ПРОЕКТ 646 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

PROJECT 646 A LARGE MISSILE SUBMARINE

Появление отработанных и достаточно надежных крылатых ракет на флоте позволило перейти от опытных и малосерийных проектов подводных лодок, создаваемых путем переоборудования из состава ВМФ дизельных ПЛ, к созданию ракетных лодок с дизель-электрическим энергетическим установками для серийной постройки. Поэтому в ЦКБ-18 (гл. конструктор П.П.Пустынцев) в 1957 году был разработан технический проект 646 большой ракетной подводной лодки в двух вариантах, в качестве базы для проектных работ был выбрана современная для того времени большая торпедная ПЛ проекта 641. В первом варианте проекта 646 лодка имела крылатые ракеты П-5, во втором – П-10. Отсутствие громоздкого стартового устройства у ракет П-5 позволило разместить число ракет в двое большее. Тактико-технические элементы ПЛ по обеим вариантам были практически одинаковыми. Лодка имела двухкорпусную конструкцию с запасом плавучести 32%, она могла до 600 часов непрерывно находиться под водой.
Ракеты П-5 располагались в четырех прочных подъемных контейнерах в развитой надстройке ПЛ и имели надводный старт из контейнеров под углом 15 град. к горизонту. В проекте по второму варианту ПЛ имела два стационарных ракетных контейнера, размещенных на палубе надстройки в нос и корму от ограждения рубки. Для обоих вариантов предусматривалась установка навигационного комплекса с коренными изменениями, на лодку предлагалось установить навигационную систему «Маяк-646», гироазимут «Сила ГА», гировертикаль «Сила ГВ», автопрокладчик «Сила В» и астронавигационную систему «Лира-2″. Средства гидроакустики, радиолокации и радиосвязи были оставлены по проекту 641. Дальнейшие работы по проекту 646 не проводились, так как уже велось проектирование ракетных подводных лодок с атомными энергетическими установками. А при создании серийных неатомных ПЛ с КР предпочтение было отдано ПЛ проекта 651 с новым оборудованием.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл. конструктор П.П. Пустынцев
Состояние и время разработки, г. технический проект,1957
Нормальное водоизмещение, м3 . 2600
Длина наибольшая, м 93,0
Ширина наибольшая, м 9,0
Осадка средняя, м 5,6
Запас плавучести, % 32
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м 300
Автономность, сут. 70
Время непререрывного пребывания под водой, час. 600
Экипаж, чел. 73
Энергетическая установка:
- тип и состав по проекту 641
- тип АБ свинцово-кислотная, серебряно-цинковая
Скорость хода, уз.:
- наибольшая надводная 15,5
- наибольшая подводная 13
- экономическая подводная 2
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.):
- в режиме РДП 16000 (6-7)
- подводная :
при свинцово-кислотной АБ 13(13)
или 300(2)
при серебряно-цинковой АБ 45(13)
или 820(2)

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
- тип КР
- тип ракетного комплекса П-5
- число ракет 4
Торпедное:
- число х калибр нос. ТА, мм 4 х 533
- число х калибр корм. ТА, мм 4 х 400
- общее число
торпед х калибр, мм 4 х 533 и 12 х 400
Средства навигации, наблюдения и связи:
- НК «Маяк-646″
- гироазимут «Сила ГА»
- гировертикаль «Сила ГВ»
- автопрокладчик «Сила В»
- астронавигацион. система «Лира-2″
Средства гидроакустики, радиолокации и радиосвязи по проекту 641

ВТС «БАСТИОН», 21.02.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 651
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”