ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА М «МАЛЮТКА»
THE SUBMARINES OF THE TYPE M «MALYUTKA»

В начале 1930-х годов правительство СССР поставило задачу по созданию и усилению Тихоокеанского флота. Находившиеся на тот момент времени на вооружении подлодки «Щука» и «Ленинец», которые строились на заводах и верфях, находившихся на территории европейской части страны, могли транспортироваться по железной дороге лишь в разобранном виде, однако их обратная сборка на верфях Дальнего Востока была затруднена и требовала больших затрат времени. В этой связи было принято решение о разработке малоразмерных подлодок, которые можно было перевезти по железной дороге, не разбирая. Проект малой подводной лодки серии VI, названной «Малютка», был утвержден 20 марта 1932 года Реввоенсоветом СССР. Разработка проекта новой субмарины велась Техбюро №4, руководителем которого был Асафов Алексей Николаевич. За основу при проектировании была взята субмарина проекта «Минога» И. Г. Бубнова водоизмещением 120 тонн.

Подводные лодки новой серии были недорогими, строить их можно было сравнительно быстро. Небольшие размеры субмарин позволяли транспортировать их железнодорожным транспортом в собранном виде, что открывало широкие возможности маневрирования по внутренним путям между удаленными друг от друга морскими театрами боевых действий. Наконец, впервые в мировой практике строительства подлодок предполагалось выполнить корпус лодок цельносварным. Совокупность всех этих соображений предопределила принятие и практическую реализацию проекта лодки VI серии «Малютка» – первой малой подлодки, поостренной в СССР, которой посчастливилось стать родоначальницей нескольких серий подобных боевых кораблей советского флота.
Подводные лодки типа М – самый многочисленный тип подводных лодок советского флота в годы Второй мировой войны. Это самые малоразмерные подводные лодки в Советском Союзе в этот период.

Подлодки типа М активно участвовали в Великой Отечественной войне. Предназначенные для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника и во вражеских гаванях. Всего было построено 153 подлодки типа М, из них 78 до войны, 22 во время войны и 53 XV серии после войны.
Подводные лодки типа М за годы войны потопили 61 транспортное и вспомогательное судно общим водоизмещением 135 512 брт, уничтожили 10 боевых кораблей и повредили 8 судов общим водоизмещением 20 131 брт.
За боевые заслуги четырем подводным лодкам типа М было присвоено гвардейское звание, две награждены орденом Красного Знамени, а М-172 стала гвардейской Краснознамённой.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип корабля малая подводная лодка
Обозначение проекта серии VI, VI-бис, XII, XV
Водоизмещение надводное 157 т / 208 т
Водоизмещение подводное 197 т / 258 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 36,9 м / 45 м
Ширина корпуса наиб. 3,13 м / 3,50 м
Средняя осадка (по КВЛ) 2,58 м / 2,85 м
Силовая установка Дизель-электрическая, одновальная. Дизель 685 л. с. / 800 л. с., электродвигатель 235 л. с. / 400 л. с.
Скорость (надводная) 13 узлов / 14 узлов
Скорость (подводная) 7 узлов / 7,8 узла
Рабочая глубина погружения 50 м
Предельная глубина погружения 60 м
Автономность плавания 7 суток / 10 суток
Экипаж 36 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерия
• 45-мм пушка 21-К, 195 снарядов
Торпедно- минное вооружение
• 2 носовых торпедных аппарата без запасных торпед

Источники: корабелыпобеды.рф/ships/157/, topwar.ru

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НЕАТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