ПРОЕКТ П-2 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

PROJECT P-2 A LARGE MISSILE SUBMARINE

Разработка одной из первых отечественных управляемых ракетных систем вооружения – авиационного варианта самолета-снаряда 10Х была задана Решением Государственного комитета обороны (ГКО) от 13 июня 1944 года. Ракета была создана В.Н.Челомеем в КБ завода №51 на базе немецкого самолета-снаряда V-1(Фау-1), который был доставлен из Англии в Советский Союз в конце октября 1944 года. В начале 1947 г. заводу № 51 было поручено проектирование ряда новых беспилотных летательных аппаратов: 16Х – для Военно-Воздушных Сил, 15Х и 17Х – для Военно-Морских Сил, а также 18Х. В 1950 – 1952 г.г. в конструкторском бюро В.Н.Челомея разрабатывали эскизный проект сверхзвукового самолета-снаряда 10ХМ «Волна» для стрельбы с подводных лодок по расположенным на берегу объектам противника.
До этого, в мае 1946 года выходит историческое Постановление СМ СССР №1017-419 об образовании Специального комитета по реактивной технике при Совете Министров (СМ) СССР, который возглавил Г.М.Маленков, его заместителями стали Д.Ф.Устинов и И.Г.Зубович. По этому же постановлению создавались Главные управления по реактивной технике в трех министерствах, а так же специализированные НИИ и КБ. На Комитет возлагалось наблюдение и контроль во всех ведомствах за научно-исследовательскими, конструкторскими и практическими работами по реактивному вооружению. В этом постановлении определялось, как первоочередная задача – воспроизведение с применением отечественных материалов, ракет типа ФАУ-2 (дальнобойной управляемой ракеты) и «Вассерфаль» (зенитной управляемой ракеты). Постановлением были определены головные министерства по разработке и производству реактивного вооружения: Министерство вооружения по реактивным снарядам с ракетными двигателями на жидком топливе (ЖРД); Министерство сельскохозяйственного машиностроения по реактивным снарядам с пороховыми двигателями; Министерство авиационной промышленности по реактивным самолетам – снарядам.
По Постановлению от 13 мая 1946 года создавались НИИ-88 (в настоящее время ЦНИИМаш – головной институт в ракетно-космической промышленности) в Министерстве вооружения на базе артиллерийского завода №88 в Подлипках под Москвой, НИИ пороховых реактивных снарядов (НИИ-1, а с января 1967 года Московский институт теплотехники – МИТ) на базе ГЦКБ-1 и КБ на базе филиала №2 НИИ-1 МАП в Минсельхозмаше, а так же другие предприятия ракетной промышленности. В министерстве вооруженных сил создавался НИИ ГАУ и Государственный Центральный полигон (ГЦП).
Для изучения и обобщения немецкого опыта в области военно-морской техники и вооружения в 1947 году была образована подкомиссия возглавляемая вице-адмиралом Л.Г.Гончаровым, она входила в состав Правительственной комиссии под руководством Н.Э.Носовского. Первоначально в ВМФ заказчиками и организаторами работ по ракетному оружию были определены Артиллерийское и Минно-торпедное управления, в 1948 году на их базе создается специальное Управление ракетного вооружения ВМФ, несколько позже НИИ по ракетно-артиллерийскому вооружению ВМФ.

Уже в 1947 году ленинградские научно–исследовательские организации и конструкторские бюро Минсудпрома приступили к проработкам по размещению самолетов–снарядов типа 10Х и 16Х для поражения движущихся морских и береговых стационарных целей на боевых кораблях. Предполагалось использовать самолеты–снаряды 10Х (“Ласточка”), 10ХН (“Волна”) и 16Х («Прибой»), созданные в ОКБ51 (главный конструктор В.Н.Челомей). Ракета 16Х в отличие от 10Х и 10ХН оснащалась двумя пульсирующими маршевыми воздушнореактивными двигателями.

ЦКБ–17 выполнило проработки размещения управляемого ракетного оружия (УРО) на артиллерийских крейсерах проектов 82, 83, 68бис и предложило проект специального ракетного корабля нового типа Ф–25. В этих проектных исследованиях по первым ракетным кораблям прорабатывались различные варианты корабельных пусковых установок для запуска самолетов–снарядов 10ХН и 16Х.

