РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС С МБР Р-7 (8К71)
THE MISSILE COMPLEX WITH IBR R-7 (8К71)

Работы по ракетному комплексу с МБР Р-7 с дальностью стрельбы в 8000 км были заданы ОКБ-1 НИИ-88 главного конструктора С.П.Королева постановлением СМ СССР от 20 мая 1954 года.
На двухступенчатой ракете Р-7 впервые в отечественной практике была реализована пакетная схема блоков первой и второй ступеней, использована система опорожнения баков и синхронизации СОБИС, созданная коллективом главного конструктора А.С.Абрамова. Ракета состояла из центрального блока (II ступень) и четырех боковых блоков (I ступень). На каждом из блоков было по одному четырехкамерному двигателю. Первоначально предполагалось собирать ракету на стартовой установке. Но после ее перекомпоновки под новый тяжелый ядерный заряд, когда возрос стартовый вес ракеты, в октябре 1954 года было принято решение собирать ракету в монтажном корпусе в горизонтальном положении, потом по рельсам доставлять ее к стартовой позиции. При этом центральный блок подвешивался на боковые блоки, а не на стартовое сооружение как в первоначальной схеме.
Для повышения точности стрельбы на ракете была применена радиосистема бортовой коррекции (»БРК»), созданная под руководством М.С.Рязанского. В системе использовались наземные радиотехнические пункты, размещенные слева и справа от плоскости стрельбы на значительном удалении от стартовой позиции. Бортовая радиоизмерительная аппаратура определяла боковые отклонения и скорость ракеты, что позволяло вводить коррекцию в работу двигательной установки.
В баллистической ракете Р-7 узлы ЯБП (ЯЗ и моноблок автоматики) размещались в корпусе головной части ракеты. При разработке ЯБП для ракеты Р-7 был решен ряд сложных научно-технических задач, связанных с большими механическими и тепловыми воздействиями на ЯБП при движении, жесткими требованиями к массогабаритным характеристикам узлов ЯБП, высокими скоростями головной части на пассивном участке траектории и при подходе к цели. В отличие от первых образцов ядерного оружия (атомных бомб) потребовалось обеспечить скачок от самолетных к ракетным нагрузкам, имеющим более высокий уровень. Необходимо было создать не только конструкцию ЯБП, но и систему его наземной и летной отработки, а также новое испытательное оборудование. При проектировании ракеты масса боеголовки была задана в 5 тонн (предполагалось разместить мегатонный боезаряд в форме шара). В результате проектных исследований разработчиком – КБ-11 (Арзамас-16) и его филиалом КБ-25 масса заряда была снижена до 1,5 тонн при сохранении заданной мощности. Термоядерный заряд для Р-7 был создан на основе заряда термоядерной бомбы РДС-37.
Систему управления разрабатывали с 1953 года конструкторские бюро и институты, руководимые Н.А.Пилюгиным, В.И.Кузнецовым и М.С.Рязанским. Система управления ракетного комплекса состояла из двух частей: бортовой системы управления и испытательно-пусковой наземной аппаратуры. Бортовая система управления состояла из: автомата стабилизации (куда входили гировертикант, гирогоризонт, рулевые машины с потенциометром обратной связи и др.); регулятора кажущейся скорости (с двумя гироскопическими датчиками, датчиком давления в камерах сгорания и др.); автомата управления дальностью (с измерителем маятникового типа и блоков электрических интеграторов).

Двигатели для ракеты разрабатывал коллектив В.П.Глушко. используется в системе наддува баков, другой – в системе питания газогенератора перекисью водорода. Двигатель второй ступени РД-108 аналогичен по конструкции РД-107 и отличался от него в основном количеством рулевых камер – четыре, конструкцией дросселя, предназначенного для изменения соотношения топливных компонентов. Включение маршевых и рулевых двигателей I и II ступеней производилось одновременно. Первоначально изготовление двигателей РД-107 и РД-108 было организовано на Опытном заводе ОКБ-456 в Химках, в соответствии с приказом ГКОТ в январе 1958 года производство двигателей было передано на Куйбышевский моторостроительный завод №24, где для сопровождения серии был организован Приволжский филиал ОКБ-456 (гл. конструктор – Ю.Д.Соловьев).
Система прицеливания для МБР Р-7 была создана в КБ-7 ЦКБ-784 под руководством главного конструктора С.П.Парнякова, она была визуальная оптико-механическая 8Ш15. На стартовой площадке на жестких фундаментах было установлено несколько коллиматоров, на корпусе которых находились с подсветкой. На уровне приборного отсека ракеты на съемным кронштейне, крепящемся к корпусу ракеты, находился визуальный угломер. Один канал работал по контрольному элементу ракеты, второй наводился на марки. Коллиматоры были привязаны к геодезической сети. Для космических ракет-носителей на базе МБР Р-7 в КБ-7 и СКО-1 ЦКБ-784 (ЦКБ «Арсенал») были созданы следующие приборы прицеливания: в 1959 г. для ракет 8К72 и 8К73 – системы 8Ш19 и 8Ш19М; в 1960 г. для ракет 8К78 и 8К78-Е6 – системы 8Ш23 и 8Ш123; в 1978 г. была создана единая унифицированная система прицеливания 11Ш115, объединившая в своем составе приборы 8Ш15, 8Ш19 и 8Ш23 для пуска ракет 8К78М, 8К78У, 8А92М и 11А511У.
В 1954-1957 гг. ГСКБ «Спецмаш» главного конструктора В.П. Бармина совместно со смежными организациями был разработан и создан экспериментальный полигонный комплекс наземного оборудования для ракеты Р-7, а в 1957-1960 гг. был создан и принят на вооружение Советской Армии боевой комплекс для ракеты Р-7А. Эти уникальные стартовые комплексы были предназначены для решения задач стратегического назначения и широко используются до настоящего времени для пуска ракет с целью освоения космического пространства.

Создание стартового комплекса для ракеты Р-7 потребовало решения целого ряда сложных научно-технических проблем, касающихся как стартового комплекса в целом, так и отдельных его агрегатов и систем. Под руководством В.П. Бармина были выполнены: системное проектирование с обоснованием облика стартового комплекса в целом и увязкой его основных агрегатов и систем в единый технологический наземный комплекс; разработка отдельных основных агрегатов и систем; техническое руководство смежными КБ, НИИ и заводами на всех стадиях разработки, изготовления и испытаний агрегатов и систем.
Этот стартовый комплекс отличают простота конструкции, высокая надежность и удобство эксплуатации. Значительные массо-габаритные характеристики ракеты Р-7 создали большие проблемы по созданию для нее пускового устройства. Было просчитано, что из-за большой парусности ракету могло свалить с установки. Был вариант стартового комплекса, предложенный В.П.Барминым, с окружающей его защитной стенкой. Специалисты ОКБ-1 создали на ракете силовой пояс, за который и стала удерживаться ракете на стартовой установке, а задний срез ракеты опустили ниже на 6,3 метра нулевого уровня стартового сооружения. При проектировании впервые в практике ракетостроения вместо установки ракеты торцовой частью на опоры стартового устройства была примене¬на принципиально новая схема – подвеска ракеты за опорные части, расположенные около ее центра тяжести, что дало возможность отказаться от усиления торцовой части ракеты при соединении боковых и центрального ее блоков в «пакет». Для отвода газов двигателей при старте в стартовой установке был подготовлен газоотводящий лоток глубиной 41 метр. Для сооружения стартовой позиции на 2-ой площадке потребовалось вырыть котлован глубиной 45 метров, длиной 250 метров и шириной более 100 метров, было вынуто грунта около 1 млн. куб. метров, было построено два бетонных завода на площадках №№2 и 10. Все строительные материалы, оборудование и вода на 2-ю площадку с площадки №10 (станции выгрузки) перевозились автотранспортом по грунту.
