ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956ЭМ (РОССИЯ/КИТАЙ)
THE DESTROYERS OF THE PROJECT 956EM (RUSSIA/CHINA)

16.11.2016

Китай проводит модернизацию эсминцев типа «Современный», приобретенных в России, сообщает «Военный Паритет».
В настоящее время в составе ВМС НОАК насчитывается четыре корабля данного класса с водоизмещением 6500 т – «Ханчжоу» (136), «Фучжоу» (137), «Цзинчжоу» (138) и «Нинбо» (139). Сообщается. что на на кормовой части корабля «Ханчжоу» вместо артсистемы установлена установка вертикального пуска ЗУР типа НHQ-16.
ЭМ класса «Современный» характеризуется огромной огневой мощью, однако размеры российского вооружения столь велики, что компоновка корабля представляет собой «хаотичную конструкцию», пишут китайские источники. Отмечается, что ПКРК корабля из 2х4 ПУ ракет «Москит» будет заменена на ракеты YJ-18.
Что касается силовой установки, здесь все еще дело обстоит неясно. Были сообщения, что устаревшие паровые котлы будут заменены на газотурбинную или дизельную ЭУ, но пока нет подтверждений. Сообщается, что модернизация «Ханчжоу» будет завершена к концу этого года или в начале следующего.
Военный Паритет

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ»


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956ЭМ

Построенные на «Северной верфи» эсминцы проекта 956Э хорошо зарекомендовали себя в китайских ВМС, поэтому руководство Китая приняло решение продолжить серию. Но предлагалось строить следующие два корабля по измененному проекту 956ЭМ, который был разработан Северным ПКБ. Работы по проекту 956ЭМ (экспортный модернизированный) были начаты в Северном проектно-конструкторском бюро, главный конструктор В.П.Мишин, в 2001 году. Как сообщил генеральный конструктор и начальник бюро В.Е.Юхнин, корабль будет существенно отличаться от предшественников. Планируется модернизировать системы вооружений, навигационное, радиолокационное оборудование, аппаратуру управления главной энергетической установкой. По мнению В.Е.Юхнина, работа над проектом «во многом стимулируется успешной реализацией контракта от 1997 года на поставку ВМС Китая двух эсминцев проекта 956Э».
В начале января 2002 г. «Рособоронэкспорт» при непосредственном участии Северном верфи и Северного ПКБ подписал контракт на поставку в КНР двух кораблей пр.956ЭМ, боеприпасов и ЗИП для технического обслуживания комплексов и систем в период эксплуатации. До подписания контракта было подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве с Китаем по теме 956ЭМ.
ВМС НОАК был предложен принципиально новый корабль:
• Внсены существенные конструктивные усовершенствования для повышения боевой устойчивости корабля и повышения эксплуататционных характеристик оружия и технических средств с учетом опыта эксплуатации кораблей пр.956Э в южных широтах;
• Оптимизировано взаимодействие корабельного вооружения в целях решения задач противовоздушной, противолодочной обороны и нанесения ракетного удара по корабельным группировкам противника.
• Установлен современный ракетный комплекс «Москит-МВЕ» с повышенной дальностью за счет введения комбинированной траектории полета.
• В дополнение к зенитному комплексу «Штиль-1» установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан»
• Предусмотрено постоянное базирование вертолета Ка-28 и хранение авиационного боезапаса.
• Установлен новый гидроакустический комплекс с возможностью обнаружения торпед, атакующих корабль.
Все изменения проекта нашли отражение в контрактной спецификации, которая была согласована с китайскими специалистами еще в августе 2001 г. Технический проект был разработан в 2002 году, а параллельно шла разработка рабочих чертежей, в первую очередь – чертежей по корпусу. На этапе рабочего проекта Северным ПКБ были разработаны трехмерные модели насыщенных помещений в системе «Foran» (совмещенные чертежи в электронном виде), которые позволял Северной верфи оптимизировать технологию строительства корабля.


Модель эсминца проекта 956ЭМ

Эсминцы проекта 956ЭМ отличаются от кораблей первой поставки увеличенной дальностью действия ударного ракетного оружия и более совершенной ПВО. Одновременно на корабле будет установлен полноценный ангар для вертолета, вместо раздвижного укрытия для проекта 956Э, который позволит постоянно базировать вертолет, установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Каштан» и демонтирована кормовая 130-мм башенная установка.


Модель эсминца проекта 956Э

В июне 2003 года на 1-ом Международном военно-морском салоне (МВМС) в Санкт-Петербурге была продемонстрирована модель модернизации корабля на базе проекта 956. Тогда по этому поводу не было комментариев, однако в последствии стало известно, что был представлен эсминец проекта 956ЭМ. Первоначально трудно заметить в ней отличия, от стоящей рядом модели «штатного» эсминца проекта 956. Но все же она имеет определенные отличия. На модернизированном корабле может быть размещен ангара нового типа, который имеет несколько большие габариты и явно является не сдвижным, как у российских эсминцев типа «Современный». На моделе, в отличие от построенных кораблей, так же установлен зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего рубежа «Каштан» (или «Каштан-М») и демонтирована кормовая 130-мм башенная установка АК-130.


Модель эсминца проекта 956ЭМ

Еще на 1-ом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге ГНПО «Альтаир» представило ЗРК средней дальности «Штиль-1», который уже установлен на трех индийских фрегатах проекта 11356, он также поставляется для строящихся в Китае эсминцах проекта 052B. «Штиль-1» будет установлен на китайских ЭМ проекта 956ЭМ. Модернизированный ЗРК отличается возможностью использования новой ракеты 9М317Э с улучшенными характеристиками Долгопрудненского НПП и новой цифровой системой отображения и обработки информации. В предыдущей модификации ЗРК «Штиль» применяется ракета 9М38М1Э. Максимальная дальность стрельбы ЗРК «Штиль-1» достигает 32 км, ПКР комплекс может поражать на дальности 8-12 км, высота поражения цели от 5 м до 15 км, скорость поражаемых целей – до 830 м/с.
Многоканальный зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» (экспортное наименование «Каштан») был разработан в КБ приборостроения (КБП) под руководством А.Г.Шипунова, в 1989 году он был принят на вооружение отечественного ВМФ. В состав комплекса «Каштан» обычно входят: один командный модуль, несколько боевых модулей (на проекте 956ЭМ два таких модуля), боекомплект зенитных ракет и артиллерийских выстрелов. Боевой модуль имеет систему управления с радиолокационным и телевизионо-оптическим каналами, на нем устанавливается до восьми зенитных ракет 9М311-1Э в ТПК и две 30-мм шестиствольные артсистемы АО-18КД с беззвеневой системой подачи боеприпасов. Боекомплект модуля составляет 32 ракеты и 1000 выстрелов. В настоящее время в КБП создан усовершенствованный ЗРАК «Каштан-М» с увеличенной в 4 раза зоной поражения зенитной ракеты (дальность до 10 км), в нем используется командный модуль с собственной трехкоординатной станцией обнаружения целей «Позитив-МЭ1.2». Последний позволяет сократить время допоиска цели в два раза.
3 января 2002 года ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской народной республики. По нему корабли должны будут передаваться заказчику до июля 2006 года. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила около 1 млдр. дол. (по другим данным 1,4 млрд. дол.). Вице-премьер правительства РФ И.И.Клебанов сразу после подписания контракта официально заявил, что производство эсминца – дело серьезное, и на него будет объявлен тендер. Но как оказалось, Агентство по судостроению не готово к объявлению тендера на столь крупный проект. Конкурс на размещение заказа КНР был объявлен. Очень быстро были представлены проекты Балтийского завода, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и калининградского предприятия «Янтарь».
Уже 19 января 2002 года на закрытом заседании правительственная комиссия под председательством И.И.Клебанова сделала выбор в пользу Балтийского завода. Это объяснялось тем, что завод предложил наиболее выгодные условия. Стоимость постройки эсминцев была ниже, чем у других участников тендера. Но этим все не закончилось. Как оказалось позднее, единогласия в тендерной комиссии не было. Вероятно, что против такого решения высказались представители Министерства обороны РФ, ФСБ, Комитета по военно-техническому сотрудничеству (КВТС). Но в марте результаты тендера были пересмотрены и решением правительства заказ на строительство кораблей проекта 956ЭМ для ВМС был передан «Северной верфи».

За Балтийским заводом закрепилась поставка элементов и узлов. Балтийский завод действительно является изготовителем трубопроводов, гребных валов и винтов для эсминцев проекта 956ЭМ и поставлял эти узлы для предыдущего китайского контракта, который исполняла «Северная верфь». В рамках китайского контракта Балтийский завод изготовил для этих кораблей практически всю энергетическую систему, включая вспомогательные установки, запорную арматуру.
Первый эсминец проекта 956ЭМ (заказ №891) был заложен на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в июне 2002 года. 15 ноября 2002 года на «Северной верфи» произошла церемония закладки второго эсминца проекта 956ЭМ (заказ №892) для ВМС Китая. В августе 2003 года судостроительная компания «Балтийский завод» поставила «Северной верфи» котлы для двух эсминцев проекта 956ЭМ.
На строительство двух эсминцев проекта 956ЭМ для ВМС Китая в 2003 году «Альфа-банк» выделил кредит на общую сумму в 45 млн. дол. В середине марта 2004 г. «Альфа-банк» предоставил заводу «Северная верфь» дополнительный кредит в размере 40 млн. дол.
И вот, не смотря на все трудности с выполнением заказа, наступил момент, 23 июля 2004 года четвертый ЭМ типа «Современный» заказ №892 (главный строитель Федоров) для ВМС Китая был спущен на воду. Официальная церемония началась ровно в 13.00, где выступали официальные представители китайской стороны, администрации Санкт-Петербурга, «Рособронэкспорта», «Северной верфи», а уже через пол часа начался торжественный спуск корабля. Эта процедура происходила несколько часов, эсминец спускали в плавучем доке. По сложившейся традиции о борт корабля была разбита бутылка шампанского. Корабль был отбуксирован к достроечной набережной, где фактически сразу начинается его достройка на плаву. Там же уже находится его старший собрат, первый эсминец проекта 956ЭМ, спущенный ранее.

Первый построенный по проекту 956ЭМ эскадренный миноносец Taizhou был реализован из недостроенного российского эскадренного миноносца «Внушительный» (заводской номер 891), который после 28 декабря 2005 года получил китайское наименование. Он был заложен на Северной верфи в Санкт-Петербурге 27 июня 2002 года, спущен на воду 27 апреля 2004 года, вступил в строй 28 декабря 2005 года и в январе 2006 года совершает переход в Китай и вступил в ВМС НОАК.
Второй однотипный ЭМ Ningbo проекта 956ЭМ был достроен из российского ЭМ «Вечный» (заводской номер 892), который после 28 сентября 2006 года так же был переименован. 15 ноября 2002 года корабль был заложен на Северной верфи, спущен он на воду 23 июля 2004 года. Уже при строительстве ЭМ по контракту ВТС для ВМС НОАК 27 апреля 2005 года на корабле произошел пожар, что задержало его сдачу китайскому заказчику. 28 сентября 2006 года в 12:27 на корабле был спущен российский флаг и в 13:16 поднят китайский. Осенью 2006 года корабль перешел в Китай – 13 ноября 2006 года прибыл в Нимбо и вошел в состав восточного флота ВМС НОАК.

В китайском интернете весной 2015 года опубликованы фото, где видно, что с одного из эсминцев российского класса «Современный» (проект 956ЭМ) сняты ПУ ПКРК 3М-80 «Москит» и одинарная ПУ ЗРК М-22 «Ураган».
Комментаторы полагают, что демонтаж боевых систем может быть связан с оснащением эсминцев более современным вооружением или, напротив, последующей утилизацией.
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

СЕРИЯ
• ЭМ «Тайжоу» заводской номер 891 (»Taizhou», до 28 декабря 2005 года – «Внушительный») Заложен на Северной верфи в Санкт-Петербурге (заводской номер 891) 27 июня 2002 года, спущен на воду 27 апреля 2004 года, вступил в строй 28 декабря 2005 года и в январе 2006 года совершает переход в Китай
• ЭМ «Нинбо» заводской номер 892 (»Ningbo», до 28 сентября 2006 года – «Вечный»). Заложен на Северной верфи в Санкт-Петербурге 15 ноября 2002 года, спущен на воду 23 июля 2004 года, Осенью 2006 года корабль перешел в Китай.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭСМИНЦЕВ ТИПА «СОВРЕМЕННЫЙ»

Характеристики

Проект 956Э

Проект 956ЭМ

Разработчик проекта

Северное ПКБ

Завод-строитель

Северная верфь

Срок сдачи кораблей, годы

В 2000 г. переданы ВМС Китая

С 2002 г. идет строительство

Водоизмещение, т:

- стандартное

- полное

6600
7940-8440

Ок. 7000

Ок. 8000

Главные размерения, м

156,5х17,3х7,5

.

ГЭУ тип, мощность (л.с.)

котлотурбинная 99500-100000

котлотурбинная

Скорость полного хода, узл.

31-32

До 32

Дальность плавания (скорость хода), мили

4900 (18)

.

Экипаж, чел.

296-343

.

ВООРУЖЕНИЕ
Ударное ракетное

8 ПКР «Москит-Э»

8 ПКР «Москит-Э»

Зенитно-ракетное (боезапас ЗУР)

1 ЗРК «Штиль» (48)

1 ЗРК «Штиль-1»

2 ЗРАК «Каштан»

Противолодочное

2 РБУ-1000

2 РБУ-1000

Артиллерийское

2х2 130-мм АК-130
4х6 30-мм АК-630

Одна 130-мм АК-130

Торпедное

2х2 533-мм ТА

2х2 533-мм ТА

Минное

Предусмотрена возможность приема мин

Авиационное

Временное базирование вертолета типа Ка-28

Постоянное базирование вертолета типа Ка-28

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 04.04.2015 + доп.

Источники:
Карпенко А.В. «Очередной эсминец для Китая», ВПК №28 от 28 июля – 3 августа 2004 года
Карпенко А.В. «ВМС Китая получит самые «Современные» эсминцы», ВПК №32 (49)от 25 – 31 августа 2004 года
В.И. Голяка «Военно-техническое сотрудничество с Китайской Народной Республикой». «Судостроение» за 2016
Военный Паритет

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕВЕРНОГО ПКБ С КИТАЕМ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА 956 «САРЫЧ»
МОДЕРНИЗАЦИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО ЭСМИНЦЕВ ТИПА «СОВРЕМЕННЫЙ»
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО