связи сигналов для систем управления ракеты. ГСН 9Б1348 относится к типу систем самонаведения на основе инерциального управления с радиокоррекцией на начальном и среднем участке полета и с активным радиолокационным самонаведением на конечном участке полета ракеты.
В состав элементов 9Б1348 входят: аппаратура активного канала и приемного канала кодируемой радиокоррекции. Как отмечает разработчик АРГСН МНИИ «Агат», возможно сотрудничество с потенциальными зарубежными заказчиками в плане приобретения и испытаний ракеты РВВ-АЕ с РГС 9Б-1348Э. При этом отмечается, что по желанию Заказчика параметры изделия могут изменяться.
Режимы работы РГС 9Б-1348Э:
- активный режим, полностью автономный (активный) по начальным параметрам целеуказания без радиолокационной поддержки других РЛС в полете (»пустил-забыл»), использующий только предварительное целеуказание, без радиолокационнной поддержки в полёте;
- режим инерциального наведения с радиокоррекцией со стороны радиолокационных станций самолета-носителя и активным наведением на конечном участке полета.
Пуск ракет Р-77 (РВВ-АЕ) обеспечивается с рельсовых АПУ-170 (АПУ-170Е) и катапультных АКУ-170 (АКУ-170Е). Ракеты Р-77 (РВВ-АЕ) подвешиваются на авиационные пусковые катапультные устройства АКУ-170 (АКУ-170Е), размещенные под крылом самолета-носителя или под его фюзеляжем (под мотогондолами).

Авиационное пусковое катапультное устройство АКУ-170Е:
1 – передний гидравлический толкатель, 2 – узлы подвески к самолету-носителю, 3 – силовой корпус, 4 – ракета, 5 – задний гидравлический толкатель

АКУ-170Е относится к пусковым устройствам поршневого типа. Оно состоит из силового корпуса, имеющего узлы подвески к самолету-носителю. Внутри корпуса размещены передний и задний гидравлические толкатели для катапультирования ракеты, приводимые в действие пиротехническим приводом (через механизм синхронизации) при использовании энергии пиропатрона ЭПК-28Т-2.
К 1983 году завершился основной этап разработки ракеты К-77, предприятия промышленности приступили к изготовлению отдельных узлов и блоком изделия, началась сборка первых опытных образцов авиационной ракета К-77. С мая 1984 года уже опытный самолет МиГ-29 (№919) использовался для испытаний ракеты К-77. С декабря 1984 года для испытаний был привлечен второй МиГ-29 (№923), а в дальнейшем и другие самолеты.
В 1984 г, новую ракету К-77 запустили в серийное производство. Государственные испытания К-77 завершились в 1991 г., а 23 февраля 1994 г, ракету под обозначение «Р-77″ официально приняли на вооружение Российской Армии.

Серийное производство ракет Р-77 предполагалось развернуть на КПО им. Артема (Украина), туда даже была направлена конструкторская документация, началась подготовка серийного производства этих ракет. Но последующий распад Советского Союза не позволил этому сбыться, производство было перенесено в Россию на московское АО «Дукс».
Ракета РВВ-АЕ позволяет расстреливать выпущенные по самолету ракеты противника. .Для ракеты не существует недоступных для стрельбы секторов. Высокая энергетика, со-вершенная система наведения и эффективная система управления позволяют ракете после пуска развернуться и поразить цель в задней полусфере носителя. Ракета РВВ-АЕ не накладывает ограничений на перегрузку носителя в момент пуска.
Ракета РВВ-АЕ закуплены Алжиром, Малайзией, Венесуэлой, Йеменом, Перу и, возможно, Вьетнамом, Индонезией и Эритреей.
В августе 1999 года в Государственном летном испытательном центре в Ахтубинске успешно проведен учебно-боевой пуск ракеты Р-77 с модернизированного истребителя МиГ-21бис с БРЛС «Копье», в дальнейшем предполагается провести подобные пуски ракет с истребителя МиГ-21-93 ВВС Индии.
В середине 1999 года российская сторона приняла решение о включении в предложенный ВВС Индии пакет модернизации 125 истребителей МиГ-21бис (в вариант МиГ-21-93) и новейшей ракеты Р-77 класса “воздух-воздух”. Истребители МиГ-21-93 будут оснащаться новой авионикой и вооружением в рамках контракта на 340 млн. долл., работы по которому направлены на продление гарантийного цикла российских самолетов.