Принципиально новые задачи были решены разработчиками заправочных средств ракеты – обеспечение скоростной заправки ракеты компонентами топлива газами при дистанционно-автоматическом управлении процессом. Сложные научно-технические задачи были решены при выборе и обосновании газодинамической схемы старта. Была проведена всесторонняя экспериментальная отработка совместного функционирования стартового комплекса и ракеты.
При обслуживании ракетного комплекса с МБР типа Р-7 в расчете на одну стартовую установку приходилось более полутора тысяч человек личного состава
Все операции производились дистанционно с двух подземных командных пунктов, размещенных на расстоянии 200 и 350 м от стартового сооружения.
К разработке наземного оборудования для ракеты Р-7 было привлечено ЦКБТМ, которое создало: установщик (ведущий конструктор М.А.Леперсон), ферму обслуживания (ведущий конструктор И.И.Борисенко), кабину обслуживания (ведущий конструктор А.С.Неволин) и др.
Фермы обслуживания, снабженные площадками обслуживания после подъема в вертикальное (рабочее) положение смыкаются вокруг стоящей на стартовой системе ракеты и обеспечивают круговой доступ обслуживающему персоналу по всем предусмотренным зонам и местам. Каждая ферма обслуживания состояла из следующих основных узлов: несущей конструкции; нижней площадки; средней площадки; верхней площадки; опорного узла; гидросистемы подъема фермы в вертикальное положение; пульта управления. Несущая конструкция выполнена в виде изогнутых сварных балок ферменного типа, в верхней части переходящих в одну балку того же профиля. Несущая конструкция с помощью опорного узла закреплена на поворотном круге стартовой системы.
Кабина обслуживания предназначена для обслуживания заглубленной нижней части ракеты, установленной на стартовую систему, а также для обслуживания горловины заправочного коллектора системы заправки ракеты, расположенной в стартовой системе. Кабина обслуживания состоит из следующих основных узлов: металлоконструкции платформы; круга поворотного; механизма поворота круга; привода механизма передвижения; площадок центральных; площадки кольцевой; гидросистемы; электрооборудования; шторы теплозащитной. По окончании операций по обслуживанию ракеты кабина отводится в предусмотренную на стартовой площадке нишу. Металлоконструкция платформы кабины представляет собой пространственную прямоугольную сварную раму, состоящую из двух продольных и поперечных ферм, к которым примыкают две торцевые, две правые и две левые площадки.
В дальнейшем, по мере модернизации ракеты-носителя Р-7, т.е. с появлением третьей ступени и космического корабля в качестве полезной нагрузки, вышеперечисленные агрегаты были значительно доработаны. Фермы обслуживания после целого ряда доработок заменены на новые. Основной особенностью этих ферм является наличие вертикально выставленных в рабочее положение колонн квадратного сечения, внутри которых перемещаются кабины грузопассажирских лифтов. Высота колонн такова, что позволяет проведать обслуживание всех модификаций ракеты Р-7. Ведущий конструктор новых ферм обслуживания – Шандыбин И.М. Кабина обслуживания также подверглась значительным доработкам, после проведения которых все агрегаты и механизмы кабины работают нормально, обеспечивая подготовь к запуску многочисленные модификации ракеты Р-7 с космическими аппаратами различного назначения («Восток», «Восход», «Союз», «Зенит» и др.).

В течение 1954-1956 годов на заводах радиотехнической промышленности было развернуто серийное производство бортовой аппаратуры и наземных станций слежения в стационарном и подвижном вариантах. В 1956-1957 годах было выпущено более 50 комплектов наземных установок для полигона (НИИП-5) в Тюра-Таме и измерительных пунктов. Для измерения параметров падающих головных частей ракеты на Камчатке были созданы наземные измерительные пункты НИП-6 (в районе Елизова) и НИП-7 (в районе Ключей).
Для ракеты в ОКБ МЭИ была разработана радиотелеметрическая аппаратура «Трал» (в нескольких модификациях) с 48 измерительными каналами, а в СКБ-567 в 1956 году – новая телеметрическая система
РТС-5 (из-за значительного веса бортовой измерительной аппара-туры дальность ракеты снизилась до 6314 километров).
Строительство полигона для испытаний новой МБР было задано Постановлением СМ СССР от 12 февраля 1955 года №292-181 и началось 2 июня 1955 года в районе железнодорожной станции Тюра-Там (Казахстан). По программе подготовки полигона к началу летных испытаний должны были быть построены следующие основные объекты: стартовая позиция; МИК со всеми коммуникациями; железнодорожные пути; бетонные автодороги; водопровод и система порожных резервуаров; линии электропередач; центральный пункт связи и службы единого времени, передающий и приемный центры; монтажно-сборочный корпус головных частей; три РУПа (два базовых, удаленных от стартовой позиции на расстояние 250 км, и хвостовой, удаленный на расстояние 500 км); 9 измерительных пунктов в районе падения первых ступеней, ретрансляционный пункт в Иркутске; 6 измерительных пунктов на объекте «Кама» (Камчатка) с ПДРЦ, ПРП, аэродромами. На всех пунктах предусматривалось оборудование взлетно-посадочных площадок. К окончанию строительства в 1957 году были построены комплексы: стартовый из двух ПУ и технический для сборки поступающих с завода-изготовителя ракет. Новый полигон получил наименование НИИП-5. Для проведения пусков на нем была сформирована 39-я отдельная инженерно-испытательная часть (ОИИЧ).

Весной 1956 года в цехе 39 опытного завода №88 была собрана первая макетная ракета Р-7 в составе центрального блока и пристыкованного к нему одного бокового блока. Всего в 1956 году на заводе №88 было изготовлено по два комплекта блоков А и Б для стендовых испытаний и три макетных ракеты для макетной отработки. В мае 1956 года начались стендовые испытания боковых блоков первой ступени. 27 декабря 1956 года в филиале №2 НИИ-88 (в последствии НИИ-229) в г. Загорске были проведены первые испытания центрального блока МБР Р-7. В феврале 1957 года были проведены огневые испытания двух собранных в «пакет» 2С ракет Р-7, второе огневое испытание «пакета» 4СЛ было выполнено 30 марта 1957 года, где на стенде была установлена первая летная ракета.
К концу 1956 года на заводе №88 была собрана первая ракета Р-7 для натурных испытаний. Во второй половине 1956 года принимается решение о подключении к серийному производству ракет Р-7 куйбышевского авиационного завода №1 «Прогресс». Первые ракеты на заводе «Прогресс» собирались из деталей и узлов производства завода №88.
Летные испытания ракеты начались на НИИП-5, начальник полигона А.И.Нестернко, в мае 1957 года, за них отвечал НИИ-4 МО. Первая летная ракета с заводским номером М1-5 прибыла на техническую позицию 3 марта 1957 года. Для проведения летных испытаний была создана государственная комиссия, ее председателем был назначен В.Рябиков. Предстартовые испытания начались 6 мая и про-должались110 часов. Первый пуск состоялся 15 мая (пуск неудачный, загорелся блок Д первой ступени, управляемый полет продолжался до 98 секунды, ракета стала разваливаться и упала в 300 км от старта) с площадки №1. Все четыре блока первой ступени были обнаружены и взорваны, осколки были доставлены на полигон. Второй пуск – в июне – из-за неисправности был отложен (ракета М1-6, отказала система управления). Третий пуск состоялся 12 июля 1957 года (ракета М1-7 сгорела на старте).
Из первых семи пусков четыре были удачными. 21 августа 1957 года (четвертый пуск) ракета Р-7 заводской номер М1-8 достигла полигона в районе Камчатки, пролетев 5600 км. Пятый пуск состоялся 7 сентября 1957 года (ракета М1-9).
На ракете М1-11 была установлена головная часть новой формы и телеметрическая система «Трал-Г2» со штыревыми антеннами под теплозащитной обмазкой. Она стартовала 30 января 1958 года и была первой, у которой головная часть дошла до Земли (блок 2 ступени не отделился), перелет составил 80 км. Первая информация с помощью бортовой системы радиотелеметрии и автономных регистраторов получена при пуске 29 марта 1958 года. При пуске 4 апреля 1958 года ракеты М1-12 перелет составил 68 км и отклонение вправо – 18,2 км. При старте 24 мая 1958 года ракеты Б1-3 недолет составил 45 км, следующая ракета Б1-4 была снята со старта. Для совместных испытаний было изготовлено 16 ракет Р-7 (8 на опытном заводе ОКБ-1 и 8 на заводе №1 Куйбышевского совнархоза). Из них 4 достигли Камчатки с большими отклонениями, 8 прошли нормально с КВО, не превышающим 6 км. Первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, изготовленной в Куйбышеве, состоялся 17 февраля 1959 года.
30 июля 1959 года был выполнен экспериментальный пуск ракеты Р-7 с ядерной боевой частью. При пуске 27 ноября 1959 года перелет составил 1,75 км и боковое отклонение 0,77 км.
Параллельно с испытаниями боевых вариантов ракеты проводились запуски первых спутников ракетами серии М1-1СП и др. 15 мая 1958 года ракетой Б1-1 был выведен на орбиту третий ИСЗ, весом 1327 кг. Между ЛКИ и совместными испытаниями ракеты Р-7 «вклинились» три пуска трехступенчатой лунной ракеты 8К72, созданной на базе ракеты 8К71.
Строительство боевой стартовой позиции – объект «Ангара», ныне космодром Плесецк, было задано Постановлением Правительства от 11 ноября 1957 года №61-39. Предполагалось разместить ракетную дивизию (первое в СССР ракетное соединение с МБР) в составе нескольких ракетных полков с МБР Р-7. Строительство первой ПУ, получившей шифр «Лесобаза», на площадке 41 было начато в апреле 1957 года и закончено в декабре 1959 года. Первые две серийные ракеты были собраны на Куйбышевском заводе «Прогресс» в 1958 году. В январе 1960 года первый ракетный комплекс Р-7 с пусковой установкой №1 был поставлен на боевое дежурство, к июню 1961 года были приняты на вооружение аналогичные комплексы с ПУ №№2, 3, 4 (15 июля 1961 года к боевому дежурству приступила 70-я боевая стартовая площадка со стартами №3 и №4).
Боевой ракетный комплекс с ракетой Р-7 состоял из стационарных наземных сооружений и включал в себя: техническую и стартовую позиции, специальную позицию проверок и подготовки головных частей, два пункта радиоуправления, места хранения топлива и вспомогательные сооружения. Предстартовая подготовка ракеты Р-7 и ее пуск осуществлялись при помощи комплекта агрегатов наземного оборудования: подъем-но-транспортного оборудования, комплекта приборов прицеливания, проверочно-пускового, стартового, заправочного, вспомогательного
оборудования.
Боевая стартовая позиция ракеты Р-7 имела незащищенную ПУ, площадку с подъездными путями для железнодорожного транспортно-установочного лафета и подвижных средств заправки, а также специальные сооружения бункерного типа для размещения пультов, агрегатов и командного пункта.
Для управления ракетой в полете строились наземные пункты радиоуправления (главный и зеркальный), удаленные на 276 км от стартовой позиции и на 552 км друг от друга. Система радиоуправления позволяла осуществлять пуск МБР Р-7 в секторе +300 в сторону зеркального пункта и -100 в сторону основного пункта. Система радиоуправления ракетой работала на конечном участке активного полета и управляла дальностью полета Р-7, а также определяла координаты точки падения головной части. Измерение параметров движения, передача команд и контроль за их исполнением в системе радиоуправления осуществлялись по одной многоканальной импульсной линии связи в сантиметровом диапазоне волн.
На базе ракеты Р-7 разработаны космические ракеты-носители: «Спутник», «Восток», «Молния», «Союз» и др.
По инициативе С.П.Королева был предложен противоспутниковый ракетный комплекс на базе МБР Р-7 с истребителем спутников в качестве последней ступени. Для наведения комплекса предполагалось использовать радиолокационные средства противоракетной системы «А». Истребитель спутников разрабатывался в ОКБ-155 А.И.Микояна.
Еще при работе по первой советской МБР Р-7 прорабатывалась возможность ее размещения в защищенных пусковых установках. Тогда была выполнена эскизные проработки подземной стартовой позиции (шахтный вариант) и подземной стартовой позиции (выдвижной горный вариант). Однако из-за громоздкости этих конструкций и сооружений, а так же предпосылок создания МБР меньших массо-габаритных характеристик, дальнейшие работы в этом направлении продолжены не были.

Разработчик ОКБ-1 НИИ-88
Главный конструктор С.П.Королев
Ведущий конструктор Д.И.Козлов
Изготовитель ракет завод №88 (опытные образцы) и завод №1 «Прогресс» (серия)
Код НАТО SS-6 Sapwood
Тип комплекса ракетный комплекс с МБР первого поколения
Состояние испытания с 1957 года. На вооружение принят 20 января 1960 года, снят с вооружения в середине 1960-х годов
Ракета Р-7 (8К71)
Дальность стрельбы, км:
- по проекту 8000-8500
- принят на вооружение 8800
Максимальная скорость, м/с 7900
Точность стрельбы (КВО), км 2,5- 5,0 (предельное отклонение -10 км)
Головная часть:
- тип моноблочная, термоядерная
- тип заряда «46А»
- мощность заряда, Мт 2,7-3
- разработчик заряда КБ-11 и КБ-25
- гл. конструктор С.Г.Кочарянц
- форма коническая
- длина, м 7,27
- длина наконечника, м 1,635
- диаметр, м 2,59
- вес, кг 5370 (по проекту -5500)
Система управления:
- тип инерциальная с радиокоррекцией по направлению и дальности
- разработчик НИИ-885
- гл. конструктор Н.Пилюгин
- система радиокоррекции:
разработчик НИИ-885
гл. конструктор М.Рязанский
- гироприборы:
разработчик СКБ НИИ-10
гл. конструктор В.И.Кузнецов
- радиотелеметр. апп-ра «Трал» (РТС-5)
Органы управления рулевые ЖРД I-й и II-й ступени и воздушные рули
Система прицеливания:
- разработчик КБ-7 ЦКБ-784
- гл. конструктор С.П.Парняков
- тип визуальная оптико-механическая 8Ш15
Тип старта газодинамический с наземной пусковой установки за счет собственных двигателей обеих ступеней
Число ступеней ракеты 2
Размеры ракеты, м:
- длина полная 31,07
- длина без головной части 28,0
Макс. диаметр корпуса, м 10,3-11,2
Стартовый вес, т 280
Вес пустой ракеты, т 27,0
Горючее керосин Т-1
Окислитель жидкий кислород
Вес топлива, т 253,0
Первая ступень (в составе блоков Б, В, Г, Д ):
Число блоков 4
Размеры блока, м:
- длина 19,2
- диаметр 2,68
Вес ступени, т 170
Двигатель четырехкамерный ЖРД РД-107 (8Д74) с двумя рулевыми двигателями
- разработчик ОКБ-456
- главный конструктор В.А.Витка
- число двигателей на блоке 1
- соотношение компонентов топлива 2,51
- зажигание пиротехническим устройством
- регулирование изменением рабочего тела газогенератора
- тяга у земли, тс 83-83,7
