СРЕДНИЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР ПРОЕКТА 23130
THE AVERAGE SEA TANKER PROJECT 23130


СРЕДНИЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР ПРОЕКТА 23130

О планах строительства серии средних танкеров на базе проекта 23130 впервые было упомянуто в графике закупок для нужд Министерства обороны, размещенном на официальном сайте Рособоронпоставки в начале 2013 года. Рособоронпоставка разместила на электронной торговой площадке протокол подведения итогов электронного аукциона на поставку среднего морского танкера проекта 23130, о начале проведения которого было объявлено 3 сентября 2014 г. Согласно ему, победителем аукциона стало ОАО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», предложившее в ходе проведения аукциона наименьшую цену контракта в 2,978 млрд. руб. Второй участник – ОАО «Адмиралтейские верфи» – оказалось готово выполнить контракт только за 2,994 млрд. Еще один потенциальный исполнитель – ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» – в тендере участия не принимал, хотя на этапе общественного обсуждения закупки направлял запрос о разъяснении аукционной документации.
1 ноября 2013 года был подписан государственный контракт на строительство танкера проекта 23130 между Министерством обороны Российской Федерации, в лице Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, и Невским судостроительно-судоремонтным заводом. Право подписания данного контракта было предоставлено ООО «Невский ССЗ» в результате победы в тендере.
Проект нового танкера для ВМФ разработан петербургским предприятием «Спецсудопроект», главный конструктор корабля С.Н.Круглов.
Средний морской танкер проекта 23130, стальной, однопалубный, с бульбовой носовой и транцевой кормовой оконечностью, с надстройками бака и юта, с двойным корпусом в районе грузовых танков, с грузовым трюмом в средней части, с кормовым расположением жилой надстройки и машинного отделения, с дизельной одновальной пропульсивной установкой, с носовым подруливающим устройством, с категорией ледового усиления «Arc 4».
Для обеспечения маневрирования в узкостях и каналах, а также при швартовке судно предусмотрено носовое подруливающее устройство.
ЭУ – дизельная, одновальная. Включает два среднеоборотных дизеля, суммирующий редуктор, валопровод.
В качестве главных двигателей устанавливаются дизеля среднеоборотные, четырехтактные, нереверсивные, с водяным охлаждением, газотурбинным наддувом, простого действия, промежуточным охлаждением надувочного воздуха с максимальной длительной мощностью не менее 4640 кВт.
На судне установлены устройства передачи жидких и сухих грузов траверзным и кильватерным способом. Эти устройства обеспечат одновременную передачу грузов на два других судна.
В носовой части предусмотрена грузовая площадка для передачи сухих грузов вертолетным способом.
Судно будет оборудовано системами автоматизации механической установки в соответствии со знаком автоматизации AUT1, обеспечивающими маневренность и безопасность судна при всех условиях эксплуатации без постоянного присутствия персонала в машинном отделении.
Район плавания – неограниченный в соответствии с классом судна согласно правилам Российского морского регистра судоходства.
Район эксплуатации:
- самостоятельное плавание без ограничения района в неарктических морях;
- самостоятельное плавание в летне-осеннюю навигацию в Баренцевом море;
- плавание под проводкой за ледоколом в зимне-весеннюю навигацию в Баренцевом море.
Условия эксплуатации – круглогодично, в соответствии со знаком категории ледовых усилений в символе класса судна.
Температурный режим эксплуатации судна:
- температура наружного воздуха – от +45°С при влажности 60-85% летом, до -30°С при влажности 65- 85% зимой;
- температура забортной воды – +340 С до -30 С.
Танкеры способны перевозить до 3 тыс. т мазут, 2,5 тыс. т дизельного топлива, 500 т авиационного керосина, 150 т смазочного масла, 1 тыс. т воды, 100 т продовольствия и 100 т снаряжения и запчастей.
Согласно подписанному государственному контракту танкер должен быть передан Заказчику в конце 2016 года.
Учитывая, что средний морской танкер проекта 23130 должен быть построен в соответствии с правилами Российского Морского Регистра Судоходства, согласно которым до начала постройки судна на рассмотрение Регистру должна быть представлена документация судна в постройке, пакет представляемой Заказчиком документации соответствует необходимому для дальнейшей разработки проектной документации судна в постройке объему и включает в себя:
- чертежи общего расположения судна проекта 23130;
- предконтрактную спецификацию судна проекта 23130.
Указанные документы являются основой для дальнейшей разработки проекта применительно к классу Российского Морского Регистра Судоходства.
На Невском ССЗ 20 февраля 2014 года началось строительство среднего морского танкера проекта 23130 заводской номер 901, уже произведена закупка необходимого металла и начата его резка. Закладка киля запланирована на апрель 2014 года.

26 мая 2016 года на Невском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся спуск на воду среднего морского танкера проекта 23130. Этому событию предшествовала большая работа по модернизации слипа завода. В результате проведенных мероприятий вес спускаемых судов увеличился до 4 000 тонн, а их длинна возросла до 150 метров.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наибольшее водоизмещение 12000 т
Дедвейт при осадке 7,0 м – около 9000 т
Длина наибольшая – 130,0 м
Длина между перпендикулярами – 122,7 м
Ширина габаритная, около 21,5 м
Ширина наибольшая – 21,0 м
Высота борта – 10,0 м
Осадка наибольшая – около 7,0 м
Главная энергетическая установка дизельная
Мощность ГЭУ ок. 9500 кВт
Движитель ВРШ
Максимальная скорость хода – 16 узлов
Дальность плавания, миль ок. 8000
Автономность – ок. 60 суток
Экипаж – 24 чел.
Спецперсонал – 12 чел.

ТРАНСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

до 3 тыс. т мазут флотский,
2,5 тыс. т дизельного топлива,
500 т авиационного керосина,
150 т смазочного масла,
1 тыс. т воды пресной,
100 т продовольствия
100 т другие грузы (снаряжение, ЗИП и др.)

Источники: ООО «Невский ССЗ», zakupki.gov.ru и др.

СРЕДНИЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР ПРОЕКТА 23130. НОВОСТИ 2013 – 2019

МОДЕЛЬ СРЕДНЕГО МОРСКОГО ТАНКЕРА ПРОЕКТА 23130 НА ВЫСТАВКЕ НЕВА-2015
ЗАКЛАДКА МОРСКОГО ТАНКЕРА “АКАДЕМИК ПАШИН” И СПУСК НА ВОДУ СУХОГРУЗА «НЕВА-ЛИДЕР 8». ФОТОРЕПОРТАЖ
РОССИЯ СОЗДАЕТ КРЕПКИЙ ТЫЛ ДЛЯ КОРАБЛЕЙ ВМФ В МОРЕ
СРЕДНИЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР ПРОЕКТА 23131
НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНО-СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД, ООО (НЕВСКИЙ ССЗ)
СПЕЦСУДОПРОЕКТ ЗАО