ПРОТИВОВЕРТОЛЕТНАЯ МИНА ПВМ
PROTIVOVIRUSNAYA MINH PVM

Противовертолетная мина ПВМ была разработана ГкНИПАС в конце 1990-х годов. Первые упоминания о этой разработке относиться к концу 1999 года. Мина демонстрировалась на международном салоне МАКС-2003 в Жуковском. Государственные испытания комплекс ПВМ прошел в июне 2012 года. В некоторых источниках ПВМ называется «Бумеранг».
Предназначена для выведения из строя низколетящих воздушных целей (самолетов, вертолетов, иных летательных моторных аппаратов) движущихся со скоростью до 360 км/час. Поражение цели при взрыве мины наносится ударным ядром вылетающим в направлении цели на дальность до 150 -200 метров.
Служит для для защиты военных и гражданских объектов от атак вертолетов, для защиты участков морского побережья, где возможен вертолетный десант, защиты минных полей от вертолетного разминирования, блокирования взлетных полос аэродромов противника, блокирования мест, где могут быть развернуты запасные аэродромы или аэродромы рассредоточения, психологического воздействия на пилота вертолета с целью принуждения пилотирования на больших высотах.
Мина ПВМ состоит из акустической системы, многочастотного ИК датчика и боевой части. Мина, с помощью акустической системы, обнаруживает цель на дальности до 1 километра, разворачивает боевую часть в сторону цели, и, сканируя направление с помощью многочастотного ИК датчика, определяет истинное направление на цель и момент подрыва боевой части. Прицеливание заряда производится в верхнюю полусферу вертолета, на двигатель и лопасти. Боевое ядро состоит из заряда взрывчатого вещества под медной оболочкой, которое выстреливается и летит с высокой скоростью 2,5-3 км в секунду. Бронепробиваемость составляет 12 мм стальной брони на дистанции до 100 метров.

Мина может устанавливаться как вручную, так и с помощью наземных или авиационных средств доставки, в том числе с вертолетов. Мина для авиационных средств доставки имеет не четыре, а шесть стабилизирующих лепестков для точной установки в вертикальной плоскости. При переноске и перевозке мин лепестки прижимаются к боевой части мины и служат как корпус – футляр.
Эти мины могут использоваться для создания минных засад на маршрутах пролета легких самолетов и вертолетов противника, чем можно в значительной степени облегчить задачи своей противовоздушной обороны. Особенно интересен вариант использования этих мин для блокирования аэродромов и посадочных площадок вертолетов.
В конце апреля 2014 года начальник инженерной службы ВВС РФ полковник Алексей Хазов сообщил , что в ближайшее время на вооружение Российской армии будет принята новейшая разработка отечественной оборонки – противовертолётная мина. Противовертолётная мина в конце 2013 года прошла испытания и сейчас будет принята на снабжение, в ближайшее время это планируется. Как ожидается, Министерство обороны России закупит по меньшей мере 200 новых мин, а в перспективе может увеличить заказ на такие боеприпасы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип мины…………………………………………………….противовертолетная кумулятивная неуправляемая направленного поражения.
Корпус………………………………………………………..металл.
Масса………………………………………………………….12.0 кг.
Масса взрывчатого вещества (ТГ-50)…………………6.4 кг.
Размеры мины (без откинутых опор)………………….45.5х47.4х47 см.
Радиус зоны поражения (полусфера)………………. 150 м.
Радиус зоны обнаружения цели (полусфера)……..1000 м.
Максимальная скорость цели……………………………до 100 м/сек.
Время перехода из режима ожидания
в рабочий режим……………………………………………1.5 сек.
Время боевой работы……………………………………..от 3 до 9 месяцев.

Источники: guns.allzip.org, weaponland.ru, www.saper.etel.ru, lenta.ru и др.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЕННЫЙ НАУЧНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ» (ФКП «ГКНИПАС»)