ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-3 «ВАЛ»
MOBILE INTELLIGENCE PARAGRAPH PRP-3 «VAL»

Работы по созданию подвижного разведывательного пункта для обеспечения целеуказания ракетно-артиллерийским системам заданы постановлением правительства от 15 июля 1963 г. В КБ Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) под руководством главного конструктора П.П. Исакова начались работы по проектированию подвижного разведывательного пункта на шасси БМП-1, новая машина на предприятии получила обозначение » объект 767″. Специальное оборудование разрабатывалось в КБ НПО «Точмаш».
Основными задачами подвижного разведывательного пункта (ПРП) являлись: ведение разведки наземных целей, обработка информации и обеспечение целеуказания ракетно-артиллерийским системам. При этом ПРП должен был сохранить высокие характеристики базовой машины (БМП-1): отличную маневренность, хорошую проходимость, высокую скорость передвижения, достаточную броневую защиту и способность преодоления водных преград вплавь.
Новая машина предназначалась специально для вооружения подразделений артиллерийской разведки артиллерийских дивизионов и полков.
Первый вариант подвижного разведывательного пункта ПРП-3 «Вал» (изделие 1Ж3) был принят на вооружение Советской Армии в 1970 году, с 1972 года началось его в серийное производство. В 1979 году на Алтайском машиностроительном заводе (г. Рубцовск) освоено серийное производство ПРП-3.
Подвижный разведывательный пункт ПРП-3 «Вал» предназначался для ведения разведки неподвижных и движущихся наземных и низколетящих целей, а также обеспечения стрельбы наземной артиллерии днем и ночью в любых метеорологических условиях при температуре окружающего воздуха от -40°C до +40° C на высоте 3 000 м над уровнем моря.

В машине имелись отделение управления, моторно-трансмиссионное отделение, боевое и кормовое отделения. Боевой расчет состоял из командира ПРП и оператора-разведчика, расположенных в двухместной башне, радиотелефониста, находившегося в кормовом отделении и оператора-вычислителя. Все члены боевого расчета имели свои люки для входа и выхода сверху машины. В случае необходимости был возможен выход расчета через левую дверь в корме машины.
Защита обитаемого объема и внутреннего оборудования обеспечивается в первую оче-редь броневыми корпусом и башней. Корпус и коническая низкопрофильная башня сварены из катаных стальных броневых листов. Броневым поверхностям по возможности приданы углы наклона для повышения защищенности от кинетических поражающих элементов. В верхней лобовой детали, установленной под большим углом наклона, выполнен большой люк, закрытый откидывающимся ребристым листом из алюминиевого броневого сплава.
К верхнему лобовому листу шарнирно крепится волноотбойный щиток. Тонкобронная конструкция потребовала специальных мер для повышения ее жесткости и прочности. Днище корпуса имеет продольные выштамповки и поперечные полые балки. Через полые балки проходят торсионные валы. Крыша корпуса состоит из съемного (для доступа к агрегатам силовой установки) и несъемных листов. Для обеспечения жесткости к ней приварены поперечные и продольные полые балки и установлены четыре распорные стойки.
Защищенности машины способствуют сравнительно низкий силуэт, защитная окраска, ТДА многократного действия и высокая подвижность в различных дорожно-грунтовых условиях.
Данная машина отличалась от БМП-1 и БРМ-1 другой башней с одним 7,62-мм пулеметом и целым комплектам разведывательной аппаратуры. В башне у оператора-разведчика устанавливался 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 1 000 патронов. Кроме того, ПРП имел термодымовую аппаратуру для постановки дымовых завес и пусковую установку 2П130-1 для запуска осветительных снарядов 9М41.

