БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641
BIG SUBMARINE OF PROJECT 641

24.03.2012
Единственная подводная лодка ВМС Украины «Запорожье» 20 марта 2012 г. впервые за несколько лет покинула территорию 13-го судоремонтного завода Черноморского флота России. Корабль самостоятельно вышел в Севастопольскую бухту и встал на якорь. До конца мая министерство обороны Украины планирует провести первые после 20 лет ремонта ходовые испытания дизель-электрической субмарины.

24.03.2014

Единственная украинская подводная лодка «Запорожье» проекта 641 22 марта 2014 года перешла в состав Черноморского флота России, подняв Андреевский флаг, сообщает РИА Новости. В тот же день корабль перебазировался из бухты Стрелецкая в бухту Южная. Переход корабля в состав российского Черноморского флота произошел после присоединения полуострова Крым к России.
«Запорожье» пополнила дивизион подводных лодок Черноморского флота, в который прежде формально входили три подводные лодки: «Алроса» проекта 877В, «Святой Князь Георгий» проекта 641Б и плавучая зарядовая станция ПЗС-50, в 1995 году переоборудованная из подводной лодки С-49 проекта 633РВ.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

29.03.2014

Черноморский флот отказывается от «пiдводного човна «Запорiжжя». Техническое состояние «Запорожья» катастрофическое. Лодке 44 года, из которых 15 лет на ней вообще не проводились регламентные работы. Больных животных в таком состоянии милосерднее усыплять. ВМФ России готов передать лодку ВМСУ для ее утилизации – но вызывает сомнение горячее желание украинского флота вернуть блудную дочь – перебазировавшись в Одессу, остатки украинского флота попали в совершенно непригодные условия – как для кораблей, так и для их экипажей и береговых служб. Скорее всего, сомнительное приобретение так и останется головной болью России.
Экипажу предложено пройти переподготовку и продолжить службу на одном из 4 строящихся сейчас в России подводных кораблях.
el-murid.livejournal.com

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

10.06.2014
Как сообщило агентство ИТАР-ТАСС, Севастопольское государственное предприятие «Центральное конструкторское бюро «Черноморец» имеет право арестовать и продать единственную подводную лодку ВМС Украины «Запорожье» по решению суда, сообщил 9 июня 2014 года директор ЦКБ «Черноморец» Александр Бородин.
Бюро выступало генеральным подрядчиком по ремонту субмарины, однако не получило денег за выполненный заказ. Сумма долга украинских военных составляет 3 млн гривен, или 10 млн рублей. Иск ЦКБ «Черноморец» был удовлетворен Хозяйственным судом Севастополя, принимавшим решение в соответствии с украинским законодательством. В мае это решение было подтверждено уже в российском апелляционном суде. Однако украинские военные, по словам Бородина, намерены вновь подать в суд, но уже в Киеве.
Вопрос выплаты долга севастопольскому предприятию поднимался на переговорах министерств обороны Украины и России о передаче судовых объектов. По словам директора «Черноморца», который принимал участие в переговорах, основным условием передачи «Запорожья» обозначена оплата долга за ремонт субмарины.
«Но министерство обороны и ВМСУ не шибко ведут переговоры по этой подлодке. Наверное, она им не очень нужна. Получается, нам надо обращаться к судебным приставам и арестовать ее, а дальше либо продавать под ресторан, либо отправлять в Турцию на разделку», – сказал Бородин.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ УКРАИНЫ

12.08.2015
Центральное конструкторское бюро «Черноморец» инициирует создание в Севастополе морского музейного комплекса, одним из экспонатов которого могла бы стать бывшая украинская подлодка «Запорожье».»ЦКБ «Черноморец» передало властям Севастополя конкретные предложения относительно реализации Концепции социально-экономического развития города до 2030 года, что касается создания федерального центра военно-патриотического туризма», – рассказал изданию»Крыминформ» директор предприятия Александр Бородин.
По его словам, речь идет о создании в Севастополе морского музейного комплекса. «Экспонаты для него есть – выслужившие свои сроки корабли. Это артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», большой противолодочный корабль «Очаков», подводная лодка «Запорожье», – сказал Бородин.
«ЦКБ «Черноморец» готово стать подрядчиком по переоборудованию названных выше кораблей и подводной лодки в музейные экспонаты», – отметил Бородин.
Он сообщил, что бывшая украинская подлодка «Запорожье» сейчас стоит в бухте Южная в Севастополе и что с нее сняли аккумуляторную батарею. «Нам Минобороны Украины должно за работы на ПЛ «Запорожье» 3 млн 50 тысяч гривен», – сказал Бородин. Государственное предприятие (ГП) «Центральное конструкторское бюро «Черноморец» было основано в 1947 году и является старейшей проектно-конструкторской организацией судостроительно-судоремонтного профиля. Оно проектировало боевые корабли и суда обеспечения для ВМФ.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ

22.06.2019

Минобороны РФ решило утилизировать подводную лодку «Запорожье» (U-001) проекта 641, которую отказались забрать из Крыма ВМС ВСУ. Об этом свидетельствует соответствующее решение, которое объявило министерство обороны России на тендере по утилизации ряда кораблей.
В самом тендере сообщается о намерении ликвидировать подводную лодку проекта 641 без конкретного уточнения наименования, однако известно, что в распоряжении России имеется только одна подводная лодка этого проекта – оставшаяся в 2014 году в Крыму украинская субмарина «Запорожье» (U-001).
Возможно, таким образом, Россия может получить какую-то денежную компенсацию за обеспечение её стоянки в Крыму после его воссоединения с РФ, о чем говорил глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.
https://bmpd.livejournal.com

БЫВШУЮ УКРАИНСКУЮ ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ «ЗАПОРОЖЬЕ» УТИЛИЗИРУЮТ В СЕВАСТОПОЛЕ


БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641

По результатам выполненных ЦКБ-18 проработок в октябре 1954 года было принято совместное решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта 641 океанской подводной лодки большего водоизмещения, представлявшего собой дальнейшее развитие проекта 611.
Океанская ПЛ, отличающаяся от ПЛ проекта 611 увеличенной в 1,4 раза дальностью плавания и глубиной погружения, и в 1,2 раза большей автономностью, а также более совершенными средствами навигации, наблюдения и связи.
В январе 1955 года технический проект 641 был разработан, а в июле того же года утвержден Постановлением СМ СССР.В августе 1955 года, уже после того, как начался выпуск рабочих чертежей, было принято совместное, решение ВМФ и МСП об увеличении глубины погружения путем применения новой корпусной стали АК-25 с пределом текучести 60 кгс/мм2 и замены оборудования, подвергающегося забортному давлению. Одновременно предлагалось оснастить ПЛ новейшими средствами навигации, наблюдения и связи. Кроме того, было решено реализовать в новом проекте около 170 предложений по улучшению отдельных лодочных конструкций, учитывающих опыт постройки и эксплуатации ПЛ пр.611. При корректировке технического проекта пришлось увеличить длину прочного корпуса по сравнению с проектом 611 на 0,8 метра и частично изменить размещение оборудования в отсеках.

Головная ПЛ, строившаяся на заводе №196, была заложена 3 октября 1957 года и спущена на воду 28 декабря того же года, при технической готовности 64%. В течение января-апреля 1958 года на лодке производились достроечные и наладочные работы, а 15 апреля 1958 года начались швартовые испытания. Дальнейшие испытания ПЛ проводились в районе Кронштадта, Таллинна, Лиепаи и были закончены 15 декабря 1958 года, кроме погружения на предельную глубину, которое было проведено в Белом море лишь в октябре 1959 года. 25 декабря 1958 года комиссией Государственной приемки был подписан приемный акт.
В ходе серийного строительства ПЛ проводились многочисленные модернизации кораблей, в частности , после 1964 г. была произведена замена 2-х тактных дизелей 37Д на более надежные и экономичные, а также менее шумные 4-х тактные дизели 2Д42 мощностью 1900 л.с. с турбонаддувом и дистанционным управлением. Кроме того, была произведена замена АБ типа 46СУ на АБ с повышенной емкостью типа 48СМ.
Экспортные модификации ПЛ проектов И641, И641К были экспортированы в Индию, Ливию, Польшу и на Кубу. Две индийские ПЛ модернизированы по проекту И641М.

Подводная лодка «Запорожье» была построена заводе №196 города Ленинград в 1970 году в рамках проекта 641 и получила наименование «Б-435». 20 января 1971 подводная лодка включена в состав Военно-Морского Флота СССР. Первоначально она входила в состав Северного флота. За время службы ПЛ пройдено 13 тысяч морских миль, 14 боевых служб – в среднем продолжительностью по году каждая. Лодка несла боевую вахту в разных точках Атлантики, в частности, на Кубе.
В 1990 году в связи с перевооружением Северного флота лодку Б-435 перебазировали на Черное море. Находясь в ремонте, она встретила распад СССР и образование независимой Украины.
21 июля 1997 года на основании Договора между Российской Федерацией и Украиной про раздел Черноморского флота, подводная лодка вошла в состав Военно-Морских сил Украины. Приказом командующего ВМС Украины ей присвоено название «Запорожье», однако ее техническое состояние было неудовлетворительным.
В 2002 году «Запорожье» была поставлена в док для прохождения ремонта. После завершения всех работ на «Запорожье», лодку планируется вернуть в боевой состав ВМС Украины.
Генеральным подрядчиком ремонта, модернизации ПЛ выступает центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Черноморец» (город Севастополь). Привлечены другие судоремонтные заводы и фирмы, имеющие специфическую специализацию.
На завершающем этапе подводная лодка «Запорожье» стала в ремонт в 13-й судоремонтный завод МО РФ в Севастополе.
Швартовые испытания подлодки длились с 15 по 31 декабря 2010 года. В ходе испытаний была проверена работа главной энергетической установки корабля. Кроме того, проверялись отремонтированные и смонтированные гидроакустические станции, техника связи.
Единственная подводная лодка ВМС Украины 18 июля 2012 года приступила к ходовым испытаниям с пробными погружениями, первое такое погружение прошло успешно, последний раз «Запорожье» выполняла погружение 18 лет назад, после завершения испытаний 20 июля подлодка войдет в состав ВМС Украины.
21 марта завершились переговоры с командиром подводной лодки ВМС Украины «Запорожье» (проект 641) капитаном 1 ранга Робертом Шагиевым, по итогам которых решено перевести подводную лодку в состав Черноморского флота РФ, сообщает корреспондент Центрального Военно-Морского Портала.
Переговоры со стороны России провели командир и начальник штаба дивизиона подводных лодок Черноморского флота капитан 1 ранга Анатолий Варочкин и капитан 2 ранга Борис Резник.
На 22 марта запланирован торжественный подъем Андреевского флага на «Запорожье», экипаж которой составляет 78 человек. Подлодка будет отбуксирована из Стрелецкой бухты в Южную бухту, где находится ПЛ ЧФ «Алроса» и соответствующая инфраструктура дивизиона

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение надводное, т 1945-1950
Водоизмещение подводное, т 2464-2475
Длина, м 91,3
Ширина, м 7,5
Осадка, м 5,1
Скорость в надводном положении, узлов 16,8
Скорость в подводном положении, узлов 16
Дальность плавания в надводном положении, миль 20000
Дальность плавания в подводном положении, миль 400
Глубина погружения, м 280
Автономность, суток 60-90
Экипаж, чел. 75-77

ВООРУЖЕНИЕ ТОРПЕДНОЕ:

Носовых торпедных аппаратов — 6х533мм,
Кормовых торпедных аппаратов — 4х533мм,
боезапас — 22 торпеды или 32 мины.

БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641 НА КОНФЕРЕНЦИИ 300-ЛЕТИЯ АДМИРАЛТЕЙСКИХ ВЕРФЕЙ
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ВМС УКРАИНЫ «ЗАПОРОЖЬЕ». ФОТОРЕПОРТАЖ
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641. ДЕНЬ ВМФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1994 г.
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641. ДЕНЬ ВМФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1993 г.
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 641. ДЕНЬ ВМФ ЛЕНИНГРАД, 1988 г.