В начале 2000 года летчики индийских ВВС провели испытательные стрельбы новыми ракетами с самолета МиГ-29СЭ. Вместе с истребителем МиГ-29С ракета Р-77 поставлялась в Малазию и Перу.
В середине 2005 года российское Гос МКБ “Вымпел” предполагало подписать контракты с Индией на продажу ракет средней дальности класса “воздух-воздух” Р-77 (РВВ-АЕ). Индия планирует вооружить этими ракетами АА-12 самолеты Су-30МКИ и модернизированные МиГ-21-93.
Ракета выполнена в общеклиматическом («О») исполнении и может применяться в условиях умеренного, холодного и тропического климата. Она поступает в эксплуатацию в полностью собранном и снаряженном виде (рули складываются при упаковке) в гермочехле и деревянной таре.
Специалисты ГосМКБ «Вымпел» в начале 1990-х гг. выполнили НИР «Ельник», которая показала возможность применения авиационной ракеты класса «воздух-воздух» типа РВВ-АЕ в ЗРК с вертикальным стартом.
Подобные работы уже давно были проведены в США и странах Западной Европы, там были разработаны и введены в эксплуатацию ЗРК с использованием модифицированных авиационных ракет – ЗРК Chaparral с УР Sidewinder 1С, ЗРК Sea Sparrow с ракетой AIM-7E-2 и ее модификациями и другие.
В тоже время в СССР, а затем в РФ интереса к такому направлению работ не было. Однако в 2003 году были выпущены МО России документы, подтвердившие интерес этого ведомства к вопросу межвидовой унификации.
В настоящее время ГосМКБ «Вымпел» разработан зенитный вариант РВВ-АЕ, полным ходом идет ОКР. Полноразмерный макет новой модификации ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ в транспортно-пусковом контейнере впервые пуб¬лично демонстрируется на авиасалоне МАКС-2005.
Новый комплекс первоначально предлагается применять по воздушным целям с наземных пусковых установок, входящих в состав зенитных ракетных или зенитных артиллерийских комплексов (в частности, пусковых установок ЗРК типа «Квадрат» и пусковых установок, созданных на базе зенитных пушек ЗАК типа С-60). В дальнейшем ракету РВВ-АЕ можно будет ввести в состав нескольких комплексов ПВО Сухопутных войск и ВМФ.
Согласно информации «Вымпела», РВВ-АЕ в составе наземных зенитных комплексов обеспечивает зону поражения по дальности от 1,2 до 12 км, по высоте – от 0,02 до 9 км, по курсовому параметру – до 8 км. Это несколько лучше, чем у соизмеримых по массе зенитных ракет существующих ЗРК малой дальности.
Как считают специалисты конструкторского бюро, ввод в состав зенитно-ракетных и зенитно-артиллерийских комплексов ракеты РВВ-АЕ повысит их эффективность, увеличит точность и огневую производительность за счет реализации принципа «выстрелил – забыл».
Параллельно с разработкой основного варианта ракеты Р-77 предполагалось создание ракеты типа Р-77 с инфракрасной ГСН, которая обеспечивала бы захват цели на траектории.
Еще в начале 2000-х годов ФГУП «Вымпел» разрабатывало еще три варианта своей управляемой ракеты класса «воздух – воздух» средней дальности Р-77. КБ работало над вариантами ракеты с ИК- и пассивной РЧ- (радиочастотной) ГСН. Они должны были составить дополнительные варианты экспортного образца ракеты РВВ-АЭ, получившие обозначения РВВ-ТЭ (УР с ИК-ГСН) и РВВ-ПЭ (УР с пассивной радиолокационной ГСН).
В третьем варианте, предназначенном для применения в качестве ЗУР, основной вариант ракеты предполагается оснастить двумя ускорителями с РДТТ. Каждый из ускорителей в сущности является РДТТ от управляемой ракеты малой дальности с ИК-наведением Р-73. Рассматриваемая УР могла бы использоваться с линией передачи данных или без нее. Для наведения предусматривается использование активной радиолокационной ГСН от ракеты Р-77.
В составе УР РВВ-ТЭ предстоит использовать более совершенную ГСН, чем ИК-ГСН МК-80, установленную на ракете Р-73.
В тоже время, в ноябре 2002 г. киевский «Арсенал» продемонстрировала ИК-ГСН ММ-2000, которая могла бы устанавливаться на ракете РВВ-ТЭ. По данным разработчика, эта ГСН может быть установлена в корпусе управляемой ракеты диаметром 200 мм, что соответствует размерности Р-77.
ОАО «КТРВ» представило на МАКС-2009 новые образцы ракетного вооружения, в частности ракету класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-СД, как дальнейшее развитие ракеты РВВ-АЭ, практически идентичны ей по компоновке и размерам.
Россия поставила Малайзии первую партию ракет класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, контракт на поставку которых был подписан на выставке вооружений DSA-2012, и завершит исполнение обязательств по этому соглашению до конца 2014 года.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик Гос МКБ «Вымпел»
Главный конструктор Г.А.Соколов
Руководит. работ В.А.Пустовойтов, В.Г.Богацкий
Изготовитель до 1991 года производство на Украине, в настоящее время освоено в России АО «Дукс»
Тип ракеты высокоманевренная ракета средней дальности четвертого поколения
Состояние на вооружении с 1994 года
Код НАТО AA-12 Adder
Самолет-носитель Су-27, МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ, МиГ-29К, МиГ-31, МиГ-31М, Як-141, Су-27ИБ, Су-35, Су-37, МиГ-21-93, МиГ-23-98
Боевая часть:
- тип стержневая с микрокумулятивными элементами
- разработчик Гос НИИМаш
- гл. конструктор С.Н.Никитин
- вес , кг 18 (21-22)
- тип взрывателя неконтактный лазерный и контактный
разработчик НИИЭП
Система управления комбинированная – инерциальная с радикоррекцией и активной РЛГСН
Головка самонаведения:
- тип многофункциональная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная 9Б-1348Э (9Б-1348)
- разработчик МНИИ»Агат» и ГНПП»Исток»
- дальность захвата цели с ЭПР=5м2 16-20
- время готовности после предварительного включения в течение 2 мин. с процедурой самонастройки параметров каналов обнаружения и сопровождения по скорости и углам, с 1
- угол целеуказания, град. +9020
- метод наведения пропорциональный или по специальным траекториям при организованных помехах противника
- дальность действия канала радиокоррекции (с СУВ самолета типа МиГ-29), км
- первые экспортные варианты до 50
- в ППС на максимальной дальности до 80
- вес вез обтекателя, кг 16
- длина, мм 604
- диаметр, мм 200
Органы управления аэродинамические рули
Рули:
- тип складные аэродинамические решетчатые
- привод управления электрический
- метод раскрытия автоматический
Углы атаки, град. до 40
Тип старта воздушный, сброс с самолета-носителя (катапультный) или сход с направляющих
Дальность стрельбы, км:
- в ППС (первые варианты) 0,3- 70
- в ППС (серийная ракета) 0,3-100
Скорость цели, км/ч до 3600-3700
Скорость ракеты, число М 4 – 4,5
Высота пуска, км:
- в ППС 0,02-25 (28 – 30)
Высота превышения (принижения) цели, км 10
Перегрузка носителя, ед. 8
Перегрузка цели, ед. 9-12
Вероятность поражения цели 0,7
Число ступеней 1
Длина ракеты, мм 3600
Макс. диаметр корпуса, мм 200
Размах крыльев, мм 454-530 (420)
Размах рулей, мм 740-750
(сложенных) 300
Стартовый вес, кг 175-180
Маршевый двигатель:
- тип РДТТ
- изготовитель заряда Пермский завод им. С.М.Кирова
ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА
Пусковое устройство (вариант 1):
- тип катапультное АКУ-170, АКУ-170Э
- разработчик МКБ «Вымпел»
- число ракет на ПУ 1
- вес пустой, кг 58,5
- длина, мм 2340
- ширина, мм 120
- высота, мм 215-220

Пусковое устройство (вариант 2):
- тип АПУ-170
- число ракет на ПУ 1

Пусковое устройство (вариант 3):
Тип адаптивное авиационное катапультное устройство ААКУ
Тип ААКУ поршневой
Разработчик ГМКБ «Вымпел»
Тип привода пирогидравлический
Число ракет на ПУ 1
Напряжение, В 27 постоянного тока
Параметры отделения:
- вертикальная скорость, м/с от 3 до 6 регулируется с точностью ±0,2 м/с
- скорость тангажа, град./с регулируется в зависимости от условий пуска в диапазоне от -10 до -80 с точностью ±5… 10%
- угол тангажа, град -0,5 ± 0,02
Климатические условия эксплуатации:
- температура окружающей среды от +60 до-60
- относительная влажность воздуха при температуре 35 град.С и нормальном атмосферном давлении,% 100
Габаритные размеры, мм:
- длина 2400
- ширина 120
- высота 215
Масса, кг не более 65

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 16.04.2014

Источники:
1 – «Московский НИИ «Агат» (реклама) – «Военный парад», июль-август 1997
2 – И.Акопян «Московский НИИ «Агат» – радиолокационные головки самонаведения» – «Военный парад», июль-август 1996
3 – Г.Соколовский «Ракеты класса «воздух-воздух» – «Военный парад» сентябрь-октябрь 1998
4 – Е.Гордон, А.Фомин, А.Михеев «Легкий фронтовой истребитель Миг-29″, М: «Любимая книга», 1998
5 – Г.Соколовский «Российские ракеты класса «воздух-воздух» – «Военный парад» январь-февраль 1996
6 – «Техника и оружие» №1-1995
7 – Jane’s Defence Weekly 4 November 1995
8 – P.Butowski «Rosyjskie rakiety …» – nTW 4/94
9 – «Ракета Р-73Э для «Макдоннелл Дуглас» – «Ежекнедельник авиации и космической технологии» осень 1995
10 – Н.С.Строев «Военная авиация» – «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
11 – COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 – Naval Institute
12 – P.Butowski «Rosjanie w Farnborough» – nTW №11-1998
13 – Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999
14 – J.V.Lenorovitz «Russia Starts Series Production Of AAM-AE Advanced Air-to-Air missile» – Aviation Week & Space Technology/ August 24, 1992
15 – Ю.Голотюк «Россия срочно перевооружает индийские ВВС» – «Известия» от 24 июня 1999
16 – Г.А.Соколовский «Оружие от «Вымпела»: 50 лет боевой славы» – «Самолет» №1 – 1999 год
17 – «МИГи продолжают совершенствоваться» – «Вестник авиации и космонавтики», весна 1999
18 – «Агатовые» глаза ракет»" – «Вестник авиации и космонавтики», весна 1999
19 – «Аэрокосмос», еженедельник №32, 9-15 августа 1999
20 – экспозиция МАПО-МИГ, МАКС-99
21 – экспозиция МНИИ «Агат», МАКС-99
22 – «Многофункциональная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1348Э», рекламный проспект МНИИ «Агат», МАКС-99
23 – AGAT Moscow Research Institute, рекламный проспект МНИИ «Агат», МАКС-99
24 – «50 лет Гос МКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова», М: ГМКБ «Вымпел», 1999
25 – А.М.Корнуков «Щит и меч в надежных руках» – «Армейский сборник» №4-2000
26 – В.Авенян «От оружия до бриллиантов» – «Военный Парад» май-июнь 2000
27 – «МИГ-31 – страж российского неба», Военно-техническая серия №95 – Киров: КОЛВТиМ, 2000
28 – В.Эдвабник «Наш «конек» – ближняя локация» – «Военный Парад» январь-февраль 2001
29 – «Взрывчатые вещества, пиротехника, средства инициирования в послевоенный период», Москва-СПб: «Гуманистика», 2001
30 – экспозиция и проспект ФГУП «Пермский завод им. С.М.Кирова» на МАКС-2001
31- С.Сокут «Спустились с неба на землю» – «Обозрение MAKC-2001»
32 – ФГУП МОСКОВСКИЙ НИИ «АГАТ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ. 2001 Г.
33 – журнал «Авиация и Космонавтика» №11 2002 г.
34 – «Авиация ПВО России и научно-технический прогресс». 2005 г.
35 – http://www.gosniias.ru/pages/issues/ti/2003/ti0203.htm
36 – http://www.mnii-agat.ru
37. – информация «Рособоронэкспорт»

РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ). НОВОСТИ
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 НА 75-ЛЕТИИ 6-Й АРМИИ ВВС И ПВО
РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ) НА МАКС-2011
РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ) НА МАКС-2009
РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ) НА МАКС-2007
РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ) НА МАКС-2005
МАКЕТ РАКЕТЫ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ) НА МАКС-2005
ГСН РАКЕТЫ СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ) НА МАКС-2005
РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ) НА МАКС-2003
РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Р-77 (РВВ-АЕ) НА МАКС-2001
ОТ РАКЕТЫ «БИССЕКТОР» ДО РАКЕТЫ РВВ-АЕ
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОНОИМПУЛЬСНАЯ ДОПЛЕРОВСКАЯ АКТИВНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ГОЛОВКА САМОНАВЕДЕНИЯ 9Б-1348Э
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ВЫМПЕЛ» ИМ. И.И.ТОРОПОВА