- тяга в пустоте, тс 100-102
- удельный импульс у земли, с 252-254
- удельный импульс в пустоте, с 308
- давление в камере сгорания, кг/см2 60
- давление на срезе сопла, кг/см2 0,3-0,4
- время работы, сек 104-130 (120-140)
- вес, кг:
сухой конструкции 1155
залитого двигателя 1300
камеры 143
- высота, м 2,865
- диаметр, м 1,850
Рулевой двигатель:
- тип однокамерный качающийся ЖРД С1.1101 (С1.353)
- разработчик ОКБ-1
- руководитель работ М.В.Мельников
- изготовитель з-д №88
- тяга двигателя у земли, тс 2,5
- тяга двигателя в пустоте, тс 3,1
- давление в камере сгорания, кг/см2 40
- число двигателей на блоке 2
Вторая ступень (блок А):
Размеры, м:
- длина 28,0
- диаметр 2.95
Вес ступени, т 93,36
Вес пустой ступени, т 6,465
Двигатель 4-камерн. ЖРД РД-108 (8Д75)
- разработчик ОКБ-456
- главный конструктор В.А.Витка
- соотношение компонентов топлива 2,45
- зажигание пиротехническим устройством
- регулирование изменением рабочего тела газогенератора
- тяга у земли, тс 75,9-76
- тяга в пустоте, тс 94
- удельный импульс у земли, с 243
- удельный импульс в пустоте, с 309
- давление в камере сгорания, кг/см2 52
- давление на срезе сопла, кг/см2 0,3
- время работы, сек 285-320
- вес, кг:
конструкции 1250
залитого двигателя 1709
- высота, м 2,865
- диаметр, м 1,850
Рулевой двигатель:
- тип однокамерный качающийся ЖРД С1.1101 (С1.353)
- разработчик ОКБ-1
- руководитель работ М.В.Мельников
- изготовитель з-д №88
- тяга двигателя у земли, тс 2,5
- тяга двигателя в пустоте, тс 3,1
- давление в камере сгорания, кг/см2 40
- число двигателей на блоке 4

СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС:

Тип наземный 8У215 «Тюльпан»
Разработчик КБ-59 «Компрессор»
Гл. конструктор В.П.Бармин
Изготовитель ЛМЗ
Размеры, м:
- длина 50
- ширина 50
- высота 40
- диаметр проема 15
Число ракет на ПУ 1
Подвеска ракеты свободная через опорные конуса боковых блоков
Наведение по азимуту поворотный круг 8У215
Условия применения:
- температура воздуха, 0С -40/+50
- скорость ветра, м/с 15
Время нахождения ракеты в заправленном состоянии, суток 30
Время подготовки к старту, час 12
Техническая готовность к старту, ч 2
Установщик ракеты:
Разработчик ЦКБТМ
Изготовитель з-д «Подъемник»
Состояние на вооружении с 1960 года
Тип гидравлический, железнодорожный 8У213
Вес, т 87,5
Тип ракет Р-7
Число ракет на установщике 1
Ферма обслуживания:
Тип 8Т119
Разработчик ЦКБТМ
Изготовитель завод ПТО им. С.М.Кирова
Высота, м 20
Ширина, м 7,9
Длина, м 21,6
Вес, т 56
Механизм подъема гидравлический
Время установки, мин 15
Численность расчета, чел. 7
Кабина обслуживания:
Тип выдвижная 8У216
Разработчик ЦКБТМ
Изготовитель НКМЗ
Длина, м 16,92
Ширина, м 19,06
Высота, м:
- с опущенными площадками 7,785
- с поднятыми площадками 11,485
Вес с агрегатами с защитной шторой, т 144

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 17.02.2014

55 ЛЕТ СО ДНЯ ЗАПУСКА ПЕРВОЙ САМАРСКОЙ «СЕМЁРКИ»
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-У»
ГНПРКЦ «ЦСКБ-ПРОГРЕСС»
ЭНЕРГИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА ОАО