СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11352
PATROL SHIP OF PROJECT 11352

К началу 1980-х годов назрел вопрос модернизации ранее построенных кораблей, это затронуло и сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник». Прежде всего, требовалось обновить радиоэлектронное вооружения.
Северным ПКБ в 1983 году был разработан проект 11352 предусматривавший переоснащение «буревестников» радиотехнической аппаратурой нового поколения и установку ударного оружия.
Проектом предусматривалась замена ГАС МГ-332 «Титан-2″ и БГАС МГ-325 «Вега» на более совершенный гидроакустический комплекс (ГАК) нового поколения МГК-365 «Звезда-М1″, объединявшим функции всех гидроакустических средств корабля и имевшим лучшие характеристики. Так как, на СКР проекта 1135 главным образом возлагалась противолодочная задача, то новый гидроакустический комплекс должен был существенно повысить боевые возможности корабля по поиску современных подводных лодок. Размещение ГАК «Звезда» привело к изменению габаритов носового подкильного обтекателя на больший по объем и удлинить носовую оконечность корпуса на 1,5 м.

Вместо РЛС МР-310 «Ангара-А» устанавливалась МР-755 «Фрегат». Новая станция, созданная на элементной базе 4-го поколения, отличалась сложным сигналом при пониженной мощности излучения. Рабочий диапазон — 12 — 15 см, дальность действия — более 200 км. Предусматривалась модернизации и средств ПВО, на корабль предполагалось установить последние модификации ЗРК «Оса-МА».
В это время велась разработка противокорабельного ракетного комплекса «Уран» с малогабаритной крылатой ракетой Х-35, являющейся аналогом американского «Гарпуна». Относительно не большие габариты ракетного оружия позволили его устанавливать практически на все типы кораблей, включая и катера. Именно это свойство позволило в качестве ударного оружия применить ПКР комплекса «Уран» в дополнении к противолодочному ракетному комплексу «Раструб». Однако пришлось отказаться от реактивных бомбометных установок РБУ-6000.
Одновременно, принимались дополнительные меры по уменьшению физических полей корабля, устанавливались малошумные пятилопастные винты.
Все мероприятия по модернизации кораблей по проекту 11352 не должны были привести к росту водоизмещения более чем на 190 т.

Реализация проекта 11352 из-за срывов сроков создания нового поколения тактических ПКР затянулась до начала 1990-х годов.
По проекту 11352 предлагалось модернизировать большинство кораблей серии, но ограниченные производственные возможности и последующий развал СССР не позволили этим проектам сбыться.
До развала СССР и обвального сокращения ВМФ удалось провести модернизацию только двух кораблей: «Ленинградский комсомолец» (с 15.2.1992 – “Лёгкий”) и «Пылкий».
СКР «Пылкий был модернизирован по проекту 11352 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” в Калининграде в период с 19.02.1987 г. по 09.07.1993 г. (на них установили новые РЛС “Фрегат”, а вместо РБУ-6000 – рамы под счетверенные пакеты ПКР “Уран”), после чего корабль был возвращен в состав Балтийского флота.
Следует заметить, что боевые возможности сторожевых кораблей после модернизации по проекту 11352 возросли, в том числе, по борьбе с подводными лодками противника, противовоздушной обороне и СКР приобрели возможность борьбы с отдельными надводными кораблями и КУГ на удалении до 130 км.

СЕРИЯ:
• “ПЫЛКИЙ” (зав. № 715). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.5.1977 заложен на стапеле ССЗ им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 20.8.1978, вступил в строй 28.12.1978 и 24.1.1979 включен в состав ДКБФ, а вскоре после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь перечислен в состав КЧФ. 10- 14.10.1983 нанес визит в Пирей (Греция) и 18 -23.7.1996- в Зеебрюгге (Бельгия). С 19.2.1987 по 9.7.1993 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” в Калининграде модернизирован по проекту 11352, после чего был возвращен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1998 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).
• “ЛЕНИНГРАДСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”, с 15.2.1992 – “Лёгкий” (зав. № 713). 22.4.1974 заложен на стапеле ССЗ им. А.А. Жданова в Ленинграде и 8.5.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.4.1977, вступил в строй 29.9.1977 и 29.11.1977 после межфлотского перехода из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. В 1979, 1994, 1995, 1996 и 1997 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ). С 27.10.1988 по 22.1.1991 на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске прошел модернизацию по проекту 11352 и капитальный ремонт. 23 — 26.3.1994 участвовал в совместных учениях с кораблями ВМС Норвегии и Великобритании “Ротог-94” в Норвежском море. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 12 — 16.7.1993 нанес визит в Стамбул (Турция) с ГК ВМФ на борту и 24 — 25.10.1994 — в Киркенес (Норвегия).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
- наибольшее 3600 т,
- полное 3400 г,
- нормальное 3200 т,
- стандартное ок. 3000 т;
Длина 125,0 м,
Ширина 14,19 м,
Осадка 7,21 м.
Мощность ГТУ 2×26 000 л.с.;
Скорость
- полного хода 32 уз.,
- экономическая 20 уз.;
Дальность плавания: 1290 миль (30 узлов), 5000 миль (14 узлов)
Автономность: 30 суток
Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера

ВООРУЖЕНИЕ:

2 х 4 ПУ РК «Уран»
1×4 УРПК-5 «Раструб» (4 ракето-торпеды 85РУ),
2×2 ПУ ЗРК «Оса-МА»,
2х2 76-мм АУ АК-726,
2×4 533-мм ТА, мины заграждения.
РЛС «Фрегат»
РЛС навигационные МР-212/201 «Вайгач-У»,
ГАС «Звезда-М1″
4 ПУ дипольных отражателей РК-16
РЛС управления огнем «Муссон» (ПКР),
МР-105 «Турель» (АУ)

Источники: nevskii-bastion.ru, www.navylib.su, www.etoretro.ru и др.

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «ПЫЛКИЙ» ПРОЕКТА 11352 НА МВМС-2003
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1135 «БУРЕВЕСТНИК»
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО