ПРОЕКТ 672 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

PROJECT 672 NUCLEAR SUBMARINE

Первые отечественные атомные подводные лодки (АПЛ) на много по размерам и водоизмещению превосходили дизель-электрические подводные лодки, которые до этого многие годы эксплуатировались советским ВМФ. В тоже время АПЛ имели намного более высокие характеристики и боевые возможности. Но ни чего не дается «даром». Поэтому на начальной стадии развития атомного подводного кораблестроения возникали определенные трудности в их строительстве, на что, в том числе оказывало влияние возможности судостроительных предприятий Советского Союза.
Вскоре было признано целесообразным проведение поиска новых направлений при проектировании подводных лодок и их атомных энергетических установок (АЭУ) позволяющих существенно уменьшить водоизмещение подводных кораблей, что могло позволить увеличить число строящихся ПЛ без существенного расширения производственных площадей предприятий судостроения.
В августе 1958 г вышло постановление правительства (приказ председателя Госкомитета по судостроению от 15 сентября 1958 г.) о выполнении проектных и научно-исследовательских работ по созданию новых АЭУ с удельной массой, в два раза меньшей, чем у атомных установок АПЛ проектов 627А и 645 (тема В-6).
Этим же постановлением было поручено выполнить в 1959-1960 гг исследовательское проектирование и поисковые работы по АПЛ ограниченного водоизмещения (порядка 2500 т) с различным вооружением. Согласно приказу ГКС работы по кораблю поручались СКБ-143. которое вело в то время разработку проекта подводной лодки второго поколения (АПЛ проекта 671) и предэскизную проработку АПЛ проекта 705.
Целевым назначением поисковых работ и проектных исследований по проекту 672 было определение новых направлений в проектировании подводных лодок среднего водоизмещения (порядка 2500 т) с различным вооружением, скоростью хода 30-35 узлов и подготовка предложений по основным опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам, проведение которых было необходимо для создания таких подводных лодок.
Главным конструктором проработок был назначен А.К.Назаров, главным наблюдающим от в/ч 27177 – А.Л.Томчин. наблюдающим от в/ч 27177 по АЭУ – А.И.Синицын.
АПЛ проекта 672 предназначалась для активных действий против авианосцев и ракетоносцев противника, а также уничтожения быстроходных транспортов и охраняющих их боевых кораблей на океанских и морских путях сообщения противника в условиях сильно развитой противолодочной обороны.
Согласно требованиям ВМФ. проектирование подводной лодки должно было вестись исходя из следующих данных:
- глубина погружения 400 м,
- полная подводная скорость 30-35 уз.,
- дальность плавания со скоростью 25 уз – 35 тыс. миль,
- автономность 60 сут.
- нормальное водоизмещение – 2500 т.
При выборе состава оружия учитывались результаты НИОКР, проведенных ЦНИИ-45 и в/ч 27177. по эффективности оружия различных типов, исходя из вероятного урона противника и возможных собственных потерь, при выполнении лодкой поставленных задач поиска и борьбы с авианосным ударным соединением противника в заданном районе.
Решением специального совещания в Госкомитете по судостроению от 15 сентября 1959 г по теме В-6 было признано разрабатывать АЭУ на базе только одноконтурных схем, полагая, что эти схемы позволяют получить лучшие массогабаритные характеристики по сравнению с двухконтурными схемами, СКБ-143 считало такой подход преждевременным и настаивало на проведении поисковых работ также и по двухконтурным установкам. Впоследствии в число АЭУ для АПЛ проекта 672 по решению ВПК была включена двухконтурная АЭУ с ЖМТ мощностью 40 тыс л. с. разработки ОКБ «Гидропресс». СКБ-143 по своей инициативе в число вариантов АЭУ для АПЛ данного проекта включило вариант двухконтурной АЭУ с ВВРД мощностью также 40 тыс. л.с. проработанной СКБ-143 на базе материалов по теме В-5.
В течение 1959-1960 гг СКБ-143 проработало 14 вариантов АПЛ проекта 672 с различными видами основного оружия, типами АЭУ и количеством гребных валов.
В конце 1960 г. СКБ-143 завершило предэскизный проект 672, в котором было рассмотрено девять вариантов подводной лодки, отличающихся друг от друга составом вооружения (пять вариантов) и типом АЭУ (семь вариантов).
В предэскизном проекте были варианты АПЛ с торпедным вооружением калибра только 533 мм и двух калибров – 533 и 650 мм, вооружение крылатыми ракетами типа «Аметист», варианты с новыми крылатыми ракетами средней и большой дальности.
Предварительные проектные исследования показали техническую возможность создания в перспективе АПЛ водоизмещением 2500—3000 т с полной подводной скоростью порядка 35 уз. вооруженной крылатыми ракетами средней и большой дальности стрельбы по морским целям. Для реализации этой возможности необходимо было провести большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по комплексному проектированию оружия с системами целеуказания, новой АЭУ корабельным механизмам и оборудованию с учетом наиболее полного внедрения автоматизации управления техническими средствами при максимально возможном сокращении личного состава.
Работы по проекту 672 не были продолжены. Однако полученные результаты нашли применение в дальнейшем при создании АПЛ этого типа второго поколения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т 2500
Главная энергетическая установка (ГЭУ) атомная
Мощность ГЭУ, л.с. 40000
Скорость подводного хода, уз. 30 – 35
Глубина погружения предельная, м до 400 – 500
Дальность плавания (на скорости, уз.), миль 35000 (25)
Автономность, сут. 60

ВООРУЖЕНИЕ

6 х 533-мм торпедные аппараты
(прорабатывалось размещение 12 крылатых ракет)

ВТС «БАСТИОН», 4.02.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург, 1996г.
«История СПМБМ «Малахит». т.1, Гангуг. Санкт-Петербург, 2002г.
«Подводные лодки России», т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург 1996г

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»