ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ПРОЕКТА 30БИС
DESTROYER PROJECT 30BIS

Первым послевоенным кораблем ЦКБ-53 стал ЭМ проекта 30 бис. Материалы технического проекта и рабочие чертежи этого ЭМ были разработаны под руководством главного конструктора А.Л. Фишера.
Тактико-техническое задание (ТТЗ) на эскадренный миноносец проекта 30 было утверждено Начальником Морских сил РККА 15 ноября 1937 года и предусматривало усиление зенитного вооружения путём дополнительной установки четырёх 37-мм автоматов и четырёх 7,62-мм пулемётов, а торпедного — третьим трёхтрубным аппаратом. Разработка технического проекта 30 велась конструкторским бюро завода № 190 (ныне ССЗ Северная верфь) НКСП в 1937—1939 годах под руководством главного конструктора проекта А. М. Юновидова. Технический проект 30 был утверждён Постановлением Правительства № 403 от 27 октября 1939 года.
Тридцать кораблей серии были изначально заложены в 1939—1941 годах по проекту 30 в рамках «Десятилетнего плана строительства кораблей ВМФ на 1938—1947 годы». Предполагалось, что проект 30 станет промежуточным типом эскадренного миноносца между проектами 7-У и 35. В начале Великой Отечественной войны строительство кораблей по базовому проекту 30 было прекращено, но один корабль («Огневой») в 1943—1944 годах удалось достроить. До 1950 года ещё десять кораблей, заложенных по проекту 30, были достроены по откорректированному проекту 30-К («К» — корректированный). Проект 30-К был утвержден постановлением СМ СССР от 28 января 1947 года. Согласно этому постановлению, 10 кораблей проекта 30 надлежало достроить по проекту 30-К.
В проект 30-К, по сравнению с «родительским» проектом, были внесены некоторые изменения. Во-первых, были установлены средства радиолокации, которых на проекте 30 не было вообще (станции обнаружения «Риф» и «Гюйс», станции управления стрельбой артиллерии главного калибра «Редан», станции управления торпедной стрельбой «Редан-4», станция опознавания «Факел», станция создания помех, навигационная станция «Рым», гидроакустическая станция «Тамир-5Н». Большая часть радиоаппаратуры и приборов заменена на более новые и совершенные. Во-вторых, было усилено зенитное вооружение, за счет замены спаренной 76,2-мм АУ на двухствольную 85-мм установку. В-третьих, были усовершенствованы торпедные аппараты.

Приступая к созданию основного, по тому времени, проекта эсминца проекта 30-бис, советские военно-морские специалисты располагали опытом создания и боевого применения эсминцев проектов 7, 7У и 30 (30К) и лидеров ЭМ проектов 1, 20 и 38.
Работа над эсминцем проекта 30-бис первоначально была поручена Центральному конструкторскому бюро №17 (ЦКБ-17) Наркомата судостроительной промышленности. Основанием для этого послужило совместное решение НК ВМФ и НКСП от 08 октября 1945 года. Однако не прошло и двух месяцев, как письмом НК ВМФ от 28 ноября 1945 года окончательно был утвержден состав вооружения нового эсминца «второй серии» проекта 30-бис и были переназначены исполнители проекта последнего – образовано новое ЦКБ-53, главным конструктором этого проекта утвержден А. Л. Фишер. Вскоре постановлением Совмина СССР N3 149-75 от 28 января 1947 года утвердили и разработанный окончательно в ЦКБ-53 технический проект 30-бис.

Назначение: Охранение кораблей и судов на переходе морем. Нанесение торпедно-артиллерийских ударов по кораблям и транспортам противника в составе соединения. Подавление противодесантной обороны противника при высадке десантов. Несение дозорной службы на рубежах наблюдения. Постановка активных и оборонительных минных заграждений.
Согласно техническому проекту, эсминцы 30-бис имели стандартное водоизмещение 2351 т, нормальное 2726 т и полное 3101 т; главные измерения (наибольшие / по КВЛ): длину 120,5/116 м, ширину 12/11 м, осадку среднюю 3,86 м (при нормальном водоизмещении) и 4,25 м – наибольшую. Скорость хода равнялась: полная – 36,6 уз, технико-экономическая -15,7 уз и оперативно-экономическая – 19 уз. Дальность плавания соответственно равнялась 1000, 3660 и 3600 миль.

Состав и компоновка, размещение ГЭУ и вспомогательных механизмов были примерно такими же, как и на ЭМ проектов 30-к и 30. Расположение котельных и машинных отделений также эшелонное: два носовых котельных – одно машинное (носовое) отделение; два кормовых котельных – одно (кормовое) машинное отделение. Главные паровые котлы типа КВ-30, установленные на этих ЭМ, относились к типу водотрубных четырехколлекторных котлов. Они имели радиационно-конвективную поверхность нагрева и воздухоподогреватели с вентиляторным дутьем воздуха в котельное отделение.Параметры пара за пароперегревателями котлов КВ-30 были следующие: на оперативно-экономическом ходу 2,8 МПа и 325°С, соответственно на технико-экономическом ходу – давление 2,8 МПа, температура 310°С.
В качестве главных турбозубчатых агрегатов на эсминцах проекта 30-бис, как и на ЭМ проекта 30-к, применялись ГТЗА типа ТВ-6. Они развивали мощность на переднем ходу до 60 000 л. с. (двигательная мощность полного переднего хода составляла 30 тыс. л. с. на каждый такой агрегат) и на заднем ходу – 15 тыс. л. с. Для передачи на гребные винты крутящего момента предусматривалось наличие двух гребных валопроводов.

В состав бортового оружия и вооружения входили 2X2-130/50 мм/кал, палубно-башенные артиллерийские артустановки «Б-2-ЛМ» (с боекомплектом по 150 снарядов на ствол); 2X2-85/52 мм/кал, башенные артустановки «92-К» (боекомплект – по 300 снарядов на ствол), а также 7X1-37/63 мм/кал палубных автоматических зенитных установок «70-К». С 1951 года эсминцы проекта 30-бис были взамен последних перевооружены на новые зенитные автоматы того же калибра «В-11″. Боезапас включал в себя 1200 снарядов на ствол. Торпедное вооружение состояло из двух палубных наводящихся пятитрубных торпедных аппаратов калибра 53 см типа ША-53-З0-бис» (боекомплект – 10 торпед) и системы ПУТС «Мина-30-бис». Противолодочное вооружение было предоставлено двумя бомбометами типа «БМБ-1″ или «БМБ-2″, а также двумя кормовыми бомбосбрасывателями с боекомплектом больших глубинных и малых глубинных бомб – соответственно 22 и 52 шт. В перегруз эсминцы могли брать и мины заграждения: 52 шт. типа «КБ» (»КБ-КРАБ») или 60 шт. типа «М-26″. Как и на ЭМ проекта 30-к, предусматривалось радиотехническое вооружение: РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс-1М» (на проекте 30-к – «Гюйс-1Б»), РЛС обнаружения надводных целей «Риф-1″, артиллерийские РЛС «Редан» (для главного калибра) и «Вымпел-2″ (для зенитного калибра). В качестве навигационной РЛС применили станцию «Рым-1″. Необходимо отметить, что в целом артиллерийские (АУ «Б-2-ЛМ», АУ «70-К») и противолодочные средства ЭМ проекта 30-бис к моменту вступления этих кораблей в строй уже морально и технически начали устаревать и не совсем соответствовали предъявлявшимся к ним тогда требованиям. Но за счет установки новых радиолокационных средств обнаружения и стрельбовых станций боевые возможности этих кораблей были повышены. Сравнительно новой была и ГАС «Тамир-5Н». Экипаж эсминцев состоял из 286 человек, включая и офицеров.
Строительство эсминцев проекта 30-к осуществлялось на четырех судостроительных заводах страны – в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на заводе №190 НКСП (позднее имени А. А. Жданова, в настоящее время ПО «Северная верфь»), в Молотовске (ныне г. Северодвинск) на заводе № 402 (в наши дни носит название ПО «Северное машиностроительное предприятие»), в Комсомольске-на-Амуре – завод №202 (сейчас,; носит название имени Ленинского Комсомола) и в Николаеве на заводе №200 – ныне ПО «Судостроительный завод имени 61-го коммунара».
В 1947 году флот получил первые два эсминца проекта 30-к – «Внушительный» (головной, строился заводом № 202) и «Осмотрительный» (построен на заводе № 402). В 1948 году в строй вступило уже 5 кораблей этого проекта: в Комсомольске-на-Амуре – «Властный» и «Выносливый»; в Молотовске – «Охотный» (позднее переименованный в «Сталин»); в Ленинграде – «Отличный» и в Николаеве – «Озорной». Последние 3 корабля вошли в состав ВМФ в 1949 году – «Образцовый», «Отважный» и «Одаренный» – были построены также ленинградцами. После сдачи эсминцев проекта 30 первой серии (то есть проекта 30-к) эти заводы приступили к массовому строительству сварных проекта 30-бис. Их постройка осуществлялась в 1948-1953 годах.
Сроки и время проектирования СКР проекта 30бис
ТТЗ: 1945 г.
Технический проект: 1947 г.
Рабочий проект: 1948 г.
Сдача головного заказа: 1949 г.

Головной корабль проекта 30бис был заложен 16 мая 1948 г., он получил наименование «Смелый» и был принят в состав ВМФ 21 декабря 1949 г. В дальнейшем по этому проекту была построена самая большая серия кораблей подобного класса, состоявшая из 70 единиц.
Самая большая в истории отечественного кораблестроения серия кораблей,построенных по одному проекту. Впервые в отечественной практике корпус корабля выполнен полностью сварным.

МОДЕРНИЗАЦИЯ
В процессе строительства серии ЭМ вносились различные изменения в состав вооружения: вместо одноствольных АУ 70-К устанавливались спаренные 37мм автоматы В-11, ГАС «ТАМИР-5Н» заменялась на ГАС «ПЕГАС-2».
По проекту 31 (модернизировано 9 кораблей): были сняты – носовой ТА, АУ 92К, РЛС «РИФ» и «ГЮЙС-1М», ГАС «ТАМИР-5Н»; установлены – 5 одноствольных 57 ММ АУ ЗИФ-71 с двумя СУ «ФУТ-Б», РЛС «ФУТ-Н», ГАС «Геркулес». Главный конструктор – А.М. Юновидов
По проекту 30БК (для ВМС Индонезии) – внесены изменения, касающиеся тропических условий эксплуатации.
По проекту 30БА (для ВМС Египта) – в корме разместили счетверенную 57 мм АУ ЗИФ-75 и дополнительно установили РБУ-2500.
Всего в период 1957-1962 г.г. было передано: ВМС Индонезии – 9 ед., ВМС Египта – 4 ед., ВМС Польши – 2 ед.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
• Стандартное: 2 325 т.
• Полное: 3 075 т.
Длина наибольшая: 120,5 м
Ширина наибольшая: 12,9 м
Осадка средняя: 3,9 м
Энергетическая установка: Главная энергетическая установка котлотурбинная,
Суммарной мощностью 60 000 кВт.
ГТЗА ТВ6 (2 х 30000 л.с.), 4 главных котла КВ-30
Скорость полного хода: 36,6 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 14,4 уз
Дальность плавания ОЭХ: 2 900 миль
Автономность: 10 суток
Комплектация: 286 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское: 2 – 130 мм спаренные артиллерийские установки Б2-ЛМ в башнях,
2 – 85 мм спаренные артиллерийские установки 92-К,
4 – 37 мм одноствольных автомата 70К.
Торпедное и противолодочное: 2 – ПТА 53-30бис,
2 бомбомета БМБ-2,
2 бомбосбрасывателя.
Радиотехническое: РЛС «Гюйс – 1М4″,
РЛС «Риф – 1″,
РЛС наведения торпедных аппаратов;
ГЛС «Тамир-5Н».

Источники: www.severnoe.com, Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — С. 104. — 304 с, www.rusarmy.com, ru.wikipedia.org и др.

СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО