РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П018М «ВОЕВОДА» ВЫСОКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ С ТЯЖЕЛОЙ МБР Р-36М2 (15А18М)
MISSILE COMPLEX 15P018M «VOEVODA» HIGH SECURITY WITH HEAVY ICBM R-36M2 (15A18M)


РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П018М «ВОЕВОДА» ВЫСОКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ С ТЯЖЕЛОЙ МБР Р-36М2 (15А18М)

В июне 1979 года в КБ «Южное» под руководством В.Ф.Уткина было разработано техническое предложение по ракетному комплексу «Воевода» с тяжелой МБР четвертого поколения. В них в рамках стратегии сдерживания предлагалось разработать новый боевой ракетный комплекс, обладающий повышенной живучестью в условиях ядерного взрыва и имеющий технические возможности по преодолению американской системы ПРО. Ракета Р-36М2 предназначалась для нанесения невосполнимого ущерба противнику в ответном ударе. В июне 1982 года разработан эскизный проект комплекса с ракетой Р-36М2 (15А18М) на базе модернизированной ракеты Р-36М УТТХ. Разработка комплекса официально задана Постановлением правительства от 9 августа 1983 года.
В ракетном комплексе 15П018М впервые были реализованы: непрерывно работающий во время боевого дежурства ККП с использованием элементной базы повышенной стокости к поражающим факторам ядерного взрыва, непрерывно работающая вновь созданная система отбора тепла, полная боеготовность ракеты во время боевого дежурства, сверхвысокая степень защиты боевого стартового комплекса.
Ракета Р-36М2 (15А18М) самая мощная в мире МБР. Она отличается от предыдущих модификаций МБР типа Р-36М рядом оригинальных конструктивно-схемных решений.
Система управления ракеты Р-36М2 создана на основе быстродействующего бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) и высокоточного непрерывно работающего комплекса командных приборов. Она реализует терминальные (прямые) методы наведения, автономное автоматическое прицеливание и пуск ракеты.

Система прицеливания 15Ш64 ракеты была создана в ЦКБ «Арсенал» под руководством С.П.Парнякова. В ее составе был прибор управления (цифровой фотоэлектрический автоколлиматор) на новой элементной базе ПЗС-матрице, высокоточный автоматический гирокомпас АГК-П, многогранная призма «на прищепке», применен ряд других принципиально новых технических решений. Система имела улучшенные параметры за счет повышения точностных характеристик отдельных приборов, была повышена ударостойкость и ударопрочность, в том числе гирокомпаса при разориентированном состоянии. Система упреждающего запуска и быстродействующий квантовый оптический гирометр, который выходил на режим за доли секунды, позволили проводить многократную коррекцию прицеливания при разных моделях ядерного воздействия по ШПУ.
В КБ «Энергомаш» под руководством В.П.Радовского для ракеты Р-36М2 создавался модернизированный двигатель с увеличенной тягой и повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва. Первые предложения появились в 1980 году, технические предложения по разработке двигателя РД-263Ф (форсированный) были подготовлены под руководством заместителя главного конструктора по серийному производству В.Ф.Рахманина в декабре 1980 года. В марте 1982 года был выпущен эскизный проект двигателя, получившего к тому времени индекс РД-274. Двигатель состоял из четырех однокамерных двигателей РД-273 уставленных на одной раме. Увеличение тяги двигателя было достигнуто за счет повышения давления в камере сгорания с 210 до 230 атмосфер, частота вращения ТНА увеличилась с 21000 до 22500 оборотов в минуту.
Двигательная установка второй ступени состоит из основного РД-0256 и рулевого ЖРД РД-0257, созданных в КБХА. Для плотности заполнения объема ракеты топливом основной однокамерный двигатель с ТНА замкнутой схемы был полностью размещен (»утоплен») в емкости горючего второй ступени.