В качестве осветительных средств использовались 90-мм неуправляемые реактивные осветительные снаряды 9М41, работавшие на твердом топливе. Дальность стрельбы составляла 1 000–3 000 метров, время горения факела — 50 сек. Пусковая установка 2П130 представляла собой трубчатую направляющую на вращающемся погонном устройстве в кормовой части крыши корпуса машины. Боекомплект из 20 осветительных снарядов размещался в кормовой части машины.
Специальное оборудование машины включало радиолокационную станцию обнаружения движущихся наземных целей 1РЛ126, лазерный перископ-дальномер 1Д6М1 (1Д6), курсопрокладчик КП-4 (1В44), гирокомпас 1Г25-1, гироуказатель 1Г13М и ночной перископ наблюдательный прибор 1ОП79 и 1ПН29.
Для оборудования дополнительного выносного наблюдательного пункта к машине придавались радиостанция Р-108, два телефонных аппарата, буссоль и стереодальномер.
Для питания аппаратуры на стоянке, в герметичном отсеке кормовой части машины размещался автономный источник электропитания.
С 1984 по 1999 год на Рубцовским машиностроительным заводом проводится модернизация подвижных разведывательных пунктов. На базе ПРП-3 и оборудован оптическими, электронно-оптическими, тепловизионным и активно-импульсным приборами ночного видения, радиолокационными средствами и средствами обработки и передачи информации создан новый подвижной разведывательный пункт ПРП-4.
Подвижный разведывательный пункт ПРП-3 «Вал» поставлялся зха рубеж, в том числе в страны – участницы Варшавского договора и, а так же в Алжир, Анголу, Ирак и Сирию.

МОДИФИКАЦИИ
• ПРП-3 «Вал» (объект 767, 1970 г.) — подвижной разведывательный пункт. Средство обеспечения целеуказания ракетно-артиллерийским системам. Вооружение: пулемет ПКТ и ПУ 2 П 130-1 для стрельбы осветительными снарядами.
• ПРП-4 – создан на базе ПРП-3 и оборудован оптическими, электронно-оптическими, тепловизионным и активно-импульсным приборами ночного видения, радиолокационными средствами и средствами обработки и передачи информации. Вооружение: пулемет ПКТ. Экипаж 5 чел.
• ПРП-4М (1988 г.) – создан на базе ПРП-4 и оборудован тепловизионным прибором и перископическим лазерным дальномером 1Д14 с улучшенными характеристиками. В выносной наблюдательный пункт дополнительно введен переносной лазерный прибор разведки 1Д13.
• ПРП-4МУ «Дейтерий» – модернизированный вариант ПРП-4М.
• РП-4А «Аргус» – модификация подвижного разведывательного пункта ПРП-4М «Дейтерий». От базовой машины отличается более совершенным оборудованием, в частности – радиолокационной системой, прибором ночного видения, тепловизором и современной системой оптико-электронного подавления.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние принят на вооружение в 1970 г.
Разработчик КБ ЧТЗ и НПО «Точмаш».
Изготовитель ЧТЗ и Рубцовский машиностроительный завод
Производство серия с 1972 г.
Боевая масса, т 13,2+2,5%
Длина, мм 6735
Ширина, мм 2940
Высота, мм 2095
Клиренс, мм 370
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,6
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град. 35
- ров, м 2,5
- стенка, м 0,7
- брод, м плавает
Тип двигателя дизель УТД-20
Максимальная мощность, л.с. 300
Удельная мощность, л.с/т 22,7
Максимальная скорость, км/ч 65
Скорость на плаву, км/ч 7
Запас хода, км 550-600
Бронирование, мм 6-26
Средства постановки дымзавес ТДА
Экипаж, чел 5

ВООРУЖЕНИЕ:

- число х калибр, мм и тип
пулеметов 7,62 мм ПКТ
(боекомплект, шт.) (1000)
- число х тип ПУ освет. снар. 2П130-1 (90 мм освет. снар. 9М41,
боекомплект, шт.) (20)
Число амбразур для стрелкового оружия, шт. 1
Радиостанции Р-123М(2 к-та)
Навигационная аппаратура 1В44,1Г13М,1Г25-1
РЛС 1РЛ126
Приборы наблюдения 1ОП79,1ПН29
Дальномер 1Д6М1(1Д6)

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 25.02.2015

Источники: Карпенко А. В. Боевые машины пехоты и десанта // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996, kollektsiya.ru, za-cccp.narod.ru, cris9.armforc.ru, ru.wikipedia.org, www.russianarms.ru и др.

ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-4А «АРГУС»
ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-4МУ «ДЕЙТЕРИЙ»
ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-4М «ДЕЙТЕРИЙ»
ПОДВИЖНЫЙ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРП-4 «НАРД»
РУБЦОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT