ПАРАШЮТНО-РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ПРСМ-925 «РЕАКТАВР» (ПРСМ-915, ПРСМ-916)
PARACHUTE-JET SYSTEM PRSM-925 «REAKTAVR» (PRSM-915, PRSM-916)

Основным средством десантирования в составе парашютного десанта БМД-1 и машин на ее базе стала парашютно-реактивная система ПРСМ-915, БМД-2 — ПРСМ-925 (916). Эти системы предназначены для десантирования грузов и боевой техники из самолетов Ан-12Б, Ил-76, Ан-22.
Постановление СМ СССР и ЦК КПСС от 21 июля 1966 г. ставило заводу «Универсал», как головному подрядчику, задачу создать парашютно-реактивную систему для десантирования боевой машины десанта согласно специальным тактикотехническим требованиям ВВС. Заводской индекс опытно-конструкторской работы — П-150, а система получила обозначение «ПРС-915». Это был один из первых случаев действительно комплексного подхода. Создание средств десантирования было строго увязано с формированием технического облика новой боевой машины.
Для десантирования БТР-Д и машин на его шасси (кроме САО), имеющих большие размеры и массу, служит парашютно-реактивная система ПРСМ-925, для десантирования САО 2С9 «Нона-С» — ПРСМ-925 (2С9). Парашютно-реактивная система ПРСМ-915 (ПРСМ-925) – бесплатформенное парашютно-десантное средство, предназначенное для десантирования специально подготовленных грузов и боевой техники из самолётов Ил-76 и Ан-22, оборудованных рольганговым оборудованием, или из самолёта Ан-12Б, оборудованного транспортёром ТГ-12М.
Парашютно-реактивная система ПРСМ-925 предназначены для десантирования обычным способом (одиночно и серией) и методом «Цуг» боевых машин из самолетов Ил-76.
Системы ПРСМ-915, ПРСМ-915 (916), ПРСМ-925 применяются для десантирования боевых машин десанта БМД-1, БМД-2, БТРД и машин на их базе массой до 8250 кг на сушу с самолетов Ил-76 (М, МД, МД-90).
В состав парашютно-реактивной системы ПРСМ-915 (ПРСМ-925) входят следующие элементы: парашютная система, состоящая из блока вытяжного парашюта (ВПС-8), блока основного парашюта (ОКС-540ПР) и звеньев этих блоков, соединенных замком (ЗКП); пороховая реактивная система, состоящая из блока пороховых реактивных двигателей (ПРД), соединенных с парашютной системой переходником; электрооборудование, состоящее из двух жестких телескопических щупов с приборами и блока электропитания; средства обеспечения крепления боевой машины в самолете; средства монтажа ПРСМ на боевую машину, принадлежности погрузки боевой машины в самолет. Реактивный двигатель снаряжается пороховыми шашками, поджигаемыми пиропатронами.
В 1970 г. парашютно-реактивная система ПРС-915, рассчитанная на десантирование БМД-1 из самолета Ан-12, успешно прошла государственные испытания и приказом Главнокомандующего ВВС от 26 марта 1970 г. была принята на снабжение ВВС и ВДВ. В серийное производство ПРС-915 запустили на Кумертауском заводе. В 1972–1973 гг. эта система прошла войсковые испытания, в ходе которых отрабатывались тактика десантирования и вопросы подготовки специалистов ВДВ к ее эксплуатации.
Вносились и изменения в саму ПРС-915: в частности, в 1973 г. испытали вариант с удлиненной подвесной системой, позволившей уменьшить раскачивание груза. По результатам испытаний удлиненную подвеску внедрили в серию.
После принятия на снабжение самолета Ил-76 систему ПРС-915 модернизировали. Размеры грузовой кабины позволяли удобнее разместить в ней машину с двумя щупами, уложенными вдоль бортов. Расположение щупов вдоль бортов упрощало монтаж системы и ее проверку перед десантированием. Приходилось решать и проблему разрыва купола основного парашюта после раскрытия — для предотвращения разрыва ввели зарифованный купол.
В состав ПРСМ-915 входят: парашютная система, состоящая из блока вытяжного парашюта (ВПС-8), блока основного парашюта (ОКС-540ПР) и звеньев этих блоков; тормозная двигательная установка, включающая блок ПРД (три пороховых реактивных двигателя);электрооборудование (два жестких щупа с приборами, блок электропитания, проводка); монтажная площадка; лыжи; средства монтажа ПРС на боевую машину; средства обеспечения крепления боевой машины в самолете; принадлежности погрузки машины в самолет.
В 1975 г. провели первый сброс БМД-1 на усовершенствованной парашютно-реактивной системе из самолета Ил-76. Несмотря на неудачное приземление (не отложились щупы), в целом задачу сброса БМД-1 на новой системе из Ил-76 и Ан-22 признали успешно решенной. С 1 января 1976 г. серийное производство модернизированной системы ПРСМ-915 наладили в Кумертау. Уже в 1976 г. изготовили 100 комплектов, а на 1977 г. завод получил заказ на 250 комплектов.
Парашютно-реактивные системы (ПРС). В настоящее время на основной части парашютно-реактивных систем, состоящих на вооружении соединений и частей ВДВ, пороховые заряды двигателей превысили сроки эксплуатации или приближаются к этим срокам.
На основании этого необходимо рассматривать следующие основные направления развития ПРС:
Для повышения боеготовности войск необходимо провести следующие работы по совершенствованию ПРС: продление сроков эксплуатации ПРСМ-915 и ПРСМ-925 (в частности, зарядов топлива); модернизацию ПРС, в рамках которой предусмотреть замену топлива в существующих двигателях на новое перспективное пастообразное ракетное топливо (ПРТ); разработку и включение в состав ПРС системы встроенного контроля электрической схемы.
Основные направления НИОКР по разработке ПРС для перспективных объектов вооружения и военной техники ВДВ массой 15–25 т:
– разработка двигателей на ПРТ однократного применения;
– разработка бесконтактной системы включения двигателей ПРС с автоматической корректировкой высоты их срабатывания;
– формирование конструктивного облика ПРС с двухступенчатой схемой
работы двигателей;
– работы по снижению влияния электромагнитных импульсов и статического
электричества на электрическую схему ПРС и систему включения двигателей;
– разработка системы встроенного контроля электрической схемы ПРС.
Перспективные ПРС должны обеспечивать:
– десантирование объектов бронетанковой техники массой свыше 15 т на площадки с превышением над уровнем моря до 2,5 тыс. м на скорости полета самолета 320–400 км/ч;
– комфортные условия экипажу при десантировании его внутри объекта на штатных сиденьях при приземлении;
– сохранность объекта без опрокидывания при ветре у земли до 15 м/с;
– десантирование на водную поверхность с волнением до 2 баллов;
– работоспособность в диапазоне температур ±55°С;
– простоту эксплуатации;
– высокую надежность и точностные характеристики бесконтактной системы управления работой двигателей.

МОДИФИКАЦИИ:
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-915 (для БМД-1)
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-925 (для БТР-Д)
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-916 (для БМД-2)
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-926 (для 2С9 «НОНА»)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Полетная масса машины с ПРСМ-925, кг 8000-8800
Высота десантирования над площадкой приземления, м 500-1500
Высота площадки приземления над уровнем моря, м до2500
Вертикальная скорость снижения на основном парашюте при температуре воздуха у земли от -50 до +50 градусов, м/с -23
Диапазон температур заряда и воздуха. 0С от-50 до+50
Номинальная скорость приземления машины, м/с 3,5-5,5
Максимальная (допустимая при сбрасывании) скорость ветра у земли, м/с, до 10

Источники: реклама МКПК «Универсал», mkpkuniversal.ru, vadimvswar.narod.ru, coollib.net, federalbook.ru и др.

ПАРАШЮТНО-РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ПРСМ-925 НА ВЫСТАВКАХ


© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT