ПРОЕКТ 654 СРЕДНЕЙ ТОРПЕДНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

PROJECT 654 AVERAGE TORPEDO SUBMARINE

Разработка проекта 654 средней дизель-электрической подводной лодки (ПЛ) для массового строительства на отечественных верфях была задана ЦКБ-112 постановлениями СМ СССР № 1191-610 от 25 августа и №1555-783 от 6 декабря 1956 г. Тактико-техническое задание ВМФ на разработку подводной лодки было подготовлено 26 октября 1956 года.
В проработке находилось три варианта проекта, в том числе был один инициативный вариант. Инициативным вариантом предусматривались новые архитектурные формы корпуса и более совершенные обводы при относительной длине корпуса 4,6 (для проекта 613 – 6,9. для проекта 633 – 6,4). При этом энергетическая установка была выбрана в следующем составе: для подводного хода — серебряно-цинковая АБ (из 2-х групп по 152 элемента), два ГЭД мощностью по 4000 л.с. (при 1200 об./мин) и ЭД экономического хода: для надводного хода и хода под РДП — дизельная установка с двумя двигателями 43ДП по 4000 л.с. Торпедное вооружение было сосредоточено в носовом отсеке.
В ЦКБ 112 под руководством главного конструктора З.А. Дерибина, . которого в 1958 году сменил А.И. Аменицкий, в 1958 году был разработан технический проект средней дизель-электрической ПЛ проекта 654, в том числе, как развитие проекта 633.
ПЛ была спроектирована с учетом последних достижений науки и техники того времени (оптимизированная в части ходкости ПЛ форма наружного корпуса, серебряно-цинковая АБ, новые ГЭД, дизели и др.) и должна была обладать существенно более высокими скоростными и маневренными качествами, а также более мощным торпедным вооружением, чем средние торпедные ПЛ проектов 613 и 633.
По проекту, ПЛ имела водоизмещение около 1600 т. Наибольшая скорость подводного хода должна была достигать20 уз, дальность плавания под водой на эконом ходу в 5 уз – 700миль. Торпедное вооружение составляли : шесть торпедных аппаратов (ТА) калибра 533-мм и 4 ТА калибра 400-мм. Боезапас по 12 торпед каждого калибра. ПЛ предусматривалось вооружить 533-мм кислородными, парогазовыми и электрическими торпедами с глубиной стрельбы до 100 м и 400-мм электрическими торпедами типов МГТ-1 и МГТ-2 с глубиной стрельбы до 200 м.
Технический проект 654 предусматривал максимальное внедрение передовой технологии корпусосборочных работ – метод блочной постройки с насыщением в цехе с поблочной гидравликой прочного корпуса.
Проектом был предусмотрен ряд оригинальных конструкций, в частности, прочные цилиндрические межотсечные поперечные переборки (рассчитанные на давление 20 кг/см2 со стороны выпуклости и 25 кг/см: — со стороны вогнутости) и штампо-сварные прочные концевые переборки. Межотсечные переборки были изготовлены и испытаны на заводе «Красное Сормово».
Проект 654 был утвержден Постановлением СМ № 993-466 от 30.8.1958 «Об утверждении основных элементов технического проекта 654 средней торпедной подводной лодки» и уже в 1958 году ЦКБ-112 приступило к выпуску рабочих чертежей, параллельно была начата подготовка к постройке головного корабля на заводе «Красное Сормово» в г.Горький.
Проект не был реализован и воплощен в металле, проектирование ПЛ было прекращено на стадии выпуска рабочих чертежей, поскольку в 1960-х годах развертывалось крупносерийное строительство атомных подводных лодок (АПЛ). В 7-летний план развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 гг. постройку средней ПЛ проекта 654 не включили.
Однако, в ОКБ В.Н.Челомея на базе комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям. С 1959 г. в ОКБ–52 началась разработка противокорабельной ракеты П–5РГ с активной радиолокационной головкой самонаведения, создаваемой в ОКБ–52 на базе крылатой ракеты П–5. Пульты предстартовой подготовки и управления стартом проектировались ЦКБ–55, корабельные приборы управления стрельбой – в НИИ–303.
Управление кораблестроения ВМФ откорректировало ТТЗ на проект 654 в части размещения на нем ракетного оружия. По этому заданию ЦКБ-112 приступило к разработке нового технического проекта.
Под ракеты П-5РГ на базе проекта 654 средней подводной лодки был разработан проект П654, на ПЛ размещалось две – четыре ПКР П-5РГ (П-6), а затем прорабатывалась установка четырех ПКР «Америст» с подводным стартом.
Однако в связи с тем, что заводе «Красное Сормово» началась подготовка к строительству ПЛ аналогичного назначения по проекта 651, разработанному ЦКБ-18 (главный конструктор А.С. Кассациер), разработку проекта П654 приостановили, а в дальнейшем и прератили.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-112
Гл. конструктор З.А. Дерибин, А.И. Аменицкий
Состояние и время разработки, г. технич. проект, 1958
Нормальное водоизмещение, м3 ок. 1600 (1750-с топливом в ТБЦ)
Длина наибольшая, м 62,6
Ширина наибольшая, м ок. 8,3
Осадка средняя, м 5,7 (6,2 с топливом в перегруз)
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Глубина погружения, м 300
Материал прочного корпуса сталь
Автономность, сут. 50
Время непререрывного
пребывания под водой, час. 600
Экипаж, чел. 46
Энергетическая установка:
- тип дизель-электрическая
- тип дизелей 43Д
- число х мощность
дизелей, л.с. 2 х 4000
- тип гл. ГЭД ПГ-122, работающий через редуктор
- число х мощность (част. вращ.,
об/мин) гл. ГЭД, л.с. 2 х 4000(1200)
- тип ГЭД экономич. хода ПГ-136 на линии вала
- число х мощность
ГЭД экономич. хода, л.с. 2 х 90
- число гребных валов х част. вращ. на макс. мощн. ГЭД, об/мин 2 х 300
- тип АБ свинцово-кислотная 120СЦ
- число групп АБ х число элементов в группе 2 х 152
Скорость хода, уз.:
- наибольшая надводная 13
- наибольшая подводная 20
- экономическая подводная ок. 5
- в режиме РДП 10
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):
- в режиме РДП при норм./усил.
зап. топлива 4600/9000(8,5)
- подводная ок.700(5)

ВООРУЖЕНИЕ

Торпедное:
- число х калибр
носовых ТА, мм 6 х 533 и 4 х 400
- общее число (калибр)
торпед 12(533 мм) и 12(400 мм)
- тип приборов управления
торп. стрельбой «Трюм-Э»
(»Ленинград-654″)
- число и тип мин, принимаемых
взамен торпед 24 типа МДТ
Средства навигации:
- гирокомпас с гироазим. «Курс-5″, «Градус»
- лаг гидравлический «Бурун»
- эхолот НЭЛ
- радиопеленгатор АРП-53, КИ-55
- аппаратура для определения
наличия льда «Лед»
Cредства радиолокации:
- РЛС кр. обзора «Буря» или»Альбатрос»
- СОРС «Накат-М»
- РЛС опознав. «Хром-К»
Гидроакустические средства:
- ШПС-ГЛС «Арктика-М»
- ГАС миноискания «Радиус»
Средства радиосвязи:
- радиоперед. КВ «Искра-4К» с апп. СБД «Акула-2ДП» и «Быстрота»
- радиоприемн. ДВ «Глубина»
Оптические средства:
- перископ зенитный ПЗН-10

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 21.02.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
«Подводные лодки России», т.4, ч.1, ЦКБ МТ «Рубин», СПБ, 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
rusarchives.ru
www.navy.su

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 651
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5
ЦКБ «ЛАЗУРИТ»