ПРАВДИНСКИЙ РАДИОЗАВОД. ИСТОРИЯ НИОКР

PRAVDINSKY RADIOZAVOD. HISTORY RESEARCH DEVELOPMENTAL WORKS

ИСТОРИЯ НИОКР
Серийное производство РЛК «Алтай» – сложного многофункционального изделия – потребовало становления научно-технических служб Правдинского радиозавода. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 126-57 от 5 февраля 1962 года в составе завода было создано Отдельное Конструкторское бюро (ОКБ) – преемник 16-го отдела и отдела главного конструктора.
Первым начальником 16-го отдела, а затем ОКБ – был В.А. Куликов, главным инженером – А.В. Савровский.
Этим же Постановлением были определены основные направления работы ОКБ как разрабатывающего подразделения, возложены задачи по модернизации радиолокационных станций, выпускаемых заводом, а также инженерное сопровождение производства РЛК, отработка технической документации при освоении в серийном производстве изделий, участие в испытаниях радиолокационных станций (РЛС), в т.ч. и в Государственных испытаниях.
В ходе производства РЛК «Алтай» неоднократно претерпевал модернизацию. В те годы модернизированные РЛК 1РЛ118, 1РЛ118М, 1РЛ118МС являлись лучшими радиолокаторами кругового обзора в дециметровом диапазоне. Главным конструктором РЛК «Алтай» и её модификаций был С.А. Смирнов.
Специалисты ОКБ непосредственно участвовали в изготовлении, регулировке и сдаче продукции, проведении испытаний на полигонах страны.
Коллектив ОКБ формировался из выпускников высших и среднетехнических учебных заведений страны: Горьковского политехнического, Тульского, Рязанского, Таганрогского и Одесского институтов, Балахнинского энергетического техникума и специалистов предприятий радиопромышленности городов Горького, Мурома и др. В последующие годы, тогда ещё молодые специалисты, стали руководителями ОКБ и завода. Среди них – Ю.С. Коллегаев, А.Я. Буряковский, Е.Ф. Великанов, М.Ф. Поляков, И.А. Епифанов, Ю.В. Пантелеев, Ю.А. Силантьев, В.А. Радонежский.
60-е годы – это годы становления коллектива ОКБ под руководством начальника радиотехнического отдела В.П. Скибарко, начальников лабораторий Ю.С. Коллегаева, И.А. Епифанова, В.Н. Добровольского, В.Д. Канагина, В.П. Болдырева, В.И. Хлыстова, В.А. Мокрова, В.И. Баранова и начальников конструкторского подразделения – А.Я. Буряковского, Ю.А. Силантьева и В.А. Радонежского.
Первыми самостоятельными опытно-конструкторскими работами (ОКР), выполненными коллективом ОКБ, стали ОКР «Пирамида» и «Потенциал–63» по разработке аппаратуры контроля основных параметров РЛК «Алтай». Главный конструктор этих ОКР – В.Ф. Карантиров.
В 1964 году начальником ОКБ был назначен А.Я. Буряковский, а в начале 1965 года – Ю.С. Коллегаев.
В этом же году в ОКБ была начата первая крупная ОКР «Кабина–64» по модернизации отдельных систем РЛК «Алтай». В результате была создана новая современная модификация РЛК «Алтай» – РЛК 1РЛ118М3. Главный конструктор ОКР «Кабина–64» – А.В. Савровский. Эта ОКР была первым «боевым крещением» для разработчиков и конструкторов ОКБ. ОКР «Кабина-64» была успешно закончена в 1966 году, а в 1967 году был создан вариант размещения РЛК 1РЛ118М3 в «Линию».
С ноября 1966 г. по апрель 1967 г. были осуществлены уникальные в истории ОКБ ходовые испытания РЛК 1РЛ118М3 в транспортном положении. Были успешно пройдены 3000 км в степях Астраханской области. В испытаниях от ОКБ участвовали конструкторы Д.А. Попова и Р.Р. Ефимычева.
В 1966 году основные службы особого конструкторского бюро разместились в новом здании – корпусе №8 завода.
В период с 1966 г. по 1968 г. под руководством В.С. Кулышева были проведены полигонные испытания РЛК 1РЛ118М3.
С 1966 г. по 1970 г. были проведены актуальные ОКР: «Пеленг-1», главный конструктор – В.Д. Канагин; ОКР «Фиалка» и «Тантал-А» по встраиванию в РЛК наземных запросчиков, главный конструктор – Б.В. Курицин; ОКР «Шкаф И-8», «Фаза», главные конструкторы – Е.М. Скорняков и Б.В. Курицин.
В 1968 году состоялась защита технического проекта новой крупной ОКР «Кабина –66». Главным конструктором ОКР был назначен Ю.С. Коллегаев, заместителями А.Г. Тихонычев, Ю.В. Пантелеев, А.В. Савровский, В.А. Радонежский.
Этой опытно-конструкторской работой в отличие от предыдущих модификаций РЛК 1РЛ118М3 было создано принципиально новое изделие – РЛК 5Н87 (К-66), который стал лучшим в мире радиолокационным комплексом в своем классе. РЛК 5Н87 и поныне эксплуатируется в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Для этого РЛК были разработаны выносные посты ВП-87, предназначенные для командных пунктов управления.
В ходе выполнения ОКР «Кабина – 66» были использованы новые технологии, современная элементная база, внедрены изобретения ученых в области радиолокации и специалистов ОКБ. В реализацию ОКР «Кабина – 66» внесли большой вклад ученые Харьковской военной инженерной радиотехнической академии им. Говорова. – Я.Д. Ширман, В.В. Фединин, а также Киевского высшего инженерного радиотехнического училища ПВО имени Маршала авиации А. И. Покрышкина (КВИРТУ) и Московского ЯРТИ.
Разработка, испытания и доработки РЛК 5Н87 проводились параллельно с серийным производством РЛК 1РЛ118М3 на заводе, а также при последующем изготовлении опытной партии изделий 5Н87, что было огромным напряжением для коллектива ОКБ и проверкой его на прочность. Разработчики и конструкторы ОКБ с честью выдержали это испытание. Сроки по разработке и выпуску образцов нового РЛК были под постоянным контролем ЦК КПСС, Совета министров СССР, Министерства радиопромышленности, Министерства обороны, парткома завода.
Государственные испытания РЛК 5Н87 были завершены в 1972 году, а в 1973 году радиолокационный комплекс был принят на вооружение в войсках страны.
В 1969 году в связи с необходимостью срочной замены в войсках государственной системы опознавания «Кремний-2» ОКБ и заводу было поручено участие в разработке и крупносерийном производстве наземных радиолокационных запросчиков (НР3) новой системы Государственного опознавания «Пароль» (ОКР «Пароль-4»), в том числе НР3 71Е6, 73Е6, 75Е6, 1Л22. Главный конструктор ОКР – И.А. Третьяк. При этом коллективом ОКБ была проделана колоссальная работа по доводке технической документации разработчика НР3 – Новосибирского института (НИИРТ) – при подготовке крупносерийного производства с последующими испытаниями в реальных условиях. Для выполнения этих ответственных работ было создано конструкторское бюро (КБ) –24. За прошедшие годы на предприятиях страны было изготовлено несколько десятков тысяч запросчиков шести модификаций.
В 1970 году была начата ОКР «Отвод» по разработке изделия 5У66 для защиты РЛК 5Н87 от самонаводящихся снарядов и ракет. Главный конструктор ОКР – А.Т. Романов. В ходе реализации проекта был изготовлен и успешно испытан опытный образец 5У66. В 1977 году изделие 5У66 было принято на вооружение, но в серийное производство министерством не было запланировано.
В 1970-1972 гг. в ОКБ были выполнены: ОКР «Откос» по измерению высоты целей для РЛК «Кабина-66″, главный конструктор – Ю.В. Пантелеев; ОКР «Ветер» по созданию жестких радиопрозрачных укрытий для РЛК, главный конструктор – В.Н. Добровольский, ОКР «Фильтр» по созданию аппаратуры фильтровой СДЦ и первичной обработки информации для РЛК «Кабина-66″, главный конструктор – В.П. Болдырев.
В 1972 году ЯРТИ выдал ОКБ техническое задание на разработку антенно-поворотного устройства (АПУ) для пассивной РЛС 5Д37 (ОКР «База»), главный конструктор – В.М. Скосырев (г. Москва), заместитель – А.В. Савровский. Главным строителем изделия 5Д37 был назначен В.П. Новиков. Развертывание изделия на полигоне осуществлял Н.И. Лепехин.
В 1974 году ОКБ начало работу по созданию экспортного варианта РЛК 5Н87 – РЛК 5Н87Э (ОКР «Экспорт»), главный конструктор ОКР – А.К. Лебедев. Головной образец РЛК 5Н87Э был изготовлен в 1975 году, а в 1977 году прошел Государственные испытания.
Радиолокационные комплексы 5Н87Э были поставлены в социалистические страны, а также в некоторые арабские страны.
За период с 1971 г. по 1975 год в ОКБ проведено восемь ОКР и пять НИР.
Приказом Министра радиопромышленности СССР от 14.03.1974 за №138 ОКБ было переведено на самостоятельный баланс и переименовано в «Правдинское конструкторское бюро завода радиорелейной аппаратуры» (ПКБ ЗРА). Начальником ПКБ ЗРА был назначен Ю.С. Коллегаев, заместителем Н.Н. Агамалян, главным инженером А.В. Савровский.
При этом в составе ПКБ были оставлены разрабатывающие подразделения отдела главного конструктора под руководством В.А. Радонежского, а из «серийных» подразделений был создан отдел главного конструктора (ОГК) завода радиорелейной аппаратуры под руководством Б.И. Федосеева.
1975 год положил начало очередной эпохе в развитии ПКБ: были начаты крупномасштабные разработки новых радиолокационных станций и комплексов систем управления РЛК.
Совместно с 5-м институтом (МНИИПА, г. Москва) в 1975 году была начата разработка аппаратуры сопряжения РЛК 5Н87 с УРЛУ «Основа» (ОКР «Основа»), главный конструктор Е.М. Скорняков. Специалисты ПКБ разрабатывали изделие 5Д36 с использованием новой элементной базы, научных методов и техники (ТЭЗы, математическое моделирование и программирование, спецвычислители, рабочие места оператора и др.).
В 1976 году Генеральным заказчиком были выданы ПКБ технические задания на ОКР «14И6» и «19И6» по встраиванию в РЛК 5Н87 аппаратуры для повышения помехозащищенности. Главные конструкторы – В.П. Лапотников и А.С. Ривкин. Государственные испытания аппаратуры ОКР «19И6» были проведены в 1979 – 1980 годах.
В результате реализации ОКР по встраиванию аппаратуры «19И6» в РЛК 5Н87, значительной доработки и модернизации РЛК было создано новое изделие – РЛК 64Ж6. Главным строителем опытного образца РЛК 64Ж6 был назначен В.А. Гудков.
В 1981 году РЛК 64Ж6 был принят в войсках страны на вооружение, а в 1982 году было принято решение о встраивании в РЛК 64Ж6 аппаратуры термостатирования 71Н6 – главный конструктор С.А. Афонин. ОКР по доработке РЛК 5Н87 для встраивания аппаратуры 71Н6 выполнялась под руководством главного конструктора В.М. Юкалова.
В 1984 – 1985 г.г. был разработан экспортный вариант – РЛК 64Ж6Э. Главным конструктором был назначен С.А. Афонин.
В 1975 году в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР была начата большая ОКР по разработке трехкоординатной РЛС 22Ж6 нового поколения. В период с 1975 по 1976 год было разработано техническое предложение, а в 1976 –1977 годах – технический проект. Главным конструктором ОКР был назначен Н.Н. Агамалян.
В 1980 году был выполнен технический проект РЛС 22Ж6. В ходе этой ОКР была освоена элементная база 3-го и 4-го поколений, использованы цифровые методы обработки информации с применением микросборок и микросхем, тонкопленочной технологии. В 1981 году главным инженером ПКБ был назначен А.Ф. Денисов, главным конструктором РЛС 22Ж6 – И.А. Евсеев. Разработка антенных систем радиолокатора, сложные теоретические расчеты, макетирование и испытания опытных образцов были проведены А.П. Евсеевым, А.Г. Тихонычевым и их коллегами.
В 1982 году был изготовлен опытный образец РЛС 22Ж6 под руководством главных строителей А.А. Банных и Н.И. Лепехина.
В 1983-1984 годах опытный образец РЛС 22Ж6 был направлен на испытания на полигон Капустин Яр, в ходе которых была проведена существенная доработка образца РЛС 22Ж6 и впервые за историю полигона Заказчика был создан новый образец – вариант РЛС 22Ж6М. В 1985 году (II квартал) была завершена разработка рабочей конструкторской документации и в этом же году проведены государственные испытания РЛС 22Ж6М.
В семидесятые годы ЦК КПСС и Совет министров СССР, руководство Министерства радиопромышленности нацеливали предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) на производство товаров народного потребления (ТНП).
Во исполнение заданий Правительства, Областного комитета КПСС в ПКБ с участием специалистов завода были начаты работы по созданию товаров народного потребления. В 1977 году С.Г. Голубев, В.А. Соколов, В.Ф. Карантиров приняли участие в конкурсе на создание новых видов бытовой радиоаппаратуры и разработали стереофоническое комбинированное устройство I класса «Салют», а также УКВ–тюнер «Волна». Позже специалистами ПКБ было разработано цветомузыкальное устройство «Радуга».
В 1980 году по техническому заданию генерального Заказчика началась разработка изделия 5ОП-527, главный конструктор – А.Г. Шевченко, главный строитель – Н.И. Лепехин. В 1986 году был изготовлен опытный образец, а в 1987 году закончены Государственные испытания.
В 1984 году сектором 10 ПКБ был создан сигнатурный анализатор (разработчики В.М. Копанев, В.С. Луковников) для контроля и настройки цифровых схем и устройств. Эта разработка была внедрена на родственных предприятиях страны.
В 1986 году в ПКБ началась работа над ОКР «88Н6» – РЛС нового поколения. В 1989 году главным конструктором ОКР был назначен В.Д. Ястребов. В этой ОКР были использованы современные схемотехнические решения и конструктивные новшества по развертыванию РЛС на позициях. В 1992 году были проведены заводские испытания опытного образца, а в 1993 – 1997 годах – Государственные испытания.
Восьмидесятые годы были наивысшим расцветом ПКБ как в интеллектуальном, так и в техническом развитии.
В начале 90-х годов заместителем директора ПКБ был назначен В.Г. Гурбич, заместителями главного инженера – В.П. Болдырев, А.Г. Тихонычев.
Большая роль в проводимых Правдинским конструкторским бюро научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах принадлежала опытному производству, которое воплощало замыслы работников и конструкторов в реальные образцы. Начальниками опытного производства ПКБ были: Ю.С. Комлев, Г.Ф. Волков, В.А. Акишев, В.А. Спорышев, В.А. Жиров, С.А. Каленов, Ю.К. Колпиков. Огромный вклад в непосредственное изготовление блоков, узлов, деталей изделий внесли рабочие ПКБ: электромонтажники, слесари-сборщики, токари, фрезеровщики, сварщики, которые являлись поистине кадровым «кладом» для ПКБ.
В начале 90-х годов в ПКБ большое внимание стало уделяться разработке товаров народного потребления в связи с начавшейся в стране конверсией предприятий ВПК. Заместителем главного инженера по гражданской тематике был назначен В.П. Болдырев и создан сектор ТНП, начальник – С.А. Никонов. Были выполнены работы: разработка и изготовление опытного образца телефонного аппарата, образец кофемолки, опытный образец деревообрабатывающего станка, разработка автомобильного прицепа для легковых автомобилей.
С 1992 года в опытном производстве ПКБ было начато изготовление автомобильных прицепов, мощных СВЧ–усилителей «Бумеранг» для телефонных станций, антенных систем для радиорелейной связи.
В 1994 году директором ПКБ был назначен Леонтий Прокофьевич Демяносов.
Начавшаяся в стране в девяностые годы перестройка поставила предприятие в тяжелое финансовое положение из-за резкого снижения количества заказов на спецтехнику и свертывания НИР и ОКР, в связи с этим было не осуществлено и производство РЛС 88Н6.
Приказом заместителя Генерального директора Российского агентства по системам управления от 18.07.2000 за №185 была утверждена новая редакция Устава предприятия с присвоением названия: федеральное государственное унитарное предприятие «Правдинское конструкторское бюро» (ФГУП «ПКБ»).
В самые трудные для предприятия годы руководство ПКБ прилагало немало усилий для поддержания статуса предприятия, как разрабатывающего новую технику, сумело сохранить работоспособность трудового коллектива, освоив такие направления деятельности как проведение всех видов ремонта РЛС, разработанных предприятием ранее, ремонт с продлением ресурса и проведением модернизации изделий по бюллетеням.
Постановлением Правительства Российской Федерации ФГУП «ПКБ» было преобразовано в ОАО «ПКБ».
Генеральным директором ОАО «ПКБ» был назначен Л.П. Демяносов, главным инженером – А.Ф. Денисов, заместителями генерального директора – В.Г. Гурбич, В.П. Болдырев, В.Д. Ястребов.
Необходимость совершенствования управления производством и повышения экономических показателей предприятия, выполнение предстоящих задач в новых условиях российской экономики потребовали от руководства осуществить реструктуризацию предприятия. В конце 2005 года согласно программе реструктуризации и развития на ОАО «ПКБ» и ОАО «ПЗРА» началась реорганизация производственных и тематических подразделений и оптимизация структуры управления с перспективой создания научно-производственного объединения.
В 2005 г. генеральным директором ОАО «ПКБ» и ОАО «ПЗРА» был назначен В.Г. Гурбич, главным конструктором ОАО «ПКБ» – В.Д. Ястребов, директором по производству опытных образцов – В.В. Мохин.
В 2001 году в ПКБ было освоено в производстве и серийно выпускалось по 2010 г. изделие 98П6 – автоматизированное выносное рабочее место штурмана наведения РЛС 22Ж6М на базе индикатора кругового обзора «ПИКЕТ». С 2005 года начат серийный выпуск модернизированных радиолокаторов 5Н87 – РЛК 5Н87М.
С 1992 года ПКБ осуществляет работы по фирменному, капитальному ремонту и модернизации находящихся в эксплуатации изделий 5Н87, 64Ж6, 22Ж6М, 27П6, ПРВ-13 и систем автономного электроснабжения (САЭС) различных типов.
Серийному выпуску каждой новой РЛС или другого изделия всегда предшествует огромная организационная и творческая работа коллектива ПКБ: согласование с Заказчиком технических характеристик, выполнение эскизного и технического проекта, разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца, испытания аппаратуры изделия, устранение замечаний Заказчика, согласование и утверждение конструкторской документации для серийного производства, отработка документации в ходе производства. Задачи, которые ставились перед ПКБ, как правило, превышали возможности: и численность инженеров и оснащенность опытного производства зачастую были явно недостаточны для выполнения заданий в планируемые сроки. Документация, макеты и опытные образцы новых изделий рождались путем невероятных усилий специалистов, делавших всё возможное и невозможное. И только благодаря дружной и самоотверженной работе, атмосфере товарищества и взаимовыручки, благодаря энтузиазму, стойкости и высокой квалификации ведущих специалистов и всего коллектива ПКБ удалось и удаётся преодолевать все возникающие трудности.
За минувшие десятилетия среди всех отраслей промышленности страны технический прогресс в радиопромышленности и радиоэлектронике возрастал наиболее быстрыми темпами.
За период становления и развития ПКБ элементная база радиосхем неоднократно изменялась. Радиолампы заменили на транзисторы, функциональные узлы, микросборки, микросхемы. Развивалась микроэлектроника и новая микроэлектронная технология. Быстрыми темпами внедрялась вычислительная техника, аналоговые схемы заменялись цифровой обработкой сигналов. Все это принципиально изменяло подход в проектировании систем РЛС, требовало постоянного пополнения знаний, нового инженерного мышления.
Ветеранам ПКБ за 50 лет посчастливилось непосредственно участвовать в этой поэтапной технической революции, проявить свои способности в творческом, инженерном труде и с достоинством пройти все этапы научного и технического обновления.
Совместная напряженная работа ПКБ и завода позволяла сокращать периоды разработок и освоения новой техники в производстве, обеспечивала выполнение годовых и пятилетних государственных планов, находящихся в прошедшие годы под непосредственным контролем Совета министров СССР и ЦК КПСС.

Правдинское конструкторское бюро – предприятие, созданное в 60-е годы для разработки новой техники, успешно справилось с поставленными задачами, и его коллективу есть чем гордиться. Коллективом ПКБ выполнено более пятидесяти ОКР и более семидесяти НИР, получено более семидесяти авторских свидетельств на изобретение.
Все многочисленные разработки ПКБ, проведенные коллективом за эти годы, были выполнены на высоком техническом уровне: опытные образцы РЛС прошли Государственные испытания, большинство разработок освоены в серийном производстве и хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации, а одна из разработок – РЛК 5Н87 – удостоена Государственной премии СССР.
За разработку и внедрение новых РЛС и РЛК в производство большая группа работников ПКБ. была удостоена государственных наград. В 1976 году Ю.С. Коллегаев, А.Я. Буряковский, Ю.В. Пантелеев удостоены Государственной премии СССР в области науки и техники.

СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, ДАТЫ ПКБ
1962 год – создано отдельное конструкторское бюро (ОКБ) в составе п/я 4. Первый начальник ОКБ – В.А. Куликов, главный инженер – А.В. Савровский, начальник РТО – В.П. Скибарко. Основные разработки: РЛК «Алтай», ОКР «Пирамида».
1964 год – начальником ОКБ назначен А.Я. Буряковский.
1965 год – начальником ОКБ назначен Ю.С. Коллегаев. Основные разработки: ОКР «Кабина-64» (РЛК 1РЛ118М).
1967 год – основные разработки: размещение составных частей РЛК 1РЛ118М в «Линию».
1968–1972 годы – основные разработки: ОКР «Кабина-66» (РЛК 5Н87), ОКР «Отвод» (изделие 5У66), ОКР «База» (РЛС 5Д37).
1974 год – ОКБ переведено на самостоятельный баланс и переименовано в «Правдинское конструкторское бюро завода радиорелейной аппаратуры» (ПКБ ЗРА). Начальник ПКБ ЗРА – Ю.С. Коллегаев, главный инженер – А.В. Савровский. Основные разработки – РЛК «5Н87Э».
1976 год – присуждение Государственной премии за разработку и внедрение РЛК 5Н87 Ю.С. Коллегаеву, А.Я. Буряковскому, Ю.В. Пантелееву.
1975-1985 годы – основные разработки: РЛС 22Ж6М, автомобильный багажник – автопалатка АП-1, ОКР «Основа» (изделие 5Д36), аппаратура 19И6, РЛС 64Ж6, РЛС 64Ж6Э, ОКР «5ОП-527», создание РЛС «22Ж6М».
1981 год – главным инженером назначен А.Ф. Денисов.
1986-1995 годы – основные разработки: ОКР «88Н6», автомобильные прицепы.
1994 год – директором ПКБ назначен Л.П. Демяносов.
1995-2000 годы – основные разработки: ОКР «Обход-403», «Образ-М», «Контейнер» (29Б6), «Пикет», «1РС-1-1Б», «Подлёт».
2002 год – преобразование ФГУП «ПКБ» в ОАО «ПКБ». Директор – Л.П. Демяносов, главный инженер – А.Ф. Денисов.
2005 год – генеральным директором ОАО «ПКБ» назначен В.Г. Гурбич. Начало реструктуризации ОАО «ПКБ» и ОАО «ПЗРА» и создания научно-производственного объединения.

Адрес:
606408, Нижегородская обл., г. Балахна, ул. Горького, 34
e-mail АО «НПО «ПРЗ»: npo-prz@mail.ru
e-mail АО «ПКБ»: oao-pkb@mail.ru
Контактные телефоны:
Приемная
Телефон: (831-44) 6-96-10
Факс: (831-44) 6-96-11
http://www.npo-prz.ru
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ 22Ж6М «ДЕСНА-М»
ПРАВДИНСКИЙ РАДИОЗАВОД