ОСНОВНЫЕ ТТХ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ ТИПА 10Х

Характеристики

10ХН (модификация 10Х «Ласточка»)

16Х

Полный вес, кг

3,3-3,5

3,5

Вес в полете, кг

2,5

2,5

Вес боевой части, кг

800-1000

800-1000

Система управления

автопилот АП-52 (или радиокомандная)

автопилот АП-52 (или АП-56)

Тип горючего

бензин Б-70

бензин Б-70

Длина, мм

7,5

7,6

Ширина, мм

2,5

2,7

Диаметр фюзеляжа, мм

0,85

0,85

Размах крыльев, мм

6,5

6,5

Дальность стрельбы, км

240

100-240

Точность стрельбы, км

20 х 20

7,6 х 10,7

Высота полета, м

200-1000

50-500

Средняя скорость полета, км/ч

565-600

858-900

Тип маршевого двигателя

пульсирующий ВРД Д-3 (Д-5)

2 пульсирующих ВРД Д-14 (Д-16)

Тип стартовых ускорителей

пороховые РБТ-700

РДТТ СД-10ХИ

Число стартовых ускорителей

2

2

В последующих научно–исследовательских и проектных работах, выполнявшихся судостроительными организациями, рассматривались для установки на корабли отечественные аналоги немецких самолетовснарядов «Блом и Фосс», баллистических управляемых ракет «Фау-2», зенитных ракет «Вассерфаль» и «Флюзе600А». Эти работы выполнялись ленинградскими организациями Минсудпрома в течении всего 1947 г. Реактивный снаряд “Флюзе-600А” не был рекомендован для размещения на кораблях ВМФ из-за недостаточной мощности боевого заряда. А реактивные снаряды типа «Блом и Фосс» были признаны неэффективными из–за малой дальности действия.

ОСНОВНЫЕ ТТХ РАКЕТ РАЗРАБОТКИ НИИ-88

Характеристики

Р-1

Р-2

Р-101

Разработчик

НИИ-88

НИИ-88

НИИ-88

Длина, мм

14272

17088-17312

7836

Диаметр, мм

1650

1650

880

Стартовый вес, кг

13297

19972

4000

Вес ВВ, кг

793

1023

Тип топлива

водный раствор этилового спирта

водный раствор этилового спирта

ТГ02 (типа «Тонка 250»)

Тип окислителя

жидкий кислород

жидкий кислород

90% азотной кислоты и 10% серной кислоты

В 1948 году в ЦКБ-18 уже был разработан первый проект ПЛ с тремя баллистическими ракетами и 21-й крылатой ракетой. В следующем году ЦКБ-18 (гл. конструктор Ф.А.Каверин) выполнило по заданию Пятого управления МСП предэскизный проект П-2 ракетной ПЛ с БРДД Р-1 и самолетами – снарядами типа 10Х “Ласточка”. Проект П-2 был одной из первых попыток оснащения ПЛ ракетным оружием для действия по объектам в прибрежных районах территории противника. Было выполнено несколько вариантов проекта П-2. . В одном из них ПЛ имела семь прочных корпусов и общий легкий корпус, две линии вала, обеспечивался запас плавучести в 22,5 %. На корабле предполагалось установить комбинированную энергетическую установку, состоящую из дизель-электрической (6 дизелей 37Д по 2000 л.с.) и парогазорурбинных (2 х 7500 л.с.) частей. Лодка могла развивать скорость хода до 17-18 узлов и непрерывно находится под водой до 600 часов.

Баллистические ракеты типа Р-1 располагались в вертикальных прочных блоках в проницаемой части ПЛ и имели надводный вертикальный старт со стабилизированного стартового стола, требующего исключения влияния качки в течение 7-10 секунд, до выхода двигателя на номинальный режим работы. Окислитель ракеты – кислород подавался непосредственно при подготовке ракеты к пуску, все остальные топливные компоненты хранились в баках самой ракеты.

Самолеты-снаряды 10ХН располагались с отстыкованными крыльями в полностью заправленном состоянии в 3-х горизонтальных прочных блоках в проницаемой части ПЛ; предусматривался их надводный старт с наклонной (под углом 12 град. к основной плоскости) стартовой дорожки длиной 20 м. Дальнейшие работы по проекту не проводились из-за нерешенности в то время проблемы стабилизации пусковых установок при старте ракет, а также вследствие весьма сложной конструкции ПЛ, связанной с выполнением требования технического задания по обеспечению возможности размещения на ПЛ ракетного оружия двух типов.

Использование кораблями ракетного оружия существенным образом меняло их роль и назначение как в Военно-морском флоте, так и в вооруженных силах в целом. Стало возможным ставить перед кораблями новые задачи, а именно: нанесение ударов по промышленным и административным центрам, находящимся на побережье, по портам и военно-морским базам противника. С появле¬нием ядерного оружия и увеличением дальности действия ракет подводные лодки получили возможность поражать с различных направлений стратегические объекты противника, расположенные и в глубине его территории.
Не оставался в стороне и «потенциальный противник» за океаном. В США первый запуск крылатой ракеты с дизель-электрической ПЛ был произведен в 1947 году. В конце 1949 г. в США в качестве носителей самолетов-снарядов “Лун” были переоборудованы две дизель- электрические подводные лодки типа “Балао” – “Каск” и “Карбонеро.” Самолеты-снаряды “Лун” являлись американской модификацией трофейных немецких самолетов-снарядов Фау-1, имели дальность действия 320 км при массе боевой части (БЧ) – 850 кг. Эффективность “Лун” была невелика, и в 1955 г. в США был принят на вооружение новый стратегический “Регулус-1” с дальностью стрельбы – 400 км, а с подвесными баками и 800 км. Носителями “Регулус-1”стали дизель- электрические подводные лодки “Танни” типа “Гэтоу” и “Барберо” типа “Балао”. В 1950-60-е гг. эти подводные лодки совершили соответственно 8 и 9 выходов на боевое патрулирование.
В 1958 г. в состав ВМС США вошли первые две, специально спроектированные в качестве носителей самолетов-снарядов типа “Регулус,” дизель- электрические подводные лодки “Грейбек” и “Гроулер,” совершившие по 8 выходов на боевое патрулирование. Наконец, в 1960 г. в состав ВМС США вошла атомная подводная лодка “Хэлибат,” совершившая 7 выходов на боевое патрулирование в северо-восточную часть Тихого океана. Однако опыт эксплуатации и проведенные исследования, показали руководству ВМС США бесперспективность использования самолетов-снарядов или крылатых ракет (КР) с надводным стартом, дальнейшего развития эта программа не получила, не выдержав конкуренции с системой “Поларис”. К внедрению на АПЛ стратегических и тактических крылатых ракет ВМС США вернулись только через много лет уже на новом техническом уровне, с появлением КР “Томогавк”. Поэтому подводные лодки – носители самолетов – снарядов типа “Регулус” были переоборудованы в подводные лодки специального назначения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл. конструктор Ф.А. Каверин
Состояние и время
разработки, г. предэскизный проект,1949
Нормальное водоизмещение, м3 . 5360
Длина наибольшая, м 119
Ширина наибольшая, м 12,5
Осадка средняя, м 9,9
Запас плавучести, % 22,5
Архит.-конструкт. тип многокорпусная
Глубина погружения, м 200
Автономность, сут. 100
Время непререрывного
пребывания под водой, час. 600
Экипаж, чел. 100
Энергетическая установка:
- тип комбинированная (ДЭУ+ ПГТУ)
- тип дизелей 37Д
- число х мощность
дизелей, л.с. 6 х 2000(по 3 на вал)
- число х мощность
ПГТУ, л.с. 2 х 7500
(через редуктор на вал)
- число ГЭД экономического
хода 2 (на линии вала)
- число гребных валов 2
- тип АБ свинцово-кислотная 46СУ
- число групп АБ х число
элементов в группе 2 х 112
Скорость хода, уз.:
- наибольшая надводная 18
- наибольшая подводная
при работе ГЭД 10
- наибольшая подводная
при работе ПТГУ 17
- экономическая подводная 4
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.):
- надводная 12000 (10)
- подводная при ходе под ГЭД 10 (10)
- подводная при ходе под ПГТУ 700 (17)
- экономическая подводная при
работе ГЭД 100 (4)
- экономическая подводная при
работе ПГТУ 4000 (6)

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное
Баллистические ракеты:
- тип Р-1
- число ракет. 12
Самолеты-снаряды :
- тип «Ласточка» (10Х) с ПВРД
- число 51(вместо БР)
Торпедное:
- число х калибр нос. ТА, мм 12 х 533
- число х калибр корм. ТА, мм 4 х 533
- общее число торпед 30
Средства навигации:
- гирокомпас «Курс-3″
- лаг ГОМ-3
- эхолот НЭЛ-4
- р/пеленгатор РПН-47-03
Cредства радиолокации:
- РЛС обн. надв. целей «Флаг»
- СОРС «Накат»
- РЛС опознав. «Факел-МО-1″
Гидроакустические средства:
- ГЛС «Тамир 5ЛС»
- ШПС «Марс-24КИГ», «Феникс»
Средства радиосвязи:
- р/перед. КВ Р-641, Р-647
- п/передатчик УКВ «Рейд-И»
- р/приемн. КВ Р-670

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 05.03.2017

Источники:
А.В.Карпенко «Первые работы по размещению ракетного оружия на кораблях ВМФ СССР в 1945-1953 годах». ВТС «Бастион»
Карпенко А.В. «Первые работы по управляемому ракетному оружию ВМФ», конференция «Первые Уткинские чтения», БГТУ «Военмех», 2002 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 611
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”