Для повышения эффективности использования запасов топлива на I и II ступенях ракеты Р-36М2, как и на предыдущих модификациях Р-36М и Р-36МУТТХ, применена система управления расходом топлива.
В КБ «Южное» для боевой ступени был создан четырехкамерный ЖРД РД-869 (15Д300) с ТНА однократного включения. Он разработан на базе ЖРД РД-864 (15Д177) боевой ступени МБР Р-36МУТТХ (15А18). Двигатель имеет поворотные камеры сгорания, которые выдвигаются в рабочее положение в полете и закрепляются фиксаторами. Рабочее тело турбины ТНА – газ, вырабатываемый в газогенераторе при сгорании компонентов топлива. Управление осуществляется качанием каждой камеры двигателя в одной плоскости на угол +55 градусов.
В КБСМ для ракеты Р-36М2 была создана ШПУ типа ОС высокой защищенности, позволяющая производить старт ракеты даже из заваленной грунтом в результате ядерного взрыва ПУ.

Для ракетного комплекса в КБТХМ под руководством гл. конструктора И.В.Брилева были разработаны средства доставки и заправки компонентов топлива с повышенной точностью дозирования при помощи дозаторов «Омега». Ракета на заводе-изготовителе вставлялась в транспортно-пусковой контейнер и весь период эксплуатации находилась в нем.
Испытания ракетного комплекса начались 21 марта 1986 года с РГЧ 15Ф173 на НИИП-5 с площадки №101 и проводились по 20 апреля 1988 года, произведено 17 пусков. Председателем государственной комиссии по ЛКИ был заместитель главнокомандующего РВСН генерал-полковник Ю.А.Яшин, его сменил начальник ВА им. Дзержинского Ю.И.Плотников. При запуске в апреле 1986 года произошел взрыв ракеты, была разворочена пусковая установка, защитная крыша улетела на значительное расстояние. В июле 1987 года на предприятиях Украины был изготовлен управляемый блок 15Ф178 для ракеты 15А18М (в дальнейшем работы по разработкам и изготовлению блоков переданы в организации России). В апреле 1988 года изготовление ступеней разведения передано в смежные организации РСФСР.
Испытания ракеты Р-36М2 с моноблочной ГЧ начались 18 ноября 1988 года. В сентябре 1989 года завершены летные испытания ракеты 15А18М со всеми видами боевого оснащения, в том числе с легкой головной частью произведено шесть пусков.
По опубликованным в западных изданиях данным, МБР Р-36М2 могла оснащаться 14-19 боевыми блоками индивидуального наведения, в отечественной печати приводилась информация о разработке для ракеты боевой ступени с числом боевых блоков до 20 единиц. На испытания такие варианты ракеты не могли были выйти, так как это противоречило Договорным ограничениям.
Высокая боевая эффективность ракеты Р-36М2 обеспечивается за счет повышения ее стойкости в полете к поражающим факторам ядерного взрыва, повышения точности попадания и высокой боеготовности. В 1988 году были проведены командно-исследовательские учения на НИИП-5, входе которых были отработаны вопросы боевого управления пусками тяжелых МБР типа Р-36М с Центрального командного пнкта Вооруженных сил с применением системы «Периметр».
Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 года (г.Домбаровский, командир О.И.Карпов), к 1990 году было развернуто 58 ракет. В 1998 году было на вооружении РВСН было 58 ракет Р-36М2.

КБ «Южное» совместно с 4-м ЦНИИ МО провело работы по продлению срока эксплуатации ракет типа Р-36М с 10 лет последовательно до 15, 18 и 20 лет. В марте 2006 года Украина и Россия подписала соглашение о продлении срока эксплуатации ракетного комплекса 15П118П более 20 лет.
По технологическому уровню ракетный комплекс с МБР Р-36М2 значительно превосходит разработки отечественных РК и не имеет аналогов среди зарубежных РК.
По договору СНВ-1 число ШПУ ракет Р-36МУТТХ и Р-36М2 должно сократиться вдвое и составить 154 ПУ, а по договору СНВ-2 они должны быть ликвидированы за исключением 90 ШПУ. Оставшиеся ШПУ ракет Р-36МУТТХ, согласно договору, могут быть переоборудованы под легкие МБР «Тополь-М».
До распада СССР в КБ «Южное» велись работы по созданию усовершенствованной МБР Р-36М3 «Икар» на базе ракеты Р-36М2. Главный конструктор С.Ус. В 1991 г. КБ “Южное” были разработаны аванпроекты РК пятого поколения Р-36М3 «Икар» и РТ-23М «Ермак», но переговоры по Договору ОСВ-2 и распад СССР остановили их дальнейшую разработку.
В настоящее время КБХА проводит работы по переводу двигателя РД-0256 второй ступени ракеты на новые компоненты топлива – кислород и керосин.
В связи с политическим кризисом на Украине в апреле 2014 года появилась информация, что киевский власти ведут переговоры с Китаем и Турцией о передаче им ракетных технологий, в частности документации РК Р-36М2 «Воевода». В России озабочены сообщениями о якобы готовящейся украинским «Южмашем» сделке по продаже технологии производства межконтинентальных баллистических ракет (МБР) тяжелого класса Р-36М2 «Воевода», которые находятся на вооружении войск РФ, в связи с чем МИД РФ выступил с напутствием к Киеву: «Хотели бы отметить, что Украина, являясь членом Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) и подписантом Гаагского кодекса поведения (ГКП) по предотвращению распространения баллистических ракет, несет серьезные политические обязательства. В частности, проявлять особую сдержанность при рассмотрении вопроса о передаче технологии создания ракет, способных нести полезную нагрузку более 500 кг на расстояние более 300 км, – говорится на сайте МИДа РФ. – При этом, согласно Руководящим принципам РКРТ, наиболее вероятным итогом рассмотрения должен быть отказ в таких передачах. Кроме того, участники ГКП обязуются не способствовать, не поддерживать и не помогать другим странам в развитии программ создания баллистических ракет, способных нести оружие массового уничтожения. МБР «Воевода», без сомнения, подпадает под изложенные выше критерии».

Обнародованные Министерством иностранных дел РФ опасения о наличии у Украины планов по продаже третьим странам технологий производства межконтинентальных баллистических ракет (МБР) тяжелого класса Р-36М2 «Воевода» безосновательны, возможно, что подобным «информационным вбросом», кто-то пытается «пощекотать нервы» Москве, отмечают в руководстве украинской ракетно-космической отрасли. «Этот информационный вброс – очевидная глупость. РКРТ – это действующий режим, и даже если кто-то сегодня захочет его нарушить, сделать это будет крайне сложно», – отметил в интервью агентству «Интерфакс-Украина» высокопоставленный военный источник, комментируя заявление МИД РФ.
Украинское конструкторское бюро (КБ) «Южное» выполняет все свои обязательства по сопровождению в эксплуатации межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РС-20 (»Сатана» по классификации НАТО – SS-18 Satan), состоящие на вооружении российской армии. Об этом 22 мая 2014 года на Международной аэрокосмической выставке ИЛА-2014 сообщил первый заместитель генерального конструктора – генерального директора по системному проектированию КБ «Южное» Александр Кушнарев. «У нас совместная работа с министерством обороны России по ракетам SS-18 «Сатана» нашей разработки продолжается в полном объеме, – заявил А. Кушнарев. – Наши специалисты проводят работу по авторскому сопровождению за эксплуатацией и продлению сроков эксплуатации находящихся на боевом дежурстве Российской Федерации ракет. Мы заинтересованы в продолжении этой работы».
Введенное украинским президентом Петром Порошенко полное эмбарго на военно-техническое сотрудничество (ВТС) с РФ пока, на середину 2014 года, не повлияло на состояние Стратегических ядерных сил (СЯС) России. Более того, на ближайшие пять лет Россия застраховала себя от существовавшей ранее тотальной зависимости от Украины в вопросах поддержания в боевом состоянии самой мощной и современной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) в мире РС-20В «Воевода» (по классификации НАТО – «Сатана»). Как сообщил источник в Минобороны РФ, в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) недавно закончены «мероприятия по продлению сроков эксплуатации ракетных комплексов (РК), находящихся на боевом дежурстве. В том числе обеспечено продление сроков эксплуатации ракет «Воевода» до 27 лет».
ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И УКРАИНСКОГО ОПК
В соответствии с решением командующего Ракетными войсками стратегического назначения 9 февраля 2015 г. комплексная группа РВСН проводит внезапную проверку состояния боевой готовности Ужурского ракетного соединения. Это вторая внезапная проверка в 2015 году как для РВСН, так и для данной дивизии. Ужурское соединение РВСН оснащено межконтинентальными баллистическими ракетами РС-20В «Воевода».
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Ракетный комплекс 15П018М «Воевода» в начале 2015 года оказался под угрозой снятия с вооружения из-за разрыва отношений России с Украиной, украинское КБ «Южное» и завод «Южмаш» отказались от авторского и технического сопровождения проекта. В связи с этим вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил сопровождение ракетных комплексов с МБР Р-36М-УТТХ и Р-36М2 «Воевода» Государственному ракетному центру им. Макеева.
По состоянию на 31 декабря 2015 г. отражены в статье «Незавершенное производство» ГП «Конструкторское бюро «Южное» им. М.К. Янгеля» накопленные расходы по выполнению контракта по государственному оборонному заказу МО РФ ОКР «Зарядье-2-18М-1» [«Продление срока эксплуатации комплекса П118М с изделием А18М до 25 лет»] на сумму 177,85 млн. грн. (на 31 декабря 2014 г.: 177,846 млн. грн.; на 31 декабря 2013 г.: 103,272 млн. грн.; на 31 декабря 2012 г.: 90,193 млн. грн.).
Департамент по обеспечению государственного оборонного заказа МО РФ письмом от 27.03.2015 г. исх. №235 / 2/2/3019 приостановил работы по выполнению контракта ОКР «Зарядье-2-18М-1» и разорвал государственный контракт от 29.08.2003 г. № Р21-04-03 с ГП «КБ «Южное». В результате работы не могут быть переданы заказчику и получение оплаты невозможно.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ «Южное»
Генеральный конструктор В.Ф.Уткин
Главный конструктор С.И.Ус
Изготовитель ракеты ЮМЗ
Код НАТО SS-18 Satan Mod 5&6
Наименование по СНВ-1 РС-20В
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)
Тип комплекса ракетный комплекс с ШПУ типа ОС высокой степени защищенности и тяжелой ампулизированной МБР, четвертого поколения
Состояние на вооружении с 11 августа 1988 года (вариант 1 – с РГЧ 15Ф173); с 23 августа 1991года (вариант 2 – с моноблочной головной частью 15Ф175)
Ракета Р-36М2″ (15А18М)
Дальность стрельбы, км межконтинентальная*
(15000 – отмечается в открытых источниках)
Вес головной части, кг 8800
Головная часть (Вариант 1):
- тип разделяющаяся индивидуального наведения 15Ф173 с термоядерными боевыми блоками и комплексом средств преодоления ПРО
- число боевых блоков (ББ) 10
- расположение боевых
блоков в два яруса
- разработчик заряда ВНИИЭФ
Головная часть (Вариант 2):
- тип легкая моноблочная термоядерная 15Ф175 с комплексом средств преодоления ПРО
- разработчик заряда ВНИИЭФ
Боевая ступень:
- тип универсальная тянущей схемы
- длина, м 8,1
- диаметр, м 2,9
- двигатель 4-камерный двухрежимный ЖРД РД-869 (15Д300) с поворотными камерами
(аналогичный установленному на ракете Р-36МУТТХ)
разработчик КБ-4 КБ «Южное»
гл. конструктор А.В.Климов
годы разработки 1983…1985 гг.
вес, кг 196
Система управления инерциальная с быстродействующей БЦВМ и командными приборами, выполненными по поплавковогазодинамической технологии
- разработчик НПО «Хартрон»
- гл. конструктор Я.Е.Айзенберг
Командные приборы:
- разработчик НИИПМ
- гл. конструкторы И.Н.Сапожников, А.А.Колесников
Система прицеливания с помощью наземных оптических приборов
- тип автоматическая 15Ш64
- разработчик ЦКБ «Арсенал»
- гл. конструктор С.П.Парняков
- руководитель работ Г.Г.Шерстюк
- ведущий конструктор В.А.Тищенко
- гирокомпас автоматический АГК-П
Органы управления:
- I ступень поворотные камеры основного двигателя;
- II ступень 4-камерный рулевой ЖРД
Разделение I и II ступеней, отделение боевой ступени газодинамическое, путем вскрытия специальных окон и истечения через них газов наддува топливных баков
Тип старта «минометный» из ТПК в ШПУ
Число ступеней ракеты 2 и ступень разведения боевых блоков (боевая ступень)
Длина ракеты, м:
- полная 34,3
- без головной части 29,1
- полная в ТПК 36,7
Макс. диаметр корпуса, м 3,0
Стартовый вес, т 211,1
Материал корпуса топливных
баков алюминиево-магниевый сплав
Горючее НДМГ
Окислитель АТ
Наддув топливных баков химический: баки окислителя – впрыском горючего, баки горючего – впрыском окислителя
Гарантийный срок хранения ракеты в заправленном состоянии, лет 10 (увеличен до 15 лет)
Первая ступень:
Тип со специальным поддоном на котором крепится ПАД, после выхода из ШПУ поддон отделяется пружинными толкателями и уводится в сторону пороховым ракетным двигателем
Размеры, м:
- длина 22,3
- диаметр 3,0
Вес ступени, т 161,5
Двигательная установка ЖРД РД-274 состоящий из четырех однокамерных ЖРД РД-273 замкнутого цикла (вариант модернизации двигателя РД-264 первой ступени МБР Р-36М и Р-36МУТТХ)
- разработчик КБ «Энергомаш»
- гл. конструктор В.П.Радовский
- изготовитель ЮМЗ
- соотношение компонентов топлива 2,67
- тяга установки на земле, тс 468,6
- тяга установки в пустоте, тс 504,9
- тяга двигателя, тс 144
- удельный импульс, с:
у земли 296
в пустоте 318,7
- давление в камере сгоран., кгс/см2 230
- частота вращения ТНА, об/мин 22500
- масса, кг 3600
- высота, м 2,15
- диаметр, м 3,025
- размещение на раме в хвостовом отсеке с помощью шарниров
Вторая ступень:
Размеры, м:
- длина 7,0
- диаметр 3,0
Двигатель однокамерный ЖРД РД-0255 (15Д311) замкнутого цикла размещен в баке горючего, максимально унифицирован с двигателем РД-0243 первой ступени морской баллистической ракеты Р-29РМ
- разработчик КБХА
- гл. конструктор А.Д.Конопатов
- вед. конструкторы В.П.Пилипенко, Ю.Н.Сверчков
- тяга в пустоте, тс 77
Рулевой двигатель 4-камерный ЖРД РД-0257 (15Д310) открытой схемы (создан на базе ЖРД МБР Р-36МУТТХ)
- разработчик КБХА
- гл. конструктор А.Д.Конопатов
Пороховой аккумулятор давления:
Разработчик ФЦДТ «Союз»
Гл. конструктор Б.Жуков
Пусковой контейнер:
Тип с термостатированием
Материал корпуса стеклопластик
Верхняя крышка пленочная
Размеры, м:
- диаметр 3,5
- длина 29,7
Боевой стартовый комплекс (БСК):

Тип шахтный типа ОС 15П118П
Разработчик КБСМ
Гл. конструктор В.С.Степанов
Тип ПУ шахтная типа ОС
высокой защищенности
Система амортизации ШПУ маятникового типа
- горизонтальная двухпоясная с гидродемпферами
- вертикальная с пневматическим амортизатором
- изготовитель ПО «Баррикады»
Размеры шахты, м:
- диаметр 5,9
- высота 39
Степень защиты сверхвысокая
Допустимая скорость ветра у земли, м/с свыше 20
Число ракет в ШПУ 1
Число ШПУ в БСК 6 и 10
Унифицированная система внутреннего электроснабжения:
- разработчик ЦПИ-31 МО
Командный пункт:
Тип контейнерный 15В222
Разработчик ЦКБТМ
Гл. конструктор Б.Р.Аксютин
Разработчик и изготовитель основного оборудования завод «Большевик»
Тип контейнера 15В223
Размещение подвеска в шахте на специальной амортизации
Вес, т 130
Число КП в БСК 1
Разработчик УСДУ НПО «Импульс»
Установочное оборудование:
Установщик специальный
Разработчик КБ НКМЗ
Изготовитель НКМЗ
Тягач МАЗ-537
Размеры, м:
- длина 21,6
- высота 4,4
- ширина 3,4
Комплекс подвижных средств доставки и заправки компонентов топлива:
Разработчик КБТХМ
Гл. конструктор И.В.Брилев

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 09.04.2014

Источники:
Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
«Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное», Днепропетровск: ГКБЮ, 2000
Днепровский ракетно-космический центр. Днепропетровск: ЮМЗ-КБЮ, 1994 г.
Ракетный щит отечества. М: ЦИПК РВСН, 1999
Меморандум к договору СНВ-1, 1990 г.
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
Missile Forecast – Forecast International/ DMS, 1996 г.
«Сатана» становиться «Ангелом» – «Деловой вторник» от 6 января 1998 года
В.Губарев, «Реквием по «Сатане» – «Российская газета» за 24 сентября 1997 года
В.Рачук, «Воронежские ракетные двигатели» – «Аэрокосмический журнал», ноябрь-декабрь 1996 года
«Россия считает «Днепр» «Сатаной» – «Русский телеграф» от 16 апреля 1998 года
И.Черный, «К пуску РС-20…так «Сатана» или «Днепр»? – «Новости космонавтики», №9-1998 г.
И.Афанасьев, «Конверсия двигателя советской боевой ракеты» – «Новости космонавтики», №7-1998 г.
В.Литовкин, «Подрастает полк новых «Тополей» – “Известия” от 26 сентября 1998 года
В.З.Дворкин, «Роль межконтинентальных баллистических ракет тяжелого класса…» – «Космонавтика и ракетостроение», №14 (1998 год)
И.Сафронов «Ядерную ракету запустили в космос» – «Коммерсантъ» №67 от 21 апреля 1999 г.
И.Булавинов, И.Сафронов «Ельцин велел залатать ядерный щит» – «Комерсантъ» №74 от 30 апреля 1999 г.
Г.Селезнев «Военная безопасность России в свете современной геополитики» – «Защита и безопасность» №3 (10) -1999
Ю.Яшин «Ракетные полигоны» – «Индустрия» №3-февраль 2000
mil.ru, Независимая газета, Газете.Ru и др.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П018М «ВОЕВОДА» ВЫСОКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ С ТЯЖЕЛОЙ МБР Р-36М2 (15А18М). НОВОСТИ

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГП «КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМ.М.К. ЯНГЕЛЯ» ЗА 2012-2015 ГГ
НОВАЯ ТЯЖЕЛАЯ МБР » САРМАТ» ДЛЯ РОССИЙСКИХ РВСН
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ЛЕГКОГО КЛАССА «ДНЕПР» (РС-20К)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)