ПРОЕКТ 624 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

PROJECT 624 A LARGE MISSILE SUBMARINE

В CCCР работы по установке на подводных лодках крылатых ракет начались сразу после окончания второй мировой войны. В 1949 году рассматривалась возможность установки на ПЛ самолетов-снарядов «Ласточка», способных поражать береговые объекты противника. В 1950 г. был разработан ЦКБ-18 (гл. конструктор Ф.А.Каверин) предъэскизны проект 624 (П-4) установки крылатых ракет конструкции С.А.Лавочкина на торпедной ПЛ проекта 611. Было предложено четыре варианта ПЛ с разным количеством самолетов снарядов.
Самолет-снаряд стартовым весом в 3,2 тонны (длина – 9 м, ширина со сложенными крыльями – 2 м, размах крыльев 4,04 м) с прямоточным воздушно-реактивным двигателем был разработан в ОКБ-301 Минавиапрома под руководством С.А.Лавочкина в 1950 году. Из трех стартовых двигателей один обеспечивал уход самолета-снаряда со стартового устройства, а два других, размещенных под крыльями, обеспечивали запуск маршевого ПВРД. Двигатели работали на авиационном бензине.
ПЛ проекта 624 имела двухкопусную стальную конструкции, с темя линиями вала обеспечивался запас плавучести в 25%. Энергоустановка была комбинированной (ДЭУ+ПГТУ), она обеспечивала наибольшую надводную скорость 15 узлов и под водой до 18 узлов на электродвигателях, до 13,4 узлов на ПГТУ. Корабль мог непрерывно находится под водой в течении 200 часов.
На ПЛ предполагалось разместить от 8 до 10 самолетов-снарядов. Наиболее интересными были варианты 1А и 2А этого проекта ПЛ. Самолеты-снаряды по варианту 1А предполагалось хранить на ПЛ в одном прочном контейнере с заваленными консолями крыла. По варианту 2А самолеты-снаряды располагались в 2-х стационарных контейнерах в развитой надстройке. Было предусмотрено перемещение самолетов-снарядов по ракетному контейнеру с выходом в надстройку. На подводной лодке для обеспечения пуска ракет предполагалось установить специальные стартовые направляющие устройства. Надводный старт ракет должен был производиться из надводного положения с наклонных стартовых дорожек при волнении моря до 2 баллов за пределами охраняемой прибрежной зоны на удалении 120-150 миль от берега. Для испытаний самолетов-снарядов при различных состояниях моря со стартового устройства ПЛ предполагалось переоборудовать одну из подводных лодок XIV серии. Для использования основных тактико-технических качеств подводных лодок – скрытности операций предлагалось создать реактивный снаряд с подводным стартом.
Гидроакустическое вооружение ПЛ состояла из шумопеленгаторной стации «Феникс», гидролокационной «Плутоний» и ГАС миноискания «Денеб-2». Навигация и связь сохранялась по проекту 611. Для самообороны от самолетов противника на корабле была предусмотрена одна спаренная 25-мм артустановка П-25 и (или) одна 57-мм спаренная артустановка П-57. Выполненный эскизный проект показал целесообразность продолжения проектирования ПЛ, однако дальнейшие работы по проекту с самолетами-снарядами С.А. Лавочкина не проводились, так как к этому времени появились другие КР, более приспособленные для использования с подводных лодок.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл. конструктор Ф.А. Каверин
Состояние и время разработки, г. предэскизный проект, 1950
Нормальное водоизмещение, м3 . ок.2120
Длина наибольшая, м 90,5
Ширина наибольшая, м 7,8
Осадка средняя, м 5,8
Запас плавучести, % 25
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м 200
Материал корпуса сталь
Автономность, сут. 75
Время непререрывного
пребывания под водой, час. 200
Экипаж, чел. 65
Энергетическая установка:
- тип комбинированная(ДЭУ+ПГТУ)
- тип дизелей 37Д
- число х мощность (част. вращ., об/мин) диз., л.с. 2 х 2000 (500) (на бортовых линиях вала)
- число х мощность ПГТУ, л.с. 1 х 6500 (на средней линии вала через редуктор)
- тип главных ГЭД ПГ-102
- число х мощность (част. вращ., об/мин) ГЭД, л.с. 2 х 2700 (540) (на бортовых линиях вала)
- число х мощность ГЭД экономического хода, л.с. 1 х 500 (на средней линии вала)
- тип АБ свинцово-кислотная 46СУ
- число групп АБ х число элементов в группе 4 х 112
Скорость хода, уз.:
- наибольшая надводная 15
- наибольшая подводная при ходе под ГЭД 18
- наибольшая подводная при ходе под ПГТУ 13,4
- экономическая подводная 2
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.):
- надводная 17000 (10)
- подводная при работе ГЭД 18 (18)
- подводная при работе ПГТУ 80 (13,4)
- экономическая подводная 400 (2)

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
- тип самолет-снаряд(КР)
- число КР 8
Торпедное:
- число х калибр ТА, мм 6 х 533
- общее число торпед 12
Зенитное артиллерийское:
- тип спаренных АУ П-25
- число х калибр АУ, мм 1 х 25
Гидроакустические средства:
- ШПС «Феникс»
- ГЛС «Плутоний»
- ГАС миноискания «Денеб-2″
Средства навигации:
- гирокомпас «Курс-3″
- лаг ГОМ-3
- эхолот НЭЛ-4
- р/пеленгатор РПН-47-03
Cредства радиолокации:
- РЛС обн. надв. целей «Флаг»
- СОРС «Накат»
- РЛС опознав. «Факел-МО-1″
Гидроакустические средства:
- ГЛС «Тамир 5ЛС»
- ШПС «Марс-24КИГ», «Феникс»
Средства радиосвязи:
- р/перед. КВ Р-641, Р-647
- п/передатчик УКВ «Рейд-И»
- р/приемн. КВ Р-670

ВТС «БАСТИОН», 05.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 611
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”