ПРОЕКТ 628 ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ

PROJECT 628 SUBMARINE WITH CRUISE MISSILES

В 1952-1953 годах прорабатывалась возможность переоборудования подводной лодки XIV серии «Б-5″ для проведения экспериментальных стрельб крылатыми ракетами 10ХН (шифр ОКР «Волна») конструкции В.Н.Челомея и завода №51. ЦКБ-18 был выполнен технический проект 628 переоборудования ПЛ ХIV серии типа «К» (главный конструктор И.Б. Михайлов).
ПЛ типа “К” ХIV серии были первыми в истории отечествен-ного подводного кораблестроения океанскими ПЛ, обладавшими высокими ТТХ – мощным вооружением и высокой скоростью хода. Опыт боевого использования в годы Великой Отечественной войны показал, что ПЛ типа “К” являются мореходными, хорошо управляемыми быстроходными кораблями. Эти качества в сочетании с хорошими условиями обитаемости личного состава позволяли использовать их для ведения боевых действий в удаленных от своих баз районах. Вместе с тем опыт эксплуатации ПЛ выявил недостатки этих ПЛ такие, как: неудачная конструкция минного устройства, препятствовавшая эффективному использованию минного оружия, недостаточный запас топлива, ограничивавший их автономность, недостаточная глубина погружения при относительно большой длине и скорости хода ПЛ. ПЛ строились в Ленинграде. В 1936 г. было заложено 12 ПЛ, из которых 11 кораблей было построено.
Разработка одной из первых отечественных управляемых ракетных систем вооружения – авиационного варианта самолета-снаряда 10Х была задана Решением Государственного комитета обороны (ГКО) от 13 июня 1944 года. Ракета была создана В.Н.Челомеем в КБ завода №51 на базе немецкого самолета-снаряда V-1(Фау-1), который был доставлен из Англии в Советский Союз в конце октября 1944 года. В начале 1947 г. заводу № 51 было поручено проектирование ряда новых беспилотных летательных аппаратов: 16Х – для Военно-Воздушных Сил, 15Х и 17Х – для Военно-Морских Сил, а также 18Х. В 1950 – 1952 г.г. в конструкторском бюро В.Н.Челомея разрабатывали эскизный проект сверхзвукового самолета-снаряда 10ХМ «Волна» для стрель¬бы с подводных лодок по расположенным на берегу объектам противника.
Уже в 1947 году ленинградские научно–исследовательские организации и конструкторские бюро Минсудпрома приступили к проработкам по размещению самолетов–снарядов типа 10Х и 16Х для поражения движущихся морских и береговых стационарных целей на боевых кораблях. Предполагалось использовать самолеты–снаряды 10Х (“Ласточка”), 10ХН (“Волна”) и 16Х («Прибой»), созданные в ОКБ51 (главный конструктор В.Н.Челомей). Ракета 16Х в отличие от 10Х и 10ХН оснащалась двумя пульсирующими маршевыми воздушнореактивными двигателями.
Согласно проекту 628, самолет – снаряд на подводной лодке располагался в прочном стационарном контейнере, установленном на палубе надстройки ПЛ. Старт самолета – снаряда – надводный, осуществлялся с поворотной стартовой фермы под углом 14 град. к горизонту. Переоборудование ПЛ по проекту 628 не производилось в связи с прекращением работ по ракетному комплексу “Волна”. Эти исследования позволили перейти в 1955 г. к созданию реальных боевых крылатых ракет для подводных лодок, как дизель-электрических, так и атомных.
Постановлением от 4 декабря 1952 года №4814-2095 была задана разработка эскизного проекта сверхзвукового самолета-снаряда для вооружения подводных лодок (тема Н-II). Первоначально работу поручили ОКБ-301, но в дальнейшем к работе было привлечен завод №51, ракета получила индекс 10ХМ (ЧМ-1 или «Волна»). По Постановлению СМ СССР от 19 февраля 1953 года работы по ракетам типа 10Х комплекса «Волна» были прекращены, в связи с расформированием КБ главного конструктора В.Н.Челомея и передачей в качестве филиала ОКБ-155, а с ними и работы по переоборудованию подводной лодки по проекту 628.
Основная трудность внедрения на подводные лодки ракетного вооружения состояла в том, что специальных ракетных комплексов, полностью пригодных для установки на подводные лодки в то время не имелось и, поэтому, приходилось приспосабливать для этих целей авиационные и наземные самолеты-снаряды.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение нормальное, м.куб ок. 1500
Длина наибольшая, м. 97.8
Ширина наибольшая, м. 7,4
Осадка средняя, м. ок. 4.0
Запас плавучести. %* 41
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м. 100
Энергетическая установка:
-тип дизель-электричес кая
-тип дизелей 9ДКР 51/55
- число х мощность дизелей, л с 2 х 4200
-тип вспомогательного дизеля 38К8
- тип дизель-генератора ПГ84/42
- число х мощность ДГ л.с. 1×540
- тип ГЭД ПГ-11
- число х мощность ГЭД. л.с. 2 х 1200
- число гребных валов 2
- тип АБ свинцово-кислотная С
- группы АБ х элементов в группе 2х 120
Скорость хода, уз:
- наибольшая надводная 22.5
- наибольшая подводная 10,3
-экономическая подводная 3,0
Дальность плавания (при скорости хода, уз). мили:
- надводная 3330 (9.0)
- подводная 10,3 (10,3) или 175(3,0)

ВООРУЖЕНИЕ:

Ракетное:
- тип комплекса самолета – снаряда «10XH» («Волна»)
- число самолетов – снарядов 1
- размещение самолетов – снарядов на ПЛ в стационарном, горизонтальном контейнере на палубе надстройке за ограждением рубки
- вид старта надводный, со стартовой фермы под углом 14° к горизонту.
Торпедное:
- число х калибр носовых ТА. мм 6×533
- число х калибр кормовых ТА. мм. 2×533
-торпедный боезапас 8

ВТС «БАСТИОН», 05.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
А.Н. Гусев «Подводные лодки с крылатыми ракетами» С-Петербург «Галея Принт» 2000

ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”