ПРОЕКТ 653 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ

PROJECT 653 NUCLEAR SUBMARINE WITH MISSILE WEAPONS

В СКБ-143 практически параллельно с работами по проекту П627А началась разработка нового проекта 653 АПЛ с ракетным вооружением. Если АПЛ проекта П627А была опытным кораблем, на котором предполагалась отработка ракетной системы П-20, то лодки проекта 653 должны были стать серийными и войти в морскую составляющую стратегических ядерных сил СССР.
Необходимо отметить, что к тому времени в США аналогичная пронграмма шла полным ходом. Первый пуск самолета – снаряда Regulus подводного базирования состоялся в июле 1953 с подводной лодки «Танни» (SSG-282), переоборудованной субмарины времён второй мировой войны. «Танни» и однотипная с ней «Барберо» (SSG-317), были первыми в США патрульными лодками ядерного сдерживания. В 1958 году к ним присоединились две ракетных лодки специальной постройки, «Грейбек» (SSG-574) и «Граулер» (SSG-577), а затем атомная лодка «Хэлибат» (SSGN-587). Для того, чтобы на патрулировании всегда находилось не менее 4 ракет «Регулус», «Танни» и «Барберо» с двумя ракетами каждая патрулировали одновременно. «Грейбек» и «Граулер» с четырьмя ракетами, а также «Хэлибат» с пятью ракетами, патрулировали в одиночку.
Одновременно велась разработка ракеты Regulus-II, которая представляла собой полностью новую разработку, предназначенную для замены «Регулуса», уже было выполнено 48 испытательных пусков прототипа ракеты, 30 из которых были успешными, 14 частично успешными и 4 неудачными. Контракт на производство был подписан в январе 1958 года. Однако, из-за высокой стоимости ракеты (около $1 млн каждая) и появления баллистических ракет «Поларис» подводного базирования, программа «Регулус II» была закрыта 18 декабря 1958 года. По инерции производство ракет продолжалось еще до января 1959 года, всего было выпущено 514 ракет, которые прослужили в ВМС США до августа 1964 года.
Фактически получается, что когда советская программа по стратегическим крылатым ракетам морского базирования находилась в начальной стадии, американская уже подходила к своему завершению на том уровне развития военной техники.
Тем не менее ядерное оружие у Советского Союза уже было, а надежные средства его доставки еще создавались. Поэтому советские ученые и конструкторы шли к этой цели несколькими путями, в том числе, для морской компоненты создавались первые крылатые и баллистические ракеты.
Первоначально наши конструкторы под самолет-снаряд (крылатую ракету) предполагали переоборудование серийной АПЛ пр. 627А с минимальными изменениями в конструкции корпуса систем и механизмов. Однако опыт проектирования опытной лодки П-627А показал бесперспективность такого подхода. Поэтому в конце 1958 года 1-й ЦНИИ МО представил ТТЗ на разработку принципиально новой АПЛ, которое в январе 1959 году было утверждено.
Решение о проектировании атомной подводной лодки проекта 653 было принято в декабре 1958 года, а основные элементы корабля были утверждены постановлением СМ СССР в январе 1959 года. Эскизный проект 653 был закончен 30 марта 1959 года. К концу 1959 года СКБ-143 (гл. конструктор М.Г.Русанов) был завершен технический проект 653. В группу главного конструктора входили: заместитель главного конструктора В.В.Ромин и сотрудники В.Д.Левашов и Л.А.Симагин. Главным наблюдающим от ВМФ был Ю.С.Вольфсон. Уже в декабре того же годна началась отправка на завод-строитель рабочих чертежей. Первоначально по плану предполагалась постройка четырех АПЛ проекта 653, в дальнейшем по настоянию ВМФ их число в серии довели до 18 единиц. Сдачу головного корабля на заводе №402 планировалось осуществить в 1962 году.

По проекту 653 подводная лодка имела двухкорпусную конструкцию, где прочный корпус (ПК) в форме цилиндра предполагалось изготовить из ударостойкой стали с высоким пределом текучести АК-29 (толщиной 25-35 мм), его оконечности. Оконечности прочного корпуса имели форму усеченных конусов со сферическими поверхностями штампо-сварной конструкции. Прочный корпус корабля делился на восемь отсеков плоскими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2.
Легкий корпус предполагалось изготовлять из маломагнитной стали, и облицевать новыми нерезонансными резиновыми покрытиями НППРК-1М и НППРК-7.
По проекту 653 предусматривалась установка усовершенствованной водо-водяной ППУ типа ВМ-1М, автономных турбогенераторов как на АПЛ проекта 645. Благодаря увеличенному диаметру ПК на корабле использовали оригинальную компоновку ГЭУ: в четвертом отсеке размещались ППУ; в пятом отсеке – оба ГТЗА и один из АТГ; в шестом – второй АТГ и оба ГЭД, а также холодильные пароэжекторные машины. Такая схема сократила общую длину корабля примерно на 10-12 м, по сравнению с пр. П-627А. Наряду с улучшением кормовых обводов легкого корпуса и стабилизаторов, сокращение длины корпуса дало возможность сохранить такую же скорость полного подводного хода, что и у АПЛ пр. П-627А, при увеличенном почти на 1300 т нормальном водоизмещении.

Главной проблемой для проектировщиков корабля стала схема размещения двух ракетных контейнеров над прочным корпусом. Как показали расчеты, они вместе с обтекателями, приводами и системами, обслуживающими ракеты, должны были иметь массу более 600 т. Для того чтобы разместить на прочном корпусе корабля два столь громоздких контейнера, его диаметр, а также диаметр легкого корпуса пришлось увеличить.
Основное оружие подводной лодки – самолеты-снаряды (крылатые ракеты) ракетного комплекса П-20 имели вес ок. 20,0 т каждый, размещались она на ПЛ в двух контейнерах диаметром 4,6 м и длиной ок. 25 м. Контейнеры располагались параллельно друг другу в надстройке ПЛ в районе ограждения рубки. Вследствие принятого размещения ракетного оружия, объем проницаемых частей составил ок. 2600 м3, что привело к значительному увеличению полного подводного объема и сопротивления движению ПЛ.
Не менее сложной оказалась проблема разработки конструкции обтекателей контейнеров и стартовых устройств. Технический проект корабля предусматривал его исполнение в виде единой для обоих контейнеров поворотной конструкции. Она вписывалась в обводы ограждения и легкого корпуса и не нарушала общую архитектуру АПЛ.
Все операции по осуществлению старта ракет велись дистанционно из центрального поста. Последовательность операций аналогична таковой на ПЛ проекта П627А. На корабле установлена система управления стрельбой «Сокол-П-653″. Расчетное время старта двух ракет составляло ок. 10 мин., без учета времени на всплытие и погружение.

Торпедное вооружение включало четыре 533-мм и два 400-мм торпедных аппаратов с боезапасом, соответственно, четыре и 12 торпед. На АПЛ установлена система управления торпедной стрельбой «Ленинград-653″, она обеспечивала применение противокорабельных и противолодочных торпед. Гидроакустическое вооружение корабля состояло из станций: «Арктика-М», МГ-10, МГ-15, «Радиус» и «Свет-М», на корабле устанавливалась РЛС кругового обзора «Альбатрос», станция госопознавания «Нихром-М», навигационный комплекс «Сила-Н-653″, необходимое связное оборудование.
Несмотря на реальное воплощение конструкторских мыслей Постановлением СМ СССР от 5 февраля 1960 года было принято решение о прекращении работ по комплексу П-20. Это было обусловлено изменением взглядов высшего военного и политического руководства страны на развитие ракетного вооружения, из-за низкой эффективностью крылатых ракет в сравнение с разрабатывающимися к тому времени баллистическим ракетами морского базирования, тем более, что последние должны были иметь подводный старт. Это привело к тому, что создание ПЛ проектов 653 и П627А было признано нецелесообразным.
В феврале 1960 г. было принято правительственное решение о закрытии программы П-20, что через три месяца привело и к прекращению всех работ над носителями этой крылатой ракеты. Некоторое время в ОКБ Ильюшина продолжалась разработка по противокорабельной ракете большой дальности П-22 (дальность стрельбы до 1800-2000 км) на базе конструкции проекта П-20, однако, вскоре, прекратилась и эта программа.
30 мая 1960 года было принято правительственное решение о прекращении работ по проекту 653 и прекращена постройка ПЛ проекта П627А.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант СКБ-143
Гл.конструктор М.Г. Русанов
Состояние и время разработки техн. проект, работы прекращены в 1960 г.
Нормальное водоизмещение, м3 5250
Полный подводный объем, м3 ок. 9800
Длина наибольшая, м 97,5
Ширина корпуса наибольшая, м 12,2
Осадка средняя, м 7,8
Запас плавучести, % 36
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 80
Экипаж (в т. ч. офицер.), чел. 101(26)
Энергетическая установка:
- тип ППУ ВМ-А
- число реакторов 2
- тип ПТУ ГТЗА-601
- число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 16500
- тип ТГ автономный ТГ
- число х мощность, кВт 2 х 1600
- тип АБ серебряно-цинковая 55СЦ
- количество групп АБ х число элементов в группе 2 х 152
- тип РСД ГЭД ПГ-116, постоянный ток, встроенный в линию вала
- число х мощность , кВт х частота вращения, об/мин 2 х 450 х 140
- число гр. валов х частота вращения, об/мин 2 х 500
- тип ГВ 5-лопастный или 6-лопастный
Скорость хода, уз.:
- подводная под ГТЗА 22,5-23,5
- надводная под ГТЗА 14,5-15,0
- подводная под ГЭД 5-6

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
- тип самолеты-снаряды
- тип ракетного комплекса П-20
- число ракет 2
- сист. управления
стрельбой «Сокол П-653″
- вид старта надводный
Торпедное:
- число х калибр ТА, мм 4 х 533, 4 х 400
- общее число х
калибр торпед, мм 4 х 533, 12 х 400
- сист. управления
стрельбой «Ленинград-653″
- тип торпед противокорабельные и противолодочные
Гидроакустическое:
- ГЛС «Арктика-М»
- ШПС МГ-10
- ГАС ОГС «Свет-М»
- ГАС ЗПС МГ-15
- ГАС миноискания «Радиус»
Радиолокационное:
- РЛС кругового обзора «Альбатрос»
- СОРС «Накат»
- станция опознавания «Нихром-М»
Навигационное:
- навигац. комплекс «Сила Н-675″
- автомат. радиопеленг. АРП-53
- корабельный индикатор КИ-55
- эхолот НЭЛ-6
- эхоледомер ЭЛ-1
- дистанцион. магн. компас КДЭ-П
- корабельные
приемоиндикаторы КПФ-1,КПИ-ЗМ
- зенитные
перископы ПЗНС-12, ПЗК-12 и др.
Средства радиосвязи:
- р/передатчики КВ «Искра-1″, «Тантал»
- р/приемник КВ «Оникс-П»
- радиостанция УКВ «Графит-1″
- р/приемники ДВ «Глубина» и др.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 25.02.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Ю. В. Апальков » Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг.».

ПРОЕКТ П-627А ОПЫТНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 627 (627А)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»